Накануне отмены крепостного права
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме

Вагина Татьяна Викторовна

Презентация к уроку истории России "Накануне отмены крепостного права". Материал поможет в полном объеме понять и расскрыть этапы подготовки рефоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya3.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Накануне отмены крепостного права" Составила: учитель МБОУ «СОШ» п. Мадмас Вагина Т.В.

Слайд 2

Цели и задачи урока Цели урока: -Создание проекта крестьянской реформы. -Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия. -Воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу. Задачи урока: -Выяснить причины отмены крепостного права; -Рассмотреть проекты крестьянской реформы и процесс ее подготовки

Слайд 3

План урока 1.Император Александр II 2.Крестьянский вопрос 3. Проекты крестьянской реформы.

Слайд 4

Александр II 1855 – 1881

Слайд 5

Крестьянский вопрос - Что такое крепостное право? -Как относился к крепостному праву император Николай I? -Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? Николай I Александр II

Слайд 6

Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. Вопросы: -Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права? -Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”? - Каковы же были основные причины отмены крепостного права?

Слайд 7

Документ: Кошелев А.И .: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”. Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”. Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”. Саратовский журналист И. Горизонтов , вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”. - Каковы же были основные причины отмены крепостного права?

Слайд 8

П ричины отмены крепостного права: 1)Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. 2)Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих. 3)Крепостное право – угроза общественному спокойствию. 4)Крепостное право ничем не отличалось от рабства. 5)Поражение в крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав.

Слайд 9

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу Завершение обсуждения проекта закона Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев) Внесение поправок и изменений в проект Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона Г осударственные учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы, Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу.

Слайд 10

Подготовка реформы Я.И.Ростовцев Н.А.Милютин

Слайд 11

Работа по документу: -“ Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее”. -“ Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор”. П исьма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

Слайд 12

Работа по документу: -Из записки предводителя дворянства Тверской губернии А.М. Унковского : “При освобождении крестьян с землею … освободить не постепенно, а разом. … Конечно, освобождаемые крестьяне должны сами купить отходящую к ним землю. Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждение за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе – на самих крестьян… Это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещику облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками” -Из отчета 1857 г. министра государственных имуществ Н.Н. Муравьева: “Крестьяне повсеместно ожидают свободу, которую, однако, понимают превратно…: некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода и что будут иметь свои собственные мирские (общинные) судилища, которые заменят ныне существующие от правительства”.

Слайд 13

Вопросы к документу: -На основе источника определите, какие условия предлагал Унковский для решения вопроса об освобождении крестьян от крепостного права? -Какие возможные убытки помещиков мог иметь в виду Унковский -Какие меры предлагал Унковский для компенсации убытков помещиков? -Определите, в чем выразилось стремление крестьян к развитию самоуправления и независимости от государства -Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? Ключевые проблемы Земля Выкуп

Слайд 14

В зависимости от этого, были разработаны проекты освобождения крестьян . проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний . -освобождение крестьян с землей ; -вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян ; проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний: -оставление основной части земли в руках помещиков; -освободить крестьян без земли; -предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами. О тмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

Слайд 15

Основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Выкупная операция Порядок управления крестьянской общиной

Слайд 16

УРОК ОКОНЧЕН!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Накануне отмены крепостного права

Презентация к уроку по истории России, 19 век....

Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "

Цель урока:усвоить  причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личн...

Проверочная работа по теме: «Накануне отмены крепостного права» 8 класс

Проверочная работа по истории России 8 класс "Накануне отмены крепостного права"...

Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1.      Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2.      Характеристи...

Накануне отмены крепостного права

Презентация по  истории для 8 класса...