Древнейшие скотоводы и земледельцы.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок истории Ддревнего мира в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_5.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5-м классе по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Оборудование урока:

ПК, презентация, интерактивная доска, атлас, рабочая тетрадь, учебник.

Цели урока:

познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству;

сформировать представления о жизни первобытных скотоводов и земледельцев;

продолжить формирование умений обобщать и делать выводы;

воспитывать уважительное отношение к труду.

Требования к уровню подготовки ученика: знать эволюционные изменения человека, основные характеристики человеческого стада и родовой общины; уметь сравнивать, выделять главное, давать описание исторического факта.

Планируемые результаты:

Знания: эволюция, выделение скотоводства из охоты, земледелия из собирательства, появление ремесла.

Умения: выделение главной мысли, формирование выводов, составление рассказа по картине.

Преемственные связи:

Межпредметные: с литературой – составление рассказа по картине, с обществознанием – изучение древнего общества.

Внутрикурсовые: с уроком «Древнейшие люди» , переход от человеческого стада в родовой общине.

Особенности урока: большой развивающий потенциал, работа по формированию умений обобщать и делать выводы.

Ход урока

Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей". Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.

Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.

Слайд 1.Тема нашего урока "Первобытные земледельцы и скотоводы".

Слайд 2. Знакомство с планом урока.

 Наша задача - познакомиться с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, то есть с возникновением земледелия и скотоводства.

Слайд 3. Совместно с учащимися формулируем цели урока.

Слайд 4. Чтобы пойти дальше по пути развития человека, давайте вспомним, когда появился первый человек и разгадаем ключевое слово.

А сейчас  я  вам предлагаю поиграть в игру "Стань человеком". Проследите все этапы становления человека.

Слайд 5. А какие природные явления повлияли на эволюцию человека?

Слайд 6.  Какие вы знаете древнейшие орудия труда?

Слайд 7. Как основные занятия первых людей были связаны с развитием орудий труда?

Слайд 8. Как охотился древний человек? (ученик составляет рассказ по картине).

Слайд 9. Отгадать словосочетания «Человеческое стадо» и «родовая община» (в тетради запись нового понятия).

Слайд 10. Составить рассказ по картине «Как жили люди в родовой общине».

Слайд 11. Человек современного вида.

Слайд 12.Племя – несколько родовых общин (запись нового понятия).

Слайд 13. Характеристика родовой общины, старейшины (вспомнить религию).

Слайд 14.Изучение новой темы (заставка «Древнейшие скотоводы и земледельцы).

Слайд 15.Возникновение скотоводства (дается определение скотоводства).

Слайд 16.Собака-первое прирученное человеком животное.

Слайд 17.Археолог, архивариус, этнограф (игра «Узнай ученого»).

Работа в группах. Ребята, представьте, что вы археологи.

Класс разбивается на три группы, каждой группе дается задание.

Если бы вы были археологами, и при раскопках вы бы обнаружили следующее….., то какой бы вы сделали вывод, чем занимались древнейшие люди, жившие на данной стоянке.

1 группа:

пшеница, овес, ячмень, каменный топор. (земледелие)

2 группа:

кости животных, глиняный горшок. (скотоводство, ткачество, гончарное дело)

3 группа:

рыбные кости, ягоды рябины, гриб, коренья. (собирательство, рыболовство).

Слайд 18.В каком порядке и где происходило приручение животных?

Слайд 19. Итак, лента времени приручения животных  (запись в тетрадь).

Слайд 20. Выводы по скотоводству.

Слайд 21. Возникновение земледелия.

Слайд 22.Как возникло земледелие (рассказ учителя).

 «Долгие тысячи лет человек собирал то, что могла подарить ему природа – плоды растений и деревьев, грибы, съедобные коренья и т.д. Не сразу он сумел заметить, что случайно оброненные рядом с жилищем семена вскоре прорастали и давали урожай».

Слайд 23. Первый этап обработки земли.

Слайд 24. Второй этап обработки земли.

Слайд 25.Третий этап обработки земли.

Слайд 26.Уборка урожая.

Слайд 27. Зернотерка.

Слайд 28. Обобщение знаний. (Рабочая тетрадь № 14).

Слайд 29. Переход к оседлому образу жизни (вспомнить кочевой).

Слайд 30. Работа по карте с атласом.

Слайд 31. Появление ремесел.

Слайд 32. Гончарное дело ( глиняная посуда позволяла людям варить пищу, лучше сохранять жидкость).

Слайд 33. Утварь, найденная при раскопках.

Слайд 34. Виды ремесел.

Слайд 35. Прядение и ткачество.

Слайд 36. Обобщение полученных знаний, запись в тетрадь новых терминов «ремесло», «ремесленник».

Слайд 37. Закрепление пройденного материала на уроке.

Миллионы лет люди жили за счет даров природы, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили себе пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Охоту и собирательство называют поэтому присваивающим хозяйством. Теперь люди совершили важнейший переворот в своей жизни-научились сами производить продукты питания, то есть перешли к производящему хозяйству.

Слайд 38. Краткие выводы по уроку.

Слайд 39. Домашнее задание.

Параграф 4.прочитать, ответить на вопросы.

Выучить новые исторические термины.

Выполнить задания № 13,,16 в рабочей тетради.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоальбом "Культура приенисейских скотоводов и земледельцев"

Иллюстративный материал по лекции "Культура приенисейских  скотоводов и земледельцев"...

Первобытные скотоводы и земледельцы

появление мотыжного земледелия, приручение животных, появление ремесла, род и племя, мировоззрение первобытного человека....

Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока...

Презентация по кубановедению по теме"Земледельцы и скотоводы"5 класс

презентация для 5 класса по кубановедению составлена согласно требованиям ФГОС....

Кроссворд-презентация "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Кроссворд-презентация к повторительно-обобщающему уроку истории Древнего мира по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы". Уважаемые коллеги, надеюсь материал будет полезен. Желаю успехов на уроках!...

Урок истории в 5 классе "Скотоводы и земледельцы"

Урок истории в 5 классе "Скотоводы и земледельцы"...

История 5 класс 8 урок: Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность и изобретения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...