Исползование приема "логические цепочки" на уроках истории при контроле знаний
статья по истории на тему

Использование приема "логические цепочки" на уроках истории при контроле знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evseeva_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приема «логические цепочки» на уроках истории

Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Таким образом, критическое мышление составляют следующие компоненты: 1) критическое мышление – это прежде всего самостоятельное мышление; 2) информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически; 3) критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; 4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Человек сознает, что возможны иные решения проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих; 5) критическое мышление – это мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. В результате педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса.

Одним из методов реализации технологии критического мышления является использование приема «логические цепочки». Вариантов использования данного приема может быть несколько.

Первый вариант: «Перепутанные логические цепочки» или модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске или печатном материале ключевых слов, событий, процессов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. Например, в среднем звене при построении логических цепочек используется больше наглядного материала: 1) выстраивается ряд фактов и дается задание учащимся восстановить хронологическую последовательность событий, 2) выстраивается ряд изображений предметов и дается задание выделить только те, которые имеют отношение к изучаемому явлению. Так же можно выстраивать изображения, с помощью которых учащиеся: 1) пытаются выделить признаки изучаемого явления, 2) сравнивая которые, учащиеся делают вывод об изменениях, произошедших на определенном этапе развития общества.

В старших классах также можно использовать иллюстративный материал при выстраивании логических цепочек, но в меньшей степени. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной, если предложить учащимся ее в виде наглядной «линии времени», это вовлечет всех учащихся в решение задачи, что позволит избежать пассивности на уроке.

Данный прием используется не только на уроках, при закреплении материала, но и при подготовке к ЕГЭ и КИМ, на спецкурсах и консультациях, а так же при работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.

В качестве примеров можно привести следующие задания:

1) Логическая цепочка из событий. Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) стояние на реке Угре; б) Куликовская битва; в) Ледовое побоище; г) Полтавская битва.

2) Логическая цепочки из фактов. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре: а) фреска, б) парсуна, в) кунсткамера, г) лицей.

3) Логическая цепочка на соотнесение. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с царевной Софьей.

Деятель

Родство

1. Алексей Михайлович

А) «Единоутробный» брат

2. Федор Алексеевич

Б) Брат по отцу

3. Михаил Федорович

В) Дядя

4. Петр Алексеевич

Г) Дед

Д) Отец

Второй вариант:

На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

Например, расставьте отрывки в хронологической последовательности:

«Правда, сия победа в то время зело была печально чувственная, и яко отчаянная всякие предь надежды, и за великий гнев Божий почитаемая. Но ныне, когда о том подумать, воистину не гнев, но милость Божию исповедати долженствуем: ибо ежели бы нам тогда ... виктория досталась ... то в какую бы беду после нас оное счастье вринуть могло ... »

 «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».

Таким образом, при использовании метода «логических цепочек»: работает весь класс; происходит повторение и систематизация материала; развивается логическое мышление; формируются ключевые компетенции и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки обобщения и контроля знаний по русской литературе

Конец года, скоро лето, дети уже нехотят учиться, но нужно подвести итоги, завершить год. Как организовать итоговую работу по литературе? Такой вопрос, думаю, волнует каждого творческого учителя. Пред...

Урок повторения и контроля знаний по теме "Словосочетание"

Урок является заключительным по теме "Словосочетание"...

"Применение ИКТ на уроках физики для контроля знаний учащихся"

Статья с презентацией на тему: "Применение ИКТ на уроках физики для контроля знаний учащихся"...

«ТЕСТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»

В наше времябольшую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в  образовании, играют новые информационные технологии.В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1996 г.) информати...

урок систематизации и контроля знаний "Тип плоские, круглые, кольчатые черви"

Урок - путешествие. Использование разнообразных видов деятельности  обеспечивает  систематизацию знаний и  определяет их практическую значимость...

Урок - итог (итоговый контроль знаний учащихся 2 классов) - обобщение

Данный итоговый урок направлен на контроль знаний учащихся 2 классов по лексико -гамматическому материалу, освоенному учащимися за первый год обучения английскому языку....

Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"

Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...


 

Комментарии

Контроль знаний на уроках истории