Тексты для подготовки к ЕГЭ по истории
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Представлены тексты для подготовки к ЕГЭ по истории периода Смуты и Ивана Грозного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты к ЕГЭ по истории
Когда прекратилась кровавая московская заутреня, тотчас сам собою представился неотложный вопрос о замещении праздного Московского престола.
Для решения сего вопроса Боярская дума хотела было разослать по городам призывные грамоты, чтобы собрать Великую земскую думу. Но Василий Шуйский не для того клал свою голову на плаху и поднял народный мятеж, чтобы терпеливо ждать земского избрания. На третий день … бояре и духовенство вышли к ней и начали было говорить о созвании Великой земской думы для избрания царя.
Тут некоторые из бояр и дворян стали прямо указывать на князя Шуйского, посредством которого Бог избавил православный народ от еретика и расстриги. Толпа их поддержала и крикнула: "Да будет князь Василий Иванович царем и великим князем всея Руси!" Бояре и духовенство не посмели противоречить и стали поздравлять нового государя. Находившийся налицо в числе бояр Шуйский в сопровождении той же толпы с площади отправился в Успенский собор, чтобы принести благодарение Богу за свое избрание и немедленно принять присягу от бояр и думных людей. Но он не ограничился ее принятием от Боярской думы; а тут же сам дал необычную дотоле у московских самодержцев присягу в том, что без боярского приговора никого не будет осуждать на смертную казнь, и, если кто будет осужден, то у невинных его родственников и семьи имущества и животов не отнимать, доносов тайных не слушать и обвинителям давать очную ставку с обвиняемым.
С1. Укажите год, когда происходили события, упомянутые в тексте. Назовите имя правителя, правившего в России, до описанных в тексте событий. Укажите название периода истории России, с которым связан этот текст.
С2. Какой способ избрания правителя указан в тексте. Приведите 2 суждения, показывающие это способ.
С3. Каков итог правления Василия Шуйского. Укажите не менее 2-х причин такого итога.
Уже с самого начала смуты граждане Нижнего Новгорода отличались своею верностию присяге, твердостию и здравомыслием. Они не допустили увлечь себя никаким подговорам, отбили все попытки мятежных шаек и сохранили свой город от разорения и разграбления. Из среды посадских людей история выдвинула на передний план некоего мясного торговца Козьму Минина, прозванием Сухорука. Во время московского разоренья он является в Нижнем Новгороде в числе земских старост, следовательно, одним из людей излюбленных, более или менее снискавших доверие и уважение своих сограждан.
... Овладев их сердцами, Минин стал руководить их действиями. Составили приговор о сборе денег и вооружении большого ратного ополчения.
Тут возник вопрос, кому вверить начальство над сим ополчением. Требовался человек, во-первых, знатный, во-вторых, искусный в военном деле, в-третьих, чистый, то есть бывший не причастным к измене законным государям. По всей вероятности, тот же Минин подсказал имя избранника. Остановились на князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Хотя по летам своим он принадлежал к молодым воеводам (около 35 лет) и по чину был только стольник, но происходил из древнего рода князей Стародубских, а, главное, выдвинулся не только своим воинским мужеством, но еще более твердостию характера и непоколебимою верностию присяге.
С1. Укажите год, когда происходили события, упомянутые в тексте. Укажите название периода истории России, с которым связан этот текст.
С2. Укажите руководителей нижегородского ополчения. Назовите качества, которые позволили им возглавить ополчение.
С3. Назовите цели деятельности ополчения. Назовите итоги деятельности ополчения (не менее 2-х итогов).
Недаром князья московские преклонялись перед ордынскими ханами, покорно признавали свое княжество их улусом, терпеливо сносили унизительные обряды на приеме ханских послов. Приниженное положение забывается не сразу, и даже освободившись от платежа дани, став государями независимыми, князья московские еще не освободились от обаяния той власти, которой они подчинялись два с половиной века. Иван III требовал себе равенства с султаном, с германским императором, но еще не смел и думать о равенстве с крымским ханом и в грамотах своих бил ему челом.
И вот внук этого Ивана решился принять сам титул царя, т.е. поставил себя на равную с ханом высоту - это была своего рода политическая дерзость, и завоевание Казани блестящим образом оправдало ее. Русская земля могла теперь свободно вздохнуть и с законной гордостью, в сознании своей мощи и доблести, смотрела, как ее государь попирал пятою вчерашнего грозного владыку.
Напряжение, потребовавшееся, чтобы сломить этот оплот, напоминало усилия 1380 года, времена Мамая и битву на Куликовом поле; только результаты на этот раз были несравненно значительнее: там татар лишь отразили, теперь их завоевали и подчинили. Кроме того, множество русских православных людей, томившихся в татарском плену, получили свободу, и, таким образом, успех русского оружия был вместе с тем и священным подвигом защиты христианства от бусурман.
С1. Укажите имя правителя, о котором идет речь в тексте, и годы его правления. Укажите год завоевания Казани.
С2. Используя знания по истории, назовите причины завоевания русским царем Казани (не менее 2-х причин).
С3. Назовите итоги завоевания Казани (не менее 2-х). Назовите территории, заселенные татарами, которые были завоеваны русским царем в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"
Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и комментировать её; ...
Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ
Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)
Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....
"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"
Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С)....
Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".
Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...