Урок истории 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Тема урока "В театре Диониса".
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В театре Диониса
Цели:
Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения.
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный.
Методическое оснащение урока:
Презентация: "Театр Древней Греции"(Приложение), учебник, карта "Древняя Греция", карточки- термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене;
ТСО: слайд-проектор, компьютер.
Планируемый результат:
Умение рассказывать о появлении театра, сравнить Древнегреческий и современный театры, различать жанры пьес.
План изучения нового материала:
- Возникновение театра.
- Здание театра и театральные представления.
- Трагедии и комедии в древней Греции.
Текущий контроль знаний и умений:
Вопросы.
- Кого называют "отцом истории"? Что вы о нем знаете?
- Как и чему учились в древнегреческих школах?
- Почему научиться грамоте в Древней Греции было проще, чем в Древнем Египте?
- Какие школы вам больше нравятся: афинские или спартанские?
- Кого сегодня называют педагогами? В чем сходство и различия между греческим и современным педагогом?
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о культуре Древней Греции. И наша задача - познакомиться с древнегреческим театром и с историей его возникновения.
- Возникновение театра.
Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Напишите в тетрадях одно слово-ассоциацию, которое вызывает у вас слово "театр". ИГРА-АССОЦИАЦИЯ: учащиеся пишут слова-ассоциации. Озвучиваем, и учитель обобщает, предлагает написать термин, используя имеющиеся слова. Зачитываем результат.
Слово театр означает "место для зрелищ". Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.
В ходе урока вы узнаете:
Какова история возникновения тетра?
Из каких частей он состоял?
Кто играл в древнегреческом театре?
Какие пьесы исполнялись в древнегреческом театре?
Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.
В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.
Актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Поэты стали писать для театра пьесы.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам перенестись в те далёкие, но столь чудесные времена и увидеть своими глазами, что собой представлял древнегреческий театр.
- Здание театра и театральные представления.
В греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).
Что собой представляет здание современного театра, и сравним его с древнегреческим?
Заполнение таблицы: (пояснение учителя)
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления? | В особом здании под открытым небом | В особом здании, чаще всего в закрытом |
Вместимость | До 17 тыс. зрителей | До 1тыс. человек |
Как часто происходят представления? | Несколько раз в году | Постоянно |
Начало представления? | С утра и до захода солнца | Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером. |
Билеты | Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) | Из бумаги (есть нумерация ряда и места) |
Занавес | Нет | Есть |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины | Любой, купивший билет |
Кто играет в представлении? | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины (и не более трех человек) | Мужчины и женщины (число не ограничено) |
Какие представления устраиваются? | Трагедии и комедии | Самые разные |
Описывая устройство греческого театра, обратимся к карточкам-терминам:
- Места для зрителей (по-гречески – "театр", позже этим словом стали называть все сооружение);
- Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине;
- Скене - примыкавшая к орхестре каменная постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.
В театре была прекрасная слышимость, если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях.
Обратите внимание на экран. Рассмотрите изображения. Почему актеры надевали маски?
Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение.
Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала "своя" маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.
- Трагедии и комедии в древней Греции.
В Древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?
Трагедия - печальное представление, часто заканчивающаяся гибелью действующих лиц (Эсхил, Софокл, Эврипид).
Комедия - веселое, насмешливое представление (Аристофан).
Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют его рыдать. Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущаются так глубоко, что перестают отделять актера от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля.
Двум учащимся заранее дается задание рассказать отрывок из комедии Софокла "Антигона" и трагедии Аристофана "Птицы".
Подведение итоги урока. Рефлексия.
Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Сравнили древнегреческий театр и современный:
- Дайте определение слова "театр".
- В честь какого бога устраивались театральные представления?
- Из каких трех частей состояло здание театра?
- В чем главные отличия и сходства древнегреческого театра и современного театра?
- Назовите два главных вида представлений в греческом театре?
- Текст с ошибками.
В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.
Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух.
- Почему греки называли театр школой для взрослых? Вспомните содержание трагедии «Антигона» и комедии «Птицы». Какие мысли, чувства внушали зрителю герои этих произведений?
Домашнее задание:
Параграф 39, подготовить рисунок любой понравившейся сцены из произведений Софокла или Аристофана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...