рабочая программа по истории 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) по теме
программа по истории России с древнейших времен. Всеобщая история.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_s_drevn._i_vseobshchaya_10.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В. И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает изучение курса отечественной истории в 10 классе — курса истории России с древнейших времен до конца XIX в.
Программа рассчитана на 44 ч при двухчасовой учебной нагрузке. При этом на изучение курса всеобщей (зарубежной) истории в 10 классе остается 26 ч..
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу истории России для 10 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности структуры и содержания учебников для 10 класса Н. С. Борисова «История России с древнейших времен до конца XVII века» и А. А. Левандовского «История России XVIII—XIX веков
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Цель данного курса – более глубоко познакомить детей с историей родной страны, воспитать патриотизм и чувство гордости за свою Родину, ведь история родной страны – это история нас самих. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.
Задачи курса
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Основными формами организации учебных занятий в старшей школе являются: лекция, комбинированный урок, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» 10 класс
44 часа (2 ч. в неделю)
Учебники: Н.С. Борисов «История России с древнейших времен до конца XVII века» 10 кл. М. «Просвещение» 2010 г А.А. Левандовский «История России XVIII-XIX веков» 10 кл. М. «Просвещение» 2010 г.
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол. Час. | Домашнее задание |
Введение. | 1 | с. 4-12 | |
Раздел I. Древнерусское государство в IX-XIII вв. | |||
1 | Восточные славяне в VI-IX вв. образование Древнерусского государства. | § 1 с. 13-22 | |
2 | Киевская Русь. | 1 | § 2-3 с. 23-42 |
3 | Культура Киевской Руси. | 1 | § 4 с. 43-55 |
4 | Русские земли в XII- начале XIII века. Наследники Киевской Руси. | 1 | § 5-6 с. 56-69 |
5 | Культура Руси XI- начало XIII в. | 1 | § 7 с. 70-84 |
6 | Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | § 8 с. 85-102 |
Раздел II. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. | |||
7 | Усиление Московского княжества в XIV- первой половине XV в. | 1 | § 9-10 с. 103-125 |
8 | Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в). | 1 | § 11-12 с. 126-146 |
9 | Культура Руси в XIV-XV вв. | 1 | § 13 с. 147-158 |
10 | ПОУ: «Киевская и Московская Русь в IX-XV вв. | 1 | § 1-13 повторить |
Раздел III. Россия в XVI-XVII вв. | |||
11 | Россия в XVI столетии. | 1 | § 14-15 с. 159-184 |
12 | Русская культура в XVI столетии. | 1 | § 16 с. 185-191 |
13 | Смутное время. | 1 | § 17-18 с. 192-215 |
14 | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. | 1 | § 19 с. 216-230 |
15 | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | § 20 с. 231-240 |
16 | Культура России в XVII столетии. | 1 | § 21 с. 241-250 |
Раздел I. Россия в эпоху Петра Великого. | |||
17 | Начало правления Петра I. | 1 | § 1 с. 5-11 |
18 | Реформы Петра I. | 1 | § 2 с. 11-21 |
19 | Внешняя политика Петра I. | 1 | § 3 с. 21-28 |
20 | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | 1 | § 4 с. 29-38 |
Раздел II. Россия в середине и во второй половине XVIII в. | |||
21 | Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | § 5 с. 39-49 |
22 | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | 1 | § 6 с. 49-57 |
23 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | 1 | § 7 с. 57-67 |
24 | Внешняя политика России в XVIII в. | 1 | § 8 c. 67-75 |
25 | Царствование Павла I. | 1 | § 9 с. 75-80 |
26 | Русская культура XVIII в. | 1 | § 10 с. 80-92 |
27 | ПОУ: «Россия в XVIII в». | 1 | § 1-10 повторить |
Раздел III. Россия в первой половине XIX в. | |||
28 | Экономическое развитие в конце XVIII – первой половине XIX в. | 1 | § 11 с. 93-101 |
29 | Реформы Александра I. | 1 | § 12 с. 101-108 |
30 | Борьба с Наполеоном. | 1 | § 13 с. 108-118 |
31 | Период реакции. Декабристы. | 1 | § 14 с. 118-127 |
32 | Внутренняя политика Николая I. | 1 | § 15 с. 127-136 |
33 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война. | 1 | § 16 с. 136-146 |
34 | Общественное движение в годы царствования Николая I. | 1 | § 17 с. 146-156 |
35 | Русская культура первой половины XIX в. | 1 | § 18 с. 156-167 |
Раздел IV. Россия во второй половине XIX в. | |||
36 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа. | 1 | § 19 с. 168-174 |
37 | Социально-экономическое развитие пореформенной России. | § 20 с. 174-183 | |
38 | Реформы 60-70-х гг. XIX в. | 1 | § 21 с. 183-191 |
39 | Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX в. | 1 | § 22 с. 191-198 |
40 | Противостояние власти и революционеров в 70-х - начале 80-х гг. XIX в. | 1 | § 23 с. 198-205 |
41 | Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III. | 1 | § 24 с. 205- 214 |
42 | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 1 | § 25 с. 214-221 |
43 | Русская культура второй половины XIX в. | 1 | § 26 с. 221-234 |
44 | ПОУ: «Россия в XIX в». | 1 | § 11-26 повторить |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история». 10 класс.
26 часов (2 ч. в неделю).
Учебник: В.И. Уколова, А.В. Ревякин «Всеобщая история с древнейших времен до
конца XIX в». 10 кл. М. «Просвещение» 2010 г.
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол. час. | Домашнее задание |
1 | Историческое познание сегодня. | 1 | с. 3-16 § 1 с.17-25 |
Первобытность. | |||
Предыстория. | |||
Древний мир. | |||
2 | Ближний Восток. | 1 | § 2 с. 28-39 |
3 | Индия и Китай в древности. | 1 | § 3 с. 41-50 |
4 | Древняя Греция. От первых государств до развития полиса. | 1 | § 4 с. 51-63 |
5 | Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру. | 1 | § 5 с. 64-76 |
6 | Древний Рим. От возникновения города до падения республики. | 1 | § 6 с. 77-85 |
7 | Древний Рим. Римская империя. | 1 | § 7 с. 87-98 |
Средневековье. | |||
8 | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы. | 1 | § 8 с. 100-111 |
9 | Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. | 1 | § 9 с. 113-124 |
10 | Византийское Средневековье. | 1 | § 10 с. 125-137 |
11 | Испанский мир в Средние века. | 1 | § 11 с. 138-148 |
12 | Индия в Средние века. | 1 | § 12 с. 150-158 |
13 | Китай и Япония в Средние века. | 1 | § 13 с. 159-172 |
Возрождение. | |||
14 | Возрождение как культурно-историческая эпоха. | 1 | § 14 с. 174-188 |
15 | Новое время. | ||
16 | Возникновение мирового рынка. | 1 | § 15 с. 190-199 |
17 | Общество и экономика «старого порядка». | 1 | § 16 с. 201-209 |
18 | Промышленная революция. | 1 | § 17 с. 211-220 § 18 с. 222-233 |
Индустриальное общество. | |||
19 | Религия и церковь в начале Нового времени. | 1 | § 19 с. 235-246 § 20 с. 248-257 |
Наука и общественно-политическая мысль. | |||
20 | Художественная культура. | § 21 с. 259-269 | |
21 | Государство на Западе и Востоке. | § 22 с. 271-281 | |
22 | Политические революции XVII-XVIII вв. | § 23-24 с. 282-298 | |
23 | Становление либеральной демократии. | 1 | § 25 с. 300-310 § 26 с.312-322 |
24 | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время. | ||
25 | «Европейское равновесие» XVII-XVIII вв. | § 27 с. 324-336 | |
26 | Конфликты и противоречия. XIX в. | § 28 с. 338-348 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...