Война Рима с Карфагеном. Ганнибал.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
план конспект урока по истории Древнего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-kospekt_uroka..docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по дисциплине «История» (5 класс)
на тему : «Война Рима с Карфагеном. Ганнибал»
учителя второй квалификационной категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ
Мыльниковой Натальи Николаевны
Методические материалы:
При подготовке к уроку
3.Мультимедийное учебное издание «История. 5 класс», издательство Просвещение.
4. Ганнибал. Биография. // http://ru.wikipedia.org Проверено 29.06.2012
На уроке
1. Михайловский, Ф.А. История Древнего мира / Ф.А. Михайловский - М. : Русское слово-РС, 2006. – 286 с.
2. Презентация «Вторая война Рима с Карфагеном»
3. Карточки с заданиями и текстом документа
Учебно-практическое оборудование
- Проектор или интерактивная доска
- Компьютер
Цель урока (с позиции ученика): Выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.
Задачи:
- Актуализация изученного материала
- Изучение источникового и фактического материала по теме урока
- Закрепление изученного материала в рамках работы с картой, источниками, таблицами, схемами, тестовыми материалами
- Рефлексия степени освоения изученного материала
Рассмотреть полководческий талант Ганнибала и Сципиона, причины, ход и итоги битв при Каннах, Заме. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, научиться самостоятельно составлять рассказ, выделять главное из рассказа учителя, использовать ИКТ. Сформировать понимание у учащихся причин и характера войны Рима с Карфагеном
Педагогические технологии - компетентностного подхода
- Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент (1-2 мин.) Сообщение темы и целей. Здравствуйте, ребята! Садитесь. надеюсь, что вы станете сегодня моими помощниками. Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать её. «В честь сына Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь» Что это за город? Правильно, это город Рим. Поэтому в рамках изучения истории римской империи мы с вами обратимся к одному из ключевых исторических событий – Войне Рима с Карфагеном Таким образом, тема нашего урока «Война Рима с Карфагеном. Ганнибал». Вы знаете, что в рамках изучения войн нас всегда интересуют причины, повод, ход боевых действий, ключевые сражения, итоги Сегодня в течение урока мы с вами должны будем сформировать понимание причин и характера второй войны Рима с Карфагеном. Постараемся создать на уроке образы великих полководцев Рима и Карфагена. Для этого мы используем мультимедийный комплекс, и будем работать с историческими картами, датами, историческими событиями и понятиями. Ребята, я буду выставлять за ваши ответы баллы, активней работайте на уроке, зарабатывайте оценки. Ребята давайте вспомним, что нам уже известно о взаимоотношениях Рима с Карфагеном? Это позволит нам разобраться в причинах войны Рима с Ганнибалом. Но давайте сначала проанализируем какие территориальные и политические изменения произошли в Римской империи к началу войн с Карфагеном. Актуализация знаний. Опрос домашнего задания
2.Устный ответ учащегося по карточке: Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Как была организована армия римлян?» Для этого вспомни: - Кто такие легионеры? -Кто служил в армии римлян? -Чем были вооружены воины? -Какую тактику ведения боя использовали легионеры? - Какие военные победы смогла одержать армия римлян? Сделай вывод. 3.Работа с классом. (слайд 2) 1 Найдите на карте (атласе): Восточное Средиземноморье, Западное Средиземноморье, Карфаген, Пиренейский полуостров, Аппенинский полуостров, Корсику , Сардинию, Сицилию. 2. Укажите все новые территории, захваченные Римом вне Италии. (Сицилия, Корсика, Сардиния, заселенный галлами север Аппенинского полуострова) . При правильном ответе ученика учитель поощряет: «Молодец! Ты справился с заданием хорошо!» В случае неточности к доске приглашается более сильный ученик, который справится с заданием, так как умеет хорошо работать с картой. 3. Работа с историческими источниками(слайд3) Римский историк Тит Ливий пишет: «грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги.» -Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?( речь идет о стремлении плебеев освободиться от долгового рабства(в 326 г. до н.э. они добьются этого) - Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме? (В Греции шла борьба демоса и богатых греков за свои права, за отмену долгового рабства). При правельном ответе: «Молодец!» При неправельном или неполном ответе – учитель дает дополнения, пояснения самостоятельно 4. Дайте определение понятий: плебеи, патриции, демос.- вопросы задаются преемущественно ребятам, слабоуспевающим. – «Молодец, ты очень хорошо справился с заданием». Ответ учащегося по карточке. Итак, мы с вами уже знаем, причины первой Пунической войны и ее результат. Таким образом, Римская империя к началу войн с Карфагеном претерпевает значительные территориальные и политические изменения, следовательно мы можем перейти к следующему этапу развития взаимоотношений между Римом и Карфагеном, в которых можно выделить несколько ключевых этапов 1. Вторжение в Ганнибала в Италию 2. Деятельность Диктатора Фабия по прозвищу Медлитель. 3. Значение Битвы при Каннах 4.Окончание войны. Ее итоги. | Приветствуют учителя Отвечают на вопрос учителя Фиксируют тему в тетради Вы знаете, что в рамках изучения войн нас всегда интересуют причины, повод, ход боевых действий, ключевые сражения, итоги Учащиеся получают индивидуальные задания Примерный ответ учащегося В римской республике существовала самая сильная и хорошо вооруженная армия. Армия делилась на легионы – небольшие отряды воинов. Легионерами становились земледельцы, бедняков на военную службу не брали. Легионер был вооружен копьем, коротким мечом и щитом. Легионы выстраивались в три линии, в каждой из которых было 10 отрядов. При отступлении каждый отряд выравнивался с линией легионеров, идущих за их спиной. Противник испытывал шок, когда перед ним вдруг вырастала сплошная стена хорошо вооруженных воинов. В армии существовала железная дисциплина, поэтому она всегда добивалась поставленной задачи. Благодаря такой армии римляне смогли покорить всю Италию. Работа с картой Устные ответы обучающихся Анализ исторических источников Поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках Обучающиеся выслушивают ответ одноклассника исправляют, дополняют, задают ему дополнительные вопросы, оценивают ответ Помогают учителю определить основные моменты, необходимые для изучения. Фиксируют план работы в тетради. |
2.Изучение нового учебного материала
Задание на урок: (слайд8) (Задание можно продублировать на доске, так чтобы оно всегда было перед глазами учащихся.) Определите характер Второй Пунической войны. Ответьте на вопрос: почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, все же проиграл войну? Причины поражения войск Ганнибала запишите в тетрадь. Итак, попробуем разобраться Что представляли собой армии Карфагена и Рима. Кто возглавил войско Карфагена в Сицилии?( Правильно, Ганнибал) (слайд 10) Кто составлял войско карфагенян? (наемники).Молодцы! Ганнибал чтобы дипломатически подготовить войну спровоцировал конфликт между торболетами (союзниками Карфагена) и городом Сагунтом ( союзником Рима) (слайд 11). После того как между Сагунтом и торболетами начались военные действия Ганнибал открыто вмешался в конфликт и после долгой осады разорил Сагунт, уничтожив всех жителей. После возвращения в Новый Карфаген, служащий резиденцией Ганнибалу, он стал готовить армию, составленную из испанцев и ливийцев , для похода в Италию. В распоряжении Ганнибала было войско из 90 тысячной пехоты, 12 тысячной конницы и 37 боевых слонов. (слайд 12) Установив связи с галлами Ганнибал узнал, что те готовы заключить союз с Карфагеном. Ганнибал решил избрать своим главным направлением северное – через Альпы. Он принял все меры для безопасности своего тыла, направив войска в Карфаген и оставив их под командованием своего брата Гасдрубала в Иберии. У Ганнибала осталось лишь 50 тысячная пехота и 9 тысячная конница. Эти пунийские войска и двинулись к Альпам. Почему Ганнибал выбрал именно это направление? К середине лета 218 года до н.э. армия Ганнибала достигла реки Роны, и после первых стычек с римскими войсками Ганнибал на плотах – паромах переправил свои войска через Рону. (слайд 13) В ноябре 218 года до н.э. армия пунийцев начала переправу через альпы. (отрывок из фильма «Ганнибал»). После очень сложного перехода вышла на равнину. В сражениях при Тицине и Треббии римские войска потерпели поражение. После этой победы пунийцев вся Северная Италия оказалась под контролем Ганнибала. Весной 217 года до н.э. Ганнибал решил двигаться через Этрурию в Центральную Италию, к Риму.(слайд 13). Здесь в районе Трезименского озера (слайд 14), Ганнибал разгромил армию под командованием Гая Фламиния. В ходе боя погиб консул Фламиний. Причины победы Ганибала? 1.Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель. В опасный для государства момент римляне назначали диктатора. (слайд 15) Да ребята, вы правы, на сегодняшний день в науке, существует такое определение термина диктатор. Диктатор- лицо, пользующееся неограниченной властью в управлении государством, обычно в исключительных политических условиях. Им стал Квинт Фабий Максим. (слайд 16) Максим, на прошлом уроке Максим предложил подготовить информацию о деятельности Фабия Максима, пожалуйста, расскажи ребятам, что удалось тебе о нем узнать, какими источниками ты пользовался, какие ключевые исторические события связаны с деятельностью Фабия, к каким последствиям они привели. Опорный конспект Рассказ ученика о диктаторе Фабии и его тактике- уход от открытого столкновения. За тактику Фабия обвинили в трусости. Иначе его деятельность оценивал Ганнибал. В 216 году до н.э. римляне вновь избрали консулов. Один из них полностью одобрял действия Медлителя Фабия, а другой, Гай Теренций Варрон, рвался в бой. А кто был первым консулом? В вашем учебнике этой информации нет. Если вам интересно попробуйте найти ее в Интернете. Одним из ключевых сражений войны Рима с К – битва при каннах 3.Битва при Каннах. Летом 216 года до н.э. невиданная по численности римская армия , при которой находились оба консула, подошли к городу Канны. Здесь расположился лагерь Ганнибала. Когда настала очередь Гая Теренция Варрона командовать войсками, он немедленно вывел их на равнину для сражения. У римлян было 80 тысяч человек пехоты, у Ганнибала – вдвое меньше. Правда, у него было 14 тысяч всадников против 6 тысяч у римлян. И все же общий перевес римской армии был огромен, и Ганнибал был, похоже, обречен. Чтобы легче было понимать как разворачивались события , посмотрите схему на с 266 вашего учебника (С.266) (слайд 17) Пехота римлян расположилась огромным прямоугольником с конницей на флангах. Ганнибал свою армию построил полумесяцем. В центре находились галлы, а опытных африканских наемников Ганнибал сдвинул ближе к флангам, туда, где находилась конница. Воины послабее, находившиеся в центре отступили. Наемники рвались вперед. Конница на флангах замкнула круг за спинами римлян. Почти все римское войско погибло или сдалось в плен. Спастись смогли лишь несколько тысяч воинов, вместе с самоуверенным консулом Варроном. На сторону Ганнибала перешли Капуя в Италии и Сиракузы на Сицилии. Вопросы учащимся: - Когда произошла битва при Каннах (216 год до н.э.) -Почему имея армию в 40 тысяч человек, Ганнибал смог победить армию римлян из 80 тысяч человек? (В армии римлян среди консулов не было единства. Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя) Молодцы!- если учащиеся справились с заданием учителя, если нет, то учитель помогает вспомнить то о чем только что говорилось и помогает выделить правильный ответ. – Будьте, пожалуйста внимательней. Вы наверное устали , давайте немного отдохнем. Итак, продолжим нашу работу 4.Окончание войны. Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был пасть, но римские военноначальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязывались в большие сражения. Положение карфагенян тоже изменилось. Проконсул Рима - Сципион предложил высадиться в Карфагене и начать боевые действия там. Это заставило Ганнибала вернуться в Африку. В 202 году до н.э. близ города Зама (слайд- карта18), к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. (В бой были пущены слоны, римская армия расступилась перед животными, пропустив их. А затем атаковали слонов. Напуганные животные повернули назад, растоптав собственную армию) (слайд 18) Разделитесь на 4 группы. (В каждой группе выберите капитана, который еще не получил возможности выступить на уроке)У вас на партах лежат листочки с описанием положения Карфагена. Прочитайте, текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3-х причин) После битвы при Каннах Ганнибал прислав послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не пали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики. Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому, что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну. Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи. (1.Местное население, кроме галлов, не поддержало Ганнибала. 2.Римско-итальянский союз устоял 3.Рим укрепил свои силы, а положение Ганнибала ухудшилось 4.Правители Карфагена не спешили с помощью, они боялись, что Ганнибал захватит верховную власть в Карфагене.) Итак какой вывод мы можем сделать? (Таким образом, могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье.) Молодец! Саша, на прошлом уроке ты получила опережающее задание подготовить сообщение на тему Сципион Пожалуйста, оцени Сципиона как личность и полководца. Какими источниками ты пользовалась для подготовки? Итак, ребята мы узнали с вами причины второй Пунической войны знаем ее итоги давайте еще раз вспомним что мы узнали нового сегодня. Это позволит нам ответить на поставленный в начале урока вопрос. Беседа по поставленному в начале урока вопросу | Формулируют вопросы Обосновывают свою точку зрения рассуждают, приводят примеры, Оценивают ответы Характеристика места, обстоятельств, участников, результатов исторических событий Соотносить единичные ист.факты и общие явления Называть характерные существенные признаки ист.явлений Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий Отвечают на вопросы учителя Обучающие слушают учителя отвечают на вопросы сформулированные в начале урока. Варианты ответов обучающихся, Вариант 1, вариант 2 Ответы обучающихся фиксируем в тетради Доклад обучающегося Работа экспертов (2) Опорный конспект Определение фиксируют в тетради-словаре самостоятельно Слушают выступление учащегося, который самостоятельно подготовил выступление и презентацию Работа с таблицей Анализ статистических данных Работа со схемой в учебнике с. 226 Сравнительный анализ тактики Г. и Р. Работа со схемой учебника и анимированной схемой презентации Отвечают на вопросы учителя Вывод обуч. О тактике римских войск Физкультминутка Слушают учителя Делятся на группы, выбирают капитана Работают в группе В ходе ответов учащихся результаты записываются на интерактивной доске и фиксируются учащимися в тетради. Ребята слушаут ,задают дополнительные вопросы, смотрят подготовленную презентацию.
Называют основные моменты услышанные на уроке. Возможны наводящие вопросы учителя. |
3.Закрепление учебного материала
Итак давайте еще раз , чтобы окончательно разобраться во взаимоотношениях двух стран, что позволит нам в дальнейшем понять особенности внешней и внутренней полиики Рима вспомним как протекала Вторая Пуническая война ,какой вклад внес в это Ганнибалл и ответим на тестовые задания
А) Египет Б) Индия В) Мидия Г) Карфаген 2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах А) в 201 году до н.э. Б) в216 году до н.э. В) в 218 году до н.э. Г) в 202 году до н.э. 3.Чем закончилась вторая война Рима с Карфагеном А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки. В) Рим стал хозяином в Восточном Средиземноморье. 4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что А) Карфагеняне называли римлян пунами Б) Войско римлян возглавил полководец из рода Пунов В) Римляне и Карфагеняне называли жителей Сицилии пунами Г) Римляне называли карфагенян пунами. 5.Римский полководец, разбивший Ганнибала в битве близ города Зама (202 год до н.э.) А) Сципион Б) ТитЛивий В) Красс Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок | Отвечают на вопросы теста, проверяется методом взаимопроверки.
Высказывают свое мнение по поводу работу отдельных учащихся, оценивают свою работу, определяют что получилось на уроке, а что нет. Каких знаний не хватает чтобы сформировать целостную картину взаимоотношения двух стран. |
4.Задание на дом
На следующем уроке мы продолжим рассматривать завоевательную политику Рима по этому я попрашу вас еще раз вспомнить все то, о чем мы с вами сегодня говорили.Домашнее задание. (слайд 4.) Параграф 42 прочитать, подготовить рассказ о начале войны Рима с Карфагеном и переходе Ганнибала через Альпы. Можно использовать дополнительную литературу ( по желанию). При необходимости учитель называет возможные источники поиска необходимой информации | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы учителю по выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...
Вторая война Рима с Карфагеном
Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...
Вторая война Рима с Карфагеном
Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...
Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс
19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации", в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...
Урок истории в 5 классе по теме «Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном»
Технологическая карта урока....
Тема: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во II в. до н.э.
Подвести уч-ся к пониманию причин, характера война Рима с Карфагеном. Изучить историю римских завоеваний в восточной части средиземноморья ,а также подвести итог по образован...