Накануне отмены крепостного права
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме
Презентация к уроку истории России "Накануне отмены крепостного права". Материал поможет в полном объеме понять и расскрыть этапы подготовки рефоры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya3.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока Цели урока: -Создание проекта крестьянской реформы. -Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия. -Воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу. Задачи урока: -Выяснить причины отмены крепостного права; -Рассмотреть проекты крестьянской реформы и процесс ее подготовки
План урока 1.Император Александр II 2.Крестьянский вопрос 3. Проекты крестьянской реформы.
Александр II 1855 – 1881
Крестьянский вопрос - Что такое крепостное право? -Как относился к крепостному праву император Николай I? -Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? Николай I Александр II
Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. Вопросы: -Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права? -Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”? - Каковы же были основные причины отмены крепостного права?
Документ: Кошелев А.И .: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”. Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”. Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”. Саратовский журналист И. Горизонтов , вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”. - Каковы же были основные причины отмены крепостного права?
П ричины отмены крепостного права: 1)Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. 2)Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих. 3)Крепостное право – угроза общественному спокойствию. 4)Крепостное право ничем не отличалось от рабства. 5)Поражение в крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав.
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу Завершение обсуждения проекта закона Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев) Внесение поправок и изменений в проект Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона Г осударственные учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы, Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу.
Подготовка реформы Я.И.Ростовцев Н.А.Милютин
Работа по документу: -“ Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее”. -“ Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор”. П исьма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?
Работа по документу: -Из записки предводителя дворянства Тверской губернии А.М. Унковского : “При освобождении крестьян с землею … освободить не постепенно, а разом. … Конечно, освобождаемые крестьяне должны сами купить отходящую к ним землю. Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждение за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе – на самих крестьян… Это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещику облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками” -Из отчета 1857 г. министра государственных имуществ Н.Н. Муравьева: “Крестьяне повсеместно ожидают свободу, которую, однако, понимают превратно…: некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода и что будут иметь свои собственные мирские (общинные) судилища, которые заменят ныне существующие от правительства”.
Вопросы к документу: -На основе источника определите, какие условия предлагал Унковский для решения вопроса об освобождении крестьян от крепостного права? -Какие возможные убытки помещиков мог иметь в виду Унковский -Какие меры предлагал Унковский для компенсации убытков помещиков? -Определите, в чем выразилось стремление крестьян к развитию самоуправления и независимости от государства -Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? Ключевые проблемы Земля Выкуп
В зависимости от этого, были разработаны проекты освобождения крестьян . проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний . -освобождение крестьян с землей ; -вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян ; проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний: -оставление основной части земли в руках помещиков; -освободить крестьян без земли; -предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами. О тмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.
Основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Выкупная операция Порядок управления крестьянской общиной
УРОК ОКОНЧЕН!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Накануне отмены крепостного права
Презентация к уроку по истории России, 19 век....
Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "
Цель урока:усвоить причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личн...
Проверочная работа по теме: «Накануне отмены крепостного права» 8 класс
Проверочная работа по истории России 8 класс "Накануне отмены крепостного права"...
Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"
Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1. Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2. Характеристи...
Накануне отмены крепостного права
Презентация по истории для 8 класса...
Презентация "Накануне отмены крепостного права" 8 класс
Презентация история России 8 класс...