Некрасов - певец русской жизни
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Великий русский поэт Н.А. Некрасов оставил неизгладимый след в русской литературе и истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov_-urok.docx | 29.19 КБ |
nekrasov.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Н.А. Некрасов – певец русской жизни
Форма урока: историко-литературный альманах
Цель урока: рассмотреть произведения Некрасова с точки зрения историзма
Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.
Эпиграф к уроку:
“В нашем Отечестве
роль писателя есть,
прежде всего, роль учителя и,
по возможности, заступника
за безгласных и приниженных”.
Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому
Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.
1 ведущий:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…
Выступление группы “биографов “А ты, поэт! избранник неба…”
2 ведущий:
Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.
Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.
Ученик
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
«Волга»
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
…………………………….
Бог весть что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Железная дорога
Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Все курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,— говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: суди его Бог!
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Крестьянские дети
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
Учитель. Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения? Каково отношение автора к герою произведения?
1 ведущий:
Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.
“Вчерашний день, часу в шестом…”
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Учитель. О чем говорится в стихотворении? Какой вам представляется муза поэта? (Женщина - крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).
Женская доля
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали — все к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Случайная жертва судьбы!
Ты глухо, незримо страдала,
Ты свету кровавой борьбы
И жалоб своих не вверяла, —
Но мне ты их скажешь, мой друг!
Ты с детства со мною знакома.
Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома!
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
“Русские женщины”.
1 ведущий: Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).
Первоначально поэма была названа “Декабристки”.
2 ведущий: Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.
Историческая справка – выступление группы “историков”:
Сообщение о восстании декабристов 1825 года “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов). Рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)
Послание в Сибирь
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
2 ведущий. В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.
Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.
Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.
Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”
Княгиня (входит в станционный дом)
В Нерчинск! Закладывать скорей!
Губернатор
Пришел я - встретить вас.
Княгиня
Велите ж дать мне лошадей!
Губернатор
Прошу помедлить час.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть...
Княгиня
Благодарю вас! Я сильна...
Уж недалек мой путь...
Губернатор
Все ж будет верст до восьмисот,
А главная беда:
Дорога хуже тут пойдет,
Опасная езда!..
Два слова нужно вам сказать
По службе, - и притом
Имел я счастье графа знать,
Семь лет служил при нем.
Отец ваш редкий человек
По сердцу, по уму,
Запечатлев в душе навек
Признательность к нему,
К услугам дочери его
Готов я... весь я ваш...
Княгиня
Но мне не нужно ничего!
Готов ли экипаж?
Губернатор
Покуда я не прикажу,
Его не подадут...
Княгиня
Так прикажите ж! Я прошу...
Губернатор
Но есть зацепка тут:
С последней почтой прислана бумага...
Княгиня
Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?
Губернатор
Да-с, было бы верней.
Княгиня
Да кто ж прислал вам и о чем
Бумагу? что же - там
Шутили, что ли, над отцом?
Он все? устроил сам!
Губернатор
Нет... не решусь я утверждать...
Но путь еще далек...
Княгиня
Так что же даром и болтать!
Готов ли мой возок?
Губернатор
Под караулом казаков
С оружием в руках,
Этапом водим мы воров
И каторжных в цепях,
Они дорогою шалят,
Того гляди сбегут,
Так их канатом прикрутят
Друг к другу - и ведут.
Трудненек путь! Да вот-с каков:
Отправится пятьсот,
А до нерчинских рудников
И трети не дойдет!
Они как мухи мрут в пути,
Особенно зимой...
И вам, княгиня, так идти? ..
Вернитесь-ка домой!
Княгиня
О нет! я этого ждала...
Но вы, но вы... злодей!..
Неделя целая прошла...
Нет сердца у людей!
Зачем бы разом не сказать?..
Уж шла бы я давно...
Велите ж партию сбирать -
Иду! мне все равно!..
Губернатор
- Нет! вы поедете!.. - вскричал
Нежданно старый генерал,
Закрыв рукой глаза. -
Как я вас мучил... Боже мой!..
(Из-под руки на ус седой
Скатилася слеза).
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал вс?, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас...
Я вас в три дня туда домчу...
(Отворяя дверь, кричит.)
Эй! запрягать сейчас!.. -
Беседа:
- Как вы оцениваете поступки героев диалога?
- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?
- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?
- Что заставило губернатора уступить княгине?
- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?
1 ведущий. Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого
М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.
“Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).
Учитель. Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?
- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?
- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.
- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?
- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?
- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?
- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?
5. Итог урока.
Учитель
Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.
Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!
Домашнее задание. Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины” с точки зрения их подвига.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий концерта-лекции "С.В.Рахманинов - певец русской души"
Сценарий концерта - лекции из серии "Школьная филармония представляет" "С.В.Рахманинов - певец русской души" В концерте принимали участие концертный хор ДШИ "Юность", педагоги ДШИ "Юность"...
Некрасов - певец русской жизни
Великий русский поэт Н.А. Некрасов оставил неизгладимый след в русской литературе и истории...
Иван Шишкин – певец русского леса
Я люблю творчество этого художника и хотела бы приобщить к нему других, предложив экскурсию по галерее этого замечательного художника – это и было целью моей...
Презентация: А.С.Пушкин-певец русской природы. Стихотворение "Зимнее утро".
Презентация: А.С.Пушкин-певец русской природы. Стихотворение "Зимнее утро". 6 класс....
Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"
Тема методической разработки выбрана неслучайно, методических материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторого времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждениях, в учебн...
Певец русского леса- Шишкин И. И.
Мероприятие посвящено Шишкину И. И....
Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.
Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...