Варны в Древней Индии
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме

Артамонова Ирина Анатольевна

По преданию, все жители Древней Индии принадлежали к одной из четырех Варн. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_uroka.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по истории Древнего мира на тему: «Варны и касты в Древней Индии» (5 класс) Учитель истории МОУ «СОШ № 7» Артамонова И.А.

Слайд 2

Цели урока раскрыть особенности социальной структуры древнеиндийского общества; раскрыть сущность и обеспечить усвоение учащимися понятий «Варна», «каста», показать главные отличия этих понятий; подвести учащихся к пониманию того, что для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно социальное неравенство, что и в настоящее время существует деление людей на разные группы; познакомить учащихся с учением Будды, основными положениями буддизма; сформировать умение анализировать исторический источник, извлекать из него необходимую информацию; выработать у учащихся умение использовать полученные знания при заполнении сравнительной таблицы; сформировать способность сравнивать Варны, выявлять общее и особенное; развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные выводы; сформировать навыки самостоятельной работы с историческим материалом, развитие умения ясно выражать свои мысли в устной форме; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе исторического опыта, показать несправедливость социальной дифференциации.

Слайд 3

Варны и касты в Древней Индии

Слайд 4

План урока «Варны и касты в Древней Индии» Понятие «Варны». Особенности деления древнеиндийского общества на Варны. Характеристика Варн. Религия Древней Индии. Легенда о Будде.

Слайд 5

Структура древнеиндийского общества ВАРНЫ Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры касты касты касты касты касты касты касты касты

Слайд 6

Понятие «Варна» Варна (санскр. वर्ण , varṇa, «качество, цвет, категория») — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Слайд 7

Индийские Варны Брахманы (Жрецы) Кшатрии (Воины) Вайшьи (Земледельцы) Шудры (Слуги) Неприкасаемые

Слайд 8

Особенности деления общества на Варны: Члены Варны не должны вступать в браки вне своей Варны Подобные, но менее строгие запреты касаются и принятия пищи Точно установленный род занятий Члены Варны со дня рождения и в течение всей жизни принадлежат к данной Варне, если не исключается из нее за нарушение ее законов Переход из одной Варны в другую невозможен Авторитет брахманов

Слайд 9

Характеристика Варн Название Обязанности представителей Варн 1. Жрецы (брахманы) 2. Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры)

Слайд 10

«Законы Ману». Брахманы 1,31— А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно]. 1,87— А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия. 1,88— Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. IX , 317 – Брахман – ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

Слайд 11

«Законы Ману». Кшатрии 1,89— Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев. X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха. X, 119 — Его (царя) истинный долг — победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

Слайд 12

«Законы Ману». Вайшьи 1,90— Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьи X ,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению) , может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

Слайд 13

«Законы Ману». Шудры 1,91— Но только одно занятие Владыка указал для шудры — обслуживание этих каст со смирением. X, 99— Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями. X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные. III, 13 — Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи — той и своей касты; для кшатрия — тех обеих, а также своей; для брахмана — тех [трех], а также своей.

Слайд 14

«Законы Ману». «Неприкасаемые» X ,51 – Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X ,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде… X ,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения человека соответственно его общественному положению), не следует общаться с ними…

Слайд 15

Религия Индии Буддизм Ступа - место хранения реликвий Будды VI – V века до н. э.

Слайд 16

Буддизм VI – V века до нашей эры Основатель религии - Будда - принц Гаутама, жил в VI в. до н.э. Покинул дом и семью, чтобы постичь суть жизни и найти путь к преодолению человеческих страданий. Создал свое учение Будда

Слайд 17

Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу Самая великая победа – над собой Гнев побеждается отсутствием гнева , недоброе – добрым, скупость - щедростью, ложь – правдой ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ Будда

Слайд 18

Решите кроссворд 1. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. 2. Представители второй варны, которые с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. 3. Представители четвертой варны, которые служили высшим варнам. 4. Представители самой высшей варны, которые выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды. 5. Основатель буддизма в Древней Индии. 4 5 3 2 1 КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

Слайд 19

4 Б Р А 5 Б 3 Ш Х У 2 К У М Д Ш Д А Д 1 В А Р Н А А Т Ы Ы Й Р Ш И Ь И И назад

Слайд 20

Домашнее задание § 21 (читать, пересказывать) Подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев Задание № 86 в рабочей тетради Подготовить сравнительный анализ четырех древнеиндийских варн, используя таблицу в тетради и материал учебника

Слайд 21

ЛИТЕРАТУРА История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. / Арасланова О.В. – М.: ВАКО, 2004. Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. // ПС – История. – 1999 –№ 40. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 выпусках. Выпуск 1.Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2007. История Древнего Востока. / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков, В.И. Кузищин, В.М. Массон, С.С. Соловьева, Д.В. Деопик, И.А. Ладынин, А.А. Немировский. / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: «Издательство «Высшая школа», 2003. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...

Разработка урока в 5 классе по теме "Варны Древней Индии".

Знакомство с делением индийского общества на касты....

Презентация к уроку (история, 5 класс) "Варны в Древней Индии"

Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация....