Повторительно- обобщающий урок по теме «РУСЬ В XIII-XV вв.»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Улановская Ольга Анатольевна

Конспект повторительно-обобщающего урока по разделу «РУСЬ В XIII-XV вв.» разработан для учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы для базового и профильного уровней. Он включает в себя цели, задачи, ход занятия, тестовые задания и дополнительные материалы. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ «РУСЬ В XIII-XV вв.»

Форма проведения: семинар

Цели урока.

  1. Повторить, обобщить и закрепить учебный материал раздела
  2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся
  3. Развитие умений работы с основными понятиями, документами, текстом учебной и дополнительной литературы
  4. Продолжить формирования умений и навыков работы с тестами
  5. Подготовка к ЕГЭ

  Задачи :

Систематизировать большой и весьма сложный материал пройденной темы, закрепить в памяти ее важнейшие факты и ос новные понятия, персоналии; особое внимание следует уделить понятиям об исторической обусловленности и закономерности об разования Русского централизованного государства, об историче ском значении образования единого Русского государства как од ном из наиболее важных этапов в истории России.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя с основными выводами по теме.( 5 минут)

       Мы завершили с вами изучение трёх важнейших этапов в истории России: возникновение государства Киевская Русь, феодальная раздробленность и становление Московского государства.

      Сегодняшний урок мы посвятим повторению третьего раздела истории России – Русь в 13 – 15 веке. Этот период пожалуй самый тяжёлый в истории российского государства. Русь пережила нашествие монгольских племён с востока и вторжение с Запада немецких и шведских рыцарей. Пережила тяжёлое и длительное монголо-татарское иго. Была отброшена в своём развитии на 100 с лишним лет, но, как птица феникс возродилась из пепла, сохранила свою самостоятельность,  уничтожила ненавистное иго и стала единым централизованным государством , центром которого стала Москва.

      Народ творит историю, но и велика роль личности в истории. Во все времена страна рождала своих героев. И в этот тяжёлый период истории во главе народа на защиту своего Отечества стали такие великие и сильные личности, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет и Осляблю, Владимир Серпуховский и Дмитрий Боброк. Руси противостояли сильные и жестокие воины: Чингисхан, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан и другие. Процесс единения русского государства связан с Иваном  Калитой, его сыновьями  Семеоном Гордым и Иваном  Красным, Дмитрием  Ивановичем  Донским, его потомками, и завершился процесс становления единого государства при Иване III и Василии III.

Все эти события в истории России до сих пор оцениваются историками неоднозначно, и вызывают частые споры о достоверности того или иного  факта. И мы с вами попробуем на уроке разобраться в некоторых проблемных вопросах истории данного периода.

Блиц-опрос (10 минут)

  1. В изучаемом третьем разделе периоде истории Русь подвергалась вторжениям захватчиков  как с Востока, так и с Запада. Какое из направлений наступления завоевателей было более опасно и почему?
  2. Перечислите причины успешных завоевательных походов монголо-татарской армии (не менее пяти причин)
  3. Чем можно объяснить трагический исход битвы на Калке? Могла ли она закончиться иначе?
  4. Проследите по карте этапы завоевания Руси монголо-татарами.
  5. Назовите главные причины поражения Руси.
  6. Чем вы объясните успешное противоборство русских земель агрессорам с Запада?
  7. В чём проявилось полководческое искусство Александра Невского в ходе сражений на Неве и Чудском озере?
  8. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?
  9. Насколько закономерна была лидирующая роль Москвы?
  10. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?
  11. В чём заключается полководческое искусство Дмитрия Ивановича Донского?
  12. Почему победа в Куликовской битве не положила конец зависимости Руси от Золотой Орды?
  13. В чём историческое значение победы Руси в Куликовской битве?
  14. Докажите, что в XV веке образовалось единое государство – Россия

( управление, свод законов, принятие ИваномIII титула, символика, символы царской власти, установление самодержавия)

  1.  В чём смысл идеологической концепции «Москва – Третий Рим»
  2.  Что означает понятие «централизованное государство»?
  3. Проследите процесс создания российского законодательства.
  4.  Докажите, что Судебник 1497 года стал началом закрепощения крестьян?
  5. Назовите не менее пяти литературных произведений данного периода(житие святого  Александра Невского, Сказание о мамаевом побоище, Задонщина, повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем, сказание о разорении Рязани Батыем и др.)
  6. Назовите выдающихся живописцев данного периода (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный)

Практическая работа в группах. Класс делится на 4 группы, каждой группе дается по одному заданию на определённые навыки и умения.

1.Работа над основными понятиями раздела.

Класс делится на группы, каждой из которых даются карточки с понятиями. Учащиеся должны за пять минут заполнить карточки.

Золотая Орда

монголо-татарское феодальное государство, осно ванное в начале 40-х гг. XIII века ханом Батыем. Столица - Сарай-Берке

Баскак

чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях

Ярлык

в период монголо-татарского ига на Руси - пись менные документы (грамоты), выдаваемые рус ским князьям ордынскими ханами как на великое, так и на удельное княжество

Экспансия

стремление расширить сферы влияния как эконо мическими методами, так и захватом территории

Агрессия

вооруженное нападение одного или нескольких государств на другую страну (или страны) с це лью захвата территории, ресурсов, а также пора бощения населения

Боярская дума

высший государственный орган в России с XV века, осуществляющий законодательные, судеб ные и военно-административные функции. Уп разднена Петром I с образованием Сената

Юрьев день

правило, ограничивающее выход крестьян: их переход от одного владельца к другому разрешал ся только один раз в году в течение недели до и недели после Юрьева дня

Местничество

система распределения служебных мест в русском государстве X1V-XV вв. При назначении на воин скую службу учитывалось происхождение и знат ность рода

Кормление

Территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

Пожилое

крестьян-выходцев обязали платить владельцу деньги за двор, хозяйственные по стройки

перелог

Поле засевается несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхает, потом снова распахивается и т.д.

подсека

Система земледелия, при которой вырубается участок леса, выкорчёвываются пни, сжигаются, высевается зерно. Поле обрабатывается до полного истощения и забрасывается, новый участок вырубается.

поместье

Условное землевладение, то есть земля, которую князь даёт своим дворцовым и военным слугам в награду и при условии выполнения определённых обязанностей, повинностей.

Культура

лат. - возделывание.

В широком смысле - все, что создано человече ским обществом благодаря физическому и умст венному труду людей, в отличие от явлений при роды; в более узком смысле - идейное и нравст венное состояние общества, определяемое мате риальными условиями жизни общества и выра жаемое в его быте, идеологии, образовании и вос питании, в достижениях науки, искусства, литера туры

Фольклор

устное народное творчество (былины, песни, по словицы, поговорки, сказки и т. д.)

Феномен русской

 культуры

это открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей много страдальной историей восточного славянства, пе реплетение христианских и народно-языческих влияний. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, целост ность и простота в искусстве

Судебник 1497 г.

первый кодекс законов единой России, закрепил единое государство и управление в государстве

Стояние на р. Угре

месячное противостояние закончилось тем, что хан Ахмат так и не осмелился дать сражение. На этом завершился период 240-летнего монголо-татарского господства на Руси

Самодержавие

Монархическая форма правления в России.

Боярская дума

Совет при великом князе

Приказы

Органы центрального  управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь приказывал ведать те или иные дела.

  1. Заполните таблицу

Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.

экономические

 

политические

внешнеполитические

религиозные

Какие из указанных предпосылок были наиболее существенными?______________________________________________________

Заполните таблицу.

Последствия монгольского завоевания

экономические

социальные

культурные

 

Заполните схему

Управление Российским государством при Иване III

Великий князь – государь всея Руси

Боярская дума

Приказы

Наместники

Заполните таблицу

Успехи в хозяйстве Руси в XIV – XV вв.

Сельское хозяйство

Города

Торговля

3. Работа с документами

ДОКУМЕНТЫ

Нашествие Батыя на Русь. Из летописи

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Ря занскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню пре дали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Колом ну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и бы ла сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Гле бовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Вла димир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив мно го имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сы новей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.

Вопросы  к тексту

  1. Можно ли на основании приведённого отрывка увидеть главную причину поражения русских войск в борьбе с Батыевым нашествием?
  2. Можно ли, на ваш взгляд, усмотреть в приведённом тексте, что он был написан летописцем в монастыре?

Ледовое побоище. Из летописи

Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, по шел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александ ром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и креп ких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княжне, ныне приш ло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов ме чей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немец ких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы уто нули в озере, потому что была весна. А другие убежали тя жело раненными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года]

Вопросы к документу

1.Сравните описание Ледового побоища в тексте параграфа и в летописном отрывке. Что нового вы узнали из документа?

2. Всё ли написанное летописцем вы принимаете на веру?

Летописная повесть о побоище на Дону

...Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, ста ли тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как ум ножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы...» [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы на шей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма ве ликая по всей земле, мгла, не было света от утра до треть его часа... Князь же великий приготовил свои полки вели кие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и слу чайности смертельные уничтожились... Когда князь пере шел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его...

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гу дела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девя того, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и силь но застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика си ла его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал об ратно к орде... И гнали их до речки Мечи...

Вопросы к документу

  1. В чём был смысл раздумья – переправляться ли русскому войску за Дон?
  2. Можно ли по приведённому летописному отрывку сделать вывод о том, как в русском войске среагировали на солнечное затмение, случившееся в день битвы?

Шансы Москвы

Москва не имела безоговорочных шансов на главенство, так как это может показаться при поверхностном изучении материала.

Многие географические преимущества Москвы можно поставить под сомнение. С т.з. развития торговли Москва имела гораздо менее выгодное положение, чем стоявшие на Волге Тверь, Галич, Кострома , Ярославль. Кроме того, Москва уступала соседям в природных ресурсах: не располагало месторождения железной руды, соляными варницами, не изобиловало бортными угодьями, рыбой и т.д. Московское княжество имело значительно меньше плодородной пашни, необходимой для производства хлеба. Кроме того, запасы  леса в княжестве были также ограничены.

То есть решающую роль в выходе Москвы на ведущие позиции сыграли не географические и хозяйственные особенности, а умелая тактика московских князей, то есть конкретные обстоятельства.

Вопросы  к документу:

  1. Оцените на основании этого документа закономерность главенствующей роли Москвы.
  2. В чём, по вашему мнению, заключалась умелая тактика московских князей?

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ

                                                       

                                                   Вариант I

1. Организатором всемонгольского похода на Русь был:

A. Батый.

Б. Чингисхан.

B. Угедей.

Г. Джучи.

2. Первое столкновение русских с монголо-татарами про изошло в в районе реки:

A. Оки. Б. Угры.

B. Вожи. Г. Калки.

3.В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо-татар сражались:

A. Половцы. Б. Печенеги.

B. Хазары. Г. Касоги.

4. Дисциплина в монгольском войске держалась:

 А. На патриотизме.

Б. На сознательности.

В. На преданности хану.

Г. На страхе и кровнородственных отношениях в каждом де сятке.

5. Кого в Золотой Орде называли баскаками?

A. Дипломатов.

Б. Доверенных лиц хана.

B. Предводителей отрядов.

Г. Сборщиков дани с русской земли.

6. Первый из разрушенных монголами городов:

A. Рязань. Б. Козельск.

B. Владимир. Г. Торжок.

7. Ярлыками в Золотой Орде называли:

A. Товарный знак.

Б. Клеймо.

B. Кличка.

Г. Грамота на право княжения.

8. Столица Золотой Орды - г. Сарай-Берке находился:

A. На месте разоренной Рязани.

 Б. На реке Иртыш.

B. Недалеко от Астрахани.

Г. На реке Тобол,

9. В мае 1238 года хан Батый приказал стереть с лица земли и назвал «злым городом»:

А Владимир. Б. Суздаль. В. Козельск. Г. Торжок.

10. В каком году хан Батый захватил Киев?

A. 1239 г. Б. 1237 г.

B. 1238 г. Г. 1240 г.

11. В каком году произошла Невская битва:

А.1238. Б. 1242.

B. 1240. Г. 1239.

12. Военная операция, известная как «Ледовое побоище, свя зана с именем:

A. Дмитрия Донского. Б. Ивана Калиты.

B. Александра Невского. Г. Ивана Грозного.

13. В 1327 году крупное восстание против ордынского баскака Чолхана вспыхнуло в городе:

A. Твери.

Б. Владимире.

B. Новгороде.

 Г. Москве.

14. В решающий момент Куликовской битвы в бой вступил засадный полк под командованием:

А. Князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия Боброка.                                                                                                             Б. Князей Михаила Тверского и Бориса Городецкого.                                                                                                                            В. Самого Дмитрия Донского.                                                                                                                                                                   Г. Серпуховского князя Владимира Андреевича.

15. Отправляясь на Куликовскую битву, князь Дмитрий Дон ской получил благословение:

A. Церковного собора. Б. Своей матери.

B. Константинопольского патриарха. Г. Сергия Радонежского.

16.Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России:

А. При Дмитрии Донском

Б. При Иване Калите

В. При Иване IV

Г. При Иване III

17. В каком  году было стояние на реке Угре?

А. 1480

Б. 1478

В. 1480

Г. 1380

18.Последний крупный поход на Русь совершил хан

А. Ахмат

Б. Тохтамыш

В.Тамерлан

Г. Кучум

19. Кто является автором концепции « Москва – третий Рим»?

А. Филарет

Б. Гермоген

В. Иов

Г. Филофей

Вариант 2

1. Условной датой начала политической раздробленности на Руси считается...

1) 1097 г.; 2) 1132 г.;

3) 1054 г.; 4) 1111 г.

2. Расцвет Северо-Восточной Руси приходится на княже ние ...

1) Юрия Долгорукого;     2) Андрея Боголюбского;

3) Владимира Мономаха; 4) Всеволода Большое Гнездо.

3. «Горд он колоколом своим недрёмным и в круг него соби рается вече» говорится в летописи о ...

1) Киеве; 2) Владимире;

3) Чернигове; 4) Новгороде.

4. Наиболее известный галицко-волынский князь носил имя...

1) Владимир; 2) Даниил;

3) Андрей; 4) Александр.

5. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке:

1) Калке;

2) Воже;

3) Угре;                                                                                                                                                                                                            4) Неве.

6. Монголо-татарское нашествие на Русь происходило в...

1) 1113—1125 гг.; 2) 1237—1240 гг.; 3)980-1015 гг.; 4) 1251—1263 гг.

7. Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIVв....

1) избавляло его княжество от уплаты дани Орде;

2) давало князю право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды;

3) закрепляло за князем право назначать главу церкви;

4) позволяло князю формировать общерусское войско.

8. К середине XIII в. Юго-Западная Русь попадает в зави симость от

1) Владимиро-Суздальского княжества;

2) Золотой Орды;

3) Великого княжества Литовского;

4) Польши.

9. В битве на р. Неве в 1240 гг. Александр Невский нанес поражение...

1) немцам; 2) литовцам;

3) шведам; 4) финнам.

10. Предпосылкой объединения русских земель вокруг Москвы не являлось...

1) перенесение в Москву резиденции митрополита;

2) выгодное географическое положение Москвы;

3) выступление Москвы как организатора борьбы против немецких рыцарей;

4) быстрое экономическое развитие Московского княжества.

11. Одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей было ...

1) прекращение заисимости Руси от Золотой Орды;

2) экономическое и военное укрепление Московского кн: жества;

3) присоединение к Москве Тверского княжества;

4) присоединение к Москве Великого Новгорода.

12. Современниками были...

1) Андрей Рублев и Ермак Тимофеевич;

2) Иван III и Мамай;

3) Александр Невский и  Тохтамыш;

4) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

13. Во время Куликовской битвы русским войскам противо стояли войска...

1) Чингисхана; 2) Батыя;

3) Тохтамыша; 4) Мамая.

14. Порядок назначения должностных лиц по знатности рода, появившийся на Руси в XVв. —...

1) местничество; .2) пожилое;

3) кормление; 4) уложение о службе.

15. «Стояние на р. Угре» произошло в ...

1) XIII в.; 2) XIV в.; 3)XVb.;                       4) XVI в.

16. Одним из итогов правления Ивана III было....

1) завоевание выхода к Балтийскому морю;

2) покорение Западной Сибири;

3) присоединение Великого Новгорода к Москве;

4) присоединение Казанского ханства.

17. В XV в. в Московском государстве происходят процес сы ...

1) централизации; 2) децентрализации;

3) федерализации; 4) деструкции.

18. Время перехода крестьян от одного владельца к друго му, согласно Судебнику 1497 г., носило название:

1) Юрьев день; 2) «заповедные лета»;

3) «урочные лета»; 4) отходничество.

19. Форма землевладения, возникшая в XV в. и предостав лявшаяся за службу называлось ...

1) поместье; 2) вотчина;

3) кормление; 4) удел.

20.Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, о каком событии идёт речь.

«Мстислав Удалой перешёл реку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идёт в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому… Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных сил… Удар был крепок. Половцы побежали. Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалова».

  1. Невская битва
  2.  Битва на Калке
  3. Куликовская битва
  4. Битва на Шелони

Дополнительные задания по желанию.

                                                     №1

Укажите, какие причины вызвали:

1.Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

2.Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

А. Жестокая дисциплина

Б. Стремление расширить свои владения за счёт соседей

В. Отсутствие  единства среди русских княжеств

Г. Необходимость расширение пастбищ

Д. Возможность обогащения в результате военных походов

Е. Княжеские усобицы

Ответы: 1.б,г,д  2.а,в,е

                                                      №2

Укажите, какие даты относятся к:

1.Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей

2. Периоду монголо-татарского завоевания

1. периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей

2.периоду монголо-татарского завоевания

А. 7 февраля 1238г

Б.31 мая 1223 г.

В. 5 апреля 1242 г.

Г. 1206 г.

Д. 4 марта 1238 г.

Е. 1237 – 1241 гг

Ж. 1202 г.

З. 1240 г.

Ответы: 1. вжз. 2.абгдез

                                                   №3

Укажите, как звали:

  1. Хана, захватившего и сжегшего Москву в 2382 году
  2. Монаха, благословившего князя Дмитрия Донского на борьбу с ордой
  3. Воеводу, командующего засадным полком на Куликовом поле
  4. Князя – союзника Мамая против московского князя
  5. Вторую жену Ивана III
  6. Правителя и полководца, который на рубеже 80-90-х годов подчинил себе Золотую Орду и разгромил Тохтамыша
  7. Основателя великого княжества Литовского
  8. Князя, подавившего восстание против ордынцев в Твери в 1327 году
  9. Старшего брата Ивана Калиты
  10.  Предводительницу новгородских бояр, стремившуюся сохранить самостоятельность республики.

А. Дмитрий Боброк Волынский

Б. Сергий Радонежский

В. Ягайло

Г. Юрий Данилович

Д. Иван Калита

Е. Софья Палеолог

Ж. Марфа Борецкая

З. Тохтамыш

И. Миндовг

К. Тамерлан

Ответы

З,Б,А,В,Е,К,И,Д,Г,Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Киевская Русь»

Данные тесты подобраны для проверки знаний учащихся и могут использоваться как учителями для проверки домашнего задания, так и учащимися для самопроверки....

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII - начале XIII в."

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII-XIII в." (6 класс) к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. Опубликовано 5.05. 2018 г. - Николаева Аида Николаевна. Урок...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...