Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Рабочая программа по курсам истории средних веков и истории России. Содержит подробную пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского района Костромской области

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

__________________

«__»________ ____г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________________

«__»___________ _____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________________

«__»__________ _____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Киселёвой Л.Е., II категория

по истории 6 класс

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и  авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А.  «История средних веков, 6 класс»  (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»).  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который  освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2009

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— 80 с.: ил. ./М.: «Просвещение», 2009

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2009

Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.

В УМК по истории Средних веков входят следующие материалы:

  1. Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2008 г.
  2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику "История Средних веков". 6 класс, 2008 г.
  3. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят:  освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  6. подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
  7. формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
  8. обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Особенности обучения в данном классе

Класс состоит из 7 человек. История изучается второй год. Качество знаний за 2010 – 2011 учебный год составило 57.1%. Степень обученности – 0.52%.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов по рабочему плану: всего 68 час; в неделю: 2 часа. 30 часов отводится на изучение истории Средних веков. 38 часов – на историю России.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы истории Средних веков

Раздел 1. Становление  средневековой Европы (VI-XI века)

Понятие  «средние века». Хронологические рамки средневековья. Древние германцы и Римская империя. Королевство франков и христианская церковь в VI –VIII  веках. Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность. Образование государств в Западной Европе. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

    Обучающийся должен знать.

  1. понятия: Великое перенаселение народов; феод; феодал; майордом; междоусобные войны;   норманны; варяги; викинги; сеньор; вассал;
  2. имена: Хлодвиг; Карл Великий; Меровинги; Кирилл; Мефодий; Тацит; Юстиниан;
  3. даты: 476; 800; 843;

     Обучающийся должен уметь:

  1. понимать последовательность событий, приведших к появлению в Европе  раннефеодальных государств;
  2. понимать значение принятия христианства;
  3. уметь показывать на исторической карте варварские королевства, империю Карла Великого, славянские государства

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: скипетр; мозаика; фреска; смальта;  
  2. имена: Юстиниан; Кирилл; Мефодий; Мешко I; Болеслав I Храбрый ;

Обучающийся должен уметь.

  1. указывать на особенности развития средневековой Византии;
  2. определять влияние византийской и арабской культур на историю европейских государств;

Раздел 3.Арабы в VI-XI веках.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

     Обучающийся должен знать.

  1. понятия:  бедуин; ярмарка; ислам; шариат; халиф; медресе; мулла;
  2. имена: аль- Бируни; Ибн Сина ( Авиценна);  
  3. даты: 630 г.

Обучающийся должен уметь.

  1. определять влияние арабской культуры на историю европейских государств;
  1. характеризовать новую религию – ислам;
  2. соотносить важнейшие даты с изучаемыми событиями.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне. Средневековый город.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан.

    Обучающийся должен знать.

  1. понятия и термины: феод; феодал; вассал; сеньор; феодальная лестница; вотчина; натуральное хозяйство; самоуправление; мэр; ратуша; городской совет; цехи; гильдии; шедевр; ростовщик; товар; ярмарка; товарное хозяйство; оброк; барщина; мастерская.

   Обучающийся должен уметь.

  1. представлять сословный характер средневекового общества, сущность феодального землевладения, взаимоотношений сеньоров и вассалов;
  2. характеризовать жизнь феодалов и крестьян;
  3. оперировать терминами.

Раздел 5. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

Могущество папской власти.Католическая церковь и еретики. Крестовые походы, их влияние на жизнь европейского общества. Начало Реконкисты. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии, Османская империя.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: сословия; церковная десятина; индульгенция; еретик; инквизиция;  
  2. имена: Григорий VII; Иннокентий III; Фридриг I Барбаросса; Ричард Львиное Сердце;
  3. даты: 1054 г; 1077г.; 1096г.; 1099г.; 1204г.;

Обучающийся должен уметь.

  1. объяснять причину крестовых походов;
  2. соотносить важнейшие даты с изучаемыми событиями.

Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках).

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции и Великая хартия вольностей. Парламент.  

Столетняя война. Жанна д`Арк. Война Алой и Белой Роз. Городские и крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Германия и Италия в XII-XV веках. Реконкиста.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: централизованное государство; Генеральные штаты; денежный оброк; реформа; шериф; хартия; парламент; палата лордов; палата общин; Жакерия; Реконкиста; тирания4
  2. имена: Уот Тайлер; Жанна д`Арк; Карл Смелый;
  3. даты: 1358г.; 1356г.;  1381г.;  

 Обучающийся должен уметь. 

  1. Понимать причины и логику процессов появления централизованных государств;
  2. Выявлять политическую значимость сословно представительных органов Франции и Англии,
  3. Соотносить даты с событиями Столетней войны, Жакерии, восстания Уота Тайлера;

Раздел 7.Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках.

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

      Обучающийся должен знать.

  1.  великий раскол; церковный собор; табориты; умеренные; сейм; гуситское движение;
  2. имена: Ян Гус; Сигизмунд; Ян Жижка; Милош Обилич;
  3. даты:1419г.; 1434г.; 1389г.; 1453г.;

     Обучающийся должен уметь. 

  1. соотносить даты с событиями  
  2. характеризовать взаимоотношения римских пап и императоров.

Раздел 8. Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Духовный мир средневекового человека. Быт, праздники. Эпос. Рыцарская литература. Фольклор. Стили в архитектуре, скульптуре. Развитие науки и техники. Университеты. Начало книгопечатания. Культурное наследие Византии. Особенности культуры народов Востока.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: домна; мушкет; астролябии; литеры; диспут; декан; ректор; эпос; витражи; романский; готический; возрождение; гуманисты.

Обучающийся должен уметь.

  1. Характеризовать важнейшие достижения культуры Средневековья;
  2. Рассказывать о культуре с опорой на источники.

Раздел 9. Народы  Азии, Америки  и Африки в эпоху средневековья.

Китай: распад и восстановление единой державы. Индийские княжества. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии .Походы Тимура. Доколумбовы цивилизации Америки. Африка.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия:  династия; пагода; раджа; Империя Великих Моголов; майя; ацтеки; инки; пигмеи; бушмены.
  2. имена: поэт Ду фу; философ Хань Юй; математик Арьябхата;

Обучающийся должен уметь.

  1. понимать особенности развития Китая, Индии, Японии, Америки, Африки.
  2. Рассказывать о культуре этих стран с использованием исторических источников.

Содержание программы истории России с древнейших времен до конца XVI века

Раздел 1. Русь Древняя.

Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи.  Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности.  Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
  2. даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
  3. имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

 Обучающийся должен уметь.

  1. Соотносить даты с веком;
  2. Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
  3. Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;

Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII  веках.

   

 Обучающийся должен знать.

  1. понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;  
  2. даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
  3. имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;

Обучающийся должен уметь.

  1. определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
  2. показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
  3. рассказывать об особенностях развития русских земель;
  4. оперировать терминами;
  5. объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
  6. характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;

Раздел 3. Русь Московская.

      Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.

Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

      Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика.                                                                                    Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-

представительной монархии.

      Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

 Обучающийся должен знать.

  1. понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник  1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
  2. даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
  3. имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;

Обучающийся должен уметь.

  1. называть причины возвышения Москвы  и образования единого государства;
  2. давать краткую характеристику личностям;
  3. рассказывать об изменениях в управлении государства;
  4. называть предпосылки централизации страны;
  5. оперировать понятиями;
  6. показывать на карте направление походов ИванаIV ;
  7. соотносить с изученными событиями даты;
  8. характеризовать исторические источники.

требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен

-знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;

-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-знать изученные виды исторических источников;

-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории средних веков

Класс 6

Учитель Киселёва Л.Е.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа; история средних веков 30 ч.

Плановых контрольных уроков 1, зачетов __, тестов 12 ч.;

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Евстигнеева Н. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы;

Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2008 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории России

Класс 6

Учитель Киселёва Л.Е.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа; история России  38 ч.

Плановых контрольных уроков 4, зачетов __, тестов 8 ч.;

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Евстигнеева Н. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы; авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной

Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2009


Тематическое планирование

СРЕДНИЕ ВЕКА

Сроки

№ урока

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Контроль знаний

Корректировка

Понятия

УУД

1

Введение. Живое средневековье

Архив

Хроники

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

Называют хронолигические рамки средневековья;

Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья

Беседа

Введение

с 6-10

работа с контурной картой;

инд. задан.;

работа с нов. понятиями;

работа с лентой времени

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

2

Древние германцы и Римская империя

Знать

Герцог

Народ. Ополчен.

Дружина

Гунны

Готы

Работают с контурной картой;

Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Работа по карте, беседа

§1

Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга»

Зад.раб.тетр.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

Король

Граф

Папа

Феодал

Миряне

Монастырь

Аббат

Выявляют отличия власти короля от власти вождя;

Работают с контурной картой;

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§2

Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя»

Зад. Раб. Тетр.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

Авары

Титул

Феод.раздроб.

Междоус. Войны

Сеньор

Вассал

Барон

Рыцарь

Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);

Работают с историческими докум.;

Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

§3

Пробл.з.-в чем причины распада имп. К.В. и периода феод. Раздроб.

5

Западная Европа в IX – XI веках.

Норманны

Викинги

Замок

Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Решение творческих задач, работа с терминами

§ 4

Зад.раб.тетр

Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. госвом и почему?

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Капелла

Пергамен

Инициалы

Заставки

Житие

Эпос

Жонглер

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:

Умеют работать с различными источниками дополнительной информации

Дискуссия, презентация,

беседа

§5

Зад.раб.тетр.

Сравн.таб. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе»

Тестирование

Византийская империя и славяне в VI – XI веках

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Скипетр

Право

Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.

Дискуссия, презентация,

беседа

§6

Зад.раб.тетр.

Тесторование

Фронталь опрос

Индивид. Задания

8

Культура Византии.

Алтарь

Крестово-купрльный храм

Канон

Смальта

Икона

Составляют описание произведений искусства;

Решение творческих задач

§7

Зад.раб.тетр

Проб.з.-сравн. Зап. И вост. Культуры

Арабы в VI – XI веках.

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Бедуины

Аллах

Мусульманин

Коран

Шариат

Паломничество

Халиф

Везир

Эмир

Работают с контурной картой;

Раскрывают систему управления арабами;

Объясняют объединительную роль ислама;

Знают основы вероучения ислама и обязанности.

Работа по карте, по учебнику

§9

Зад.раб.тетр.

Раб.контур.кар.

Индивид.задан.

Фронт. Опрос

Раб. По карте

10

Культура стран халифата.

Медресе

Фарси

Альгамбра

Мечеть

Арабески

Минарет

Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;

Составляют описание произведений искусства;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников.

Беседа

§10 Зад.раб.тетр.

Сравн.таб. «куль. Виз. Араб. Халиф»

Сообщ. «Образ-ие, наука, лит-ра»

Тестирование

Феодалы и крестьяне

11

В рыцарском замке.

Замок

Донжон

Рыцарь

Кольчуга

Турнир

Герольд

Герб

Девиз

Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;

Умеют раскрывать суть феодальных отношений;

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала

Дискуссия, презентация,

беседа

§11

Зад.раб.тетр.

Рассказ «День феодала»

Индивид.задан.

Фронталь опрос.

12

Средневековая деревня и её обитатели.

Вотчина

Барщина

Оброк

Лично завис. крестьянин

Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

§12

Зад.раб.тетр.

Сравн.таб. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»;

Тестирование

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

13

Формирование средневековых городов.

Сырье

Коммуны

Самоуправление

Бургомистр

Патриции

Устав

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывают облик средневекового города;

Раскрывают систему управления средневекового города

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

§13

Зад.раб.тетр.

Индивид.зад.

Творческ. задан.

14

Горожане и их образ жизни.

Собор

Ратуша

Мастер

Ученик

Подмастерье

Шедевр

Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

Беседа,

дискуссия

§14

Зад.раб.тетр.

Индивид.зад.

Фронталь. опрос

Тестирование

Католическая церковь в XI – XIII веках

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Католичество

Православие

Фанатизм

Десятина

Еретик

Индульгенция

Сословия

Выявляют различия католической и православной церквей;

Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;

Раскрывают прич. возникновения ереси.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

§15

Зад.раб.тетр.

Хронолог. таблица

Индивд. задания

16

Крестовые походы.

Крестоносцы

Наносят на контурную карту походы крестоносцев;

Обозначают государства крестоносцев;

Раскрывают причины и последствия крестовых походов.

Работа по карте, анализ источников, составление таблицы

§16

Зад.раб.тетр.

Индивид. задания

Определить участников всех крест. походов

Тестирование

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)

17

Объединение Франции.

Денежный оброк

Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);

Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;

Перечисляют характерные черты сословной монархии.

Беседа,

дискуссия

§17

Зад.раб.тетр

Классиф. гос. власть по указан. признакам

Перечисл. характ. черты полит. устр-ва Франции

18

Что англичане считают началом своих свобод.

Баллада

Реформа

Шериф

Графство

Суд присяжных

Парламент

Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;

Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.

Работа по учебнику, беседа, работа по карте

§18

Зад.раб.тетр.

Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии»

19

Столетняя война.

Наносят на контурную карту ход боевых действий;

Излагают причины Столетней войны;

Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.

Работа по карте, беседа, работа по учебнику

§19

Зад.раб.тетр

Хронолог.таблицаСообщение о Жанне Д'Арк

20

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Партизанская война

Народная освободительная война

Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии;

Знают последствия крестьянских выступлений.

Работа по карте, анализ источников, беседа

§20

Зад.раб.тетр

Индивид.задания

Фронталь опрос

21

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Постоянное войско

Ежегодный налог

Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;

Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;

Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

Работа по карте, анализ источников, беседа

§21

Зад.раб.тетр

Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства

Фронталь. опрос

Индивид. задания

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Реконкиста

Кортесы

Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);

Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове;

Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе;

Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§22

Зад. раб. тетр

Раб.по контур.карт

Раб. по истор.карте

Сравн. таб. «английский парламент, Генеральные штаты, Кортес»

Тестирование

Германия и Италия в XII – XV веках

23

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Курфюрст

Булла

Кантон

Гвельфы

Гибеллины

Чомпи

Тирания

Сравнивают особенности развития Германии и Италии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям

Анализ источников, работа с картой, беседа

§23-24

Зад. раб. тетр.

Фронталь опрос.

Пробл.з.- почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства?

Тестирование

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках

24

Гуситское движение в Чехии.

Паны

Патриот

Церковный собор

Табориты

Сейм

Работают с картой;

Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);

Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;

Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§25

Сообщение о Яне Гусе и Яне Жижке

Зад.раб. тетр.

Индивид. зад.

Раб по истор. карте

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Турки-османы

Янычары

Подушный налог

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника

Решение творческих задач

§26

Зад. раб. тетр.

Раб. по конт. карте

Пробл.з.-почему Вост.Рим.имп. смогла просущ. На тысячу лет больше, чем Зап.Рип.имп.?

Тестирование

Культура Западной Европы в XI – XV веках

26

Культура Западной Европы в XI – XV веках

Домна

Мушкет

Компас

Астролябия

Каравелла

Печат.станок

Ректор

Факультет

Трубадур

Ваганты

Арка

Свод

Готич. стиль

Химеры

Гуманизм

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.

Беседа, просмотр иллюстраций

§27-30

Зад.раб.тетр.

Пробл.з.-почему это время называют Возрождением?

Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?

Сообщ. об изобр. книгопеч.

Тестирование

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века

27

Средневековый Китай

Шелковый путь

Монгол

Хан

Фарфор

Пагода

Пейзаж

Составляют описание достижений культуры стран;

Объясняют причины колониального вторжения в Китай;

Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§31

Зад.раб.тетр.

Раб.по истор.карте

Пробл.з.- раскрыть значение китайской культуры

Тестирование

28

Индия: государства и культура.

Раджа

Брахман

Фрески

Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;

Понимают значение индийской культуры.

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

§32

Задания в раб.тетр.;

Фронтальный опрос;

Проблемное задание - влияние инд. кул-ры на миров. историю и культуру;

Тестирование

29

Государства и народы доколумбовой Америки

Майя

Ацтеки

Инки

Составляют развернутый план параграфа;

Выявляют особенности развития народов;

Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.

Работа с картой,

беседа, работа с источниками

§33

Задания в рабочих тетрадях;

Творческие задания;

Тестирование

30

ПОУ к курсу «История средних веков»

Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;

Умеют работать с тестовыми заданиями;

Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;

Выявляют существенные черты исторических процессов;

Объясняют смысл изученных исторических терминов;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков

Контрольная работа

ИСТОРИЯ РОССИИ

Русь Древняя

31

Введение 

Расселение восточных славян и их занятия

История;

Летопись;

Племя,

индоевропейцы,

подсеч.-огневая и переложная системы земледелия;

вервь;

вече;

язычество;

народ. ополчение

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами

Беседа

Сообщ. о Ключевс. (по мат. энцикл.)

§ 1, вопр.

Индивид. зад. с.13

Повт. о скифах и Византии( из истории др.мира)

Творч. раб.:

Выполн. рисунок к п. «Верования»

(или красочную схему)

32

Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями

колонизация, полис

архонт

плуг

хакан (каган),

дань.

Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами;

Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;

Продолж. формирование умений работать с ист. картой.

Практическое занятие,

работа по карте, беседа

§ 2, вопр.

Индивид зад. с.19

33

Формирование Древнерусского государства

государство, предпосылки создания государства, конунг, князь

Выявляют предпосылки складывания государства у славян;

Характеризуют степень участия варягов в создании государства;

Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой;

Устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства);

Работают с документами

Практическое занятие,

работа по карте, беседа

§ 3,

Вопр. и зад с.27,

Тестирование

Фронталь. опрос

Индивид.задан.

Зад.раб.тетр.

34

Первые киевские князья

государство, полюдье,

урок,

погост

Анализируют процесс становления Древнерусского государства;

Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.

Показывают на карте походы князей

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§ 4, вопр. с.35

Сообщение о князе (по выбору) , используя памятку «Как составить сообщ. об истор. деятеле»  (устно или письм. – по выбору)

35

Владимир Святославович

Крещение Руси

Государство

пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь,

церков. устав, митрополит

Анализируют время правления князя Владимира;

Дают личностную характеристику политическому деятелю;

Работают с исторической картой;

Решают проблемные задания, делают несложные выводы

Определяют причины и значение принятия христианства;

Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников;

Дают оценку историческому событию.

Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

§ 5

вопр. и зад. с. 42

зад.раб.тетр.

индивид.задан.

фронталь опрос

Сообщен. о крещ. Киева

36

Ярослав Мудрый

династич. брак,

Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого);

Работают с документами;

Делают выводы;

Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников;

Решение творческих задач, работа с терминами

§ 6

вопр.с. 53

тесты к теме

Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод.

37

Политический строй и экономические отношения Древней Руси

холоп,

рядович,

смерд,

закуп,

усобица, политика, наместник.

Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей

Дискуссия, презентация,

беседа

§ 6

вопр.с. 53

тесты к теме

индивид. задания

фронталь опрос

38

Культура Древней Руси

патриотизм, миниатюра, фреска,

икона,

скань, зернь,

перегород. эмаль

Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.;

Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие;

Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства;

Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника

Решение творческих задач

§ 7

тесты к теме,

зад.6,с.63

по желанию об-ся могут составить красочную таблицу по з.6

39

Быт и нравы Древней Руси

общество, епископ,

«лихой человек»

Характеризуют слои древнерусского населения;

Рассказывают об их образе жизни;

Сравнивают образ жизни разных групп населения;

Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.

Дискуссия, презентация,

беседа

§ 8

тесты к теме

Творческ. работа – сочинение по зад.5, с.71

40

ПОУ по теме «Русь Древняя»

Умеют сравнивать исторические явления;

Умеют работать с исторической картой;

Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой.

Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.

41

Контрольная работа по теме «Русь Древняя»

Письменный опрос

Контрольная работа

Политическая раздробленность на Руси

42

От княжеских усобиц к политической раздробленности

Усобица;

Ростовщик;

Рать;

Уделы;

Экономика;

Эксплуатация

Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);

Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;

Выявляют причины и последствия государственной раздробленности

Беседа,

дискуссия

§ 9

Фронталь. опрос

Индивид.задан. с.83;

Таб. «Последствия раздробленности Древнерусско-го государства»

43

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество

Государство;

Усобица; Республика;

Мятеж

Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития;

Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо;

Характеризуют деятельность русских князей.

Работа по карте, беседа,

самостоятельная работа с текстом

§ 10-11

Фронталь. опрос

Индив.задан. с. 94

Творч.зад.-бъясните прозвища князей, подготов. Истор. загадку, ответом на котор. могли бы служить их имена

44

Нашествие с Востока

Курултай;

Фураж;

Нойон

Наносят на контурную карту направления походов Батыя;

Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;

Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Развивают умения работы с историческими документами

Анализ источников, работа по карте, практическая работа

§ 12

Фронталь опрос

Индивид.зад. с.104

Работа с докум  с.105-106 и вопр. к нему

Зад.раб.тетр.

45

Нашествие с Запада

Дружина;

Ополчение;

Боевой порядок «свинья»

Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;

Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);

Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси;

Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.

Беседа,

работа по карте

§ 13

Фронталь. опрос

Индив.задан.с.113

Твор. работа. «А.Невский»

Зад.раб.тетр

46

Русь и Золотая Орда

Ярлык;

Баскак;

Агрессия;

Улус;

Владычество;

Выход

Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;

Определяют ее последствия на развитие Руси.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

§14

Фронт.опрос. с 120

Зад.раб.тетр.

47

Русь и Литва

Диалект;

Уния;

Государство

Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);

Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства

Работа по карте, анализ источников

§ 15

Фронт.опрос с. 127

Зад.раб.тетр

Индивид.задан.

48

Культура русских земель в XII-XIII вв.

Архитектурный ансамбль;

Аскетизм;

Канон

Выделяют особенности развития культуры;

Составляют описание достижений культуры;

Характеризуют главную идею литературного творчества;

Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;

Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру

Беседа,

дискуссия

§16

фронт. Опр. с. 136

Сост. кроссворд по теме

Сообщение о 2-3 памятниках культуры

(оформление творческой работы по теме)

49

ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси»

Обобщают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.

Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.

50

Контрольная работа «Политическая раздробленность Руси»

письменный опрос

контрольная работа

Русь Московская

51

Предпосылки объединения русских земель

политическая система,

вотчина

Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества

Беседа,

дискуссия

§17

Фронт.опрос с.146

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

52

Причины возвышения Москвы

Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты;

Определяют причины и предпосылки создания единого государства

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§17

Фронт опрос с.146

Индивид.зад.

Зад.раб.тетр.

Творч.работа «Иван Калита»

53

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

темник,

хан,

князь,

Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель

Беседа,

дискуссия

§18

Фронт.опрос с.155

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

54

Куликовская битва

рать

Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;

Используют схему при рассказе о битве;

Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Работа по карте, анализ источников, беседа

§18

Фронт.опрос с.155

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

Рассказ о Дмитрии Донском

55

Московское княжество и его соседи

централизованное государство,

поместье,

усобица,

диалект,

уния

Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);

Используют карту при рассказе об объединении русских земель

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§19

Фронт.опрос с.164

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

56

Создание единого русского государства

скипетр,

держава,

шапка Мономаха,

Боярская Дума,

централизованное государство,

общество

Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века;

характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

Самостоятельная работа с текстом, беседа

§20

Фронт.опрос с. 173

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

57

Свержение ордынского ига на Руси

Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);

Делают выводы.

Анализ источников, работа с картой, беседа

§20

Фронт.опрос с. 173

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

58

Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в.

самодержец,

поместье,

вотчина,

трехполье,

Юрьев день,

пожилое,

черносошные крестьяне,

Боярская дума,

кормление,

местничество,

окольничий

Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;

Анализируют Судебник 1497 г.;

Определяют причины и последствия формирования крепостного права.

Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

§21

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

59

Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в

централизованное государство,

Земский собор,

стрелец,

дворянин,

Избранная рада,

приказ,

губа,

копейка,

Монетный двор

характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти;

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);

Анализируют исторические документы.

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

§23

Фронт.опрос с. 200

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

60

Завоевание Поволжья и Западной Сибири

засечная черта,

острог,

ясак

ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.;

Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

индивидуальная работа; составление таблицы

§24

Фронт.опрос с. 212

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

61

Ливонская война

Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны.

Работают с исторической картой (показывают ход войны).

Работа по карте, анализ источников, беседа

§24

Фронт.опрос с. 212

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

62

Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина

Избранная рада,

террор,

самодержавие,

опричнина,

земщина,

заповедные лета,

крепостное право,

тягло

Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады;

Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти;

Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги;

Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный);

Делают выводы об итогах развития государства

Беседа,

самостоятельная работа с текстом

§25,

вопр.с.220

Характеристика Ивана Грозного или сочинение «Каким мне представляется Иван Грозный»

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

уставное письмо,

эпос,

энциклопедии,

летопись,

регалии,

публицистика,

четьи минеи

Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.;

Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры;

Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Составление таблицы; работа с источниками

§26,

вопр.с.231

Сообщения о Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии

64

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

зодчество,

шатровый стиль,

юродивый,

икона,

иконостас

Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи;

Ознакомлены с выдающимися памятниками зодчества и произведениями живописцев;

Описывают достижения культуры; Выявлют новые черты развития искусства

Составление таблицы; работа с источниками

§27

Фронт.опрос с. 243

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

65

Быт XV-XVI вв.

административные здания,

кафтан,

полати,

харчевня,

лампада,

душегрея,

тулуп

Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий;

Используют иллюстрации при рассказе о жизни

Составление таблицы; работа с источниками

§28

Фронт.опрос с. 255

Индивид. зад

Зад.раб.тетр.

66

ПОУ по теме «Русь Московская

Обобщ. знания по истории ХVI в.

определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV;

Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.

Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.

67

Контрольная работа по теме «Русь Московская

письменный опрос

контрольная работа

68

Итоговое обобщение и повторение материала за курс 6 класса

Обобщили и систематизировали изученный материал.

контрольная работа за курс 6 класса


Рекомендуемая литература.

История средних веков.

Обязательная для прочтения литература.

Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина, ч. I, II, III.

Тысяча и одна ночь. Арабские сказки (детские издания).

Песнь о Роланде.

Баллады о Робине Гуде.

Р. Стивенсон. Черная стрела.

Скотт В. Ричард Львиное Сердце.

A. Левандовский.  Жанна д' Арк.

Рекомендуемая литература.

A. Дюма. Робин Гуд.

М. Твен. Янки при дворе короля Артура.

A. Каждан. У стен Царьграда.

В. Смирнова – Ракитина. Повесть об Авиценне.

Воскобойников В. Великий врачеватель Авиценна. М., 1972.

Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1978.

М. Заборов. Крестоносцы и их походы на Восток.

Б. Бродский. Каменные страницы истории.

З. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота».

В. Майнк. Удивительные приключения Марко Поло.

М. Сервантес. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский (детские издания).

Л.В.Волкова, О.С. Томановская. Индия  борется; Португальцы в Индии.

М. Твен. Принц и нищий.

B. Дитякин. Леонардо да Винчи.

П. Мериме. Хроника времен Карла IX.

Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник.

Ж. Санд. Мастера мозаики.

C. Цвейг. Совесть против Насилия.

А. Дюма. Королева Марго

А. Дюма. Графиня де Мон-соро

Справочная (дополнительная) литература.

Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание)

Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.)

Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия).

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999

Детская библия.

Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства.

История России. VIII-XVI вв.

Обязательная для прочтения литература.

Сахаров А., Троицкий С. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., 1978.

Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1984.

Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X -- начало XII в. М., 1978.

Древнерусская литература. Хрестоматия для 6-9 классов.

Слово о полку Игореве.

Былины. Русские народные сказки.

Рекомендуемая для прочтения литература.

Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории.

B. Ян. Чингисхан. Батый.

М. Каратеев. Ярлык Великого хана.

Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.

А. Ладинский. Анна Ярославна - королева Франции; Когда пал Херсонес; Последний путь Владимира Мономаха.

А.К. Толстой. Князь Серебряный.

А. Волков. Зодчие.

Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв.

Р. Пересветов. Тайны выцветших строк.

Рассказы «Начальной русской летописи». М., 1982.

Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1976.

Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1974.

Панова В. Сказание об Ольге. Л., 1975.

Шторм Г. Подвиги Святослава.-- В кн.: Шторм Г. Повести. М., 1974

Рассказы русских летописей XII --XIV веков. М., 1973.

Блок Г. Московляне. М., 1975.

Караев Г., Потресов А. Загадка Чудского озера. М., 1976.

Караев Г., Потресов А. Путем Александра Невского. М., 1970.

Каргалов В. Русский щит. М., 1972.

Пашуто В. Александр Невский. М., 1975.

Обухова Л. Набатное утро. М., 1978.

Рассказы русских летописей XV--XVIII веков. М., 1976.

Бадигин К. Покорители студеных морей. М., 1962.

Буганов В. Куликовская битва. М., 1984.

Каргалов В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1981.

Справочная (дополнительная) литература.

Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия).

Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8.

Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963.

Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965.

Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.

Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990.

Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989.

Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983.

Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.

Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990.

Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М., 1980.

Карты:

  1. Римская империя в IV – Vвв. Падение Западной Римской империи
  2. Франское государство в X – XI вв.
  3. Арабы в VII – XI вв.
  4. Европа в XIV – XV вв.
  5. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты (XV –XVII вв.)
  6. Киевская Русь в IX-XII вв.
  7. Татаро-монгольское нашествие
  8. Византия и славяне
  9. Нашествие Батыя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...