Олимпиадные задания по истории 11 кл
олимпиадные задания по истории (11 класс) по теме

Олимпиадные задания по истории 11  кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011_zadaniya_11_klass.doc785 КБ
Microsoft Office document icon otvety_11_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШИФР ___________________

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

11 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1.  А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1906  г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):

1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________

_____________________________________________________________________________

3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов):

1. «Багратион»        а.         Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.)

2. «Звезда»        б.         Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.)

3. «Малый Сатурн»        в.         Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.)  

4. «Кутузов»        г.         Окружение немецких войск под Сталинградом  (ноябрь 1942 )

5. «Румянцев»        д.         Белорусская операция (июнь-август 1944 г.)

6. «Уран»        е.         Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких

                деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь

                 1943 г.)

Кодовое название операции

1

2

3

4

5

6

Операция, сроки её проведения

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1. г. Екатеринодар - ____________________      2.   г. Екатеринослав - __________________

3. Угорские горы - _________________              4. «Дышащее море» - __________________

5. Разведите понятия (6 баллов):

Термин

Общее

Различное

Черносошные крестьяне

Помещичьи крестьяне

Термин

Общее

Различное

Стрельцы

«Полки нового строя»

6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):

1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Курская дуга» - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):

«В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________  (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».

8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):

1. Боратынский Е. А.        а. Даровое

2. Достоевский Ф. М.        б. Мураново

3. Вяземский П. А.        в. Середниково

4. Лермонтов М. Ю.        г. Остафьево

5. Пушкин А. С.

Литератор

1

2

3

4

5

Усадьба

9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):

1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________

_____________________________________________________________________________

2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________

3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________

10. Назовите даты  (точный год) следующих событий (5 баллов):

1.  Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г.

2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г.

3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г.

4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г.

5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии  – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое ? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской  коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв.  в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в  XII-XVII  вв. а) католики православных;  б) православные католиков?______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов):

Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.

Собственники земли

Площадь, находящаяся в их распоряжении

Распределение земли среди категорий крестьян

Средний размер земельного надела на одну семью

В собственности помещиков

47 млн. десятин

_

471 десятина

В собственности крестьянских хозяйств, в том числе

136, 4 млн. десятин

100 %

-

Крестьянская община

99,6 млн. десятин

73 %

11 десятин

Казаки

15 млн. десятин

11 %

53 десятины

Подворные землевладельцы

20,5 млн. десятин

15 %

7,5 десятин

Не была распределена

1,3 млн. десятин

1%

-

1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов…

Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…»

1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________

____________________________________________________________________________

2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________

3. Назовите авторов/автора данного документа ____________________________________

4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. К каким последствиям привело опубликование и прочтение в войсках этого документа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Начало Гражданской войны в США        а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор        б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки»        в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона        г. Окончание II  пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии        д. Отмена крепостного права

Событие отечественной истории

1

2

3

4

5

Событие всемирной истории

 

15. Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1.       3.      5.

2.     4.    6.

Название группы

(критерий выделения)

Номера полководцев

(в скобках назовите их)

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г.  В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы  А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла):

Я убит подо Ржевом,        Подсчитайте, живые,

В безымянном болоте,        Сколько сроку назад

В пятой роте, на левом,        Был на фронте впервые

При жестоком налете.        Назван вдруг ___________________ (1)

 

Я не слышал разрыва,        Фронт горел, не стихая,

Я не видел той вспышки, –        Как на теле рубец.

Точно в пропасть с обрыва –        Я убит и не знаю,

И ни дна, ни покрышки.        Наш ли Ржев наконец?      

И во всем этом мире,        Удержались ли наши

До конца его дней,        Там, на Среднем ______________ (2)?..

Ни петлички, ни лычки        Этот месяц был страшен,

С гимнастерки моей.        Было всё на кону.


1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г.  о правах дворянства в таблицу (4 балла).

1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю

2. Освобождение от подушной подати

3. Отмена обязательной военной службы

4. Освобождение от телесных наказаний

5. Право поступать на иностранную военную службу

6. Право торговли и мануфактур

7. Право ухода в любое время в отставку

8. Необходимость получения образования

9. Освобождение от рекрутских наборов

Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г.

Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г.

18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

№ районов на карте

Название промышленных районов

Специализация

I

II

III

IV

V

VI

VII

Итого – 85  баллов

Желаем успеха!


II Тур — Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 15)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик».  (А. И. Уткин)

2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям»  и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)

5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)

7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских».  (А. В. Суворов)

8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)

9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)

10. «Великие реформы Александра II  не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

11 класс

I тур — Максимальная оценка – 85 баллов

1.

1.  Деятели консервативно-патриотического направления в 1808-1812 гг.

2. Даты выборов в Государственные Думы Российской империи

3. Наркомы иностранных дел в СССР

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла

2.

1. Даты начала русско-шведских войн в XVIII  веке; лишнее – 1757 г.

2. Крупнейшие полководцы в русско-турецкую войну 1768-1774 гг.; лишнее – Г. А. Потемкин

3. Даты принятия университетских уставов в Российской империи; лишнее – 1855 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла

3.

Кодовое название операции

1

2

3

4

5

6

Операция, сроки её проведения

д

а

е

в

б

г

За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 6 баллов

4. 

1. Краснодар    2. Днепропетровск   3. Карпаты (Карпатские горы)   4. Белое море

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла

5.

Термин

Общее

Различное

Черносошные крестьяне

Основные категории крестьянского населения в России в XVII–XIX вв.

Платили налоги лишь в пользу государства, могли стать помещичьими, если их «дарили» с землей монархи за службу

Помещичьи крестьяне

Платили налоги в пользу помещиков, часть из которых он передавал государству, находились в его полной власти


Термин

Общее

Различное

Стрельцы

Составные части русского войска в середине – второй половине XVII в.

Пехотинцы, жившие в мирное время в слободах, фактически постоянно находились в распоряжении государства, однако, имели небольшие военные навыки вследствие редких военных тренировок и смотров, набирались из числа жителей Московского государства

«Полки нового строя»

Пехотинцы и кавалеристы (драгуны, рейтары, гусары), получавшие жалованье от государства, постоянно занимавшиеся боевой подготовкой, однако, собиравшиеся (особенно в первые 30-40 лет существования) лишь накануне войн; их боевые характеристики - намного выше, чем у стрельцов, изначально набирались из иностранцев, затем преимущественно из «русских людей», но с преобладанием иностранцев на командирских должностях

За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 6 баллов

6.

1. Название В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. Кагановича, неудачно попытавшихся отрешить Н. С. Хрущева от руководства СССР в 1957 г.

2.Литературно-историческое общество последователей Н. М. Карамзина в начале 1810-х гг., куда входили Д. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин

3. Название выступа, обращенного на запад от г. Курск, образованного в результате успешного наступления Центрального и Воронежского наступления в феврале – марте 1943 г.

4. Название литераторов К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, А. Белого, З. Н. Гиппиус

5. Череда установлений дипломатических отношений между СССР и европейскими странами после того, как в 1924 г. Великобритания решила установить дипотношения де-юре с Советским Союзом.  

За каждый развернутый ответ – 1 балл.  Итого – 5 баллов

7. 

1. Рижский     2. 1921 г.       3. «Зимняя война»         4. «Линия Маннергейма»    5. Карело-Финская   6. Бессарабию

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов


8.

Литератор

1

2

3

4

5

Усадьба

б

а

г

в

-

За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла

9.

1. Нет, Александру Первому (1801-1825)

2. Нет, Александра Третьего (1881-1894 гг.)

3. Да

За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 1 балл, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится).  Итого – 3 балла

10. 1. 1492 г.   2. 1560 г.   3. 1589 г.    4. 1676 г.   5. 1881 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

11. 1. Кадеты – учащиеся младших классов военных гимназий в императорской России

2. Военные инженеры, минеры и саперы

3. а) схизматики    б) латиняне

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 4 балла

12. 1. Нет, недостаточны для крестьян-общинников и подворных землевладельцев; «нормальный» размер надела, гарантировавший существование крестьянской земли – 20-35 десятин (в зависимости от плодородия);

2. У казаков были особые, привилегированные права в связи с тем, что с их положением как военно-служилого сословия; кроме того, казаки преимущественно проживали на окраинах, где земли на человека было намного больше, чем в центральных губерниях;

3. Как видно из таблицы, средний размер дворянской усадьбы почти в 45 раз больше среднего надела крестьянина – общинника. Отсюда и недовольство крестьян несправедливым, с их точки зрения, распределением земли

4. Объем земель в распоряжении подворных хозяйств увеличился (выделение хуторов и отрубов), как и средний размер их земельного надела;  по тем же причинам уменьшился и объем земель в распоряжении крестьянской общины.

Кроме того, объем земель в распоряжении помещиков уменьшился (продавали за долги государству), как и средний размер дворянских усадеб, уменьшился и объем земель в распоряжении крестьянской общины.

За верные первый и третий вопросы – по 1 баллу; во втором вопросе – 2 балла (названы не менее 2-х причин), 1 балл (1 причина), 0 баллов (причины не названы), в третьем вопросе – 2 балла (названы не менее трех изменений с пояснениями), 1 балл (2 причины), 0 баллов (1 или менее причин) (оценка не ставится). Итого – 6 баллов

13. 1. «Приказ № 1» Петроградского совета рабочих и солдат

2. 1 марта 1917 г.

3. Солдаты-депутаты Петроградского совета рабочих и солдат

4. Февральская Революция 1917 г., свержение монархии, недовольство «старыми, монархическими порядками»

5. Образование советов на фронтах и на флоте, развал царской армии.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

14.

Событие отечественной истории

1

2

3

4

5

Событие всемирной истории

д

а

б

в

г

За 5 верных соотнесений – 3 балла, за 3-4 – 2 балла, за 1-2 – 1 балл. Итого – 3 балла

15.

Группа, критерий выделения

Полководцы - участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Полководцы - участники Гражданской войны 1918-1922 гг.

Номера полководцев (в скобках назовите их)

1. (Г. К. Жуков), 3. (К. К. Рокоссовский), 5. (А. М. Василевский)

2. (М. В. Фрунзе), 4. (В. К. Блюхер), 6. (В. И. Чапаев)

Правильно выделены группы (обе) – 1 балл. Верно отнесены 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца- 2 балла, 3 или менее – 0 баллов; Верно названы 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца – 2 балла, 3 полководца – 1 балл, 2 или менее – 0 баллов. Итого – 7 баллов.  

16.

1. Сталинградом;     2. Дону;

1. Конец июля - август; советские войска отходили стремительно к Волге, а немецкие танки рвались на восток и юго-восток – к Северному Кавказу; в сентябре немецкое наступление удалось затормозить; тогда был издан «приказ № 227»

2. Ржевско-Вяземская операция, начавшаяся в июле – сентябре 1942 г. и продолжавшаяся в ноябре 1942 г. – январе 1943 г. Незначительная по территориальным приращениям, она позволила оттянуть ряд танковых дивизий вермахта со Сталинградского направления, что позволило успешно провести контрнаступление РККА, начавшееся  19 ноября 1942 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл (при ответе на вопросы засчитывается лишь ответ с объяснением). Итого – 4 балла


17.

Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г.

Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г.

3, 5, 7, 8

1, 2, 4, 6, 7, 9

За 9-10 элементов – 4 балла, за 7-8 элементов – 3 балла, за 5-6 элементов – 2 балла, за 3-4 элемента – 1 балл, 2 или менее элементов – 0 баллов. Итого – 4 балла

18.

№ районов на карте

Название промышленных районов

Специализация

I

Центральный

Текстильная промышленность

II

Северо-Западный

Металлообработка и машиностроение

III

Западный

Добыча угля

IV

Причерноморский

Добыча угля, металлургия

V

Закавказский

Добыча нефти

VI

Уральский

Металлургия

VII

Юго-Западный

Пищевая

За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов

II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 15

Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл — 3.
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл — 3.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл — 3.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл — 3.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл — 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории 7 кл

Олимпиадные задания по истории 7 кл...

Олимпиадные задания по истории 8 кл

Олимпиадные задания по истории 8 кл...

Олимпиадные задания по истории 9 кл

Олимпиадные задания по истории 9 кл...