Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1953-1964 гг."
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме
Урок позволяет закрепить и проверить знания учащихся по данной теме. Задания составлены в соответсвии со структурой ЕГЭ по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_po_istorii.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по истории «СССР в 1953-1964 гг.»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг., сути и характере социально-экономических реформ, характере внешней политики данного периода, особенностях развития культуры;
- Познакомить учащихся с различными оценками деятельности Н.С. Хрущева;
- Выявить уровень усвоения у учащихся знаний по данной теме, а также способности учащихся использовать приобретенные знания при решении заданий ЕГЭ;
- Воспитать у учащихся критичность и самостоятельность мышления.
Содержательные элементы, которые будут проверены у учащихся (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):
- XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
- Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. СССР в мировых и региональных кризисах после Второй мировой войны.
- Особенности развития советской культуры в период 1950-1960-х гг.
Умения и навыки, которые будут закреплены у учащихся:
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
для сдающих ЕГЭ по истории в особенности:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса
Документы эпохи, используемые в работе:
- Из интервью Героя Советского Союза, первого заместителя командующего Кавказским военным округом генерала М. К. Шапошникова о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г.
- Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза
- Воспоминания председателя Госплана Н.Байбакова
- С.П. Павлов (первый секретарь ЦК ВКЛСМ с 1959 – 1968 гг.) «На смены придут другие – смелее и лучше нас».
- Г.Б. Федоров (ответственный работник ЦК КПСС в 60-ые годы) «Как нам оценивать Хрущева?»
- Каганович. Л. М. «Памятные записки»
- Из речи сенатора Дж. Ф.Кеннеди 28 сентября 1959 г
Этапы урока
- Вводное слово учителя.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Письменный контроль знаний учащихся в форме тестирования.
- Работа в группах.
- Оценка знаний и умений учащихся. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Вводное слово учителя.
Учитель акцентирует внимание учащихся на целях урока, плане работы и деятельности учащихся на уроке.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Выполнение заданий на анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1953-1964 гг. вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.
Как вы понимаете понятие «оттепель»? Какие преобразования в экономической и политической сфере были проведены в рассматриваемый период. Назовите не менее 3-х положений.
Назовите причины недовольства и сопротивления проводимым в этот период реформам (не менее 3-х причин).
- Письменный контроль знаний учащихся в форме тестирования.
Задания на знание дат, понятий, фактов, причин и следствий событий, установление хронологии событий, поиск информации в документе, систематизацию исторического материала и установления фактов, событий, явлений.
- Период в истории СССР с 1953-1964гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни, разоблачением культа личности
- Деидеологизации
- Гласности
- «Оттепели»
- «Нового политического мышления»
- Поставивший весь мир на грань ядерной войны Карибский кризис относится к
- 1953 г.
- 1962г.
- 1969г.
- 1974г.
- Какое из событий произошло позже всех остальных
- Отставка Н.С.Хрущева
- Расстрел демонстрации рабочих в г.Новочеркасске
- «дело врачей»
- Разгром «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича
- Создание какой международной организации относится к периоду 1953-1964гг.?
- ООН
- НАТО
- ОВД
- СЭВ
- К какому периоду относится проведение массовой кампании по расширению посадки кукурузы?
- 1945-1953гг.
- 1953-1964гг.
- 1964-1985гг.
- 1985-1991гг.
- Проведение ХХ съезда КПСС относится к
- 1952г.
- 1964г.
- 1956г.
- 1968г.
- В 1953г. Был арестован и казнен один из соратников И.В.Сталина
- Л.П.Берия
- Н.И.Ежов
- А.И.Микоян
- В.М.Молотов
- Одним из соперников Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957гг. был
- Ю.В.Андропов
- Г.М.Маленков
- Л.И.Брежнев
- А.А.Жданов
- Закрытый доклад Н.С.Хрущева, в котором разоблачался культ личности И.В.Сталина, прозвучал на
- XVIII съезде ВКП(б)
- Первом съезде народных депутатов СССР
- ХХ съезде КПСС
- XIX Всесоюзной партийной конференции
- Принятие какого документа произошло в период руководства Н.С.Хрущева?
- Постановления ЦК КПСС «Об освоении целинных и залежных земель»
- Закона «О государственном предприятии»
- Резолюции «О единстве партии»
- Первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР
- Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов относится к периоду руководства
- И.В. Сталина
- Н.С. Хрущева
- Л.И. Брежнева
- М.С. Горбачева
- В каком городе при Н.С.Хрущеве в 1962 г. Вспыхнули крупные волнения, подавленные войсками?
- Красноярске
- Севастополе
- Киеве
- Новочеркасске
- Поддержка какой страны со стороны СССР стала причиной Карибского кризиса?
- Никарагуа
- Мексики
- Кубы
- Гаити
- Что было одной из причин неудач в реформировании советской экономики при Н.С.Хрущеве?
- Рост зависимости экономики от иностранных капиталовложений
- Нежелание партийного руководства отказываться от директивных методов управления
- Перевод государственных предприятий на хозрасчет
- Неприятие населением проводимой Н.С.Хрущевым политики «шоковой терапии»
- Какое понятие стало распространенным в СССР в период «оттепели»?
- 1) Многопартийность
- 2) Реабилитация
- 3) Акционирование
- 4) Репарации
- Установите соответствие между события истории СССР и их датами
А. ХХ Съезд КПСС
Б. Смерть И.В.Сталина
С. Карибский кризис
Д. Первый полет человека в космос
- 1962г.
- 1956 г.
- 1961 г.
- 1953г.
- Прочтите отрывок из воспоминаний председателя Госплана Н.Байбакова и определите фамилию руководителя СССР, о котором в нем идет речь.
«Так или иначе общаться с (ним) мне довелось его «десятилетие». С 1955 по 1965 год…я трудился на разных правительственных должностях. (Он) тогда был одновременно главой партии как первый секретарь и главой Совета Министров СССР… Ныне ругают знаменитые пятиэтажки… А ведь только благодаря им удалось переселить миллионы почти бездомных людей из бараков и развалюх.»
- И.В.Сталин
- Н.С.Хрущев
- Л.И.Брежнев
- М.С.Горбачев
- Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и определите дату описанных событий.
«Напомню, что с первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе помощь, в том числе и военную. К весне… кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые помешали бы американцам осуществить агрессию против Кубы. Тогда и было принято решение использовать как средство сдерживания размещение советских ракет на Кубе».
- 1949г.
- 1953г
- 1962г.
- 1964г.
- Появление каких трех понятий относится к периоду 1953-1964гг.?
- Целинник
- Ускорение
- ОВД
- СЭВ
- Колхозник
- Космонавт
- Какие три из представленных событий и явлений связаны с правлением Н.С.Хрущева?
- Принятие четвертой советской конституции
- Развенчание культа личности Сталина
- Освоение целины
- Запуск первого советского спутника Земли
- Заключение с США договора о ПРО
- Развитие диссидентского движения в СССР
- Установите соответствие:
А. 1955 г. 1) создание Организации Варшавского Договора
В. 1956 г. 2) Карибский кризис
С. 1961 г. 3) события в Венгрии Д. 1962 г. 4) возведение Берлинской стены 5) создание СЭВ
- Установите соответствие:
А. репатриация 1) оправдание и восстановление в правах
В. репарации 2) возмещение государством ущерба, нанесённого другому государству
С. репрессии 3) возвращение на родину военнопленных и других лиц, оказавшихся за её пределами
Д. реабилитация 4) незаконные преследования
- Работа в группах.
Работа с историческим документом.
Задания для первой группы.
Из интервью Героя Советского Союза, первого заместителя командующего Кавказским военным округом генерала М. К. Шапошникова о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г.
<<Рабочие бурлили по цехам... Разговоры шли только о снижении расценок, постановление о повышении цен еще не было опубликовано. Для того, чтобы обратить на себя внимание, рабочие остановили движение на железной дроге. Они хотели, чтобы Москва знала о них, не подозревая, что два члена Президиума ЦК (А. И. Микоян и Ф. Р. И. К.) находятся всего в нескольких километрах от них, под охраной танков и автоматчиков. Первого июня рабочие вышли из цехов и заполнили городскую площадь. Они хотели встретиться с заводским начальством, но двери заводоуправления были забаррикадированы, митинг продолжался целый день. А потом наступило второе июня. Около одиннадцати часов распахнулись заводские ворота, и толпа в семь-восемь тысяч человек с красными знаменами направились в сторону Новочеркасска. Я подошел к рабочим и спросил: куда вы идете? Один из них ответил: "Товарищ генерал, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе". По рации я доложил генералу Плиеву (командующий военным округом. -- И. К.) о том, что рабочие идут к центру города. "Задержать, не допускать!" -- услышал голос Плиева. "У меня не хватает сил, чтобы задержать семь-восемь тысяч человек" -- ответил я. "Я высылаю в ваше распоряжение танки. Атакуйте!" -- последовала команда Плиева. Я ответил:"Товарищ командующий, я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками". Плиев раздраженно бросил микрофон. Предчувствуя недоброе, я попытался на своем газике перегнать колонну. Навстречу мне попался генерал Пароваткин. "Командующий приказал применить оружие," -- сказал он мне. "Не может быть!" -- воскликнул я. Тогда Пароваткин протянул мне блокнот, развернул его и я увидел: "Применить оружие". Мы с Пароваткиным заскочили в газик, чтобы успеть обогнать толпу и не допустить кровавой акции. Но не доехав метров четыреста до площади перед горкомом партии, услышали массированный огонь из автоматов." - Матвей Кузьмич, сколько, по Вашему мнению, было убитых? "Двадцать четыре человека, из них один школьник, тридцать было ранено">>. Мы спросили генерала, что было бы, если бы он подчинился приказу и танки, стоявшие на мосту через реку Тузлов, атаковали бы толпу. Он ответил: "Погибли бы тысячи".
Задания для второй группы.
Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза
Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в
ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, не
мало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.
После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и
последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу
марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в
какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами,
наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает,
все может сделать; он непогрешим в своих поступках.
Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине,
культивировалось у нас много лет.
В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и
деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне
достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина
в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в
борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно.
Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для
будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ
личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник
целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов,
партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все еще представляют себе, к чему на практике
приводил культ личности, какой огромный ущерб был причинен нарушением
принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной,
неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии
считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского
Союза материалы по этому вопросу.
Задания к документу:
- О каких событиях свидетельствует документ? Укажите дату, когда происходили события, упомянутые в документе. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
- Какие еще политические события характерны для этого периода? Укажите любые три события. Сделайте обобщающие выводы об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг.(не менее 2-х)
- Опираясь на документ и ваши знания по истории, определите последствия описываемых в документе событий. Назовите не менее двух положений.
- Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Задания на анализ исторических версий и оценок.
- Какую оценку деятельности Н.С. Хрущева, данную в документах, вы разделяете? Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих
данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
- Каковы, на ваш взгляд, главные итоги деятельности Н.С. Хрущева?
Документы
- Из речи сенатора Дж. Ф.Кеннеди 28 сентября 1959 г
«Хрущев — жёсткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии...»
- Каганович. Л. М. «Памятные записки»
«Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако "вышка" — первый секретарь ЦК ВКП(б) — оказалась для него слишком высокой»
- Г.Б. Федоров (ответственный работник ЦК КПСС в 60-тые годы) «Как нам оценивать Хрущева?»
«Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой но и жизнью, когда отважился на развенчания Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов… »
- С.П. Павлов (первый секретарь ЦК ВКЛСМ с 1959 – 1968 гг.) «На смены придут другие – смелее и лучше нас».
«Хрущев был очень интересным человеком интересным руководителем. При всех своих недостатках… он был очень мужественным и конкретным человеком, искренне стремился изменить жизнь к лучшему. Прежде всего, он беззаветно любил свой народ и свою партию, был предан нашим идеям»
- Д.Ф. Устинов - министр обороны
«В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые опорочили нас на долгие годы»
- М.И. Ромм – кинорежиссер.
«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра . ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам»
- Домашнее задание.
Написать сочинение о Н.С.Хрущеве.
В сочинении необходимо указать время жизни и правления исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века); назвать основные направления его деятельности; дать их краткую характеристику; указать результаты проводимого курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП
Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964) с применением технологии РКМЧП...
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."
познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)
Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...