Историческая зарница-«По следам Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812г.»
методическая разработка по истории по теме

Гарифуллина  Розалия Рафаэлевна

Открытое мероприятие, посвящённое юбилейной дате Отечественной войны  1812 года. Мероприятие расчитано на широкую аудиторию, кроме того в зависимости от возростной группы, можно усложнять задания. Интересно , весело не только для участников зарницы. но и для организаторов.Кроме того, не только, закрепляет знания, обучает новому материалу, но и способствует развитию лидерских качеств, умению работать   в группе, ориентированию на местности и применению своих способностей  в неожиданный ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №2

Историческая зарница

«По следам Кутузова и Наполеона в Отечественной войне  1812г.»

                                                                                             Подготовила:

                                                                                             учитель истории и обществознания

                                                                                             МАОУ- лицея №2

                                                                                             IIквалификационной категории

                                                                                             Шмакова Р.Р.

г. АЛЬМЕТЬЕВСК.2012 г.

Пояснительная записка

Дата проведения:  20.06.2012г.

Форма проведения: «историческая зарница»

Место проведения: санаторий- профилакторий «Здоровье»

Участники: учащиеся 5-9 классов

  Данное мероприятие  проводилось на базе городского математического лагеря «Интеграл», в рамках тематической смены « Год Российской истории»и посвящено «200 летию Отечественной войны и битве при Бородино»

Цель: подвести к пониманию особенности Отечественной войны и её роли в истории России.

Задачи:

- образовательная: изучение карты Отечественной войны, основных объектов и сражений

анализ стратегии и военных действий;

- развивающая: применение знаний на практике в ходе  проведения зарницы;

- воспитательная: на примере действий русской армии и партизанских отрядов подвести к пониманию их важности для достижения общей цели, приведших к победе над наполеоновской армией.

Оборудование:  карта « Отечественная  война 1812 года», раздаточный материал

( головные уборы для французской армии и Наполеона,  погоны и эполеты для

отряда Давыдова Д., чёрные повязки для русской армии и Кутузова, маршрутные листы для команд, спортивные конусы с наклейками, конверты с заданиями и ответами для аниматоров), таблички : погост(      морг), лазарет(        больница),призы для команд.

 Начало и правила игры:

1)Каждая команда, выбирает капитана. Капитаны приглашаются к организатору игры  и получают первое задание:изучить карту Отечественной войны 1812года( время 5 минут)

 2) Капитаны команд подходят к организатору и получают конверты с маршрутами. Открыв, капитаны объявляют,  какой армией становится отряд  (французская, русская, отряд партизан), раздают символику ( головные уборы для французской армии и Наполеона,  погоны и эполеты для отряда Давыдова Д., чёрные повязки для русской армии и Кутузова) Организатор игры объявляет правила.

3)  Команды отмечают на маршрутном листе  путь и точки, согласно исторической действительности военных действий  и карте, которую ранее изучали капитаны. Организатор игры объявляет старт, команды отправляются по маршрутам.

 4) Задача команд – составить правильно маршрут, пройти его как можно быстрее, с наименьшими потерями.Если команда затрудняется составить маршрут, она может ещё раз отправить капитана к карте, но одного игрока теряет как  погибшего и его отправляют на погост (морг). Если на каком -то объекте команда даёт неправильный ответ на вопрос - один человек отправляется в морг, как убитый, если команда даёт неполный или неточный ответ – один человек отправляется в лазарет,  в качестве  раненого, если просит подсказку команда – одного человека отправляет в морг, как убитого. Все раненые и убитые сдают символику отряда, ведётся их подсчёт. Когда команда завершает свой маршрут, организатор сверяет маршрут команды  со своим, за каждую ошибку забирает члена команды, в качестве убитого в морг. Организатор  после подсчёта выживших, раненых и убитых собирает все команды и объявляет результаты игры.

Маршруты команд :( можно раздать странички контурной карты по данной теме)

На маршрутах, для всех команд) отмечены объекты:г. Париж, р. Неман, г. Вильно, г. Кобрин, г. Минск, г Витебск,  г. Смоленск,   Бородино, Тарутино, г. Москва. Кроме того указано, что началом маршрута является ;

Французская армия - г. Париж

Русская армия - г. Вильно

Отряд армейских партизан - г. Кобрин

Маршруты : ( см. приложение №2)

Фр. Армия-г. Париж, р Неман., г. Минск, г. Смоленск, Бородино, г. Москва, г. Смоленск, р. Неман

Рус. Армия: г. Вильнюс, Витебск, Смоленск. Бородино, Москва, Тарутино, г.Минск, р. Неман

Отряд армейских партизан-г. Кобрин,г.Вильнюс, г.Витебск,г.Минск, г.Смоленск, Бородино, г. Москва, Тарутино.

Задания и вопросы по объектам:

1) г. Париж: Назовите полное имя и фамилию императора  и его чин с которого он начинал службу в армии.( Наполеон Бонапарт, лейтенант).

2)р. Неман: для 1-й команды-

 Задание№1  Ответьте на вопрос- Почему армия   Ответьте на вопрос- Почему армия Наполеона называли « армией двунадесяти языков» (Потому, что  французская армия  состояла только на 1\2 из французов, а остальные 50 % из завоеванных  европейских народов)

Задание №2- (для 1,2 команды)

Вопрос- Почему Кутузов был против продолжения войны за пределами России, а Александр 1 настаивал на заграничных походах ?  (Кутузов понимал, что армия истощила свои ресурсы,  а император хотел укрепить свою власть  и империю)

3)г. Вильнюс:

А)Какой вопрос решался 1 сентября 1812года в Филях главным командованием русской армии ( ответ6  вопрос об оставлении Москвы русской армией и эвакуации населения)

Б)Почему Кутузов  считал необходимым оставить Москву французам и не давать генерального сражения?(  ответ: армия была ослаблена и не могла удержать Москву,генеральное сражение могло привести к потере армии).

4) г. Кобрин :Назовите месяц и год. Создания первого армейского отряда партизан, организованного Давыдовым Д.В.(ответ- сентябрь 1812года)

5)г. Минск:

Объясните,  что это такое и как это связано с геометрией.

А) флеш( полевое  военное укрепление  в форме тупого угла)

Б) редут( полевое укрепление предназначенное для круговой обороны с наружным рвом и земляной насыпью)

6)г Витебск:А) назовите соотношение сил армий на начало  Отечественной войны(фр. армия- 600т. Рус.армия-  210 т.

                       Б)Назовите автора стихотворения, название и продолжите строки:(М.Ю.Лермонтов,

« Бородино»)

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы? На зимние квартиры?

Не сеют, что  ли командиры

Чужие изорвать мундиры…

___________________________

Ответ-«…О русские штыки».

7)г. Смоленск:

Задание №1- Правда ли, что? Почему?

А) Одной из причин Отечественной войны стало несоблюдение Россией континентальной блокады против Англии ?( Да. Так как Россия  тайно через северные моря поставляла Англии товары и оружие.

Б) Одной из причин Отечественной войны стало падение авторитета Александра 2, которого стали воспринимать как вассала. (Да.Так. Как Александр присоединился к блокаде против Англии, что было экономически не выгодно.

Задание №2 (для французской  команды  при отступлении)

Назовите количествоубитых французов при Бородино(45 тыс. рублей)

8)Бородино:

Расположите, согласно исторической действительности объекты на схеме « Битва при Бородино»

( см. приложение  №2)

9)Тарутино:

 Что называют историки « Тарутинскими манёврами»( Отход Кутузова М.И. с армией на юг к п. Тарутино, где армия пополнила свои силы и запасы)

10)г. Москва: О каком событии речь?

А) Император ждал рассвета в бедной избе и утром сказал, Бертье « Что ж, Бертье, как мы будем выбирать от сюда. Я мог только представить. Что творилось у него на  душе…(переправа ч\з р. Березина -  25 ноября 1812года)

Б) С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первым переправились несколько сапёров в челноке. Там - мир, война- с их стороны. «Их спросили: Что нужно вам, зачем вы пришли в Россию? Освободить Польшу - ответили они».

В) Одни уходили в леса, другие следовали за армией, предавая  пламени всё, н  то, что, могло быть полезным неприятельской армией, население из 500  тыс. человек бежало.( оставление Москвы- 2 сентября 1812года.)

Г) В нём было что то национальное ,  являвшее его столь  дорогим  для русских . В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения , посреди улиц бросались  друг другу в объятья , считая себя спасёнными ( назначение М.И. Кутузова – главнокомандующим русской армии)

Д)Москва представлялась нам огромным трупом. Это царство молчания. Я думаю о впечатлении производимым Помпеи на путешественника, но здесь впечатление ещё более глубокое . Он доехал до Боровитских ворот и было видно, как негодование отразилось на чертах его лица.. ( Въезд Наполеона с армией в Москву.)

Приложение №1-

Маршрутный лист команд  

Карта « Отечественная война 1812 года»

                                                                                                                                           Приложение №1

Маршрутный лист команд  (для организатора игра)

                                                                                                                                             Москва                          

        р. Неман                                             г.Витебск                               Бородино                

Париж                                                  Тарутино

            Вильно                                                      

        г. Смоленск

               Кобрин        

                              Г. Минск

        Французская армия, под командованием Б. Наполеона

           Русская армия. Под командованием М.И. Кутузова

         Отряд армейских партизан, под командованием  Д. Давыдова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический вечер « Наш след не померкнет на русской земле»

Создание условий для изучения истории РодиныИзучение исторических событий Отечественной войны 1812 годаРазвивать интерес школьников к историческому прошлому нашей великой страныВоспитывать у учащихся ...

презентация по теме:"Стратегтя Кутузова и Наполеона" 8 класс

презентация урока "Стратегия Кутузова и Наполеона"...

План сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона для 10М

План-"шпаргалка" для домашнего сочинения...

Конспект занятия "Исторические события нашего города в первые год Великой Отечественной войны"

Хочется поделиться с коллегами своим педагогическим опытом. Я работаю с детьми начальных классов. Направление моей деятельности краеведческое и прикладное творчество. Мои воспитанники учавствуют в раз...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Сравнительная характеристика героев романа "Война и мир" Кутузова и Наполеона (таблица)

В таблице представлена характеристика Кутузова и Наполеона с указанием глав романа и эпизодов для дальнейшего её заполнения  примерами из текста с опорой на тезисы....