"Малая Родина-Ростокино"
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме
Это авторская программа дополнительного образования для учащихся 12-17 лет. Общее количество часов 72 часа, где более половины часов уделяется пешеходным экскурсиям по району.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malaya_rodina_rostokino_dlya_attestacii.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
Утверждаю
Директор школы № 10
_________ В.А.Петров
«___» _________2012г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление: военно-патриотическое
«МАЛАЯ РОДИНА-РОСТОКИНО»
Возраст: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог: Артемьева Рена Николаевна
МОСКВА, 2012
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по дополнительному образованию создана на историческую тему: «Малая Родина – Ростокино». Программа рассчитана на учеников 6-10-х классов. В ней представлены материалы, которые позволяют учащимся изучить и ближе познакомиться с историей малой Родины – Ростокино, в районе которого находится наша школа. Основным направлением программы является тема нерасторжимой связи жизни России, Москвы и района, где учатся наши школьники.
Программа по дополнительному образованию составлена исходя и следующих задач:
- воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, нравственных и социальных установок;
- создание условий для понимания учащимися своего статуса как гражданина России и как члена московского общества;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие целей и результатов деятельности людей), применять знания о малой Родине при рассмотрении и оценке современных событий;
- развитие гуманитарной культуры школьников через стремление сохранять и приумножать культурное достояние малой Родины и своей страны.
Срок реализации программы рассчитан на один год.
Режим занятий 2 часа в неделю. Итого: 72 часа.
Основной формой в освоении культурного наследия малой Родины является экскурсионная работа, поскольку речь идет о местных памятниках, находящихся в пределах непосредственной близости от школы и дома. Из традиционных форм назовем составление рефератов и фотоальбомов, а также устные выступления учащихся с рассказом о памятниках культурного наследия. Впервые будем использовать новую форму – создание макета «Бородинское сражение» в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года.
Особое направление связано с оформлением краеведческой экспозиции, в частности, тематического стенда « Ростокино в эпоху XIX века».
Еще одно направление – участие в массовых юбилейных мероприятиях школы и района.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в следующем:
- изучение своей ближней Родины;
- проведение этой работы в контексте рассмотрения прошлого, настоящего и будущего своей большой Родины;
- углубление знаний в процессе возвращения к тождественным вопросам жизни малой Родины при расширении ее границ – принцип концентризма: «Мой дом. Родная школа. Район Ростокино. Москва»;
- получение учащимися готовых знаний;
- самостоятельное приобретение знаний на основе анализа предложенных источников;
- исследовательский поиск учащихся – поиск источников знаний с последующим их анализом, приобретением новых знаний;
Главным результатом нашей работы должна стать воспитательная функция объединения, которая будет формировать ценностную ориентацию и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей своего района.
Итогом работы станут тематические стенды: « Ростокино в эпоху XIX века», «Наша школа: прошлое и настоящее». В конце учебного года будет открыта выставка по экспозициям: «Оружие и форма войск России, Франции в годы Отечественной войны », «История ГОУ СОШ №10», «В.Ф.Пожарский по прозвищу «Медведь» (400-летию освобождения от польско-литовской интервенции посвящается), «Герои Бородинского сражения» и «Бородинское сражение».
Содержание изучаемого курса
Раздел I. Введение.
Откуда есть пошел «москвитянин»? Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Символика и геральдика Москвы. Красная площадь и Кремль, исторический музей.
История нашей школы: прошлое и настоящее. Учителя и ученики. Школа глазами сегодняшних учеников.
Раздел II. Вотчины бояр Л.А.Плещеевых
Свиблово, Алексеевское, Медведково, Останкинский район, Ростокино – вотчины бояр Плещеевых. Ростокинские земледельцы на берегу реки Яуза. Федор Свибло – строитель белокаменного Кремля во времена Д.Донского. В.Ф.Пожарский – «Медведь», его сын Д.М.Пожарский – освободитель России от польско-литовской интервенции в 1611-1612 году. Д. Пожарскому и К. Минину посвящается экскурсия на Красную площадь. Речка Непрудная – приток Неглинной: основание Крестовской заставы на месте встречи святых мощей митрополита Филиппа с царем Алексеем Михайловичем.
Раздел III. Культурно – исторические ценности Ростокино.
Основание «Миллионного моста», основные характеристики акведука. Троицкая дорога – путь к Москве. Пожар в Москве (1812 год). Экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва». Изучение родов войск России, Франции в первой половине XIX века. Форма и снаряжение войск. Начало работы над макетом: «Бородинское сражение». Парк Бажова и сказки Бажова. РГСУ – сюда свозили подарки Сталину. ВГИК – развитие кинематографии в нашей стране. Улицы боевой славы – Леонова и Докукина. Вахта Памяти.
Раздел IV. Алексеевское. Останкино. ВДНХ.
Церковь Тихвинская, храм Живоначальной Троицы с приделом святого Сергия Радонежского (Алексеевское). Пятницкое кладбище – здесь захоронены граф Ростопчин, историки Т .Грановский и А.Афанасьев; декабристы И.Д.Якушкин и Н. В. Басаргин. Роль графа Ростопчина в защите Москвы от французов. Музей-усадьба Шереметевых, музей Космонавтики. Останкинская телебашня. ВДНХ: культурно-исторические памятники. Образовательные и медицинские центры.
Раздел V. Лосиный остров – ценнейший исторический памятник, природно-экологический комплекс.
Пешеходная экскурсия в Лосиный остров: история основания, роль парка в городском комплексе. Вельяминово = Владыкино: резиденция Никона, в гостях юный Петр Первый и Анна Иоанновна. Река Лихоборка- здесь Отрадное. МКАД. Бибирево от «Бобер».
Раздел VI. Подготовка к отчету о проделанной работе. Оформление тематического стенда, альбомов и макета:
Стенды:
«Ростокино в эпоху XIX века» (Отечественной войне 1812 года посвящается)»;
2. Альбомы:
«Оружие и форма войск России и Франции в годы Отечественной войны», «История ГБОУ СОШ №10» (продолжение), «В.Ф.Пожарский по прозвищу «Медведь» (400-летию освобождения от польско-литовской интервенции посвящается), «Герои Бородинского сражения»;
3. Макет: «Бородинское сражение»
Тематический план дополнительного образования«Малая Родина – Ростокино»
№ | тема | Кол - во часов: теория/практика |
1 | Раздел I. Введение. «Откуда есть пошел «москвитянин» ? » | 1 |
2 | Юрий Долгорукий. Основание Москвы. | 1/3 |
3 | Символика и геральдика Москвы. Конкурс. | 1 |
4 | Раздел II.Вотчины бояр А.А.Плещеевых. Федор Свибло – современник Дмитрия Донского.14 век. | 1 |
5 | Село Копытово – Алексеевское. 14 век. | 1 |
6 | В.Ф. Пожарский по прозвищу «Медведь».16 век. | 1 |
7 | Село Астанкино во времена Ивана Грозного (1572год). | 1 |
8 | Ростоково – Ростокино. 16 век. Жилище и одежда крестьян. | 1 |
9 | Леоново – первая церковь при князе Хованском И.Н. (1633 год). | 1 |
10 | Раздел III. Культурно – исторические ценности Ростокино. Акведук – «Миллионный мост». (Екатерина II) | 1/1 |
11 | Пожарная каланча. Пожар в Москве ( 1812 г.) | 1/1 |
12 | Экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва» | 3 |
13 | Изучение родов войск России, Франции. Форма и снаряжение солдат в войне 1812 года. | 3 |
14 | Большая Троицкая дорога. | 1/1 |
15 | «Сказки» Бажова в парке отдыха. | 1/1 |
16 | Улица Докукина. | 1/2 |
17 | Улица Леонова. | 1/2 |
18 | Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы во Влохерне. | 1/1 |
19 | Улица Вильгельма Пика, дом 4. Сюда свозили подарки Сталину. | 1/2 |
20 | ВГИК и ЦСДЮФ им. М.Горького | 1/1 |
21 | Образовательные центры Ростокино. История нашей школы. | 1/3 |
22 | Медицинские центры Ростокино. Хоспис. | 1/1 |
23 | Раздел IV. Алексеевское. Останкино. ВДНХ. Церковь Тихвинская Божьей Матери. Роль графа Ростопчина в войне с французами. | 1/3 |
24 | Дворец – усадьба Шереметевых и церковь Святой Троицы. | 1/2 |
25 | Останкинская телебашня. 1963 – 1967гг. | 1/2 |
26 | Московская монорельсовая транспортная система. | 1/2 |
27 | ВДНХ. | 1/2 |
28 | Раздел V. Лосиный остров – ценнейший исторический памятник, природно – экологический комплекс. |
29 | Владыкино – Вельяминово: резиденция Никона. | 1/1 |
30 | М.С.Бабушкин – полярный летчик. | 1/1 |
31 | Алтуфьевское шоссе. | 1 |
32 | Бибирево от «Бобер». | 1 |
33 | Раздел VI. Подготовка к отчету о проделанной работе. Оформление тематических стендов и альбомов. | 2/3 |
Итого: | 72 часов |
Методическое обеспечение к программе ДО «Малая Родина - Ростокино»
Методическая литература:
Региональный компонент истории и москвоведения в школе. Сборник методических материалов./ Под редакцией Заслуженного учителя РФ С.И.Козленко / Составитель А.В.Святославский. М.:МИОО ОАО «Московские учебники», 2007.- 176с.
Материалы Седьмого ежегодного городского конкурса творческих работ по краеведению Москвы. Избранные исследовательские и проектные работы. /Под редакцией С.И.Козленко/-М.: МИОО, 2008.-176с.
Музей - школе, лицею, гимназии, колледжу (методическое пособие). Министерство культуры РФ. М.: 2008-2009 год.-21с.
История московских районов: энциклопедия / под редакцией К.А.Аверьянова.- М.: Астрель, АСТ, 2005.-830с.
Москва 850 лет. Северо-восточный административный округ: юбилейное издание префектуры/ Под редакцией В,А,Виноградова.-М.:АО «Московские учебники», 1997.-96с.
Зайченко Л.В. Москва в Отечественной войне 1812 года.-М.:АНОИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006.-464с.
Экранно-звуковые материалы:
Видеофильм: «Москва: прошлое и настоящее»
Одной правой. ГУ Информационно-прокатный центр СВОУО ДО Г.Москвы. Производство: ГП «Союзкиносервис», ОАО «Роскинопрокат».
Битва за Москву. ГУ Информационно-прокатный центр СВОУО ДО Г.Москвы. Производство: ГП «Союзкиносервис», ОАО «Роскинопрокат».
Ш. Технические средства обучения:
1. Телевизор; 2. Видеопроектор; 3. РС;
Учитель истории: Артемьева Р.Н. ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах ХЭ малых периодов
Данная презентация может быть полезна в качестве иллюстрации при изучении строения атома. В презентации показана последовательность заполнения энергетических уровней и подуровней в атомах химических э...
Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"
Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...
Эссе "Тот, кто мало знает, малому может и научить"
Зссе представляет размышления о роли самообразования в жизни учителя...
Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"
Сценарии спортивных мероприятий "Малые зимние олимпийские игры", "Малые летние олимпийские игры"Данные сценарии с элементами театрализации....