Семья Николая
классный час (история, 10 класс) на тему
Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской».
Внеклассное мероприятие о семье Николая, о воспитание в семье дает представление и учащимся и родителям о том какие отношения были в семье, какие ставились приоритеты.
Сценарий на тему «Семья Русского Царя»
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
Сократ.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель работы
- поднятие престижа института семьи
- возрождение традиций внутрисемейной этики
Задачи: Формировать у детей представления о семье. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Мероприятие проводится в актовом зале школы . На экране будут показаны слайды во время всего мероприятия
Участники сценария
Учитель
Два ведущих
Николай второй
Великий князь Александр
Александра Федоровна
Анна Вырубова
Татьяна
Ольга
Анастасия
Мария
Алексей.
Вступительное слово учителя
Мы сегодня познакомимся с семьей последнего императора. Мы не будем говорить о политике, об ошибках Николая на политической арене, о революциях. Мы с вами просто будем говорить о семье , о воспитании в семье,
. Самый знаменитый в нашей истории семейный альянс - это семейство Николая II и Александры Федоровны . Может быть, дело в трагической гибели всего семейства, может быть в долгом ожидании наследника. В любом случае об этой дружной и славной семье знают все. Любовь и взаимопонимание были свойственны в полной мере семье Николая II. В царской семье "старшие" и "младшие" великие княжны, как их называли домашние, чувствовали себя неделимым целым и в шутку составили из первых букв своих имен монограмму ОТМА, которой часто подписывали письма и поздравления. Центром и душой этой любящей детской компании, как и всей семьи в целом, был наследник цесаревич Алексей Николаевич
Открывается сцена
На сцене царская комната . В комнате кресла круглый стол, софа , книги , а льбомы краски, фотографии , игрушки(лашадка , куклы) , в углу икона
Учитель
«Государь Николай II, Его семья и Его окружение являлись чуть ли не единственным объектом обвинения для многих кругов, представлявших русское общественное мнение дореволюционной эпохи. После катастрофического развала нашего отечества, обвинения сосредоточились почти исключительно на Государе <…>.» Генерал Мосолов отводил особую роль в отвращении общества от императорской семьи и от престола вообще - императрице Александре Фёдоровне: «<…> рознь между обществом и двором <…> настолько обострилась, что и общество, вместо того, чтобы, по укоренившимся своим монархическим взглядам, поддерживать трон, от него отвернулось и с настоящим злорадством смотрело на его крушение.»
В декабре 2005 года глава Российского Императорского Дома в Мадриде Великая Княгиня Мария Владимировна Романова направила в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обращение с требованием реабилитировать расстрелянную в 1918 году Царскую семью.
В феврале 2006 года Генпрокуратура, однако, отказалась признать императора Николая II и членов его семьи жертвами политических репрессий, так как не смогла обнаружить «официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам» и «формальных обвинений властей в адрес императора». По мнению Генпрокуратуры, убийство императорской семьи - это уголовное преступление, а поэтому царская семья не подпадает под действие Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».
На это решение была подана жалоба, и 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда Российской Федерации признал последнего русского царя Николая II и членов его семьи жертвами незаконных политических репрессий и реабилитировал их.
Николай второй и его семья. Что же это за люди? Как жили и воспитывали своих детей в царских семьях? Какими были дети?
Об этом мы и будем сегодня говорить
Учитель уходит , а на сцене 2 ведущих – старшеклассника ( юноша и девушка)
Ведущий1
Император Николай Александрович Романов родился 6 мая (по старому стилю 18 мая) 1868 года, в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению император придавал большое значение, испытывая всю жизнь “глубокую уверенность, что он обречён на страшные испытания”. Его отец, император Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти качества он воспитывал и у детей.
( В комнате появляется Николай . Он подходит к иконе, крестится, потом берет книгу и читает)
На экране слайды 1-2
Ведущий 2
Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. С девяти лет престолонаследник приступил к организованному для него обучению на дому. В педагогическую коллегию вошли Н. Х. Бунге, Г. А. Леер, О. Э. Штубендорф, А. В. Пузырёвский, Е. Е. Замысловский, Н. Н. Бекетов, Ц. А. Кюи, а также генерал Г. Г. Данилевич, и всем этим руководил К. П. Победоносцев. В течение 13 лет, по тщательно разработанной программе, велись учебные занятия будущего императора. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков. Следующие 5 лет были посвящены изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля .Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы. Сначала 2 года Николай служит в рядах Преображенского полка, исполняя обязанности субалтёрн-офицера, а затем ротного командира. Два летних сезона Николай проходит службу в рядах кавалерийского полка взводным офицером, а затем эскадронным командиром.
Ведущий1
Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях государственного совета и кабинета министров.
В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным областям России, которые Николай совершал вместе с отцом.
Николай ( отрываясь от чтения)
Итогом обучения моего стало кругосветное путешествие. За девять месяцев я проехал Австрию, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию (где на него было покушение), а затем сухим путём через всю Сибирь.
К 23 годам своей жизни я был высокообразованным человеком с широким кругозором, прекрасно знающим русскую литературу и историю, в совершенстве владеющим основными европейскими языками. Блестящее образование соединялось у меня с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто у государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить мне беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу.
( садится в кресло и продолжает читать дальше)
Ведущий2
С детства ему была близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским основам, традициям и идеалам.
Хотя император Николай II получил блестящее образование и всестороннюю подготовку к государственной деятельности, но морально к ней он не был готов. Это и легко понять. Внезапная (в возрасте 49 лет) смерть отца, которому предрекали длительное царствование, вначале ввергла Николая в растерянность. Он искренне скорбит, отмечая: “Это была смерть святого !”
( В комнату входит Великий князь Александр, шурин Николая)
Великий князь Александр, шурин Николая
- Я видел слёзы, застилавшие его голубые глаза. Он взял меня за руку и повёл вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он - император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его
Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. “
- Николай
“Сандро, что мне делать ? - восклицал он патетически. - Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Аликс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царём. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами.”
(Великий князь Александр уходит)
Ведущий1
Николаю II только 26 лет, а он отвечает за судьбу огромной страны. И необходимо отметить, что к чести его - он сумел найти в себе силы принять эту ответственность, не перекладывая её ни на кого.
( В комнату входит принцесса Алиса Гессенская. Они садятся на диван и мило беседуют)
Ведущий 2
Слайд 3-4
Свадьба с принцессой Алисой Гессенской, ставшей после миропомазания великой княжной Александрой Фёдоровной, назначенная на весну, должна была по настоянию Николая состояться раньше. Взвалив на свои плечи бремя новых обязанностей, Николай не собирался допустить, чтобы единственный человек, который вливал в него уверенность, мог отдалиться от него. Через неделю после похорон, 26 ноября состоялась свадьба. Эта дата была выбрана в связи с днём рождения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эта свадьба положила начало непоколебимо счастливому супружеству, которое продолжалось до последних дней их жизни.
Но кто она – новая императрица?
Слайд 5
Ведущий1
От своей матери, Алисы Гессенской, царица унаследовала душевность и доброту. За постоянную улыбчивость и радостные чувства, которые она вызывала, её звали “солнышко”. Событие, связанное со смертью её матери и сестры от дифтерита, наложило роковую печать на характер царицы. Вместо открытости в её поведении стали преобладать замкнутость и сдержанность, вместо общительности - застенчивость, вместо улыбчивости - внешняя серьёзность и даже холодность. Только в кругу самых близких людей она оставалась прежней - радостной и открытой. Эти черты характера сохранились у неё навсегда и доминировали даже тогда, когда она стала императрицей.Близко знавший её учитель царских детей Пьер Жильяр писал:
Ведущий2
“Весьма сдержанная и в тоже время очень непосредственная, прежде всего - жена и мать, Императрица чувствовала себя счастливой только среди своих. Образованная и обладавшая художественным чутьём, она любила чтение и искусство. Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями”.
Алиса получила самое лучшее по тем временам образование. Знала литературу, искусство, говорила на нескольких языках, прослушала курс философии в Оксфорде. И в молодости, и в зрелом возрасте царица была очень хороша собой.
Слайд 6
Ведущий1
Муж и дети были для императрицы маленьким надёжным островком посреди царящей вокруг ненависти и вражды. В семейной жизни Александра Фёдоровна была образцом всех добродетелей. Безупречная, страстно любящая супруга, примерная мать, внимательно следящая за воспитанием своих детей и прилагающая все усилия к их всестороннему развитию и укреплению в них высоких нравственных принципов, домовитая, практичная и даже расчетливая хозяйка - так рисуют Александру Фёдоровну все её приближённые.
Слайд 7-8
Александра Фёдоровна говорит Николаю
Я интересовалась широкими отвлеченными вопросами общего, даже философского характера, а женская суетность мне абсолютно чужда, так, например, меня совсем не интересовали наряды.
Ведущий 2
Много времени в жизни императрицы занимали различные попечительские обязанности, она патронировала многие благотворительные учреждения, жертвовала деньги церквям и монастырям.
Александра Фёдоровна рассказывает
Царская семья жила чрезвычайно скромно и уединённо. Большую часть года мы проводили в Александровском дворце Царского села. Несмотря на то, что имущество Романовых исчислялось огромными суммами, повседневный уклад жизни был довольно простым, какие - либо излишества и траты я не поощряла. Постепенно были сокращены дорогостоящие и блестящие придворные балы, и последний большой костюмированный бал в истории империи состоялся в Зимнем дворце в Петербурге в январе 1903 года.
Николай II
Я работал без помощников, один, что отличало меня от большинства монархов, глав государств и даже от собственной жены. У меня не было личного секретаря, предпочитал всё делать сам. На моем письменном столе лежал большой календарь, в котором я аккуратно собственной рукой записывал свои дела, назначенные на каждый день. Когда приходили официальные бумаги, я распечатывал их, читал, подписывал и сам запечатывал, чтобы отправить.
Ведущий 1
Слайды 9-12
Свободное время предпочитал проводить с семьей. После окончания государственных дел царя вся моя семья собиралась на ужин, где почти не было деликатесов. После ужина семья часто собиралась в одной комнате, где царь читал вслух книгу, чаще всего Толстого, Тургенева или Гоголя, а жена с дочерьми что-то вязали или шили. Николай II и Александра Федоровна очень любили такие вечера, где они отдыхали душой. Царь любил гулять по парку, нередко его сопровождала целая свора шотландских овчарок. Часто Николай II садился с детьми в шлюпку и катался по водоемам в парке. Да и вообще царь любил играть со своими детьми; например, зимой - в снежки, кататься на лыжах и санях.
На сцене разворачивается действие .Входят дети
После ужина
(. Вся семья Николая разместилась в комнате Жена вяжет .Дочери занимаются вышиванием. Николай II читает вслух. Алексей лежит на тахте и внимательно слушает отца)
Ведущий 2
У Николая второго было пятеро детей
Алексей родился 12 августа 1904
Ольга(выходит в краю сцены и говорит)
Слайды 13
Я - Великая Княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Я стала первым ребенком в семье Николая II. Мои родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Я отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Говорят, что была очень умна, у меня отмечались творческие способности. Я вела себя со всеми просто и естественно, была . удивительно отзывчива, искренна и щедра., от матери унаследовала черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка. От отца унаследовала внутренний мир.
(Ольга уходит в глубь комната и продолжает заниматься)
Ведущий 1
Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова
Слайд 14
Я родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и Великая княжна Ольга Николаевна, я внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Я была менее эмоциональна, нежели сестра. Мои глаза были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Я редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. Во было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из – за болезни матери часто заведовала домашним хозяйством, но меня это ни сколько не обременяло. Я любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила.
Ведущий2
Княжна обладала здравым умом. В случаях требующих решительных действий, всегда оставалась собой
Великая Княжна Мария Николаевна Романова
слайд 15
Я родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Я была типичной русской девушкой. Мне было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Я обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. По воспоминаниям некоторых современников, я была очень похожа на своего деда Александра III. Я очень сильно любила своих родителей, была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы.
Ведущий1
Дело, в том, что она была слишком маленькой для старших дочек(Ольги и Татьяны), и слишком взрослой для младших детей(Анастасии и Алексея) Николая II.
Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова
Слайд 16-17
Я родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил меня, не меньше, чем остальных своих детей.Я любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Ждали мальчика, а родилась девочка. Я по своей резвости могла дать фору любому мальчишке, носила простую одежду, доставшуюся по наследствам от старших сестер. Спальняу меня , была убрана не богато. Обязательно каждое утро принимала холодный душ. Усмотреть за мной было нелегко. Ребенком я была очень шустрым. Любила лазить, где не попадя, прятаться. В бытность, ребенком любила пошалить, а так же посмешить окружающих.
Ведущий2
Помимо веселости, в Анастасии нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность
Слайд 15
Великий Князь Цесаревич Алексей,
Слайд 18- 19
Я был долгожданным ребенком. С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь, же посылал императору только дочек. Родился 12 августа 1904 года. . Вся царская семья, горячо молилась о рождение мальчика. Я унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, и я отвечал им большой взаимностью. Отец же был для меня настоящим кумиром. Я старался подражать ему во всем. Как назвать новорожденного царевича, царская чета даже и не задумывалась. Отец давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем. Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Так же ему была симпатична личность Алексея Михайловича Романова, и император хотел назвать Меня в честь великого предка
Дети садятся к столу и начинают рисовать
Слайд 20
Ведущий 2
Любовь и взаимопонимание были свойственны в полной мере семье Николая II. В царской семье "старшие" и "младшие" великие княжны, как их называли домашние, чувствовали себя неделимым целым и в шутку составили из первых букв своих имен монограмму ОТМА, которой часто подписывали письма и поздравления. Центром и душой этой любящей детской компании, как и всей семьи в целом, был наследник цесаревич Алексей Николаевич.
Закончив рисовать показывают друг другу рисунки(они от души радуются )
Слайды 22- 28
Ведущий 1
Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каждый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ?
Императрица говорит Николаю( прогуливаясь по комнате )
Слайд 29
«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах»,
Ведущий 2
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.
Ведущий1
(Дети оставляют занятия и начинают играть. В их игры включаются и родители)
Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий... Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».
Ведущий2
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны. Увидеть эти игрушки желающие смогут летом в Государственном музее-заповеднике Царское Cело, где открылась выставка «Александровский дворец. В гостях на Детской половине». Все представленные на выставке игрушки привезены из Художественно-педагогического музея игрушки Российской Академии образования (г. Сергиев Посад).
Алексей ( подбегая к краю сцены) показывает свои игрушки
Слайды 30-32
Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние моего здоровья а, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее меня оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, я воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У меня было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.
Отходит и продолжает играть с отцом)
Ольга с куклой
Слайд 33
У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, было много кукол, Но моими любими были , куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».
( Что-то напевая уходит)
Татьяна с куклой
Слайд 34
Платьица для кукол были сшиты нами самими. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала нас, своих дочек, к труду. Поэтому моими любимыми куклами были те , которым я сама придумывала и шила наряд
Мария
Слайд 35
Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что нам .детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.
Анастасия в ее руках ракетка
Слайды 36-37
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев»Мы все умели и любили кататься на велосипеде, кататься по реке на лодках.
(Дети аккуратно начинают складывать игрушки .)
Императрица беседует с Николаем
Слайд 38
Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу.
Входит Анна Вырубова и говорит
Слайд 39
: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».
Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости государственными делами, любое свободное время посвящал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!
(Взрослые беседуют к ним то и дело подходят дети )
Ведущий 1
В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
Ведущий2
(Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.
Дети аккуратно складываю игрушки , подходят к отцу, затем к матери, желают спокойной ночи и уходят
Императрица(рассматривая фотографии детей)
Слайд 40
Я была строгой матерью. Не допускала, чтобы дети праздно проводили время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно.Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное- не прекращали обучения.
Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», -
Николай
Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
(Император и его супруга покидает сцену).
Ведущий 1
Слайды 41-46
Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных базарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вырученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.
Ведущий 2
Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и аристократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.
Таким образом, с одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей порока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.
Ведущий1
Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложены на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом, и в моральном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, названных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослужащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проявили себя большими труженицами и патриотами.
Заключительное слово учителя
Заключительное слово учителя
Слайд 47
Мы познакомились сегодня с семьей Николая. С одной стороны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личными достоинствами и недостатками. Нос другой стороны, все дети обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковы и просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Очень любили родителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит как матери так о отцу. Как же удалось это сделатьим? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала переделывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских детей - религиозное воспитание, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.
Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской.
1. Бразоля Б.Л. «Царствование императора Николая II в 1894-1917 г. В цифрах и фактах». М., 2003
2. Дневники императора Николая II. М.: «Орбита». 1992.
3. Детство и юность российских императоров. М., 2003.
4. Иоффе Г. З. Великий Октябрь и эпилог царизма. СПб.,2001
5. Оболенский Д.В.. Император Николай II. Издание Союза Ревнителей памяти Императора Николая II. Париж. 1958.
6. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. СПб.,2004
7. Платонов О.А. «Николай II: жизнь и царствование». СПб., 2005.
8. Скорбная Памятка. Изд. Кассы помощи ближним в память о Царской семье. Нью-Йорк. 1928. – Режим доступа. - http://www.rustana.ru/article.php?nid=34317
9. http://www.neuch.ru/referat/32033.html
10. http://www.bestreferat.ru/referat-26112.html
11. http://www.bigreferat.com/rus/bigreferat15970.htmlНиколай Второй
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"
Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...
Внеклассное мероприятие «Чистые сердцем» (О воспитании в семье Николая 2 )
Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. Потребности современного общества возлаг...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья)....
«Подвижники милосердия: лейб – медик семьи Николая II ЕВГЕНИЙ БОТКИН»- презентация
Презентация о медике царской семьи Е.С Боткине...
О Царской семье. (5 часть. Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей).
Историки отмечают, что рядом с Николаем II к февралю 1917 года было мало выдающихся государственных деятелей. Некоторые объясняют это тем, что Государь якобы не терпел рядом с собой людей c боле...
Презентация "Николай II Романов и его семья"
В презентации представлена информация о Николае II Романов и его семье....
«Чистые сердцем». (Николай II и его семья)
Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианс...