Необходимость чтения дополнительной литературы по истории
методическая разработка по истории (5,6,7,8,9 класс) по теме

На протяжении последних нескольких лет явно проявляется тенденция снижения интереса к чтению качественной литературы. Это напрямую влияет на развитие интеллектуальных навыков и умений учащихся. Как решить данную проблему? Один из способов - введение обязательного чтения дополнительной исторической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_literatura_po_istorii..docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование

введения обязательного чтения дополнительной исторической литературы

(список книг для 5 – 8 классов, ведение читательских дневников)

  1. Проблемы:
  1. у учащихся снижается интерес к чтению;
  2. проявились при работе с текстом;
  3. в выделении главных мыслей (6, 7 кл.);
  4. в краткой формулировке мыслей (7, 8 кл.);
  5. в распознавании констатирующих и аргументирующих фактов;
  6. в формулировании выводов, своей точки зрения (нарушение логики изложения, маленький словарный запас);
  7. сложно идет работа по составлению планов, тезисов, написанию эссе.

  1. Технологии, которые базируются на умении работать с информацией:

- информационно-коммуникативные

- проблемного обучения

- компьютерных демонстраций.

  1. Возможные пути решения:
  1. Разъяснительные беседы с родителями, учащимися о необходимости чтения качественной литературы, особенностях развития головного мозга, о роли быстрого чтения в усвоении материала.
  2. Введение обязательного для чтения списка дополнительной исторической литературы (на базе сельской библиотеки).
  3. Продолжать тесное сотрудничество с сельской библиотекой по повышению у учащихся интереса к чтению.
  4. На ближнюю перспективу: придумать интересную форму для работы с дополнительной литературой.

  1. Срок реализации:  2010 – 2015 года.
  1. Списки составлены для учащихся 5 – 8 классов на основе имеющихся книг в сельской библиотеке.
  2. Время чтения дополнительной литературы: летние каникулы или 1 четверть и осенние каникулы.
  3. Время проверки: 1 четверть или 2 четверть.
  4. Возможны другие варианты.

Примерный план работы

по использованию дополнительной исторической литературы

Первый этап: 2010 – 2012 года

  1. Детальное ознакомление с книжным фондом сельской библиотеки.

  1. Составление списков:

а) для 6, 8 классов

б) для 5, 7 классов.

  1. а) Апробация работы

б) Подведение итогов

в) Внесение корректировки в план с учетом предварительных результатов и новых идей по использованию исторической литературы в учебной деятельности учащихся.

Второй этап: 2012 – 2015 года

  1. Расширение списков по дополнительной исторической литературе.

  1. Организация и проведение в начале учебного года «круглого стола» для учащихся по теме «Интересная историческая литература и возможности ее использования на уроках истории».

  1. Возможно: создание электронной версии «Банк интересной дополнительной исторической литературы» (сканировать книгу, предисловие, интересные страницы, мнение учащихся).

Цель создания: 

- помощь учащимся в выборе книг по списку;

- поддержание у учащихся интереса к чтению;

- развитие навыков компьютерной грамотности.

Структура читательского дневника

для дополнительного чтения исторической литературы

Автор книги

Название книги

Краткое содержание

Мое мнение

о прочитанном

Пояснение

  1. Раздел «Краткое содержание» позволяет нарабатывать умения выделять главное (предложения – слова) и кратко формулировать (предложения из книги – собственная формулировка).

  1. Раздел «Мое мнение о прочитанном» развивает умения формулировать и высказывать собственное мнение.

  1. Оценка за ведение дневника:

«5» - прочитано максимальное количество книг, четко передано содержание и свое мнение.

«4» - прочитано минимальное количество книг, четко передано содержание и свое мнение.

«3» - прочитано минимальное количество книг, замечания есть по передаче содержания (очень подробно, нарушение логики, несвязно выражено свое мнение).

Резюме: Заполнение читательского дневника позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Самое главное – в летнее время. Таким образом, не будет длительного перерыва, что позволит учащимся в интеллектуальном плане сделать «скачок» к середине года в своем развитии.

Списки книг по истории для летнего чтения

5 класс

  1. Е. Герасимов  «В родном лесу»
  2. О. Кожухова «Ночные птицы»
  3. Эм. Казакевич «Звезда»
  4. Г. Соколов «Быль о матросе Кайде и его товарищах»
  5. Н. Богданов «Бессмертный горнист»
  6. «Рассказы по истории России». Москва, «Оникс» (4 – 5 рассказа)
  7. История России «Москва»
  8. А. Торопцев «Киевская Русь»
  9. История России «Древняя Русь»

6 класс

  1. Серия книг «История России» (15 историй), обязательно –        3-5 книг.
  2. «Задонщина», п/р Зимина
  3. Дегтярев А., Дубов И. «От Калки до Угры», Ленинград «Детская литература», 1980 г.
  4. А. Сахаров, С. Троицкий «Живые голоса истории». М., «Молодая гвардия», 1978 г. Разделы: «Как жили наши предки», «Боевое прошлое нашего народа» (6 рассказов).
  5. «Рассказы по истории России», Москва «Оникс», 2008 г.     (3 рассказа).
  6. М.Н. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 г.» М., Издательство «Правда», 1989 г.
  7. «Древнерусские повести», Тула, Приокское книжное издательство, 1987 г. (3 рассказа).
  8. Б. Пластинин «Птичка – канареечка», Брянск, «Придесенье», 1995 г.

7 класс

  1. Н. Бораненков «Брянские зорянки»
  2. Е.Н. Анищенко «Партизанская республика»
  3. 100 великих тайн России 20 века
  4. Е. Васильева, Ю. Пернатьев «100 знаменитых памятников архитектуры»
  5. Энциклопедический справочник «Страны мира»
  6. Марк Еленин «Марш – бросок»
  7. История России «Российский флот»
  8. История России «Екатерина Великая»
  9. История России «Русско-турецкие войны»

10.История России «Война 1812 года»

8 класс

  1. В. Шапошникова «Ярославичи», М., «Советская Россия», 1984 г. (3-5 рассказа)
  2. «Тайны веков», М., «Молодая гвардия», 1980 г.                  (3-5 рассказов)
  3. Книга для чтения по Истории Отечества, начало 20 в. М., «Просвещение», 1993 г.
  4. «Как победила революция», Москва «Детская литература», 1977 г. (5 рассказов)
  5. «Как сражалась революция». Москва, «Детская литература», 1975 г. (5 рассказов)
  6. «Из истории Брянского края», Брянск, 1995 г. (3 рассказа)
  7. Э. Радзинский «Александр 2», М., Издательство «АСТ», 2007 г.
  8. Древнерусские повести, Тула «Приокское книжное издательство», 1987 г. (5 рассказов)
  9. В. Пикуль «Пером и шпагой: Париж на 3 часа», Москва «Современник», 1989 г.
  10. Г.П. Данилевский «Усманская резня» (Последние запорожцы). Брянск, Издательство «Дебрянск», 1991 г.
  11. Н. Молева «Ее называли княжна Тараканова». М., «Современный писатель», 1993 г.
  12. Выгоничская земля от истоков к будущему: книга очерков. П/р Т. Локтиной, Брянск, 2007 г. (5 очерков)
  13. «Помнит мир спасенный» (рассказы), М. «Детская литература», 1985 г. (5 рассказов).
  14. Книги о войне брянских писателей.

Примечание: 

  1. Список для 5 класса предполагает, что это уже учащиеся 6 класса, которые закончили 5 класс.  То же принцип указания классов для остальных учеников.
  2. В сентябре 2012 года будет проводиться мониторинг эффективности летнего чтения. Результаты будут систематизированы и представлены на сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Список дополнительной литературы по истории искусства для детей изучающих предмет "МХК"

Список дополнительной литературы по истории искусства9-11 класс...

Статья "Необходимы ли дополнительные занятия дошкольнику с репетитором по ИЯ?"

В статье описываются последствия и личный опыт преподавателя работы с дошкольником.Необходимо ли это делать?...