Система работы учителя истории и обществознания
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Система работы
В Послании к Федеральному собранию в декабре 2010 года Президент России Д.А.Медведев обозначил приоритеты государственного образования, среди которых воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма. Это не ново, и каждая эпоха в развитии нашего государства требует от молодого поколения в первую очередь именно чувства преданности к своей стране и готовности трудиться на ее благо. Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Уроки истории и обществознания - благодатная почва для воспитания патриотизма. Они позволяют детям многое узнать, обсуждать различные проблемы, спорить. Эти предметы формируют само понимание патриотизма, предоставляют обширные возможности для того, чтобы развивать эти качества учащихся.
Целью моей педагогической практики является воспитание в учащихся устойчивого интереса к изучению истории с целью формирования патриотических качеств путем развития исторической памяти. На решение этой же проблемы направлена моя работа по самообразованию. Достижению максимального результата способствует работа в рамках моей педагогической «Я-концепции», основу которой составляют пять направлений: «Я как преподаватель», «Я как воспитатель», «Я как методист», «Я как исследователь», «Я как личность».
Я – преподаватель.
Сегодняшнее образование должно готовить не только «человека знаний», но и «человека компетенций». Именно формирование в учащихся ключевых компетенций является одной из основных задач моей деятельности как учителя. Для достижения в своей работе максимального результата я использую инновационные технологии, на мой взгляд, помогающие создать на уроке ситуацию, в которой ученик не может не стать участником процесса обучения.
Во-первых, это технология индивидуализированного обучения. Внедрение ее принципов в построение урока помогает подняться на первую ступень достижения цели – формирование устойчивого интереса к предмету, создание ситуации успешности. Выполняя разноуровневые задания различного характера, получая возможность выбирать и получить на уроке несколько оценок, ученик осознанно использует свои возможности, постепенно совершенствуя их.
Во-вторых, это групповые технологии, способствующие развитию умения сотрудничать. Это самый важный этап учебного процесса, так как здесь учащиеся приобретают качества, обозначенные социально-трудовой компетенцией: понимание сущности черт характера других людей, толерантность в их восприятии, адекватная оценка своих возможностей и возможностей своих товарищей. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. На начальном этапе можно использовать технологию парного обучения, когда ученики работают в парах – сильный и слабый – и приобретают навыки, формирующие коммуникационную компетентность. Далее учащиеся объединяются в группы для выполнения однородной или дифференцированной работы.
В-третьих, использование технологий творческого характера, например, элементов инновационной технологии «Дети пишут историю». Ее концепция заключается в том, что школьники, работая с подлинными текстами изучаемой эпохи, сами выдвигают те или иные версии исторических событий. Например, в 7 классе предлагается написать свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы и задания, иллюстрации, карты, схемы плод коллективной работы школьников. В основу данной технологии положено развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих ученику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий. Таким образом формируется учебно-познавательная компетенция, когда ученик владеет креативными навыками продуктивной деятельности.
Зачастую бывает так, что, несмотря на усилия педагога, ученик все равно с неохотой посещает занятия и через силу выполняет предложенные задания. Это значит, что необходим индивидуальный подход к учащемуся с учетом его психологических особенностей. Так, например, элементы технологии нейро-лингвистического программирования помогут выбрать необходимый способ подачи материала. Согласно этой технологии существует три обобщенных типа личности: визуалы, аудиалы и кинестетики. Поэтому нужно формулировать задания и выбирать их разновидность с учетом особенностей психологического восприятия материала учеников всех трех типов. Например, урок истории на тему «Образование государства у восточных славян» строится по следующей схеме: устное объяснение нового материала, просмотр видеоролика, работа с текстом (учебником или другими пособиями), прослушивание аудиозаписи, творческие задания различного характера. Такая подача материала не может быть безрезультатной: хотя бы один элемент урока отложится в памяти ученика и заинтересует его.
Плодотворная работа в данном направлении возможна при взаимодействии, в первую очередь, с учителями-предметниками. Так в моей практике появились интегрированные и бинарные уроки. Также важна совместная работа с психологической службой школы. Сотрудничество с психологом помогает выбрать формы индивидуализированного обучения и необходимый способ подачи материала для учащихся с разным восприятием информации.
Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Я – воспитатель, поэтому среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:
- через систему уроков воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гражданственности;
- мотивировать учащихся на конкретную деятельность (например, участие в акции «Забота» по оказании помощи ветеранам, организованное совместно с классными руководителями);
- сотрудничать с ученическим коллективом (например, создание проекта «Награды Великой Отечественной войны», где каждый ученик получает индивидуальное задание).
Сегодня в условиях современных модернизационных процессов в образовании нам, учителям, следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Я пытаюсь строить их на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества.
Я – методист.
Основными направлениями моей деятельности как учителя методиста стали:
- непрерывное повышение профессионализма и мастерства. Это проведение открытых уроков, участие в конкурсе «Педагог года», работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию, прохождение проблемных курсов на базе КРИПКРО, самостоятельное изучение новых современных педагогических технологий и внедрение их в практику своей работы. Моя методическая работа выходит и за рамки школы. Это участие в работе районного МО учителей истории, в работе предметного жюри на различных конкурсах, олимпиадах, проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, а также во внеурочной деятельности.
Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя – исследователя. Для меня как для учителя - исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений. Мне во многом помогает творческая рефлексия. Не менее важно для учителя – исследователя в школе или за пределами ее найти себе единомышленников. У нас в школе создано научно - исследовательское общество учащихся «Хочу все знать», в котором ученики под руководством учителей – исследователей ведут исследовательскую работу, добиваясь хороших результатов на районных, республиканских конкурсах. В 2009 году на республиканской туристко-краеведческой конференции «Бичкн торскм» учащиеся выступили с исследовательским проектом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» - «Мой край в годы Великой Отечественной войны». В 2010 – 2011 учебном году - «Награды Великой Отечественной войны», «Реклама двигатель торговли». В 2009 году Невежина Т. Приняла участие во Всероссийском конкурсе «Морской венок славы».
В "Программе стабилизации и развития российского образования в переходный период" (март 1991 года) задача регионализации образования была выделена как одна из приоритетных направлений образовательной реформы. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции, проекты, программы.
Использование национально-регионального компонента на уроках истории я считаю важнейшим фактором формирования системы ценностей школьника, его ключевых компетенций, чему способствует познавательная, практическая и исследовательская деятельность учащихся. Мною разработана система уроков, содержащих краеведческий материал, который изучается в сравнении с основными темами программы. Это позволяет учащимся более глубоко вникать в смысл происходившего с нашими предками, учит быть толерантным и уважать традиции всех представителей российского народа. Мною составлено тематическое планирование уроков истории с использованием национально-регионального компонента для 5-9 классов.
Особого внимания заслуживает использование метапредмета на моих уроках, так как это универсальные учебные действия, тесно связанные с достижением принятия учащимися решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуация подбирается, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «революция». Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному: у Ленина - одно, у Есенина - другое, у - третье. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Популярны у моих учащихся уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» звучала так: «Нужна ли религия современному человеку?» В 8 классе прошел исторический диспут «Чингисхан – гений или злодей».
Таким образом, описанная мною система работы, отработанная в течение последних двух лет, дает определенные результаты как в учебных достижениях учащихся, так и в моей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Из опыта работы учителя истории и обществознания Андреевой Н.И. МБОУ «Школа №3 Центр развития образования» г. Рязани в региональном проекте по взаимодействию школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России»
Представлен опыт работы по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов в рамках регионального проекта "Знакомтесь, судебная система России".Цели и задачи по формированию правового воспитания:...