Исследовательская работа в школе: основные этапы и направления.
статья по истории по теме
Подготовка и усвоение школьниками методики исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 13.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа в школе: основные этапы и направления.
Одной из главных задач современной школы является не столько увеличение объема знаний учащихся, сколько помощь в овладении методикой добывания знаний.
Речь идет о самостоятельной исследовательской работе учащихся. Эта идея не нова в Российской педагогике, она появилась еще во 2-ой половине 18 в.
К наиболее серьезным видам самостоятельной работы учащихся можно отнести доклад, исследовательский проект, реферат, как аналитическую, исследовательскую работу. Остановлюсь на последней. Путь к хорошему реферату, в общем-то долгий, его условно можно разделить на три этапа:
- Подготовительный – 5-7 классы, где мы учим ребят работать с учебником, понятийным аппаратом, картой.
- Развивающий – 8-9 классы; здесь используются более активные формы деятельности: анализ, сопоставление, дискуссии…
- 10-11классы – этап непосредственной поисково-исследовательской деятельности; работа над рефератом.
Реферат по истории – это не обязательный элемент школьной программы. Но все же хочется, чтобы побольше ребят соприкоснулись с этой сложной, но интересной работой. Конечно, никаких больших научных открытий мы не совершаем. Но, каждый ребенок совершает открытие сам для себя. И чувство сопричастности, сотворчества им дорого. Изучив какое-то количество литературы они другими глазами смотрят на Ивана Грозного или И.Сталина.
Самым удобным периодом для начала работы над исследованием считаю 10класс – межэкзаменационный, когда можно не торопясь определиться с темой, литературой.
Тему мы чаще всего сразу не формулируем, окончательно она конкретизируется в ходе исследования.
Определившись с тематикой в самом общем виде, предлагаю ученику примерный список источников и литературы, прочитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему
Во время первых занятий в НОУ знакомлю учеников с традиционной
структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируются тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы.
В течение 1-2месяцев встречи с ру ководителем проводятся регулярно, ученик рассказывает о том, что он прочел, и о том, как он видит свою будущую работу. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Всегда рекомендую написать сначала основную часть, так как в процессе создания текста могут несколько измениться цели и задачи. Потом пишется заключение как итог и выводы проделанной работы и, наконец, введение.
Реферат по истории не достаточно написать « гладеньким», повествовательно-описательного характера. Мы должны исследовать факты, а не описывать их, очень ценно выяснить разные точки зрения авторов, показать их, столкнуть, сделать собственные выводы. Часто проблема закладывается в самом названии работы, например: « Иван Грозный злодей или реформатор?»
Самое главное, что все непростые требования к исследовательской работе должны усвоить школьники. Для того , чтобы убедиться в том, что ребята осознали требования к реферату использую простой прием закрепления: раздаю уже готовые работы прошлых лет и прошу найти в них ошибки, сильные и слабые стороны.Учащиеся довольно ревностно выступают в роли экспертов,чисто внешние ошибки находят очень быстро (нет цели или задач, сносок или характеристики прочитанной литературы…)
Прочитав всю работу учащиеся способны сформулировать свою точку зрения и по поводу содержания работы.
Часто встречающаяся ошибка в ученических работах: стремление «объять необъятное» У детей не всегда проявляется настоящее внимание и интерес к деталям. Здесь можно применить несколько возможных решений.
Поставить перед учеником цель написания реферата, а именно: сделать обзор и анализ хорошей научной работы (или нескольких работ) на интересующую тему. Другой путь- самостоятельный анализ какого – то конкретного текста ( исторического источника ) с привлечением разных комментариев и научной литературы. Третье направление – дать большой и важный источник, например, связанный с каким – нибудь героем истории, и попросить проанализировать его по самостоятельно сформулированным вопросам, не заглядывая пока в комментарии.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые не только школьнику, но и выпускнику для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера, что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще. Люди занимающиеся исследованиями пристальнее видят мир во всех его проявлениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Сравнительный анализ основных особенностей национальных вариантов английского языка"
В работе содержится краткий анализ лексических, грамматических и фонетических особенностей американского, канадского, австрийского и новозеландского вариантов английского языка....
Практическая работа по теме: «Основные этапы моделирования».
Практическая работа по теме: «Основные этапы моделирования».Практическая работа по теме: «Основные этапы моделирования»....
Практическая работа по теме: «Основные этапы моделирования».
Практическая работа по теме: «Основные этапы моделирования» предназначена для учащихся 9 классов...
Исследовательская работа "Синтаксис в основной школе"
Материал содержит сравнительную характеристику УМК по русскому языку в основной школе...
Поисково-исследовательская, научно-исследовательская работа в школе.
Рекомендации по написанию научно-исследовательской работе для обучающихся....
Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....
Воспитательная работа в школе. Основные направления
Воспитательная система МБОУСОШ № 6 охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической ср...