Варны в Древней Индии
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме
По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_uroka.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.
Варны и касты в Древней Индии
План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.
Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты
Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые
Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов
Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)
«Законы Ману». Брахманы 1,31— А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87— А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88— Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
«Законы Ману». Кшатрии 1,89— Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 — Его (царя) истинный долг — победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.
«Законы Ману». Вайшьи 1,90— Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.
«Законы Ману». Шудры 1,91— Но только одно занятие Владыка указал для шудры — обслуживание этих каст со смирением. X, 99— Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 — Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи — той и своей касты; для кшатрия — тех обеих, а также своей; для брахмана — тех [трех], а также своей.
«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…
Религия Индии Буддизм Ступа - место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.
Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда
Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда
Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад
Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника
ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии
Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса. В данной разработке в форме игры повторяется изученный предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....
Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"
1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...
урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия
Тема : Древний Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...
презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия
презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...
Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.
Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...
Разработка урока в 5 классе по теме "Варны Древней Индии".
Знакомство с делением индийского общества на касты....
Презентация к уроку (история, 5 класс) "Варны в Древней Индии"
Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация....