Брейн-ринг "Битва под Москвой"
методическая разработка по истории по теме

Николаева Светлана Геннадьевна

сценарий игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon breyn-ring_bitva_pod_moskvoy.zip40.08 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Лицей №14»

____________ Пилипенко Н.М.

ЗАЯВКА

на участие в областном конкурсе педагогического мастерства по военно-патриотическому воспитанию среди педагогов образовательных учреждений Московской области

   Номинация: «Организация и проведение торжественных мероприятий, посвящённых памятным военным событиям в  истории России»;

     Название методической разработки: « Исторический брейн-ринг», посвящённый битве под Москвой

ФИО конкурсанта (полностью) Николаева  Светлана Геннадьевна

Домашний адрес, контактный телефон, e-mail г.Электросталь, ул.Журавлёва, д.13, кв.58, 8 (496)57-1-70-71,

Полное наименование образовательного учреждения, должность  Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №14», учитель истории и обществознания

Адрес места работы (с индексом), телефон, e-mail 144000, пр-д Чернышевского, 22. Тел. (496) 57-7-00-82, licey1422@rambler.ru

Областной конкурс педагогического мастерства по военно-патриотическому воспитанию среди педагогов образовательных учреждений Московской области

«Исторический брейн-ринг»,

Посвящённый битве под Москвой

(возрастная категория 14-15 лет)

Автор: Николаева Светлана Геннадьевна

 учитель истории и обществознания

 педагогический стаж 4 года

г.о.Электросталь

2011

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы лицея по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у лицеистов  чувства гордости  за свой народ, воспитание уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Я, как классный руководитель  и учитель истории и обществознания, провожу  уроки Мужества, классные  часы военно-патриотической тематики, внеклассные мероприятия.

    Здесь  представлена  разработка одного из таких мероприятий, «Исторического брейн-ринга», посвященного битве под Москвой (возрастная категория 14-15 лет)

Задачи Брейн -ринга:

-развитие традиций патриотического воспитания учащихся в лицее;

-закрепление  знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории;

-утверждение в сознании и чувствах учащихся  уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

-воспитание чувства национального самосознания;

-развитие чувства  верности  Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, социальной активности, ответственности.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с заданиями для команд, призы для награждения команд и победителей «Игры со зрителями», грамоты участникам игры.

Методические советы на подготовительный период:

   На стадии подготовки к игре необходимо:

выделить группу учащихся для подготовки презентации к игре, оказать ребятам необходимую помощь и проконтролировать процесс выполнения.  (см. Приложение 1);

выбрать ведущих игры (10-11 классы), на прочтение стихов, помимо ведущих, возможно выбрать отдельного чтеца;

дать поручение классам, участвующим в игре, сформировать команды знатоков по 5 человек, выбрать капитанов команды, разработать девиз, название команды, эмблему;

после формирования команд, участники получают задание самостоятельно изучить или повторить (в случае, если игра проводится с 9-ми классами во втором полугодии) историю битвы под Москвой, повторить раздел из курса «История города» «Все для фронта, все для победы!».

сформировать жюри из преподавателей и старшеклассников (3-5 человек);

подготовить зал для проведения игры: установить аппаратуру, столы для команд и жюри, места для зрителей.

Звучат куранты, ведущие выходят на сцену, читают стихи.

Чтение стихов сопровождается слайдами презентации.

Ведущий1:

В немногих строчках не опишешь

Накал той страсти огневой,

Когда отцы наши, сражаясь,

Разбили немцев под Москвой.

Мы отступали, огрызаясь,

На дальних подступах к Москве:

Смоленск и Ельня, под Можайском

Их было много, мы в меньшинстве.

7-ое ноября. Парад на Красной.

Последние резервы там прошли,

Чтобы сказать всем псам немецким.

-Москвы не взять. Вы не страшны.

Дивизии, что защищали

Москву от полчищ ига зла,

Стояли намертво, не сделав шагу

Назад к Москве. Туда нельзя!

Панфиловцы и катуковцы,

Сибиряки и казаки,

Рабочие с Урала, Волги

И ополченцы москвичи.

Их час пробил. И армии Резерва

От обороны перешли

В решительное наступленье,

Погнали немцев от Москвы.

То был великий подвиг.

Там впервые развеян миф

Непобедимости врага.

Их гнали до Берлина

Четыре года.

Шаг первый сделала Москва.

                                         (Кочетков Борис Андреевич)

Ведущий 2 :

Не нынче,

Не в грядущем дне
Нам не избыть своей печали
О всех убитых на войне,
В её конце, в её начале.
Нам всех могил не обрыдать.
И всё ж, мне кажется порою,
Всего страшнее умирать
Солдатам было под Москвою.

Ведущий 1:

И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов и бронзы
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.

                                (С. Баренц)

Ведущий2:

Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре «Исторический брейн-ринг», посвящённой битве под Москвой.

Надеемся, что каждый из вас с пользой проведет время, сможет закрепить и повысить уровень своих знаний по истории Отечества, прочувствовать трагедию тех далеких дней, почтить память дедов и прадедов, которые ценой собственных жизней спасали страну от немецко-фашистских захватчиков.

Ведущий 1:

Просим команды представиться.

(в игре участвуют 2 команды по 5 человек, каждая представляет свое название и девиз; также возможно изготовление командами эмблем)

 

Ведущий 2:

Итак, мы начинаем! Игра включает два тура. Первый тур  - «На фронтах под Москвой. Столица в период битвы» . Второй этап  - «Вклад  жителей Электростали в победу под Москвой »

Ведущий 1:

Внимание! Сейчас команды будут  получать  задания и, ознакомившись с ними, готовить ответ. Задача капитанов команд - поднять руку после того, как его команда будет готова дать ответ. Вторая команда отвечает только в том случае, если ответ первой команды был неверным. Если обе команды не смогли ответить, правильный ответ оглашает жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1-2 балла, в зависимости от сложности вопроса.

Задания 1 тура

( раздаются командам помощниками и дублируются слайдами презентации. Учитель-организатор ведет диалог с отвечающими командами, называет правильный ответ, если команды с заданием  не справляются)

В декабре 1941 г.в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку, назвавшуюся Таней. Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы. Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…»

Вопрос. Назовите настоящее имя девушки.

Ответ: Зоя Космодемьянская

2. В осажденной Москве 6 ноября в весьма необычном месте состоялось заседание руководства страны по случаю годовщины Октябрьской революции. На нем выступил И.В.Сталин . В своей речи он высмеивал нацистов: «И эти люди, лишенные совести  и чести, люди с моралью животных , имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого…»

Вопрос. Укажите место, где проходило заседание. Почему было выбрано именно это место?

Ответ: станция метро «Маяковская». Одна из самых глубоких станций.

3.7 ноября 1941 г. в Москве прошел парад , с которого бойцы сразу отправлялись на фронт. Тогда на  Красной площади прозвучала речь: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова , Михаила Кутузова!...»

Вопрос. Кому принадлежат эти слова?

Ответ. И.В.Сталину.

4.В ноябре 1941 г. немцы продолжили успешное наступление. Германские генералы могли рассматривать Москву в бинокли. Отряду немецких мотоциклистов удалось прорваться в один из окраинных районов Москвы.

Вопрос.  Назовите район, в котором появились немцы.

Ответ. Химки.

5.Контрнаступление под Москвой было организовано силами трех фронтов: Калининского , Западного, Юго-западного.

Вопрос.Укажите фамилии командующих данными фронтами.

Ответ. И.С. Конев, Г.К.Жуков, С.К.Тимошенко.

6.Осуществление операции «Тайфун» было поручено группе армий «Центр» .

Вопрос. Назовите фельдмаршала, который командовал этой группой германских  войск.

Ответ. Федор фон Бок

7.В ходе наступления немецко-фашистской армии на Московском направлении пали русские города: Вязьма, Солнечногорск, Можайск, Волоколамск.

Вопрос. Перечислите города в порядке их сдачи немецко-фашистским захватчикам

Ответ. Вязьма (7.10.1941), Можайск (18.10.1941), Волоколамск(27.10.1941), Солнечногорск (24.11.1941).

8.Вопрос. Найдите лишний город в логическом ряду: Клин, Вязьма, Можайск, Рязань, Малоярославец. Объясните свой выбор.

Ответ. Рязань, т.к. не была сдана врагу во время битвы под Москвой.

9.Вопрос. Какой город ,оборонявшийся с 15 июля по 10 сентября 1941 года, германское командование называло «воротами Москвы»?

Ответ. Смоленск.

10.Вопрос. Какие документы немецкого штаба,  содержали указание Гитлера разгромить советские войска на Московском направлении до наступления зимы?

Ответ. План «Барбаросса» (Директива №21)   от 21 .07.1940г.,

    Директива № 35 от 6.09.1941г., план «Тайфун» от 16.09.1941г.

11.В самом начале оборонительного этапа Московской битвы немцы взяли в «мешок» две армии  под  _________ и четыре армии под _____________.

Вопрос. Назовите пропущенные города.

Ответ. Брянск, Вязьма.

12.С 9 по 18 октября советская армия удерживала линию обороны  на западе Московской области в районе…

Вопрос. Укажите название города, в районе которого проходила линия обороны, о которой идет речь.

Ответ. Можайск.

13.15 октября 1941 года ГКО было принято решение о немедленной эвакуации Москвы.

Вопрос. Где находился И.В.Сталин с 16 октября 1941г.

Ответ. Остался в Москве.

14.Вопрос. Назовите дату введения осадного положения в Москве.

Ответ.20 октября.

15.После взятия немцами Клина, Солнечногорска, Истры, Красной поляны советское командование приняло решение взорвать водоспуски подмосковных водохранилищ, с целью создать преграду на пути фашистской армии.

Вопрос. Плотины каких водохранилищ были взорваны?

Ответ. Истринское, Иваньковское.

Ведущий 1:На этом первый тур закончен. Попросим жюри подвести промежуточные итоги игры.

(во время подсчета  промежуточных итогов)

Ведущий 2.: Электростальцы внесли свой весомый вклад в победу сражаясь на фронте, работая на заводах, в госпиталях в тылу…Один из горожан  - Василий Ноздрев -после полученного  ранения под Москвой в 1942 году , лежа в госпитале  написал стихотворение «Парад 1941 года»

Ведущий 1 :

Снежок ноябрьский белой дымкой

Припорошил Кремлевский сад.

Враг у Москвы. В осаде Химки.

Но мы выходим на парад.

Годины лютые настали –

Советам быть или не быть.

Мы здесь – сыны Электростали,

Чтоб сердце Родины закрыть.

Чеканя шаг у Мавзолея,

Идут ударные полки,

Гремят по камням батареи,

Сверкают каски и клинки.

Казалось, море колыхалось,

И не было ему границ:

За ротой рота наплывала

Обветренных усталых лиц.

Бывают разные парады,

Но этот – подвиг трудных дней:

Мы поклялися, если надо,

Прикрыть телами Мавзолей.

Ведущий 2: Слово предоставляется  жюри для оглашения промежуточных результатов.

Ведущий 1: Мы переходим ко второму туру игры. Внимание, команды! Приготовьтесь получить первое задание второго тура.

(передает слово учителю-организатору)

Задания 2 тура.

1.Не раз электростальцы слышали голос-набат , доносившийся из черных тарелок репродукторов. Он возвещал о  продвижении немцев к Москве, о сдаче одного русского города за другим: «От Советского Информбюро. В последний час. После тяжелых кровопролитных боев , нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике, советские войска  оставили…»

Вопрос. Кому принадлежал этот голос?

Ответ. Левитан Юрий Борисович

2.Из воспоминаний С.М. Рыбакина, секретаря парткома завода «Электросталь»:

«Ночь с 15 на 16 октября была тревожная, до предела настороженная. Меня и еще несколько человек вызвал к себе директор завода. Все сидели молча не спуская глаз с красного телефона. Ждали звонка с тем страшным приказом. Так, в нервном напряжении просидели всю ночь. Звонка не последовало. К утру на душе немного полегчало…»

Вопрос. Какой приказ из центра боялись получить руководители завода «Электросталь» в ночь с 15 на 16 октября?

Ответ . Приказ о взрыве завода. Его не последовало, пришел приказ об эвакуации.

3.С 26 июля 1941 года небо Электростали охраняли бойцы 41-го дивизиона 347-го зенитно-артиллерийского полка.  Благодаря их действиям ни один объект города за долгие годы войны не пострадал.

Вопрос. В каком году и где был установлен мемориал 347-му ЗАП?

Ответ. В1981году в районе стадиона «Авангард».

4.К весне 1942 года в результате  успешного наступления советских войск под Москвой, отпала угроза сдачи столицы и Восточного Подмосковья врагу. В Электросталь  возвращаются из эвакуации заводское оборудование, рабочие.

Вопрос. Какой новый завод появляется в нашем городе с 13 апреля 1942 года? Кто стал первым директором этого завода?

Ответ. Новокраматорский завод( НКМЗ) им.Сталина, а ныне ЭЗТМ. Первый директор Ефим Степанович Новоселов.

5.В октябре 1941г. началась эвакуация завода «Электросталь» на Урал, а уже в феврале 1942 года директор завода получил приказ о восстановлении производства на прежнем месте.20 мая 1942 года завод дал первую плавку.

Вопрос. Кто руководил заводом в годы войны?

Ответ. М.Е.Корешков.

6. К 20-летию Победы  после официального решения, достав на старом кладбище  останки солдат, умерших в электростальских госпиталях, поместив их в два гроба, повезли к месту будущей братской могилы. В помощь погребению собрали технику, но она не понадобилась. Для того, чтобы бросить горсть земли, собралась нескончаемая очередь. Одна женщина три раза становилась в ее конец и каждый раз, выстояв ее заново и бросив землю в могилу, говорила: «За сына! За мужа! За брата!…И вот над могилой вырос ровный холмик. Народ сам похоронил своих безымянных героев. » (из воспоминаний военкома А.И.Артемьева)

Вопрос. О начале создания какого памятного места в Электростали идет речь в отрывке?

Ответ. О создании мемориального комплекса  и Вечного огня на ул.Корешкова.

7.В июле 1941года в Электростали был создан ________________.7 ноября 1941 года его бойцы приняли участие в параде на Красной площади в Москве ,а после парада сразу же ушли на фронт.

Вопрос .О каком подразделении Красной Армии идет речь?

Ответ. 35-й электростальский  истребительный батальон.

Ведущий 1:

На этом игра команд закончена. Пока жюри подсчитывает  результаты игры  команд, мы переходим к игре со зрителями.

Правила игры просты: После того как вопрос будет задан, зритель, готовый дать ответ, поднимает руку. За правильный, полный ответ зритель получает приз от организаторов игры.

Вопрос 1. Какое из утверждений о битве под Москвой является лишним?

1) это первое крупное поражение германских войск во Второй  Мировой войне

2) начался коренной перелом в  Великой Отечественной войне

3) победа советских войск ускорила складывание антигитлеровской коалиции

4) был развеян миф о непобедимости германской армии

Ответ. 2)

Вопрос 2. 28 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» была помещена статья «Завещание 28 павших героев».

Вопрос. Какой подвиг совершили эти герои?

Ответ. 28 бойцов-панфиловцев под командованием политрука В.Г.Клочкова в 7 км от Волоколамска у разъезда  Дубосеково уничтожили18 вражеских танков, погибли в неравном бою .

Вопрос3.Какой монумент был открыт в столице к 25-ой  годовщине битвы под Москвой?

Ответ. «Могила неизвестного солдата» в Александровском саду.

Вопрос 4. Какие улицы Москвы названы именами  защитников столицы, совершивших подвиги в ходе боев на Московском направлении?

Ответ.

Улица Михаила Григорьевича Ефремова

Улица Зои и Александра Космодемьянских

Улица Василия Клочкова

Улица Лобачика

Улица Панфилова

Улица Талалихина

Улица Николая Гастелло

 Улица Доватора Льва Михайловича

(Приз вручается участникам, назвавшим наибольшее количество верных вариантов)

Дополнительный материал для учителя.

(Может использоваться как дополнение к ответам учащихся)

Историческая справка:

   19 апреля 1942 года М. Г. Ефремов , генерал – лейтенант, героически погиб под Вязьмой в бою с гитлеровскими захватчиками. Он был награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени.)

18 ноября 1941 г. с группой товарищей Зоя перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Ново-Фоминска) и через несколько дней пробралась в район села Петрищева, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие.
На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню,  в которой находилось 200 лошадей. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.29 ноября 1941 г. в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и  жителей деревни. С последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!»Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание героя

Советского Союза. В 1942 г. прах Зои был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище. На месте первоначального погребения установлена мемориальная плита. На развилке дорог Москва — Минск и Дорохово — Верея в 5 км от Петрищева установлен памятник. На постаменте из черного полированного гранита надпись:  «Зое — бессмертной героине советского народа. 1923 — 1941гг.»)

   Политруку В.Г. Клочкову принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»

   В конце сентября 1941 г., через несколько дней после освобождения села Белоостров, разведчики 29-й стрелковой дивизии принесли в расположение наших частей тело комиссара ударного батальона Ивана Петровича Лобачика с выколотыми глазами и вырезанной на спине пятиконечной звездой.
В ночь на 21 сентября, контратаковав врага, батальон выбил его из села Белоостров. В этом сражении И. П. Лобачик был тяжело ранен, и, когда батальон временно отошел, комиссар был взят в плен.

   В июне 1941 г. младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину, заместителю командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, было всего 22 года. Ночью 6 августа 1941 г. он вылетел на своем истребителе И-16 для отражения налетов вражеской авиации на Москву. В ночном небе, на высоте 4800 метров он обнаружил самолет противника. Талалихин решительно пошел на сближение, ловя «хейнкель» в прицел. Совершил первый ночной таран в годы Великой Отечественной войны. За этот подвиг В. В. Талалихин был награжден званием Героя Советского Союза.

27 октября 1941 г. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в район города Подольска Московской области. Погиб, ведя неравный бой с противником .В Подольске установлен памятник, в Москве — бюст Героя. На месте ночного тарана у обочины Варшавского шоссе недалеко от Подольска установлен гранитный обелиск.

   22 июня, в первый день войны, москвич Николай Гастелло на митинге своего полка сказал: «Чтобы не ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой силе нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!». Через несколько дней он направил свой горящий самолет в гущу вражеских бензоцистерн, танков и автомобилей…Подвиг Николая Гастелло в тяжелый начальный период войны стал символом мужества и героизма.

   21 декабря 1941 года  генерал-майор Доватор Л.М. был смертельно ранен пулемётной очередью, поднимая в атаку залёгших кавалеристов  в районе деревни Палашкино Рузского района.)

Вопрос 5. Как  называлась медаль , учрежденная по Указу Президиума ВС СССР 1 мая 1944 года с целью награждения участников Московской битвы?

Ответ. «За оборону Москвы».

Вопрос 6. Об истории военных лет нам многое могут рассказать экспонаты музеев. А какие музеи есть в нашем городе?

Ответ. Историко-художественный музей, Центр информации Машиностроительного завода, музей трудовой славы завода «Электросталь», музеи боевой славы в школах №2, №3, №12, №20, №21.

(приз вручается участнику, назвавшему наибольшее число правильных ответов, или всем ребятам , назвавшим один из верных вариантов)

Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения команд.

В заключение  брейн - ринга звучит песня «От героев былых времен» (музыка: Р. Хозака, слова:  Е.Агранович) в исполнении школьного хора мальчиков.  (см. приложение)

Список литературы

Эдемская В.В.Электросталь. Рассказы о городе. Учебное пособие для основной школы. Электросталь, 2007.

http://www.chitalnya.ru

http://ru.wikipedia.org

Карта подведения итогов игры для жюри

№ вопроса/

(максимальное кол-во баллов)

Команда 1

Команда 2

1 тур

1  (1)

2  (2)

3  (1)

4  (1)

5  (1)

6  (1)

7  (1)

8  (2)

9  (1)

10  (1)

11  (2)

12  (1)

13  (1)

14  (1)

15  (2)

2 тур

1  (1)

2  (1)

3  (2)

4  (2)

5  (1)

6  (1)

7  (1)

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...

Исследовательская работа на тему"Наполеон и Гитлер: путь к Москве и от Москвы"

1.Биографии Наполеона и гитлера2.Личности Наполеона и Гитлера в  военных действиях3.Наполеон и Гитлер: путь к москве и от Москвы4.Общее и различное у Наполеона и Гитлера...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 865-летию Москвы " Россия начинается с Москвы "

Сценарий вечера, посвящённого 865-летию Москвы,  содержит фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Н. Асеева, В. Фирстова, М. Луконина и может быть использован как вместе с презентацией, так и ...

Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".

Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только......

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы г. Москвы на 2012—2016 гг. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») в ЮВАО. 100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения.

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы»(«Столи...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...