" СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Интегрированный урок с литературой. Позволяет создать условия для рационального и эмоционального восприятия эпохи Николая 1, в частности её социального аспекта через знакомство учащихся с историческими документами, свидетельствами современников, материалами учебника и текстами комедии « Ревизор» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_nikolay1..docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА « СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ПРАВИТЕЛЬСТВА НИКОЛАЯ I»

Тип урока: интегрированный с литературой ( пьеса Н.В. Гоголя « Ревизор»)

Оборудование: учебник «

Цель урока:

Образовательная: создать условия для рационального и эмоционального восприятия эпохи Николая 1, в частности её социального аспекта через знакомство учащихся с историческими документами, свидетельствами современников, материалами учебника и текстами комедии « Ревизор»

Воспитательная: направить мысли учащихся на осмысление различий в европейском и российском менталитете, на поиск исторической обусловленности этого явления, тем самым увести от изначально негативной оценки русского характера.;

Развивающая : Обеспечить четкую мыслительную деятельность   учащихся, выработку ими собственной точки зрения при решении проблем за счет оптимального подбора дидактического материала для работы групп. Используемая технология, развитие критического мышления.

ХОД УРОКА.

Этап вызова.

« Странная моя судьба, мне говорят, что я- один их самых могущественных государей в мире... что все должно

быть для меня возможным...

На деле, однако, для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один

ответ: долг!»

Из письма Николая 1, 1836 год (учебник стр. 62)

Какую самооценку результатов своего царствования ты услышал в этом письме? Какой долг мешает Николаю радоваться своему могуществу?

По приказу Николая 1 один из делопроизводителей следственной комиссии по делу декабристов Боровков составил особую записку. В неё были включены сведения о планах, проектах, указаниях, полученных от декабристов во время допроса. С какой целью была составлена эта записка? Николай 1 считал нужым заимствовать от декабристов, как людей умных, хорошо продумавших свои планы, все то, что могло пригодиться ему в государственной деятельности.

Целеполагание: Какие важные проблемы высветили декабристы? Какие вопросы для рассмотрения николаевской эпохи вы бы могли добавить?(о причинах краха социальной политики Николая 1, почему Александр 11 вынужден был проводить реформы?)

Этап осмысления содержания.

Общая проблема для 5 групп: «Сумел ли Николай 1 ответить на запросы времени?» конкретизируется заданием каждой группе.

Группа 1

Объясните строчки из стихотворения ПА. Вяземского « Русский бог» « Бог имений недоходных,

душ, представленных в залог» Материал для поиска ответа: А) учебник стр.58-59  Б) ответ на задание « Дидактические материалы» С.44 №58 ( дается только в случае затруднения учащихся)

Группа 2

Можно ли согласиться с мнением мифического историка Демида куролесинаб « Николай 1 мог легко отменить крепостное право, но он предпочитал пугать этой возможностью российских помещиков, заставляя их верно служить себе»?

Можно ли утверждать, что Николай принял кардинальные меры для решения крестьянского вопроса? Материал для поиска ответа: А) учебник стр. 59-61 Б)  «Дидактические материалы» стр.53 № 71, примечание( дается только в случае затруднения учащихся)

Группа 3

Бюрократия- столп Отечества или его враг? Материалы для поиска ответа:

A)        учебник стр.62,стр.63, абз.1,2.

Б)» Дидактические материалы» стр.45 № 60, стр.50 №65, стр.54№ 74.

B)        толковый словарь

Грунта 4

Сравните итоги правления Александра 1 и Николая 1.

Материал для поиска ответа.

А) учебник стр.34-36

Б) «Дидактические материалы» стр.53№72,стр.56№ 76.

*

Группа 5

Предположи возможные итоги правления Николая 1, если один из его принципов звучал так: « Мне нужны не

умники, а верноподданные»

Материал для поиска ответа

А) учебник стр.63 абз.3,4., стр.64

Б) «Дидактические материалы» стр.43№57

Итог работы в группах: ответ на вопрос « Сумел ли Николай I ответить на запросы времени?»

Класс возвращается к цитате из письма Николая I, открывавшей урок.

« Сформулируйте, мысленно встав на место Николая I, его понимание долга».

Выбери наиболее точный ответ, используя прием « Чтение со значками»

(-) - не согласен, (!)-согласен, (?)- не понял

« Иностранец, побывавший в николаевской России, писал, что русская конституция заключается в том, что все

равны в своем неравенстве»

Ключевые мысли ответа:

  1. Россия- самодержавная монархия.
  2. В России не было демократии
  3. Страной правит не закон, а воля монарха
  4. Власти не нужны мыслящие люди
  5. Интересы государства далеки от личных интересов чиновников
  6. Чиновник- царь перед подчиненными, червь перед начальством
  7. Власть приближает к себе за лесть, но не за профессионализм.

Учитель литературы поднимает следующие проблемы, анализируя текст:

1.Почему Пушкин, прочитав « Ревизора», воскликнул: «Боже! Как грустна наша Россия!»?

2.Постижение глубины ситуации в России через изучение письма Хлестакова.

З.Тип русского чиновника в пьесе « Ревизор»

4Почему смешное в « Ревизоре» заставляет задумываться над проблемами российской жизни?

Учитель истории:

1.Нужна ли русским чиновникам из « Ревизора» свобода от коленопреклонения? Готовы ли они иметь и отстаивать

собственную точку зрения?

2Какой тип человека сформировался в это время в Европе, Америке?

Причина такой разницы в следующем:

1 Характерная черта русского менталитета- патернализм;

2.3апаздывание процесса перехода к индустриальному обществу.

Рефлексивный этап Пометь в тетради.

1 .Что мне сегодня удалось?

2. Что я не смог сделать?

Домашнее задание.

Выстрой причинно- следственные связи при ответе на вопрос:» Почему Николай I так и не стал Петром I  XIX

века?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Внутренняя политика Николая 1"

тест предназначен для текущей проверки знаний учащихся в 8,10 классах и охватывает все стороны внутренней политики николая 1. Можно распечатывать и давать учащимся на решение...

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....

Тест "Внешняя политика Николая I"

тест содержит два варианта...

тест "Внутрення политика Николая I"

тест содержит два варианта...

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Внешняя политика Николая I.(презентация к уроку)

Данная презентация разработана для учщихся 8-х классов....

Презентация к уроку истории "Внутренняя политика Николая I"

Раскрыты достижения Сперанского в подготовке единого свода законов, решение крестьянского вопроса по реформе Киселёва, а также реакционная деятельность Бенкендорфа и Уварова....