Урок 9 класс тема: Консервация политического режима Брежнев Л.И.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Цель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
§ освоить новые понятия и уметь ими оперировать
§ уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
§ критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
§ сформировать системное видение темы
§ мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
§ консервация
§ политический режим
§ идеологемы
§ социализм
§ функционеры
§ партийная номенклатура
§ формализм
План урока
§ Организационный момент
§ Изучение нового материала
§ Закрепление выученного материала
§ Домашнее задание
§ Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_tema_brezhnev_l.i.docx | 255.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9 класс тема: Консервация политического режима Брежнев Л.И.
Цель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
- освоить новые понятия и уметь ими оперировать
- уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
- критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
- сформировать системное видение темы
- мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
- консервация
- политический режим
- идеологемы
- социализм
- функционеры
- партийная номенклатура
- формализм
План урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление выученного материала
- Домашнее задание
- Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Организационный момент
Прием 1. Приветствие и мотивация
Прием 2. Проверка отсутствующих
Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?
Изучение нового материала
Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны». Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.
Л.И.Брежнев
Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».
Беседа с классом
Вопросы для беседы:
1. Что такое пропаганда?
2. Где используется пропаганда и в каких формах?
3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.
4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях "хорошо-плохо"?
Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким. Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.
После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.
Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.
Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.
К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».
Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному...
Объяснение терминов
- Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
- Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
- Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
- Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
- Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
- Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
- Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.
Закрепление выученного материала
Мини-дискуссия на тему "Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов"
Домашнее задание
1. Изучить материал темы по учебнику.
2. Написать эссе на одну из тем:
- Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
- Мое видение коммунизма в СССР
- Коммунизм или демократия?
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Учитель спрашивает учеников, остались ли невыясненные вопросы. Если да, учитель отвечает на них, дальше благодарит учеников за работу в классе, выставляет оценки самым активным ученикам и прощается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".
Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...
«Консервация политического режима»
Цели урока:lДать характеристику политического режима 60-80 – х гг. ;lПознакомиться с личностью Брежнева;lРазвивать умение работать с учебником, анализировать. обобщать, делать выводы...
Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"
Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...
Тест на тему "Формы политического режима"
Тест на тему "Формы политического режима" (10 класс)...
Презентация к уроку истории по теме "Консервация политического режима в СССР в 1964-1985 гг." для 9 класса
Презентация содержит разделы: 1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. 2. Укрепление роли армии и органов безопасности. 3. Конституция СССР 1977 г.Презентация содерж...
открытый урок по теме "Политика, политические режимы"
урок практикум 9 класс обществознание...
Презентация к уроку Консервация политического режима
Презентация к уроку Консервация политического режима ( внутренняя политика в правление Л.И. Брежнева)...