Интеграция в научно-исследовательской деятельности
статья по истории по теме
Данный материал представляет собой статью, содержащую материал из личного профессионального опыта.
Статья опубликована в методическом сборнике Кафедры истории и искусства ОПКУ в 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya_v_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция в научно-исследовательской деятельности воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища
Горюнов Юрий Александрович, к.и.н., преподаватель истории второй квалификационной категории
Современное общество заинтересованно в высококлассных специалистах с нестандартным мышлением, которые могут совершать открытия на стыке наук, разрабатывать программы развития отраслей экономики государства и отдельных предприятий, применять различные модели для управления персоналом компаний, заниматься творческой и спортивной деятельностью.
Таким образом, нашими задачами является раскрытие способностей воспитанников, формирование базы разносторонних умений и навыков, привитие морально-нравственных ценностей и складывание круга положительных примеров, для поступления воспитанников в высшие учебные вузы страны и подготовки дипломированных специалистов широкого профиля. В общем, необходимо «запустить» процесс саморазвития воспитанников[1].
На наш взгляд одним из механизмов запуска может являться научно-исследовательская деятельность, так как имеет ряд преимуществ. Во-первых, исследовательская деятельность предполагает наличие проблемы или проблемной ситуации, которую необходимо решить. Для исследования необходимо привлекать разнообразные источники, вести поиск информации, проводить её отбор и анализ, составлять план, уметь задавать вопросы и самому находить на них ответы. Самое важное то, что подобная деятельность предполагает значительную долю самостоятельности и высокого уровня учебных навыков[2]. Однако, исследование в рамках одного предмета это только первый уровень, овладеть которым необходимо, но недостаточно.
Межпредметная интеграция в рамках одного профиля даст возможность рассмотреть проблему с нескольких точек зрения, а следовательно сделает её анализ более объективным, а поиск решения – более эффективным. Представим себе группу слепых, которым встретился по дороге слон. Один из них ухватил слона за ногу, другой за хвост, третий за ухо, четвертый за бивень. Если бы у них спросили: Что это такое? Каждый бы ответил по-своему верно, но их ответы не являлись бы истиной, поскольку полной информации не было ни у кого.
Мы должны воспитывать людей, способных рассматривать проблему с разных сторон. В качестве примера можно привести воспитанника 9 «б» класса Леонова Сергея. Нами была выполнена интеграционная научно-исследовательская работа, сочетающая в себе компоненты истории, философии, психологии, социологии и военного искусства.
Рассматривая психологические особенности русских солдат, офицеров и крестьян в период Отечественной войны 1812 года, мы сделали вывод о том, что моральный фактор имел не меньшее значение для победы в войне, чем иные (талант полководца, дисциплина, опыт ведения боевых действий, снабжение, характеристики вооружения). Выяснили отношение к войне иностранцев, наших солдат и офицеров, мирных жителей. Рассмотрели феномен партизанской войны, который встречался в мировой истории лишь несколько раз. Наши крестьяне, не имея опыта и огнестрельного оружия, громили отряды регулярной французской армии до нескольких тысяч человек, захватывали их в плен. Это заставило французов пересмотреть все свои планы ведения войны, усилить отряды охранения и держать более крупные гарнизоны в узловых точках. Высокий моральных дух людей, сражавшихся за свою землю и родных намного превосходил дух захватчиков. Уже в битве при Бородино, французские полководцы отмечали, что русских мало убить, их ещё надо свалить на землю. Даже смертельно раненые они продолжали сражаться, погибая сами, забирали с собой солдат врага.
Наполеон мог теоритически победить русскую армию, но победить российский народ он был не в силах.
В целом, компоненты различных предметов должны быть подобраны так, чтобы органично дополнять друг друга[3]. В нашей работе мы можем это наблюдать. История событий 1812 года дополняется описанием военных операций, тактикой действий партизанских отрядов, эпизодов сражений. Объяснение поведения различных социальных групп населения в период боевых действий объясняется особенностями психологии российского народа, чей менталитет отличался от менталитета французов. Они так и не смогли объяснить, почему русские крестьяне (в том числе старики, женщины и дети) нападают на французских солдат и побеждают их. Компонент философии позволяет ответить на все важные вопросы и связывает посредством идей остальные предметы в единую структуру.
Интеграция образования и науки способствует повышению инновационного потенциала российских граждан, способствует решению как экономических, так и политических задач[4]. Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений благодаря обучению их персонала передовым методам труда и взаимосвязи между практической деятельностью и наукой.
[1] Бочкова Н.В., Пузанкова Е.Н., Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. Научный информационно - аналитический журнал.
[2] Горюнов Ю.А. Задача проектной деятельности и проблемных вопросов в системе среднего образования //Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. Тамбов. 2012.
[3] Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: «Ребенок в современном мире» СПб, 2008.
[4] Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметная интеграция в научно-исследовательской деятельности обучающихся 8 «в» класса МОАУ «СОШ №40» города Оренбурга
Статья представляет практический опыт создания метапредметной исследовательской работы по теме "Морально-нравтсвенный фактор победы в Отечественной войне 1812 года", которая успешно оп...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....