Память сердца
статья по истории по теме
Предварительный просмотр:
Память Сердца
Кириллова Ольга Афанасьевна,
учитель истории,
Арискина Валентина Ивановна,
учитель ОБЖ
Философы вслед за поэтом Батюшковым различают «память рассудка» и «память сердца». Память сердца – это достигшее глубины души впечатления о том, как мы действительно увидели что-то в мире сами. «Того не приобресть, что сердцем не дано»,- писал другой поэт, Евгений Баратынский.
Каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности, должен что-то «увидеть» - не важно что; важно чтобы увиденное глубоко запало ему в душу, в память сердца. Именно эту задачу мы стараемся решать в процессе военно-патриотического воспитания школьников, важным звеном которого является урочная и внеурочная работа.
Большие возможности для реализации поставленной задачи дают уроки истории. Хочется остановиться на особенно запомнившихся. На уроке « Человек на войне» звучат письма с фронта, воспоминания детей- тружеников тыла, свидетельства преступлений по отношению к военнопленным. Многое ученики узнают о том, что собой представлял «Новый порядок» на оккупированной территории. Готовясь к этому занятию, ребята знакомятся с документами, свидетельствами очевидцев, отвечают на познавательные и проблемные вопросы: Солдатские письма – о чём они? Что волновало солдат, вдохновляло и удивляло их? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию? Жаркий спор разгорается во время дискуссий «Генерал Власов А.А. – предатель Родины или борец с режимом»? и «Кто виновник развязывания «холодной войны» - США или СССР»? Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Эту мысль хотелось донести до сознания современных молодых людей на уроке «Патриотическая деятельность российской эмиграции». На нем ребята узнали о том, как наши соотечественники, оказавшиеся волей судеб в изгнании, думая о будущем своей Родины, никогда не забывали о славных страницах её истории, как бережно, из поколения в поколение передавали язык, культурные ценности, военные реликвии.
Умения и навыки, полученные на уроках истории, учащиеся успешно применяют и во внеурочной деятельности. Формы и методы ее разнообразны: выпуск боевых листков «Великие битвы», «Дети войны», виртуальные экскурсии, праздники инсценированной военной песни, смотра песни и строя, посещение экспозиций поселкового музея «Труженики тыла», «Техника времён Великой Отечественной войны». На протяжении ряда лет в школе работают мобильные группы старшеклассников, задача которых донести до ребят младших и средних классов необходимую информацию об истории нашей страны, её героях. Они готовят викторины, презентации на темы: «Дорога жизни», «Дети войны», «Великие полководцы». Волонтеры проводят классные часы в форме вопросов и ответов, где их подопечные являются не просто зрителями, а активными участниками.
В девяностые годы учителями больше использовались активные и интерактивные формы работы, и незаслуженно ими была забыта литературно - музыкальная композиция. Однако спустя десятилетия оказалось, что эта форма не потеряла своей значимости. Ярким примером данной работы стала композиция «Московская битва». Проникновенное чтение стихов и писем с фронта, музыка вызвали у детей слёзы. В год 65-летия Великой Победы опробована другая форма – виртуальная экскурсия «Города-герои». Силами учителей истории и ОБЖ, старшеклассников, классных руководителей подготовлены группы экскурсоводов, разработаны маршрутные карты для путешествия классов. Это мероприятие, как и сама Великая Отечественная война, сплотило всех участников. Война и Победа – не просто общее воспоминание для нашего народа, это еще и объединяющее начало, точка опоры, основа для будущего роста и развития.
Важным аспектом военно-патриотического воспитания молодежи является подготовка к службе в армии. Поэтому не случайно в школу вернулись праздник «Смотр песни и строя», военно-спортивная игра «Зарница», военно-полевые сборы для старшеклассников. Разрабатывается историко-патриотический курс «Славься, Россия!», который призван обеспечить воспитание преданности своему Отечеству, готовность самоотверженному служению обществу.
Для духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо тесное сотрудничество с «Советом отцов», со школьным «Пресс-центром». Это позволит расширить круг людей, которые будут способствовать возрождению патриотических чувств у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Разработка классного часа "Память сердца"
Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война. Чем дальше уходят от нас события этой самой б...
Встреча с воинами-интернационалистами "Память сердца"
Сценарий посвящён выводу войск из Афганистана...
Память сердца
Статья о воспитании патриотических чувств...
А память сердце бережёт...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню вывода советских войск из Афганистана...
Музыкально-литературная композиция "Память сердца"
Урок, посвященный самым знаменитым песням о Великой отечественной войне. Урок будет полезен как учителям истории, так и учителям литературы...
"А память сердце бережёт..."
Открытый классный час, посвященный Дню вывода советских войск их Афганистана...