Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1953-1964 гг."
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Артамонова Ирина Анатольевна

Урок позволяет закрепить и проверить знания учащихся по данной теме. Задания составлены в соответсвии со структурой ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_po_istorii.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по истории «СССР в 1953-1964 гг.»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг., сути и характере социально-экономических реформ, характере внешней политики данного периода, особенностях развития культуры;
  2. Познакомить учащихся с различными оценками деятельности Н.С. Хрущева;
  3. Выявить уровень усвоения у учащихся знаний по данной теме, а также способности учащихся использовать приобретенные знания  при  решении заданий ЕГЭ;
  4. Воспитать у учащихся критичность и самостоятельность мышления.

Содержательные элементы, которые будут проверены у учащихся (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):

  1. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
  2. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. СССР в мировых и региональных кризисах после Второй мировой войны.
  3. Особенности развития советской культуры в период 1950-1960-х гг.

Умения и навыки, которые будут закреплены у учащихся:

  1. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  2. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  3. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

для сдающих ЕГЭ по истории в особенности:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
  2. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
  4. использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
  5. систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса

Документы эпохи, используемые в работе:

  1. Из интервью Героя Советского Союза, первого заместителя командующего Кавказским военным округом генерала М. К. Шапошникова о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г.
  2. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза
  3. Воспоминания председателя Госплана Н.Байбакова
  4. С.П. Павлов (первый секретарь ЦК ВКЛСМ с 1959 – 1968 гг.) «На смены придут другие – смелее и лучше нас».
  5. Г.Б. Федоров (ответственный работник ЦК КПСС в 60-ые годы) «Как нам оценивать Хрущева?»
  6. Каганович. Л. М. «Памятные записки»
  7. Из речи сенатора Дж. Ф.Кеннеди 28 сентября 1959 г

Этапы урока

  1. Вводное слово учителя.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Письменный контроль знаний учащихся в форме тестирования.
  4. Работа в группах.
  5. Оценка знаний и умений учащихся. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя.

 Учитель акцентирует внимание учащихся на целях урока, плане работы и деятельности учащихся на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Выполнение заданий на анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

1953-1964 гг. вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

Как вы понимаете понятие «оттепель»? Какие преобразования в экономической и политической сфере были проведены в рассматриваемый период. Назовите не менее 3-х положений.

Назовите причины недовольства и сопротивления проводимым в этот период реформам (не менее 3-х причин).

  1. Письменный контроль знаний учащихся в форме тестирования.

Задания на знание дат, понятий, фактов, причин и следствий событий, установление хронологии событий, поиск информации в документе, систематизацию исторического материала и установления фактов, событий, явлений.

  1. Период в истории СССР с 1953-1964гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни, разоблачением культа личности
  1. Деидеологизации
  2. Гласности
  3. «Оттепели»
  4. «Нового политического мышления»

  1. Поставивший весь мир на грань ядерной войны Карибский кризис относится к
  1. 1953 г.
  2. 1962г.
  3. 1969г.
  4. 1974г.

  1. Какое из событий произошло позже всех остальных
  1. Отставка Н.С.Хрущева
  2. Расстрел демонстрации рабочих в г.Новочеркасске
  3. «дело врачей»
  4. Разгром «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича

  1. Создание какой международной организации относится к периоду 1953-1964гг.?
  1. ООН
  2. НАТО
  3. ОВД
  4. СЭВ

  1. К какому периоду относится проведение массовой кампании по расширению посадки кукурузы?
  1. 1945-1953гг.
  2. 1953-1964гг.
  3. 1964-1985гг.
  4. 1985-1991гг.

  1. Проведение ХХ съезда КПСС относится к
  1. 1952г.
  2. 1964г.
  3. 1956г.
  4. 1968г.

  1. В 1953г. Был арестован и казнен один из соратников И.В.Сталина
  1. Л.П.Берия
  2. Н.И.Ежов
  3. А.И.Микоян
  4. В.М.Молотов

  1. Одним из соперников Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957гг. был
  1. Ю.В.Андропов
  2. Г.М.Маленков
  3. Л.И.Брежнев
  4. А.А.Жданов

  1. Закрытый доклад Н.С.Хрущева, в котором разоблачался культ личности И.В.Сталина, прозвучал на
  1. XVIII съезде ВКП(б)
  2. Первом съезде народных депутатов СССР
  3. ХХ съезде КПСС
  4. XIX Всесоюзной партийной конференции

  1. Принятие какого документа произошло в период руководства Н.С.Хрущева?
  1. Постановления ЦК КПСС «Об освоении целинных и залежных земель»
  2. Закона «О государственном предприятии»
  3. Резолюции «О единстве партии»
  4. Первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР

  1. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства
  1. И.В. Сталина
  2. Н.С. Хрущева
  3. Л.И. Брежнева
  4. М.С. Горбачева

  1. В каком городе при Н.С.Хрущеве в 1962 г. Вспыхнули крупные волнения, подавленные войсками?
  1. Красноярске
  2. Севастополе
  3. Киеве
  4. Новочеркасске

  1. Поддержка какой страны со стороны СССР стала причиной Карибского кризиса?
  1. Никарагуа
  2. Мексики
  3. Кубы
  4. Гаити

  1. Что было одной из причин неудач в реформировании советской экономики при Н.С.Хрущеве?
  1. Рост зависимости экономики от иностранных капиталовложений
  2. Нежелание партийного руководства отказываться от директивных методов управления
  3. Перевод государственных предприятий на хозрасчет
  4. Неприятие населением проводимой Н.С.Хрущевым политики «шоковой терапии»

  1. Какое понятие стало распространенным в СССР в период «оттепели»?
  1.     1) Многопартийность
  2.     2) Реабилитация
  3.     3) Акционирование
  4.     4) Репарации

  1. Установите соответствие между события истории СССР и их датами

А. ХХ Съезд КПСС

Б. Смерть И.В.Сталина

С. Карибский кризис

Д. Первый полет человека в космос

  1. 1962г.
  2. 1956 г.
  3. 1961 г.
  4. 1953г.

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний председателя Госплана Н.Байбакова и определите фамилию руководителя СССР, о котором в нем идет речь.

«Так или иначе общаться с (ним) мне довелось его «десятилетие». С 1955 по 1965 год…я трудился на разных правительственных должностях. (Он) тогда был одновременно главой партии как первый секретарь и главой Совета Министров СССР… Ныне ругают знаменитые пятиэтажки… А ведь только благодаря им удалось переселить миллионы почти бездомных людей из бараков и развалюх.»

  1. И.В.Сталин
  2. Н.С.Хрущев
  3. Л.И.Брежнев
  4. М.С.Горбачев

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и определите дату описанных событий.

«Напомню, что с первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе помощь, в том числе и военную. К весне… кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые помешали бы американцам осуществить агрессию против Кубы. Тогда и было принято решение использовать как средство сдерживания размещение советских ракет на Кубе».

  1. 1949г.
  2. 1953г
  3. 1962г.
  4. 1964г.

  1. Появление каких трех понятий относится к периоду 1953-1964гг.?
  1. Целинник
  2. Ускорение
  3. ОВД
  4. СЭВ
  5. Колхозник
  6. Космонавт

  1. Какие три из представленных событий и явлений связаны с правлением Н.С.Хрущева?
  1. Принятие четвертой советской конституции
  2. Развенчание культа личности Сталина
  3. Освоение целины
  4. Запуск первого советского спутника Земли
  5. Заключение с США договора о ПРО
  6. Развитие диссидентского движения в СССР

  1.  Установите соответствие:                                                        

А. 1955 г.                1) создание Организации Варшавского Договора                

В. 1956 г.                2) Карибский кризис                                                        

С. 1961 г.                 3) события в Венгрии                                                           Д.  1962 г.                4) возведение Берлинской стены                                                                                     5) создание СЭВ

  1.  Установите соответствие:

А.  репатриация                1) оправдание и восстановление в правах                  

В.  репарации                        2) возмещение государством ущерба,                                                                 нанесённого другому государству                        

С. репрессии                        3) возвращение на родину военнопленных и                                                         других лиц, оказавшихся за её пределами          

Д. реабилитация                4) незаконные преследования

  1. Работа в группах.

Работа с историческим документом.

Задания для первой группы.

Из интервью Героя Советского Союза, первого заместителя командующего Кавказским военным округом генерала М. К. Шапошникова о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г.

<<Рабочие бурлили по цехам... Разговоры шли только о снижении расценок, постановление о повышении цен еще не было опубликовано. Для того, чтобы обратить на себя внимание, рабочие остановили движение на железной дроге. Они хотели, чтобы Москва знала о них, не подозревая, что два члена Президиума ЦК (А. И. Микоян и Ф. Р. И. К.) находятся всего в нескольких километрах от них, под охраной танков и автоматчиков. Первого июня рабочие вышли из цехов и заполнили городскую площадь. Они хотели встретиться с заводским начальством, но двери заводоуправления были забаррикадированы, митинг продолжался целый день. А потом наступило второе июня. Около одиннадцати часов распахнулись заводские ворота, и толпа в семь-восемь тысяч человек с красными знаменами направились в сторону Новочеркасска. Я подошел к рабочим и спросил: куда вы идете? Один из них ответил: "Товарищ генерал, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе". По рации я доложил генералу Плиеву (командующий военным округом. -- И. К.) о том, что рабочие идут к центру города. "Задержать, не допускать!" -- услышал голос Плиева. "У меня не хватает сил, чтобы задержать семь-восемь тысяч человек" -- ответил я. "Я высылаю в ваше распоряжение танки. Атакуйте!" -- последовала команда Плиева. Я ответил:"Товарищ командующий, я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками". Плиев раздраженно бросил микрофон. Предчувствуя недоброе, я попытался на своем газике перегнать колонну. Навстречу мне попался генерал Пароваткин. "Командующий приказал применить оружие," -- сказал он мне. "Не может быть!" -- воскликнул я. Тогда Пароваткин протянул мне блокнот, развернул его и я увидел: "Применить оружие". Мы с Пароваткиным заскочили в газик, чтобы успеть обогнать толпу и не допустить кровавой акции. Но не доехав метров четыреста до площади перед горкомом партии, услышали массированный огонь из автоматов." - Матвей Кузьмич, сколько, по Вашему мнению, было убитых? "Двадцать четыре человека, из них один школьник, тридцать было ранено">>. Мы спросили генерала, что было бы, если бы он подчинился приказу и танки, стоявшие на мосту через реку Тузлов, атаковали бы толпу. Он ответил: "Погибли бы тысячи".

Задания для второй группы.

Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза

     Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета  партии XX съезду, в

ряде  выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, не

мало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

     После  смерти   Сталина  Центральный  Комитет   партии  стал  строго  и

последовательно  проводить  курс на разъяснение недопустимости чуждого  духу

марксизма-ленинизма   возвеличивания  одной   личности,   превращения  ее  в

какого-то   сверхчеловека,   обладающего   сверхъестественными   качествами,

наподобие бога. Этот человек будто бы все знает,  все видит, за всех думает,

все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

     Такое   понятие   о   человеке,  и,   говоря   конкретно,  о   Сталине,

культивировалось у нас много лет.

     В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и

деятельности  Сталина. О заслугах Сталина еще при  его жизни написано вполне

достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина

в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в

борьбе за  построение социализма  в нашей стране. Это всем  хорошо известно.

Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для

будущего  партии,  -  речь идет о  том,  как  постепенно  складывался  культ

личности  Сталина,  который  превратился  на определенном этапе  в  источник

целого  ряда  крупнейших  и  весьма  тяжелых извращений партийных принципов,

партийной демократии, революционной законности.

     В связи с тем, что не  все еще представляют  себе,  к  чему на практике

приводил  культ  личности,  какой  огромный  ущерб  был  причинен нарушением

принципа коллективного руководства в  партии  и сосредоточением  необъятной,

неограниченной  власти  в  руках  одного  лица,  Центральный  Комитет партии

считает  необходимым  доложить XX съезду Коммунистической партии  Советского

Союза материалы по этому вопросу.

Задания к документу:

  1. О каких событиях свидетельствует документ? Укажите дату, когда происходили события, упомянутые в документе. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны. 
  2. Какие еще политические события характерны для этого периода? Укажите любые три события. Сделайте обобщающие выводы об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг.(не менее 2-х)
  3. Опираясь на документ и ваши знания по истории, определите последствия описываемых в документе событий. Назовите не менее двух положений.

  1. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.

Задания на анализ исторических версий и оценок.

  1. Какую оценку деятельности Н.С. Хрущева, данную в документах, вы разделяете? Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих

данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

  1. Каковы, на ваш взгляд, главные итоги деятельности Н.С. Хрущева?

Документы

  1. Из речи сенатора Дж. Ф.Кеннеди 28 сентября 1959 г

«Хрущев — жёсткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии...»

  1. Каганович. Л. М. «Памятные записки»

«Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако "вышка" — первый секретарь ЦК ВКП(б) — оказалась для него слишком высокой»

  1. Г.Б. Федоров (ответственный работник ЦК КПСС в 60-тые годы) «Как нам оценивать Хрущева?»

«Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой но и жизнью, когда отважился на развенчания Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов… »

  1. С.П. Павлов (первый секретарь ЦК ВКЛСМ с 1959 – 1968 гг.) «На смены придут другие – смелее и лучше нас».

«Хрущев был очень интересным человеком интересным руководителем. При всех своих недостатках… он был очень мужественным и конкретным человеком, искренне стремился изменить жизнь к лучшему. Прежде всего, он беззаветно любил свой народ и свою партию, был предан нашим идеям»

  1. Д.Ф. Устинов - министр обороны

«В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые опорочили нас на долгие годы»

  1. М.И. Ромм – кинорежиссер.

«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла к нему никто  не будет  иметь – ни завтра . ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому  у него не грех поучиться всем нам»

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение о Н.С.Хрущеве.

В сочинении необходимо указать время жизни и правления исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века); назвать основные направления его деятельности; дать их краткую характеристику; указать результаты проводимого курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."

познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...