Центральная Россия. Особенности населения.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
План-конспект открытого урока в 9 классе.
Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .
- Обсудить проблемы населения Центральной России;
Ожидаемые результаты:
- Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.
- Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
- Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
- Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.
- Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_naselenie_centralnoy_rossii.rar | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Центральная Россия. Особенности населения.
План-конспект открытого урока в 9 «А» классе.
Учитель географии первой категории
Шахлович Анна Николаевна
Ст. Полтавская
Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения.
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .
Обсудить проблемы населения Центральной России;
Ожидаемые результаты:
Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.
Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.
Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:
Настенные карты – политико-административная карта России, физическая карта европейской части России,;
Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;
Учебник, атласы, к\к
мультимедиа учебник по географии 6-9 класс.
Презентация, мультимедийный проектор.
Методическое оснащение: В.П.Дронов И.И.Баринов «География России 8-9» учебник ,Г.А.Жижина «Поурочные разработки по географии 9 кл», Атлас « географии России хозяйство и географические районы» изд. «Дик», мультимедиа учебник по географии 6-9 класс
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:
Устный опрос: Класс поделен на группы – «Политики и этнографы»», «Экономисты» и «Географы».
Задания для каждой группы разложены на столах.
1) «Политики и демографы» Показать состав Центральной России, назвать крупные города
- с какими странами граничит Центральный район, как изменилось геополитическое положение районов Центральной России после распада СССР?
-какими факторами можно объяснить формирование столицы России в различное время?
2) «Экономисты» Охарактеризовать ЭГП Центрального района России.
- как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу?
-какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия?
3) «Географы» Природные условия и ресурсы Центральной России и Центрального района.
- Каков рельеф Центральной России?
- каков климат территории?
- в каких природных зонах расположена территория?
-оцените наиболее удачные, на ваш взгляд, сочетания природных ресурсов на территории Центральной России?
Изучение нового материала.
1) Целеполагание .
Работа с диаграммами в атласе ( с.26-27) Определить – какую часть территории занимает Центральная Россия в территории всего государства? (5%)
Какая часть населения проживает на этой территории?
(Центральная Россия – самая густонаселенная часть страны. Занимая всего 5 % территории, она сосредотачивает 31 % населения)
Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.
Междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.
2) Продуктивное чтение и работа с атласом:
-По карте «Народы России» назвать народы и языковые семьи, к которым они относятся, проживающие на территории Центральной России.
В национальном составе преобладают русские ( индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши ( алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы. В республике Марий Эл около половины, а в Мордовии – около трети составляет титульный народ, в Чувашии – аж 70%
Прочитав текст ( приложение 1),каждой группе выбрать:
Задание 3 группе «Географы» : особенности природных условий, где проживали народы ---
(Суровая скудная природа, долгие зимы, заболоченность, лес,….)
Задание 1 группе «Политики и демографы» выбрать черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей, его физический тип.
Среднего роста, сильного телосложения, терпеливый, малотребователен к
Статен, широк в плечах, лицо финского типа к благам жизни, вынослив,
(скуластое, широкий нос) предприимчив, сметлив, изворотлив
Лицо славянского типа ( тонкие черты,
Прямой нос, голубые глаза)
Задание 2 группе «Экономисты»: Объяснить причины разнообразия хозяйственной деятельности (сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Кустарные ( ремесла, преобладающие в крестьянских дворах) и отхожие (Сезонные отходы на заработки в города) промыслы.
Задание: просмотрев элемент мультимедийного урока, используя и атлас, перечислить наиболее известные виды промыслов (к нач.XXвека) и районы, где они развивались. По ходу – заполняем таблицу:
Резьба и роспись по дереву, Деревянные игрушки Ложкарный промысел | Лесной район Заволжья Богородск, Сергиев Посад Семеново(Ниж.Новгород) (хохлома) | Художественная керамика посуда | Гжельский район Хохлома Городецк , Скопино Дымково |
Резьба и роспись по камню | Худ. Обработка металла (подносы) | Южные районы- Жестово | |
Стеклянные изделия | Гусь Хрустальный | Вышивка и кружевоплетение, платки | Павлов-Пасад |
Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не бывал!» - такой не пользовался уважением у девушек, считался «темнотой», «деревней».
Таким образом, для Центрального района издавна была характерна высокая территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей, довольно высокий профессиональный уровень работников и, главное, способность к освоению новых видов деятельности.
В период промышленного переворота (середина XIXв.) рост Москвы привлек к себе трудовые ресурсы густозаселенных соседних территорий. Основная часть их населения была занята не только в сельском хозяйстве, но и в кустарных промыслах, что позволило быстро перейти к крупной машинной индустрии.
Задание : Проанализировать таблицу «Доля городского и сельского населения Центральной России». Сравнить показатели со среднероссийскими и с другими районами.
Район | Доля городского населения | Доля Сельского населения |
Российская Федерация | 73 % | 27% |
Северо-Запад | 87% | 13% |
Центральный район | 83% | 17% |
Центрально-Черноземный район | 62 % | 38% |
Северный Кавказ | 55% | 45% |
Поволжье | 73% | 27% |
В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.
Задание: По атласу – назвать города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород, вокруг них – городские агломерации. Вспомнить типы городов по выполняемым функциям.
Древние города , «Золотое кольцо России» - важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир..). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево); города-крепости – оборонительная функция;
Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).
Задание: Прочитать особенности сельского расселения, какие проблемы вы увидели? (Большая удаленность сельских поселений, миграция из сельской местности в города, приток населения из «горячих точек» России. Политика государства направлена на возрождение сел. Уровень безработицы увеличивается по мере удаления от Москвы к окраинам региона, где низкие доходы населения. По уровню развития социальной инфраструктуры – Центральная Россия- лидер).
Практическая работа. Работа со статистическими материалами. Работа в парах, взаимопроверка
Табл.1. Используя данные таблицы 1, вычислить среднюю плотность населения районов:
районы | Площадь, тыс. км.кв. | Население, Млн.чел. | Доля городского населения | Плотность насел Чел. на км.кв. |
Центральная Россия | 1 127 | 54,1 | 78 % | 48,4 |
Центральный район | 485 | 29,2 | 83,1% | |
Центрально-Черноземный | 168 | 7,8 | 62,4 % | |
Волго-Вятский | 263 | 8,3 | 70,5 % |
Табл.2. Используя данные определить естественный прирост Ивановской области:
Район | Площадь, тыс.км.кв. | Численность населения, тыс.чел | рождаемость | смертность | Доля городского населения |
Ивановская обл. | 23,9 | 1148 | 9,0 | 20,0 | 82 % |
Вывод по таблице : ЕП = - 11, т.е характерна убыль населения.
Постановка проблемной задачи: Назовите демографические проблемы Центральной России. Как вы думаете, с чем они связаны, каковы возможные пути их преодаления?
Домашнее задание (дифференцированное)
Цель: закрепление полученных знаний.
1-й уровень: работа на контурной карте- выделить границы Центрального района, подписать крупные города Центральной России;
2- ой уровень: Прочитать параграф, работа в контурной карте – выделить границы Центрального района, отметить города и центры народных промыслов.
3-й уровень – изучить параграф, выполнить задание в контурной карте и подготовить сообщение (индивидуально) о достопримечательностях Москвы и городов «Золотого кольца».
Рефлексия.
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется | Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/ устал Стало лучше/ стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Интересно/неинтересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центральной район: особенности населения.
Данный урок направлен на выявление особенностей населения Центрального экономического района России, развитие интеллектуальной активности, географического мышления и тв...
Самоанализ урока географии в 9 классе "Центральный район: особенности населения"
Один из вариантов проведения самоанализа урока...
Разработка урока "Население Центральной России"
Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...
Население и трудовые ресурсы Центральной России
В презентации расскрываются особенности населения, промыслы развитые на данной территории....
Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.
Тема урока географии в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....
Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.
Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...
Особенности формирования населения Центральной России и проблемы природопользования.
В конспекте урока отображен метапредметный подход в школьном обучении (работа с русским языком на уроке географии)...