классный час "С любовью о России"
классный час по истории (8 класс) по теме

Цели и задачи:

  1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
  2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
  3. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_lyubovyu_o_rossii.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «С любовью о России»

Цели и задачи:

Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).

Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Оборудование урока: политическая карта современной России, изображения ГЕРБОВ, ФЛАГА РОССИИ, текст ГИМНА РОССИИ, аудиозапись ГИМНА РОССИИ, портреты князя Ивана Ш, царя Алексея Михайловича, президента Владимира Путина, рисунки детей, аудиозапись мелодичной музыки.

Ход классного часа

Праздник начинает учитель, под мелодичную музыку он читает стихотворение.

Родина.

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокурых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,

И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,

И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах,

И ливни – такие косые,
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: все это - Россия,
Которую топчут враги.

Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Ведущий. А как представляют свою родину ребята, вы можете увидеть на выставке рисунков “Моя Родина”.

Откуда произошло само слово РОДИНА?

Ученик. Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Игра «Подбери правильное объяснение»

РОДИТЬ                            – произвести на свет потомство.

РОДИТЕЛИ                      – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ                              – родственник, член рода.

РОДНЯ                              – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ             – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей  

                                           родословной, изучают её.

РОДИНА                           – это и отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД                             – нация, жители страны.

Учитель. А что значит загадочное слово “Русь”? Я считаю, что слово “Русь” объёмное и многозначное. Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне. Может быть, им родственны такие слова:

Русло – ложе реки, по которому она течёт.

Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

Ученик. А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский. Отрывок.

“Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, – подтвердила хозяйка…

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Русь – светлое место! Русь – страна света”.

Учитель. Не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с ясным взглядом, чистой душой, светлыми помыслами: учёные, поэты, писатели, художники. Все они очень любили свою Родину, Россию.

Вот слова А.С. Пушкина: “ Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, – высшее его назначение”.

Константин Бальмонт писал: “ Я рад, что я родился русским и никем иным быть бы я не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду”. Послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Дети читают стихи.

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

2. Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

3. Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

Учитель. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего географа – надо показать на карте наше государство, наш край, город. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

Ученики. Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей.

Учитель. Российская государственность зародилась 1150 лет назад. В 862 году князь Рюрик, положил начало первой русской династии. Российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан». Большинство отечественных историков восемнадцатого и девятнадцатого веков считали «призвание варягов» начальным событием российской государственности. 21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности». Сменивший на престоле своего отца император Александр II постарался использовать тысячелетний юбилей Российского государства для того, чтобы заявить программу нового царствования. Подготовка к юбилею совпала с периодом радикальных реформ.

Был объявлен национальный конкурс, в котором приняли участие самые известные скульпторы и архитекторы России. Сенсационную победу одержал 23-летний выпускник живописного отделения Академии художеств Михаил Микешин. В то время как маститые конкуренты мыслили привычными формами, молодой художник придумал новый образ, соединивший символы монархии и народоправства – шапку Мономаха и вечевой колокол.

На установку у себя памятника «Тысячелетию России» претендовали сразу несколько городов: Санкт-Петербург, Москва, Киев и Новгород. В конечном счете, выбор пал на Новгород – «колыбель государства Российского». Высота монумента составляла 15, 7метра, вес 96 тонн, общее количество фигур – 128. На горельефе памятника было решено поместить изображения самых выдающихся деятелей русской истории. В отборе кандидатур приняли участие известные ученые и деятели искусства. Тем самым памятник становился летописью в лицах, Пантеоном Русской славы.   Вокруг шара-державы размещены семнадцать трехметровых фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, отображающих «Шесть эпох государства Российского». В каждой группе главенствуют государи, олицетворяющие каждый свою эпоху. Рюрик представляет основание государства Российского, Владимир – крещение Руси, Дмитрий Донской – освобождение от татарского ига, Иоанн III – начало единодержавия, Михаил Романов – восстановление царства после Смуты. Замыкает круг Петр Великий, основатель Российской Империи.

Выступления учащихся:

Ученик 1.

1 эпоха «Основание государства Российского – 862 г». Группа состоит из двух фигур – Рюрика и языческого идола. Первый русский государь изображен в полном воинском облачении, со звериной шкурой на плечах. Лепивший скульптуру академик П. С. Михайлов изобразил основателя русской династии суровым воином, привыкшим доказывать свою правоту мечом, рукоять которого он сжимает  левой рукой. Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» –  цифру семьдесят. Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.

Слева от Рюрика, в углублении под шаром, виден языческий идол.

Ученик 2. 

2 эпоха « Введение христианства – 988 г.»

Выполненная скульптором Р. К. Залеманом  трехфигурная композиция повествует о принятии христианства на Руси. В центре композиции – святой князь Владимир в княжеском одеянии. В его высоко поднятой правой руке византийский восьмиконечный крест – символ спасения. Движением левой руки князь повелевает старику-славянину разбить языческого идола, которому он сам еще недавно поклонялся и приносил жертвы. Справа от князя молодая мать, несущая для крещения своего младенца.

Ученик 3.

3 эпоха «Начало освобождения от татарского ига – 1380 г.»

Двухфигурная группа, выполненная также Залеманом, изображает князя Дмитрия Ивановича Донского, попирающего ногой поверженного ордынца. Герой Куликовской битвы изображен в полном боевом облачении. На нем кольчуга и шлем, в правой руке – шестопер, в левой – татарский бунчук с полумесяцем. Поза князя дышит уверенностью и отвагой.

Ученик 4.

4 эпоха «Основание самодержавного царства Русского – 1491 г.»

Самая многочисленная группа второго яруса, состоящая из пяти фигур, выполнена И. Н. Шредером. В центре ее – великий князь Иван III, изображенный в полный рост. На нем царское одеяние и шапка Мономаха, в правой руке князь держит скипетр, в левой – державу. Справа – поверженный литовец со щитом и коленопреклоненный воин Золотой Орды, подносящий князю в знак покорности бунчук, что означало окончательную победу над татаро-монголами в 1480 году. Слева от великого князя полулежит, опираясь на локоть, сбитый с ног ливонский рыцарь, пытающийся защититься сломанным мечом. За ним, спиной к зрителю, стоящий на коленях простолюдин, поддерживающий державу. Этой фигуре, названной авторами «сибиряком», вероятно, отводилась двойная символика. «Сибиряк» одновременно олицетворял собой и начало присоединения Сибири к Русскому царству, и народную опору державы.

Ученик 5.

5 эпоха «Восстановление самодержавия – 1613 г.»

Трехфигурная группа, выполненная академиком Р. К. Залеманом, изображает избрание на царство Михаила Романова и основание новой династии. Юный Михаил Романов стоит в позе молящегося, с непокрытой головой, взор его обращен к небу. Он уже принял державу, но прежде чем взять корону, просит Бога даровать ему мудрость и силу. По левую сторону стоит коленопреклоненный нижегородский гражданин Кузьма Минин, подносящий избраннику шапку Мономаха и скипетр. Справа в сильном, решительном движении запечатлен князь Дмитрий Пожарский, защищающий мечом юного государя от охотившихся за ним польских интервентов.

Ученик 6.

6 эпоха « Основание Российской империи – 1721 г.»

Трехфигурная группа выполнена И. Н. Шредером. В центре ее мощная фигура Петра I. В правой руке первый император Всероссийский держит скипетр, левая рука прижата к груди. Петр изображен с непокрытой головой, на нем мундир офицера Преображенского полка, поверх которого наброшена императорская порфира. Над плечом императора парит гений, осеняя его своим крылом и указывая предначертанный свыше путь. У ног Петра побежденный под Полтавой швед.

Ученик 7. Открытие памятника «Тысячелетию России» было назначено на 8 сентября (по старому стилю) 1862 года. В этот день сошлись три знаменательные даты: праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола. Праздничные мероприятия прошли также в Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Назовите основные символы государства. (Дети называют.)

Давайте послушаем рассказы ребят о символах нашей страны.

Ученик. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.

Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.

Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. 

Показывается портрет князя Ивана III, большой государственный герб Российской Империи.

Ученик. Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.

Демонстрируется Российский флаг.

Учитель. А что символизируют цвета Российского флага? 

(Выслушиваются версии детей.)

Учитель. История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам.

По другой версии: на Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Показывается портрет царя Алексея Михайловича.

Ученик. Одним из главных символов России является Государственный гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А. Александров, а слова гимна написал С. Михалков.

 (Звучит гимн Р.Ф.)

Учитель. Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством. Издавна на Руси любил народ загадки. Отгадаете загадки, узнаете ключевое слово.

(Решение кроссворда из загадок)

По горизонтали:

1) То волной лениво плещет,

То под ветром чуть трепещет,

То как зеркалом лежит-

Ослепительно блестит

То вдруг яростно ревёт

И, ревя, верёвки вьёт,

И на берег их бросает,

И сейчас же в клочья рвёт!...(море)

2) Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое. (солнце)

3) Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (вода)

4) В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (рябина)

5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер , то беловат,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (небо)

6) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

Учитель. Итак, ключевое слово – РОДИНА. Как пишет в толковом словаре С.И. Ожегов “Родина – это отечество, родная сторона.”  

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ученик

Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный часс

Классный час из цикла "Здоровый образ жини" для учащихся 5 класса....

классный час "С любовью о России"

Цели и задачи: Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Познакомить с с...

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

классный часс "День космонавтики"

Классный час: «День космонавтики»Цель  мероприятия: Познакомить  учащихся  с  историей  развития  отечественной  космонавтики,  с  теми,  кто  вн...

Классный часс "Я и мир прфессий"

Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении. ...

Классный часс "Красота профессии -"Садовник"

Показывается значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека. ...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Интересная работа. В конце только укажите список литературы, которую Вы использовали.

На какой возраст рассчитан данный классный час?