Гражданская война в России
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Работа состоит из трех разделов: "Причины Гражданской войны", "Три цвета Гражданской войны", "Гражданская война - правомерны ли стереотипы". Каждый раздел содержит конспект урока, презентации. Также имеются документы для работы в группах и тест. Работа расчитана на учащихся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon dokumenty_dlya_analiza.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc52.5 КБ
Файл prichiny_grazhdanskoy_voyny_1.pptx303.6 КБ
Файл tri_cveta_grazhdanskoy_voyny.pptx766.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: «Причины Гражданской войны. Интервенция. Основные события Гражданской войны»

 Цель: выяснить причины Гражданской войны и интервенции, определить основные этапы войны.

Задачи:

- определить что такое гражданская война и интервенция, раскрыть причины, основные этапы войны и интервенции.

- развитие умений учащихся: выделять главное, аргументировано доказывать свою точку зрения, делать выводы.

  Форма урока: комбинированный урок.

  Оборудование: Карта: «Гражданская война в России 1918-1921гг.», учебник «История России» Н.В.Загладина, презентация, тест.

Основные понятия: гражданская война, интервенция.

План урока :

 1. Причины Гражданской войны.

 2. Интервенция: причины, участники, последствия.

 3. Периодизация Гражданской войны.

1.Причины Гражданской войны.

   В начале 1918г. большевики считали вооруженную борьбу за власть законченной. Но политические события 1917г. обострили противоречия в стране, а политика победившей партии вызывала острейшее противоборство в различных слоях общества. Большевистская пропаганда, особенно на фронтах, активно способствовала поляризации сил. Длительная и кровопролитная борьба за власть в масштабах всей страны между различными социальными силами надвигалась с неумолимой неизбежностью. На уроке будут рассмотрены основные события Гражданской войны (1918-1922гг)

   Гражданская война – это цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи, последовавших за Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.

    Основные причины Гражданской войны:

- Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917г.  Большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.

- Крах демократической альтернативы после разгрома Учредительного собрания.

- Брестский мир и его последствия.

- Экономическая политика большевиков в деревне  весной – летом 1918г.

Существуют разные точки зрения на начало войны (слайд №3)

     Исходя из причин войны, определим социальные и политические силы, противостоящие большевикам. (слайд №4).

     В начале войны, многочисленные слои населения и практически все политические партии, были крайне оппозиционны большевикам, опирающимися на рабочих и крестьянскую бедноту.

   Работа с документами.

  1. Интервенция

Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.

Цели интервентов:

   - Участие в подавлении российской революции и свержении большевистского правительства, помощь противникам большевиков.

   - Предотвращение экономических потерь (последствия национализации собственности, возможные финансовые потери, связанные с отказом выплачивать долги), захват географических зон влияния.

   - Ослабление России (слайд №6).

   Используя карту определяем направления действий, с одной стороны, стран бывшего Четвертого союза, которые, нарушив условия Брестского мира, продвигаются на Западе и в Закавказье, а с другой – стран Антанты. Еще в декабре 1917г. между Англией и Францией было заключено соглашение о «зонах действия» в России. Позднее Сибирь и Дальний Восток образовали « зоны действия» США и Японии. России была предложена «помощь» в борьбе с Германией. Под предлогом охраны военных грузов в портах России интервенты высаживаются в Мурманске и Архангельске, на Дальнем Востоке, в Средней Азии.

   Роль своеобразного «катализатора»  событий сыграло выступление чехословацкого корпуса 25-27 мая 1918г. в Челябинске. 3 июня Верховный совет Антанты принял решение оставить чехословацкий корпус на территории России.

  Наивысшей точки вооруженное вмешательство стран Антанты в дела России достигло после окончания мировой войны. К февралю 1919г. в интервенции участвовало более 200 тыс. человек. Но уже весной 1919г. половина французских частей оказалась под влиянием большевистской агитации. Начался вывод французских войск из России.

  Согласие белого движения использовать помощь интервентов вызвало негативную реакцию в России, стало одним из факторов ослабления противников большевиков.

   Уже в 1920г. ведущие державы Антанты сочли целесообразным скорректировать свою политику по отношению к Советской России, фактически признав большевистское правительство.

  1. Периодизация Гражданской войны.

Работа проводится с использованием презентации, учащиеся делают записи в тетради.

В конце урока выполняется тест «Начало Гражданской войны».

Домашнее задание: п.11, вопросы с.98.

 



Предварительный просмотр:

Урок 2

Тема: «Три цвета Гражданской войны»

Цель: сформировать представление об основных направлениях деятельности белых, красных и зеленых в годы Гражданской войны.

 Задачи:

 • Выяснить основные направления деятельности участников Гражданской войны.

         • Сопоставить позиции и деятельность красных и белых в годы войны

         • Дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.                                                            Продолжить работу над развитием:

          • учебно-информационных умений (работа с документом,  работа с мультимедийными презентациями,);

 • учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение)

 Тип урока: комбинированный

 Форма урока: Лабораторное занятие с элементами дискуссии

Персоналии: А. Колчак, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, Ф. Дзержинский, В. Чапаев.

Оборудование: учебник «История России»Н.В.Загладин, карта «Гражданская война в России», презентация, тест, документы.

План урока:

1.Белые в Гражданской войне.

2.Красные в Гражданской войне.

3.Зеленые в Гражданской войне.

4.Причины побед и поражений основных участников войны.

Вводное слово учителя

     Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну.

- Какие причины послужили началом братоубийственной Гражданской войны? (Назовите причины Гражданской войны в России).

Работа у доски.

- Покажите на карте основные фронты Гражданской войны. Какое явление считают особенностью Гражданской войны в России?

     Пользуясь презентацией учитель рассказывает о целях основных участников войны.(презентация «Три цвета Гражданской войны»

      Далее класс делится на группы для работы с документами

       Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача — проанализировать программы ее основных участ ников и попытаться понять, в чем заключались причины их побе ды или поражения. Ребята, вам предлагается подборка документов, содержание которых отражает цели участников движений.

Группа №1 анализирует позицию белых

1.Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

2.Сделайте выводы о силе и слабости белого движения.

3.Каковы причины поражения белых?

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка...

Борьба с большевизмом до конца.

Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева —карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ
изберет верховную власть без давления и без навязывания...

Внешняя политика — только национально русская... За помощь — ни пяди русской земли.

 Продолжить разработку аграрного и рабочего закона...

Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и
применением крайних репрессий».

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... —расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны...

3..... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. вокзал, 19—25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни... Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие — настолько могущественный союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин — и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для  населения мы нужны как избавители, главное — полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента... Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и  по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу... А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам  в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется... Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18—20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного.

 Из материалов Главного   командования армии на юге России.  Наши цели:

I.  Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.  

        II.  Восстановление могущественной единой и неделимой России.

       III.Борьба с большевизмом до конца

        IV.За освобождение русскою народа от ига коммунистов, бродяг, каторжников в конец разоривших святую Русь.

Группа №2 анализирует позицию красных

1.Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?

2.На основании источников расскажите о борьбе красных.

3.Сделайте выводы о силе и слабости красных

Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте -1919г.:

  1. «Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества... .Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...
  2. В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с... предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять.., что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
  3. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ... .Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...»
  4. Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:
  5. «Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

           Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

         Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина,в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой  войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как  «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

 Из постановления ВЦИК

" О превращение Советской республики

в военный лагерь".

Советская республика превращается в военный лагерь.  Все силы и средства Социалистической республики ставятся в распоряжение священного дела вооружённой борьбы против насильников.

Поддержанная всем трудовым населением страна Красная Армия раздавит и отбросит империалистических хищников и белогвардейцев, попирающих почву Советской республики.

Группа № анализирует позицию зелёных.

1.На основании источников определите требования зеленых, их
место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны.

2.Почему эта партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?

3.Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: 

  1. «Принимая во внимание,... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убежде ния и закрепления за собой государственной власти... съезд постановил:
  2. ..Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия... И мы всегда готовы к защите своих народных прав....
  3. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт...
  4. Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. ...
  5.  Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
  6. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
  7. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям...
  8. Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.
  9. Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирско го правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

            Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

«I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

II.Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов,
членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и
укрывателей и предавать военно-полевому суду.

III.Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и
Нерченский край, передавая их милиции.

IV.Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду,
наказание увеличивать до смертной казни включительно.

          V.Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

           Причины победы красных и поражения белых учитель объясняет опираясь на презентацию.

В конце урока учащиеся выполняют тест №2.

  Домашнее задание: п.12-13.



Предварительный просмотр:

Урок 3.

Тема: « Гражданская война – правомерны ли стереотипы?»

Цель:  в  результате  исследования  источников  сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа;

 Задачи:

• обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях Гражданской войны в России;

• определить последствия Гражданской войны;

 • воспитание неприятия террора, силовых методов решения проблем, уважения к демократическим ценностям;

 • дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.

 

Урок — лабораторная работа с элементами дискуссии.

Эпиграф к уроку:

Из крови, пролитой в боях,

 Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

  Из преступлений, исступлений —

Возникнет праведная Русь.

М. Волошин. 1920 г.

План урока

 I. За что боролись в Гражданской войне?

 II. Праведники и мученики Гражданской войны.

 III. Победа в Гражданской войне: непомерность цены.

Ход урока

   Сегодня - завершающий урок, посвященный трагической странице в истории нашей страны - Гражданской войне.

    Изучая на предыдущих уроках причины, основные военные событии, методы борьбы, мы увидели, что Гражданскую войну в России с полным основанием можно считать неизвестной войной. Слишком мною противоречий, неоднозначных суждений, вопросов на которые нет ответов. На сегодняшнем уроке мы попытаемся подвести итоги изучения этой темы, выработать свою точку зрения на эти события. Сегодня мы затронем нравственный аспект этой темы.

Вопросы и задания для фронтальной работы с классом.

Задание 1

    Какие задачи и почему поставили перед собой красные, белые, «демократическая контрреволюция» и крестьянство?

   Отвечая на первую часть вопроса, учащиеся привлекают материал предшествующего урока. Вторая часть задания предполагает изложение собственной позиции, но всячески приветствуются ссылки на докумен тальный материал и примеры из художественной литературы.

Задание 2

Существует предположение, что так называемая «демократическая контрреволюция» и крестьянство, объединившись, имели возможности победить в Гражданской войне. Выскажите свою точку зрения, подтвер дите ее аргументами.

Задание 3

Как вы представляете будущее России в случае победы белых?

Задание 4

Прокомментируйте высказывание:

«Вчерашней России уже не существовало: буржуазная революция свершилась, и Государь отрекся от престола. Все силы общества, все партии, весь народ отказались от монархии раньше, чем Николай 1 прибыл на станцию Дно. Всплеск монархизма во время кровавой междоусобицы был вызван, во-первых, поисками некой общенародной идеи, способной служить идее большевистской, а, во-вторых, бес смысленной жестокостью Уралоблсовета, расстрелявшего царскую семью. Однако крупнейшие руководители Белого движения —прежде всего Колчак и Деникин — сражались отнюдь не за трон, а за ту де мократическую Россию, которую полагали справедливой, естествен ной и законной. Основной вопрос заключался совсем не в реставра ции монархии, а в реставрации демократии».

      Согласны ли вы с подобной позицией писателя Б. Васильева? Под твердите или опровергните ее фактами.

Документ 1

       Высказывание генерала М.В. Алексеева:

«Относительно нашего лозунга — Учредительное собрание — не обходимо иметь в виду, что выставляли мы его лишь в силу необходи мости... Наши симпатии ясны, но проявлять их здесь открыто было бы ошибкой, так как населением это было бы встречено враждебно»;

слова Врангеля:

«Белое движение является движением монархическим и консер вативным»

      Высказывание Н.А. Астрова:

«В широком смысле белое движение — это все антибольшевики: социалисты, демократы, либералы, консерваторы и даже реакционе ры. В более тесном смысле — это только защитники старых начал монархии и национализма. Белое движение начинается в первом смысле и кончается во втором, постепенно сужаясь и переходя к иде алам монархической реставрации...»

II. Праведники и мученики Гражданской войны

Изучение вопроса проводится в форме лабораторной работы. Класс работает с раздаточным материалом, содержащим источни ки,  вопросы и задания.

Вопросы и задания к документам

- Какую проблему затрагивают источники?

- Используя информацию источников, определите, кто виноват в развязывании террора, с какой целью использовался террор, к чему привело обе стороны применение насилия, жестокости, террора.

-  Сравните точки зрения на проблему террора, выраженные в источ никах.

- Каково значение источников для изучения проблемы?

Документ 1

      Из приказа наркома внутренних дел Г.И. Петровского. Сен тябрь 1918 г.:

     «Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убий ство... Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстре лы наших товарищей в Финляндии, на Украине и, наконец, на Дону и вЧехо-Славии(так в тексте. — Т.К.), постоянно открываемые заго воры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и про чей контрреволюционной сволочи в этих заговорах, и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов, пока зывают, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре про тив эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет.

    С таким положением должно быть решительно покончено. Расхля банности и миндальничанию должен быть немедленно положен ко нец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы, из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейшем движе нии в белогвардейской среде должен применяться безоговорочный массовый расстрел...

     О всяких нерешительных в этом направлении действиях... обяза ны немедленно донести Народному комиссару внутренних дел.

      Тыл наших армий должен быть, наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора».

Документ 2

В.В. Шульгин. Отрывок из мемуаров «1920»:

«Красные — грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного... Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они, чтобы жить, должны пить кровь и ненавидеть. Они убивают, они пытают... Разве это люди? Это звери...

Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, — совсем иные... совсем «обратные»... Грабеж у них — несмываемый позор.

Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстре лял пленного — тот лишен чести. Он не белый — он палач. Белые не убийцы: они воины.

Белые рыцарски вежливы с мирным населением...

Карающий меч в белых руках неумолим, как судьба, но ни единый волос не спадет с головы человека безвинно. Ни единая капля крови не прольется — лишняя... Кто хочет мстить, тот больше не белый...

      Белые имеют бога в сердце...

       Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми...

      Разве это люди?.. Это почти что святые...

      «Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из этого выш ло? Боже мой!

      Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими сол датами :

      - Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю... Оставь! Грех, говорю...Брось!

Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бе жали «белые» солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.

      Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из «белых» офицеров не шевельнул пальцем, что бы помочь священнику...

    Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:

    - Хороший наш батюшка, право, но комик... Помнишь, как это он в деревне... за гусями... в калошах... с зонтиком... Комик!

    В одной хате за руки подвесили... «комиссара»... Под ним разложи ли костер. И медленно жарили... человека... а кругом пьяная банда «монархистов»... выла «боже, царя храни».

...Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы тво рим им... — растлителям белой армии... предателям белого дела... убийцам белой мечты...»

    Борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась страшными жертвами братоубийства.

М Волошин так писал в стихотворении:

«Брали  на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» —

Так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки.

«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлепку»,

«К Духонину в штаб», «разменять» —

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую трепку.

Правду выпытывали из-под ногтей,

В шею вставляли фугасы,

«Шили погоны», «кроили лампасы»,

«Делали однорогих чертей» —

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разорить и поднять на ножи

Армии, царства, народы.

Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным — с пулей в затылке

И со штыком в животе.

М.Волошин (29.IV.1921 г.)

     Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закрепля лись в сознании и поведении переживших такую войну. Это наложит неизгладимый отпечаток на всю последующую историю России

Общее количество жертв среди мирного населения в 1918—1922 гг. составило около 10 млн человек (сюда не включаются жертвы террора и боевых дей ствий). Главными причинами смерти были голод, холод, небывалая вспышка инфекционных заболеваний. В рядах белых и Красной армии погибло 800 тыс. человек, из них убито 300 тыс., умерло от ран 50 тыс., а 450 тыс. стали жертвами эпидемий. «Получить некоторые данные о размахе террора помогут следующие цифры. В июне 1918—октябре 1919 года... красными было расстреляно 16 тыс. человек... В. Ульрих приводил данные о применении высшей меры наказания реввоентрибуналами в 1920 году — 6543 расстрелянных...» Был и зеленый террор, который особенно трудно поддается учету, петлюровский террор на Украине унес 300 тыс. жизней. Таким образом, общее число потерь — более 10 млн человек. Еще 2—3,5 млн российских граждан страна потеряла в связи с эмиграцией.

III. Победа в Гражданской войне: непомерность цены

    Возможно ли было избежать Гражданскую войну? Возможности для диалога, поиска согласия были упущены. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев. Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”

  Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны. После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. Николай II и его семья были расстреляны в ночь на 16-17 июня 1918 г. Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.

   Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.

     Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государствен ную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа — триумф красных: разбиты во оруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевис тские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

  Но представьте себе праздник: «день победы в Гражданской войне».

    -  Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов такое торжество?

    - А как отнесется к такому предложению наш современ ник? Хотели бы вы ввести такой праздник сейчас?    

   -  «Нужно ли помнить о гражданских войнах?».

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Уроки Гражданской войны».



Предварительный просмотр:

                           Документы

 Из постановления ВЦИК

" О превращение Советской республики

в военный лагерь".

Советская республика превращается в военный лагерь.  Все силы и средства Социалистической республики ставятся в распоряжение священного дела вооружённой борьбы против насильников.

Поддержанная всем трудовым населением страна Красная Армия раздавит и отбросит империалистических хищников и белогвардейцев, попирающих почву Советской республики.

 Из материалов Главного   командования армии на юге России.  Наши цели:

I.  Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.  

        II.  Восстановление могущественной единой и неделимой России.

       III.Борьба с большевизмом до конца

        IV.За освобождение русскою народа от ига коммунистов, бродяг, каторжников в конец разоривших святую Русь.

 Из высказываний И.  Бухарина.

...  принуждение во всех сферах, формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью...  является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи.

 Из высказываний П.  Краснова.

Рабочих арестовывать запрещаю, и приказываю расстреливать или вешать...  Приказываю всех арестованных...  повесить на главной улице и не снимать три дня,

"Красный" и "белый" террор.

Мы не ведем войны против отдельных лиц.  Мы истребляем буржуазию как класс.  Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов.  Первый вопрос, который вы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежи!, какого происхождения, воспитания или профессии.  Эти вопросы должны определить судьбу обвиняемого.  В этом смысл и сущность Красного террора.

 Приказ генерала Майковского.

В каждой деревне района восстания обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов расстреливать на месте.

Местные власти, не давшие должного сопротивления большевикам, предавать военно-полевому суду, показания увеличивать до смертной казни включительно.

Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной силой вплоть до уничтожения всей деревни.

В. И Ленин о причинах победы красных

... В первый раз в мире создана армия, вооруженная сила, знающая,  за что она воюет..

Где наиболее отчетливо проводился политработа в войсках, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и ее дух, там больше побед.

Великорусским и украинским рабочим обязательно нужен тесный военный и хозяйственный союз, иначе капиталисты...  задавят и задушат нас поодиночке.

И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения...  только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти.  Только поэтому, несмотря на двукратный, трехкратный и четырехкратный перевес империалистов Антанты и империалистов всего мира, мы оказались в состоянии победи.

Необходимо соблюдать строжайший революционный порядок, законы предписания советской власти.

Надо всемерно укреплять союз рабочего класса и крестьянства.

Лидеры белого  движения о   причинах поражении в     Гражданской войне:

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура.

Против красной диктатуры нужна была «концентрация» власти.  Белое движение является

движением монархическим и консервативным ,но оно прежде всего национальное

движение...  Партиям мы служить не хотели (П.  И.  Врангель)

Контрреволюция не выдвинула не единого нового имени.  Колчак

,Алексеев, Деникин, Корнилов и другие- все они были отмечены уже старым режимом...

Ёщё в большей степени это касается невоенных.. . В этом и была наша трагедия (А. Лампе. )

Сразу укажу на три причины неудачи белого движения:

недостаточная и несвоевременная.  руководимая узкокорыстными соображениями помощь союзников;

постепенное усиление реакционных элементов в составе движения;

как следствие второй  разочарование народных масс в белом движении ( Н.  Астров).

Документы для анализа позиции белых в Гражданской

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка...

Борьба с большевизмом до конца.

Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева —карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ
изберет верховную власть без давления и без навязывания...

Внешняя политика — только национально русская... За помощь — ни пяди русской земли.

 Продолжить разработку аграрного и рабочего закона...

Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и
применением крайних репрессий».

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... —расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны...

5.... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. вокзал, 19—25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни... Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие — настолько могущественный союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действовало много причин — и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для  населения мы нужны как избавители, главное — полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента... Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и  по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу... А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам  в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется... Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18—20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного.

Документы для анализа позиции красных в Гражданской войне.

Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте -1919г.:

  1. «Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества... .Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...
  2. В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с... предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять.., что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
  3. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ... .Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...»
  4. Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:
  5. «Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина,в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой  войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как  «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Документы для анализа позиции зелёных в Гражданской войне.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: 

  1. «Принимая во внимание,... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убежде ния и закрепления за собой государственной власти... съезд постановил:
  2. ..Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия... И мы всегда готовы к защите своих народных прав....
  3. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт...
  4. Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. ...
  5.  Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
  6. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
  7. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям...
  8. Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.
  9. Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирско го правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

«I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

II.Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов,
членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и
укрывателей и предавать военно-полевому суду.

III.Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и
Нерченский край, передавая их милиции.

IV.Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду,
наказание увеличивать до смертной казни включительно.

V.Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни».



Предварительный просмотр:

Начало Гражданской войны. Тест к уроку №1.

Вариант 1

А1. Что было причиной Гражданской войны?

1) поражение Антанты в I мировой войне

2) разгон II Государственной думы

3) отказ большевиков заключить сепаратный мир с Гер манией

4) отказ большевиков от идеи однородного социали стического правительства и принципов парламен таризма

А2. С конца 1920 г. в отличие от 1918-1919 гг.:

1) белое движение добилось наибольших успехов

2) главной силой сопротивления большевикам было крестьянство

3) белое движение находилось в стадии организационного оформления

4) страны Антанты приступили к широкомасштабной интервенции

АЗ. На Урале сопротивление советской власти в ноябре
1917 — апреле 1918 г. оказали части которыми командовал:
1)атаман А.И. Дутов            3) генерал Л.Г. Корнилов
2)атаман А.М. Каледин          4) генерал И.И. Деникин


А4. Как называется постепенное усиление, распростране ние конфликта или обострение противоречия?
1) кризис                                  3) аннексия

2) эскалация                                   4) компромисс

В1. В каком году был принят цитируемый декрет?

Лицом к лицу с империалистическими хищника ми, стремящимися задушить Советскую республику... лицом к лицу с поднявшей желтое знамя измены рос сийской буржуазией... Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красноар мейских и казачьих депутатов постановляет:

Советская республика превращается в военный лагерь.

Вариант 2

А1. Что было причиной Гражданской войны?

1) экономическая политика советской власти в деревне

 2) неспособность царского правительства решить на сущные задачи, стоявшие перед страной

3) поражение Тройственного союза в 1 мировой войне  4) разгон III Государственной думы

А2. В 1917 г. в отличие от последующих лет Гражданской войны:

  1. военные действия имели локальный характер
  2. начинается открытое военное противостояние между большевиками и их противниками

      3) главной силой сопротивления большевикам было

крестьянство

       4) против советской власти выступил объединенный фронт антибольшевистских сил

АЗ. Кто возглавил наступление на Петроград осенью 1917г.?

1) атаман А.И. Дутов           3) генерал Л.Г. Корнилов

2) атаман А.М. Каледин     4) генерал П.Н. Краснов

А4. Как называлась белая армия, сформированная на юге России в ходе Гражданской войны?

 1) Добровольческая               3) Оборонческая

 2) Демократическая             4) Антисоветская

В1. В каком году был принят цитируемый декрет?

Старая армия служила орудием классового угне тения... С переходом власти к трудящимся и эксплуа тируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской вла сти... и послужит поддержкой для грядущей социали стической революции в Европе:

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров поста новляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия»...

На фронтах Гражданской войны. Тест к уроку №2

Вариант 1

А1. Какое событие произошло в 1920 г.?

 1) разгром армии генерала Врангеля

2) расстрел царской семьи в Екатеринбурге

3) выступление Чехословацкого корпуса

4) провозглашение А.В. Колчака Верховным правите лем России

А2. Какая страна приняла участие в интервенции против Советской России?

 1) Иран         3) Аргентина

2) Швеция         4) Великобритания

АЗ. Что было причиной военной интервенции стран Ан танты и Тройственного союза?

 1) захват Россией Курильских островов

 2) рост рабочего движения в странах Европы и США

в поддержку советской власти

3) стремление России захватить Босфор и Дарданеллы

4) непризнание капиталистическими государствами новой формы политической власти в России

А4. Какой лозунг выдвинула «демократическая контрре волюция» в ходе Гражданской войны?  1) «За единую и неделимую Россию!»

 2) «Власть не Советам, а Учредительному собранию!»

 3) «Мир хижинам! Война дворцам!»

4) «Да здравствует мировая революция!»

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Район действия

Участники Гражданской войны

1. Сибирь

2. Север России 3. Юг России

А. Юденич Б. Колчак

В. Деникин Г. Брусилов

Вариант 2

А1. В 1918г. произошло выступление войск:

1) адмирала Колчака

 2) Чехословацкого корпуса

3) генерала Юденича

4)белополяков

А2. Какая страна принимала участие в интервенции про тив Советской России?
1) США         3) Италия

2) Китай        4) Болгария

АЗ. Почему широкомасштабная интервенция капитали стических стран закончилась неудачей?

 1) завершилась I мировая война

 2) лидеры Белого движения отказались от помощи ин тервентов

3) началось наступление немецких войск на Париж

4) правительства стран Европы и США испугались роста рабочего движения в поддержку Советской России

А4. Какое название получила политика устрашения насе ления, к которой перешла советская власть с осени 1918 г.?

1) политика компромиссов

2) «красный террор»

3) выполнение «союзнического долга»

4) «красногвардейская атака на капитал»

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Район действия

Участники Гражданской войны

1. Восточный фронт 2. Северный фронт 3. Южный фронт

А. Юденич

Б. Чехословаки В. Врангель

Г. Брусилов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданская война Гражданская война - это организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы.

Слайд 2

Причины гражданской войны Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917г. Большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства. Крах демократической альтернативы после разгрома Учредительного собрания. Брестский мир и его последствия. Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918г.

Слайд 3

Точки зрения на начало войны: Октябрь 1917 г. Установление советской власти в Петрограде Июнь 1918г. Мятеж белочехов и создание военных фронтов 1920г. Начало подъема крестьянского и рабочего забастовочного движения против большевистской политики Февраль 1917г. Свержение монархии. «Скрытая» форма гражданской войны

Слайд 4

Противники красных в начале гражданской войны Социальные силы Буржуазия Помещики Часть офицерства Часть интеллигенции Зажиточное и среднее крестьянство Часть пролетариата Политические силы Монархисты Либералы Меньшевики Правые эсеры Левые эсеры

Слайд 5

Интервенция Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.

Слайд 6

Интервеция Цели интервентов: Участие в подавлении российской революции и свержении большевистского правительства, помощь противникам большевиков. Предотвращение экономических потерь (последствия национализации собственности, возможные финансовые потери, связанные с отказом выплачивать долги), захват географических зон влияния. Ослабление России

Слайд 7

Основные события гражданской войны: Ноябрь 1918 – Март1919гг. Активизация интервенции в связи с окончанием Первой мировой войны. Борьба с интервентами, начало вывода их войск с Юга Украины. Установление советской власти на территориях, освобожденных от немецких войск. Основной фронт - Южный. Январь - победа над войсками Краснова, Донская армия вливается в состав Вооруженных сил Юга России под командованием Деникина. 18.11.1918 г. — колчаковский переворот — свержение Директории. Колчак — верховный правитель России.

Слайд 8

Май – Ноябрь 1918г. Восток: 25 мая — выступление Чехословацкого корпуса. Юг — формирование и первые боевые действия Добровольческой армии ( Каледин Корнилов — Деникин) — захват Екатеринодара , наступление Крас­нова на Царицын, захват казаками Дутова Оренбурга. Запад : нарушение условий Брестского мира Германией, оккупация Бессарабии Румынией. Север : десант Антанты. К сентябрю большевики контролируют только четверть территории России. Главный фронт - Восточный. Август : начало наступления на Восточном фронте С ентябрь - октябрь: взяты Казань, Симбирск, Самара. Оборона Царицына

Слайд 9

Март 1919 – Март 1920гг. Весна — лето: главный фронт — Восточный (массовая армия Колчака — свыше 300 тыс. человек). Март — переход колчаковцев в наступление. 28 апреля — 20 июня — контрнаступление частей Красной Армии (Фрунзе, Каменев), переросшее в наступление по всему Восточному фронту. 21 июня — 7 января — разгром армии Колчака, восстановление советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке. В мае и октябре 1919 г. войска Юденича пытаются взять Петроград. 19.05.1919 г. — начало наступления армии Деникина на Южном фронте (около 160 тыс. человек, танки, бронепоезда, аэропланы, конные корпуса).

Слайд 10

Март 1919 – Март 1920гг. 3 июля — Московская директива Деникина. Осенью Южный фронт становится главным. 11 октября — 18 ноября — контрнаступление Красной Армии, которое продолжено действиями Южного и Юго-Восточного фронтов. Остатки Деникинских войск укрылись в Крыму. 4.04.1920 г. Деникин объявил своим преемником Врангеля и покинул Россию

Слайд 11

Апрель – ноябрь 1920г. 25.04 — 18.10.1920 г. — советско-польская война. Действия Западного (Тухачевский) и Юго-Западного (Егоров) фронтов. Освобождение Украины, наступления по расходящимся направлениям на Варшаву и Львов. 18.03.1921 г. — мирный договор в Риге. Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к Польше. Апрель — ноябрь — разгром войск Врангеля в Крыму. Штурм Перекопа. Бегство белых из Крыма — первая волна эмиграции (около 100 тыс. человек)

Слайд 12

1921 -1922гг. Завершение Гражданской войны на окраинах России


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три цвета гражданской войны Белые в Гражданской войны Красные в Гражданской войне Зеленые в Гражданской войне Причины побед и поражений основных участников войны

Слайд 2

Белые в Гражданской войны Целью Белого движения провозглашалось — после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране — определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания. На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской Империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.

Слайд 3

Политическая программа Белого движения

Слайд 4

Организационная структура белого движения Четыре наиболее боеспособных группы: Войска бывших союзников по первой мировой войне вместе с чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918 г. Армии, организованные под флагом защиты разогнанного большевиками первого в истории страны всенародно избранного Учредительного собрания под доминантой эсеровской партии Белые армии, прототипом которых явилась Добровольческая армия генералов М.В.Алексеева, Л.Г.Корнилова и А.И.Деникина казачество

Слайд 6

Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне. А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию: «Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения: Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка... Борьба с большевизмом до конца. Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева —карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания... Внешняя политика — только национально русская... За помощь — ни пяди русской земли. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона... Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий».

Слайд 7

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.: « 1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... —расстреливать десятого. 2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны... 3.... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны. 4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Слайд 8

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.: «1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... —расстреливать десятого. 2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны... 3.... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны. 4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Слайд 9

Вопросы к документам: Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Каковы причины поражения белых?

Слайд 10

Красные: Черты: 1)ориентированы на лидера- Ленина. 2) движение, в котором была чёткая структура управления. Движение имело ярко выраженный политический характер. Состав – рабочий класс, беднейшее крестьянство

Слайд 11

Лозунги: «Пролетариаты всех стран –объединяйтесь!», «Война дворцам!».

Слайд 12

Создание красной армии 28 января 1918 был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 11 февраля - Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольном принципе. Определение "рабоче-крестьянская" подчеркивало ее классовый характер - армии диктатуры пролетариата и то, что она должна комплектоваться только из трудящихся города и деревни. "Красная Армия" говорила о том, что это революционная армия.

Слайд 13

Документы для анализа позиции красных в Гражданской войне. Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте -1919г.: «Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества... .Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами... В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с... предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять.., что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ... .Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...»

Слайд 14

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.: «Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

Слайд 15

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар: «12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина,в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому... Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Слайд 16

Вопросы к документам: Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения? На основании источников расскажите о борьбе красных. Сделайте выводы о силе и слабости красных

Слайд 17

Зелёные: «Зелеными» назывались крестьянские повстанцы, которые боролись против продразверстки на территориях, контролируемых Советской властью, и против возврата помещичьего землевладения и реквизиций на территориях белых правительств. Движение «зеленых» являлось одновременно отражением массового протеста крестьян против насильственных мобилизаций. Крестьяне после раздела помещичьих земель желали классового мира, искали возможность обойтись без борьбы, но вовлекались в неё активными действиями белых и красных.

Слайд 18

Зеленое движение не было организационно оформлено. Оно протекало достаточно стихийно. Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919 г., когда большевики ужесточили продовольственную диктатуру, а Колчак и Деникин – восстанавливали старые порядки. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах – русскоязычное население.Так, весной 1919 г. восстания охватили Брянскую, Самарскую, Симбирскую, Ярославскую, Псковскую, Смоленскую, Костромскую, Вятскую, Новгородскую, Пензенскую, Тверскую и др. губернии. В это же время на Украине восстание возглавил бывший штабс-капитан царской армии Н.А. Григорьев, который боролся против мировой буржуазии, Директории, кадетов, англичан, немцев и французов. В течение некоторого времени Григорьев со своими отрядами даже входил в Красную Армию (6-я украинская советская дивизия), но затем выступил против большевиков под лозунгом «За Советы, но без коммунистов». Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины. Характерно, что четкой программы не было и у Махно, и у других зеленых вождей. Преобладали эсеровско-анархистские взгляды, движение не было политически организовано.

Слайд 19

В целом повстанческое движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям (Григорьев, Махно, Антонов, басмачи и т.д.).

Слайд 20

Документы для анализа позиции зелёных в Гражданской войне. Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда : «Принимая во внимание,... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убежде­ния и закрепления за собой государственной власти... съезд постановил: ..Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия... И мы всегда готовы к защите своих народных прав.... Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся... Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт...

Слайд 21

Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты... Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. ... Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям... Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой. Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Слайд 22

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирско­го правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.: «К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника. Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Слайд 23

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»: « I . В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте. II .Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду. III .Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции. IV .Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно. V .Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни».

Слайд 24

Вопросы к документам: На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны. Почему эта партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»? Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых.

Слайд 25

Причины поражения белого движения: У белых не было долгосрочной и понятной населению программы решения насущных проблем России; Личное соперничество лидеров, которые слабо координировали свои действия; Белых поддерживали страны Антанты, но у этих стран не было единой, согласованной позиции в отношении Советской России.

Слайд 26

Причины победы красных: Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственно, диктаторскими методами. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть. На стороне красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...