Использование СОТ при изучении истории у детей с ОВЗ.
статья по истории на тему

Багаутдинова Елена Александровна

Статья содержит два вида уроков: уроки-презентации и уроки с использованием видеоматериала 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование СОТ при изучении истории у детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями,  поскольку в основном страдают нарушениями психического развития, это определяют особую логику построения учебного процесса.

В СФГОС условно выделяют два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Коррекционная школа 8 вида не предполагает освоения учащимися цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции.

Все в большей степени на роль концептуальной основы модернизации отечественного образования претендует компетентностный подход.

Технология компетентностного подхода в обучении предполагает реализацию личностно – ориентированного и деятельностного подходов в обучении школьников только используя личностно – ориентированный подход в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно получить какой – либо результат.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся, хочу отметить, что темы, по которым были проведены  уроки-презентации, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Усвоение домашнего материала по таким темам 80%, а качество колеблется от 63% до 76%. Это говорит о том, что  уроки-презентации улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Преимущества презентации перед использованием на уроке таблиц и иллюстраций неоспоримы. В презентации сюжеты последовательно меняются друг за другом, сохраняется целостное изложение материала. Я в своей работе использую презентации с моим комментариями , представляя помимо программного материала дополнительную информацию. Для формирования целостной картины исторического процесса использую мультимедийные  модели.

Эффективность современного урока основывается на реализации связи с жизнью, на применении новых активных форм обучения. Моя деятельность сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать, сформировать познавательный интерес и научить учиться.  Ежегодно организую с детьми поездки в музей. В этом году я побывала с детьми в музеи под открытым небом «Древний мир» (реконструкция), где дети в реальности смогли оценить орудия труда, оружие, предметы утвари, культуру, быт, погребальные обряды людей каменного и бронзового века.

Далеко не все возможности современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) можно использовать в коррекционной школе, ввиду особенностей обучающихся детей. Тем не менее, основные этапы информатизации предмета в своей практике я использую.

 Особое место в образовательном процессе занимает демонстрация видеосюжетов и видеофильмов.

 Использование видеоматериалов даёт возможность преодолеть реально существующие расстояния и показать историческое время и исторических героев с максимальным приближением к определенному историческому периоду.

 Активное использование на уроках истории ИКТ и видеоматериалов повышает информационную и эстетическую насыщенность урока, мотивацию к предмету.

Технические возможности в 21 веке позволяют учителю собрать видеотеку и использовать видеоматериалы, как отечественного так и зарубежного производств: (фильмы, телепередачи, циклы передач).    «История одного шедевра», «Третьяковский галерея», «Русский музей». Учитель может демонстрировать документальное кино (Первая мировая война, Нюрнбергский процесс Великая Отечественная война). Одной из форм работы по истории вне урока являются клубы любителей исторического кино. Все это дает возможность лучше усвоить исторический материал,воссоздать обстановку прошлого. Воспитать у учащихся художественный вкус и эстетическую оценку. После просмотра видеоматериала учитель беседует с учениками по отсмотренному материалу, обсуждает непонятные моменты, выполняются творческие задания, заслушиваются доклады, сообщения рефераты  детей с дополнительной информацией к видеоматериалу.

  Учитель должен понимать, что не каждый материал можно показать на уроке. Существует ряд критериев по отбору материала:

 Высокий гуманитарный, культурологический, эстетический, эмоциональный уровень видеоматериала.

Познавательная значимость

Достоверность фактической основы

Связь кино с реальной жизнью данной исторической эпохи

Тщательный отбор тем

Учет возрастных особенностей  учащихся

Учет интереса школьников к конкретной проблеме

Результатом использования видеоматериалов на уроках и во внеурочное время является:

Повышение эффективности усвоение программного материала

Сложных тем и понятий

Пробуждения и развития интереса учащихся к предмету или к конкретной исторической эпохе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Мастер-класс "Использование ТРКМ при изучении истории"

В разработке представлены используемые мной приёмы ТРКМ...

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

Использование заданий по готовым чертежам для детей с ограниченными возможностями здоровья при изучении темы «Признаки равенства треугольника»

    Использование упражнений по готовым чертежам способствует формированию у школьников с  ОВЗ полноценных образов геометрических объектов, так как ученики видят различное простр...