Необходимость чтения дополнительной литературы по истории
методическая разработка по истории (5,6,7,8,9 класс) по теме
На протяжении последних нескольких лет явно проявляется тенденция снижения интереса к чтению качественной литературы. Это напрямую влияет на развитие интеллектуальных навыков и умений учащихся. Как решить данную проблему? Один из способов - введение обязательного чтения дополнительной исторической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_literatura_po_istorii..docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование
введения обязательного чтения дополнительной исторической литературы
(список книг для 5 – 8 классов, ведение читательских дневников)
- Проблемы:
- у учащихся снижается интерес к чтению;
- проявились при работе с текстом;
- в выделении главных мыслей (6, 7 кл.);
- в краткой формулировке мыслей (7, 8 кл.);
- в распознавании констатирующих и аргументирующих фактов;
- в формулировании выводов, своей точки зрения (нарушение логики изложения, маленький словарный запас);
- сложно идет работа по составлению планов, тезисов, написанию эссе.
- Технологии, которые базируются на умении работать с информацией:
- информационно-коммуникативные
- проблемного обучения
- компьютерных демонстраций.
- Возможные пути решения:
- Разъяснительные беседы с родителями, учащимися о необходимости чтения качественной литературы, особенностях развития головного мозга, о роли быстрого чтения в усвоении материала.
- Введение обязательного для чтения списка дополнительной исторической литературы (на базе сельской библиотеки).
- Продолжать тесное сотрудничество с сельской библиотекой по повышению у учащихся интереса к чтению.
- На ближнюю перспективу: придумать интересную форму для работы с дополнительной литературой.
- Срок реализации: 2010 – 2015 года.
- Списки составлены для учащихся 5 – 8 классов на основе имеющихся книг в сельской библиотеке.
- Время чтения дополнительной литературы: летние каникулы или 1 четверть и осенние каникулы.
- Время проверки: 1 четверть или 2 четверть.
- Возможны другие варианты.
Примерный план работы
по использованию дополнительной исторической литературы
Первый этап: 2010 – 2012 года
- Детальное ознакомление с книжным фондом сельской библиотеки.
- Составление списков:
а) для 6, 8 классов
б) для 5, 7 классов.
- а) Апробация работы
б) Подведение итогов
в) Внесение корректировки в план с учетом предварительных результатов и новых идей по использованию исторической литературы в учебной деятельности учащихся.
Второй этап: 2012 – 2015 года
- Расширение списков по дополнительной исторической литературе.
- Организация и проведение в начале учебного года «круглого стола» для учащихся по теме «Интересная историческая литература и возможности ее использования на уроках истории».
- Возможно: создание электронной версии «Банк интересной дополнительной исторической литературы» (сканировать книгу, предисловие, интересные страницы, мнение учащихся).
Цель создания:
- помощь учащимся в выборе книг по списку;
- поддержание у учащихся интереса к чтению;
- развитие навыков компьютерной грамотности.
Структура читательского дневника
для дополнительного чтения исторической литературы
Автор книги | Название книги | Краткое содержание | Мое мнение о прочитанном |
Пояснение
- Раздел «Краткое содержание» позволяет нарабатывать умения выделять главное (предложения – слова) и кратко формулировать (предложения из книги – собственная формулировка).
- Раздел «Мое мнение о прочитанном» развивает умения формулировать и высказывать собственное мнение.
- Оценка за ведение дневника:
«5» - прочитано максимальное количество книг, четко передано содержание и свое мнение.
«4» - прочитано минимальное количество книг, четко передано содержание и свое мнение.
«3» - прочитано минимальное количество книг, замечания есть по передаче содержания (очень подробно, нарушение логики, несвязно выражено свое мнение).
Резюме: Заполнение читательского дневника позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Самое главное – в летнее время. Таким образом, не будет длительного перерыва, что позволит учащимся в интеллектуальном плане сделать «скачок» к середине года в своем развитии.
Списки книг по истории для летнего чтения
5 класс
- Е. Герасимов «В родном лесу»
- О. Кожухова «Ночные птицы»
- Эм. Казакевич «Звезда»
- Г. Соколов «Быль о матросе Кайде и его товарищах»
- Н. Богданов «Бессмертный горнист»
- «Рассказы по истории России». Москва, «Оникс» (4 – 5 рассказа)
- История России «Москва»
- А. Торопцев «Киевская Русь»
- История России «Древняя Русь»
6 класс
- Серия книг «История России» (15 историй), обязательно – 3-5 книг.
- «Задонщина», п/р Зимина
- Дегтярев А., Дубов И. «От Калки до Угры», Ленинград «Детская литература», 1980 г.
- А. Сахаров, С. Троицкий «Живые голоса истории». М., «Молодая гвардия», 1978 г. Разделы: «Как жили наши предки», «Боевое прошлое нашего народа» (6 рассказов).
- «Рассказы по истории России», Москва «Оникс», 2008 г. (3 рассказа).
- М.Н. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 г.» М., Издательство «Правда», 1989 г.
- «Древнерусские повести», Тула, Приокское книжное издательство, 1987 г. (3 рассказа).
- Б. Пластинин «Птичка – канареечка», Брянск, «Придесенье», 1995 г.
7 класс
- Н. Бораненков «Брянские зорянки»
- Е.Н. Анищенко «Партизанская республика»
- 100 великих тайн России 20 века
- Е. Васильева, Ю. Пернатьев «100 знаменитых памятников архитектуры»
- Энциклопедический справочник «Страны мира»
- Марк Еленин «Марш – бросок»
- История России «Российский флот»
- История России «Екатерина Великая»
- История России «Русско-турецкие войны»
10.История России «Война 1812 года»
8 класс
- В. Шапошникова «Ярославичи», М., «Советская Россия», 1984 г. (3-5 рассказа)
- «Тайны веков», М., «Молодая гвардия», 1980 г. (3-5 рассказов)
- Книга для чтения по Истории Отечества, начало 20 в. М., «Просвещение», 1993 г.
- «Как победила революция», Москва «Детская литература», 1977 г. (5 рассказов)
- «Как сражалась революция». Москва, «Детская литература», 1975 г. (5 рассказов)
- «Из истории Брянского края», Брянск, 1995 г. (3 рассказа)
- Э. Радзинский «Александр 2», М., Издательство «АСТ», 2007 г.
- Древнерусские повести, Тула «Приокское книжное издательство», 1987 г. (5 рассказов)
- В. Пикуль «Пером и шпагой: Париж на 3 часа», Москва «Современник», 1989 г.
- Г.П. Данилевский «Усманская резня» (Последние запорожцы). Брянск, Издательство «Дебрянск», 1991 г.
- Н. Молева «Ее называли княжна Тараканова». М., «Современный писатель», 1993 г.
- Выгоничская земля от истоков к будущему: книга очерков. П/р Т. Локтиной, Брянск, 2007 г. (5 очерков)
- «Помнит мир спасенный» (рассказы), М. «Детская литература», 1985 г. (5 рассказов).
- Книги о войне брянских писателей.
Примечание:
- Список для 5 класса предполагает, что это уже учащиеся 6 класса, которые закончили 5 класс. То же принцип указания классов для остальных учеников.
- В сентябре 2012 года будет проводиться мониторинг эффективности летнего чтения. Результаты будут систематизированы и представлены на сайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная литература по истории для 5 класса.
список литературы для чтения...
Дополнительная литература по истории для 6 класса.
список для стения в 6 классе...
Дополнительная литература по истории для 7 класса.
список для чтения 7 класс...
Дополнительная литература по истории для 8 класса.
список для чтения в 8 классе...
Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».
побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....
Список дополнительной литературы по истории искусства для детей изучающих предмет "МХК"
Список дополнительной литературы по истории искусства9-11 класс...
Статья "Необходимы ли дополнительные занятия дошкольнику с репетитором по ИЯ?"
В статье описываются последствия и личный опыт преподавателя работы с дошкольником.Необходимо ли это делать?...