"Малая Родина-Ростокино"
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме

Это авторская программа дополнительного образования для учащихся 12-17 лет. Общее количество часов 72 часа, где более половины часов уделяется пешеходным экскурсиям по району.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malaya_rodina_rostokino_dlya_attestacii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

                                                                                         Утверждаю

                                                                                         Директор школы № 10

                                                                                          _________ В.А.Петров                

                                                                                         «___» _________2012г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление: военно-патриотическое

«МАЛАЯ РОДИНА-РОСТОКИНО»

Возраст: 12-17 лет                                                

Срок реализации: 1 год

Педагог: Артемьева Рена Николаевна

МОСКВА, 2012

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по дополнительному образованию создана на историческую тему: «Малая Родина – Ростокино».  Программа рассчитана на учеников 6-10-х классов. В ней представлены материалы, которые позволяют учащимся  изучить и ближе познакомиться с историей малой Родины – Ростокино, в районе которого находится наша школа. Основным направлением программы является тема нерасторжимой связи жизни России, Москвы и района, где учатся наши школьники.

Программа по дополнительному образованию составлена исходя и следующих задач:

- воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, нравственных и социальных установок;

- создание условий для понимания учащимися своего статуса как гражданина России и как члена московского общества;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие целей и результатов деятельности людей), применять знания о малой Родине  при рассмотрении и оценке современных событий;

- развитие гуманитарной культуры школьников через стремление сохранять и приумножать культурное достояние малой Родины и своей страны.

Срок реализации программы рассчитан на один год.

Режим занятий 2 часа в неделю. Итого: 72 часа.

Основной формой в освоении культурного наследия малой Родины является экскурсионная работа, поскольку речь идет о местных памятниках, находящихся в пределах непосредственной близости от школы и дома. Из традиционных форм назовем составление рефератов и фотоальбомов, а также устные выступления учащихся с рассказом о памятниках культурного наследия. Впервые будем использовать новую форму – создание макета «Бородинское сражение» в честь  200-летия Отечественной войны 1812 года.

Особое направление связано с оформлением краеведческой экспозиции, в частности, тематического стенда « Ростокино в эпоху XIX века».

Еще одно направление – участие в массовых юбилейных мероприятиях школы и района.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в следующем:

- изучение своей ближней Родины;

- проведение этой работы в контексте рассмотрения прошлого, настоящего и будущего своей большой Родины;

- углубление знаний в процессе возвращения к тождественным вопросам жизни малой Родины при расширении ее границ – принцип концентризма: «Мой дом. Родная школа. Район Ростокино. Москва»;

- получение учащимися готовых знаний;

- самостоятельное приобретение знаний на основе анализа предложенных источников;

- исследовательский поиск учащихся – поиск источников знаний с последующим их анализом, приобретением новых знаний;

Главным результатом нашей работы должна стать воспитательная функция объединения, которая будет формировать ценностную ориентацию и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей своего района.

Итогом работы станут тематические стенды: « Ростокино в эпоху XIX века», «Наша школа: прошлое и настоящее». В конце учебного года будет открыта выставка по экспозициям: «Оружие и форма войск России, Франции в годы Отечественной войны », «История ГОУ СОШ №10», «В.Ф.Пожарский по прозвищу «Медведь» (400-летию освобождения от польско-литовской интервенции посвящается), «Герои Бородинского сражения» и   «Бородинское сражение».

Содержание изучаемого курса

Раздел I. Введение.

Откуда есть пошел «москвитянин»? Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Символика и геральдика Москвы. Красная площадь и Кремль, исторический музей.

 История нашей школы: прошлое и настоящее. Учителя и ученики. Школа глазами сегодняшних учеников.

Раздел II. Вотчины бояр Л.А.Плещеевых

Свиблово, Алексеевское, Медведково, Останкинский район, Ростокино – вотчины бояр Плещеевых.  Ростокинские земледельцы на берегу реки Яуза. Федор Свибло – строитель белокаменного Кремля во времена Д.Донского. В.Ф.Пожарский – «Медведь», его сын Д.М.Пожарский – освободитель России от польско-литовской интервенции в 1611-1612 году. Д. Пожарскому и К. Минину посвящается экскурсия на Красную площадь. Речка Непрудная – приток Неглинной: основание Крестовской заставы на месте встречи святых мощей митрополита Филиппа с царем Алексеем Михайловичем.

Раздел III. Культурно – исторические ценности Ростокино.

Основание «Миллионного моста», основные характеристики акведука. Троицкая дорога – путь к Москве. Пожар в Москве (1812 год). Экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва». Изучение родов войск России, Франции в первой половине XIX века. Форма и снаряжение войск. Начало работы над макетом: «Бородинское сражение».   Парк Бажова и сказки Бажова. РГСУ – сюда свозили подарки Сталину. ВГИК – развитие кинематографии в нашей стране. Улицы боевой славы – Леонова и Докукина. Вахта Памяти.

Раздел IV. Алексеевское. Останкино. ВДНХ.

Церковь Тихвинская, храм Живоначальной Троицы с приделом святого Сергия Радонежского (Алексеевское).        Пятницкое кладбище – здесь захоронены граф Ростопчин, историки Т .Грановский   и А.Афанасьев;          декабристы И.Д.Якушкин и Н. В. Басаргин.  Роль графа Ростопчина в защите Москвы от французов.            Музей-усадьба Шереметевых, музей Космонавтики.  Останкинская телебашня.        ВДНХ: культурно-исторические памятники. Образовательные и медицинские центры.                 

        

Раздел V. Лосиный остров – ценнейший исторический памятник, природно-экологический комплекс.

Пешеходная экскурсия в Лосиный остров: история основания, роль парка в городском комплексе. Вельяминово = Владыкино: резиденция Никона, в гостях юный Петр Первый и Анна Иоанновна. Река Лихоборка- здесь Отрадное. МКАД. Бибирево от «Бобер».

Раздел VI. Подготовка к отчету о проделанной работе. Оформление тематического стенда,  альбомов и макета:

Стенды:

  «Ростокино в  эпоху XIX века» (Отечественной войне 1812 года посвящается)»;

 2. Альбомы:

 «Оружие и форма войск России и Франции в годы Отечественной войны», «История ГБОУ СОШ №10» (продолжение), «В.Ф.Пожарский по прозвищу «Медведь» (400-летию освобождения от польско-литовской интервенции посвящается), «Герои Бородинского сражения»;

          3. Макет: «Бородинское сражение»


Тематический план дополнительного образования

«Малая Родина – Ростокино»

тема

Кол - во часов: теория/практика

1

Раздел I. Введение.

«Откуда есть пошел «москвитянин» ? »

1

2

Юрий Долгорукий. Основание Москвы.

1/3

3

Символика и геральдика Москвы. Конкурс.

1

4

Раздел II.Вотчины бояр А.А.Плещеевых.

Федор Свибло – современник Дмитрия Донского.14 век.

1

5

Село Копытово – Алексеевское. 14 век.

1

6

В.Ф. Пожарский по прозвищу «Медведь».16 век.

1

7

Село Астанкино во времена  Ивана Грозного (1572год).

1

8

Ростоково – Ростокино. 16 век. Жилище и одежда крестьян.

1

9

Леоново – первая церковь при князе Хованском И.Н. (1633 год).

1

10

Раздел III. Культурно – исторические  ценности Ростокино.

Акведук – «Миллионный мост». (Екатерина II)

1/1

11

Пожарная каланча. Пожар в  Москве ( 1812 г.)

1/1

12

Экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва»

3

13

Изучение родов войск России, Франции. Форма и снаряжение солдат в войне 1812 года.

3

14

Большая Троицкая дорога.

1/1

15

«Сказки» Бажова в парке отдыха.

1/1

16

Улица Докукина.

1/2

17

Улица Леонова.

1/2

18

Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влохерне.

1/1

19

Улица Вильгельма Пика, дом 4. Сюда свозили подарки Сталину.

1/2

20

ВГИК и ЦСДЮФ им. М.Горького

1/1

21

Образовательные центры Ростокино. История нашей школы.

1/3

22

Медицинские центры Ростокино. Хоспис.

1/1

23

Раздел IV. Алексеевское. Останкино. ВДНХ.

Церковь Тихвинская Божьей Матери. Роль графа Ростопчина в войне с французами.

1/3

24

Дворец – усадьба Шереметевых и церковь Святой Троицы.

1/2

25

Останкинская телебашня. 1963 – 1967гг.

1/2

26

Московская монорельсовая транспортная система.

1/2

27

ВДНХ.

1/2

28

Раздел V. Лосиный остров – ценнейший исторический памятник, природно – экологический комплекс.

29

Владыкино – Вельяминово: резиденция Никона.

1/1

30

М.С.Бабушкин – полярный летчик.

1/1

31

Алтуфьевское шоссе.

1

32

Бибирево от «Бобер».

1

33

Раздел VI. Подготовка к отчету о проделанной работе. Оформление тематических стендов и альбомов.

2/3

Итого:

72 часов


 Методическое обеспечение к программе ДО «Малая Родина - Ростокино»

Методическая литература:

Региональный компонент истории и москвоведения в школе. Сборник методических материалов./ Под редакцией Заслуженного учителя РФ С.И.Козленко / Составитель А.В.Святославский. М.:МИОО ОАО «Московские учебники», 2007.- 176с.

Материалы Седьмого ежегодного городского конкурса творческих работ по краеведению Москвы. Избранные исследовательские и проектные работы. /Под редакцией С.И.Козленко/-М.: МИОО, 2008.-176с.

Музей - школе, лицею, гимназии, колледжу (методическое пособие). Министерство культуры РФ. М.: 2008-2009 год.-21с.

История московских районов: энциклопедия / под редакцией К.А.Аверьянова.- М.: Астрель, АСТ, 2005.-830с.

Москва 850 лет. Северо-восточный административный округ: юбилейное издание префектуры/ Под редакцией В,А,Виноградова.-М.:АО «Московские учебники», 1997.-96с.

Зайченко Л.В. Москва в Отечественной войне 1812 года.-М.:АНОИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006.-464с.

Экранно-звуковые материалы:

Видеофильм: «Москва: прошлое и настоящее»

Одной правой. ГУ Информационно-прокатный центр СВОУО ДО Г.Москвы. Производство: ГП «Союзкиносервис», ОАО «Роскинопрокат».

Битва за Москву. ГУ Информационно-прокатный центр СВОУО ДО Г.Москвы. Производство: ГП «Союзкиносервис», ОАО «Роскинопрокат».

      Ш. Технические средства обучения:

       1. Телевизор;  2. Видеопроектор;  3. РС;

 

      Учитель истории: Артемьева Р.Н.          ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах ХЭ малых периодов

Данная презентация может быть полезна в качестве иллюстрации при изучении строения атома. В презентации показана последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах химических э...

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

Эссе "Тот, кто мало знает, малому может и научить"

Зссе представляет размышления о роли самообразования в жизни учителя...

Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"

Сценарии  спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"Данные сценарии с элементами театрализации....