Урок по теме "Война двенадцатого года"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок истории посвящен Отечественной войне 1812 года. Желательно провести двухчасовой урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_dvenadcatogo_goda.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Война двенадцатого года.
Цель:
- Воссоздать панораму героических событий 1812 г.
- Определить характер войны и главную причину победы.
- Обобщить факты доблестной борьбы русского народа.
- Развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение;
- Воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость, уважение к боевому прошлому Родины.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карта «Отечественная война 1812 года», карточки – документы.
ХОД УРОКА
1.Организация урока.
2.Поставновка целей и задач урока.
“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.
Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года. Мы перелистаем героические страницы тех великих событий и убедимся, что потомки помнят своих героев.
Шесть месяцев 1812 года, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории нашей страны, во многом определили характер эпохи.
А мы с вами попробуем к концу урока определить характер самой войны и главную причину победы, а также ответить на вопрос А.С. Пушкина:
“Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог”.
3.Новая тема.
Давайте попытаемся решить, с какой же целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ № 1
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14
Вопрос: Каковы причины войны по словам Наполеона?
А почему в документе упоминается Фридланд, Аустерлиц, Тильзит?
Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе
государство, сильнее чем Франция.
Да действительно, Наполеон писал: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.
Вопрос: Исходя из причин, определите характер войны.
Ответ: захватнический.
Наполеон и Александр 1 готовились к войне. Давайте, сравним численность армий России и Франции накануне Отечественной войны 1812 года.
Используя атлас, карта №1, опираясь на учебник, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение. Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию”. 600 тыс.чел.
Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему. (Ответы детей: победа французов. Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы).
| 1-я Барклай | 2-я Багратион | 3-я Тормасов |
Численность (227 тыс. чел) | 120 тыс.чел. | 49 тыс.чел. | 58 тыс.чел. |
Расположение | На севере Литвы, прикрывала направление на Петербург | На юге Литвы, прикрывала направление на Москву | На Волыни, прикрывала направление на Киев |
Задание. Исходя из слов Наполеона определите, куда он хотел нанести основной удар. Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.
Знакомство с главными действующими лицами:
Наполеон Кутузов М.И.
Барклай де Толли М.Б.
Багратион П.И.
Тормасов А.П.
Теперь вспомним основные события Отечественной войны 1812 года.
В ночь 12 июня 1812 года Наполеон с армией в 420 тыс. человек перешел реку Неман и вторгся в пределы России
Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…
Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоко,
Невинну кровь России пил.
22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью.
7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.8 августа главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. (Приложение № 2)
Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить.
24 августа под Москвой у д.Шевардино произошел бой. Редут на левом фланге мешал развернуться французам. Наполеон приказал уничтожить его. Атаки следовали одна за другой, но французы несмотря на огромный численный перевес не смогли овладеть укреплением, к ночи русские войска отступили на главные позиции. Бой у Шевардино позволил закончить оборонительные работы на Бородинской позиции. Здесь Наполеон был ранен в ногу во время вылазки для проведения разведки.
26 августа 1812 года у с. Бородино в 110 км от Москвы произошло генеральное сражение.
Предварительная работа с понятиями и с картой по бородинскому сражению
Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Села – Семеновское, Шевардино.
4. Батарею Багратиона.
5. Батарею Раевского.
Вопрос: Как вы думаете, почему Кутузов для сражения выбрал Бородинское поле?
Учитель зачитывает:
Приказ Наполеона:
«Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».
Обращение М.И. Кутузова:
«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки.
Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.
Лишь солнце опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут…
Началось сражение.
Около 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. 7 раз французская пехота и конница атаковала Багратионовы флеши. Наполеон посылал против Багратиона своих лучших маршалов – Даву, Нея, Мюрата. Вот снова под барабанный рокот двинулись на русские укрепления закалённые в десятках сражений полки. Восхищенный отвагой врага Багратион крикнул: «Браво, браво!»- и бросил на них в штыковую атаку русских егерей и гренадеров. И французы не выдержали, отхлынули снова. Получив подкрепление, французы ринулись на флеши. Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.
Багратион пришпорил рыжую лошадь и поднял шпагу - и тут его ударил осколок картечи. Багратион был смертельно ранен. Раненого полководца увезли во Владимирскую губернию, в село Симы. 24 сентября его не стало.
Но «чудо-богатыри» еще держались. Только когда защитников осталось совсем немного, французы захватили флеши. Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под командованием генерала Н.Н.Раевского. Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь. Батарея Раевского продолжала действовать!
Была середина дня. И настроение Наполеона быстро и сильно изменилось. Дело в том, что его прославленные военачальники просили прислать подкрепление, дать гвардию.
Но Наполеон не мог выполнить просьбу, так как кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию
Как вы считаете, кто победил в Бородинском сражении?
Есть разные мнения историков, вы должны найти свой аргументированный ответ
Кто победил в Бородинской битве? Мнение историков
« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». Б.С.Абалихин
«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших собы тий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем фран цузской». Е.В. Тарле
«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». НА. Троицкий
Учитель зачитывает еще документ
«Утром мы были изумлены: русская армия исчезла. Какое груст ное зрелище представляло поле битвы! Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским по лем, на котором мы остались победителями. Все потрясены и подав лены. Армия неподвижна, она теперь больше походит на авангард. Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров.
Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища. Куда ни посмотришь, везде трупы людей и лошадей, умирающие, стонущие и плачущие раненые, лужи крови, кучи покинутого оружия; то здесь, то там сгоревшие или разрушен ные дома.
Огромная площадь трех главных редутов взрыта ядрами; на ней виднеются тела, разбросанные члены, глубокие ямы, вырытые снаря дами, с погребенными на дне их трупами. Ясно видны те места, где разорвавшимся снарядом разбиты лафеты пушек, а кругом убиты все — люди и лошади. В некоторых местах битва была такой ожесточенной, что трупы нагромождены там кучами. Солдаты роются не только в мешках, но и в карманах убитых товарищей, чтобы найти какую-нибудь пищу. Говорят, что Наполеон велел пере ворачивать трупы офицеров, чтобы определить, чем они убиты. Почти все изранены картечью. Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землей, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрублен ные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачева, кажется, и мертвая охраняет свой редут
Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение ночи. С трудом извлека ют некоторых из них. Одежда и оружие — все покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от у даров по лошадям».
Французский офицер Боссе
Можно ли считать французов победителями?
Вывод: ответы учащихся
Учитель
Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества.
Учитель.
Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но бородинскую битву он своей победой не считал.
«Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми». «Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».
И так, продолжим, следующее крупное событие Отечественной войны – совет в деревне Фили.
Вопрос: Что решил совет в Филях и почему? (Ответы детей: Кутузов дал приказ отступить к Москве).
Учитель
2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва была охвачена огнём. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.
Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.
Результатом разбоя стало резкое падение дисциплины, обычно очень высокой во французской армии. Солдаты не слушались не только офицеров, но и генералов. Кроме того, прибавилась еще одна проблема: обострились национальные отношения «Великой армии». Немцы враждовали с поляками, итальянцы с хорватами.
На что рассчитывал Наполеон в эти дни? Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим.
В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом
войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца.
Наполеон понял, что Москва – это ловушка, которую заманил его Кутузов. И чем дольше он будет оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов.
А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино.
4 октября Наполеон сделал последнюю попытку, направил к Кутузову в Тарутино бывшего посла в России генерала Лористона. Но эта попытка окончилась ничем. Кутузов ответил решительно: «Мне запрещено даже произносить слова: перемирие и мир»?
Итак, французы в Москве, давайте, определим дальнейшие пути действия Наполеон. (Анализ таблицы на слайде).
Первый путь: Зимовать в Москве.
Второй Путь: Подписать мир с Россией.
Третий путь: Зимовать на юге России.
Четвертый путь: Выход из Москвы.
- Напрасно Наполеон ждал ключи от Москвы. Он принимал ключи Берлина и Вены, ключи многих городов Европы, и всюду депутации вручали эти ключи императору Франции с низким поклоном. Но здесь, под Москвой всё было иначе. Наполеон вступал в покинутую жителями столицу.
В Москве начался пожар в результате, которого захватчики лишились продовольствия.
Находясь в русской столице, в среднем потерял 1,5 тысячи солдат в сутки. У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона. Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, без единого выстрела.
(Вывод учащихся: остаться зимовать в Москве Наполеон с армией не мог, мир русские не подписывали, на юг прорваться французы не смогли. Осталось одно направление - отступать)
Учитель
В горящей Москве оставаться было опасно, и ночью он приказал оставить Москву и отступать на юг. Под Малоярославцем произошло еще одно сражение. Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу. За это Александр I наградил Кутузова шпагой с алмазом и лавровым венком, а французы были вынуждены отступить по разоренной ими Смоленской дороге, неся огромные потери в сражениях с русской армией.
По документам сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении
Документы:
«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне.
«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают бо,я чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье
«Нет сомнения, что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион
«К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа
(Ответы детей).
Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии. Именно на Березине и была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Армия практически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война. Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.
В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.
Таким образом, каков итог войны для России? (полная победа).
В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.
- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?
Ответ детей. С первых дней войны народ включился в борьбу с захватчиками, создавались партизанские отряды, ополчения. А после того, как была оставлена Москва, партизанское движение стремительно начинает шириться.
- Кого из партизан вы знаете? ( Сообщение о партизанах при наличии времени).
Д. Давыдов, Герасим Курин, Александр Фигнер (владея французским языком) собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе и в захваченной Москве. Все слои населения: дворяне, горожане, духовенство, крестьяне независимо от положения в обществе встали на защиту страны. В числе ополченцев были представители Самарско – Симбирского ополчения сформированного в конце 1812 года, 10 тысяч воинов участвовали в боевых действиях на Украине.
Слайды – «Словарь понятий - Ополчение», проводы ополченца, кокарда ополченца.
Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?
Крестьяне охотно шли в ратники, тем более, что ходили слухи, будто бы после войны ополченцев освободят от крепостной зависимости. Всего за войну из ратников ополчения было образовано 82 пехотных и 25 конных полков и 30 дружин, насчитывавших свыше 320 тысяч человек.
Вот так выглядели ополченцы в 1812 году. Их головной убор украшал знак в виде креста с надписью «За веру и царя».
Вопрос классу:
Партизанское движение называли «малой войной». Как вы думаете, какой смысл вкладывался в эту фразу?
Идея создания партизанских отрядов принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.
Слайды «Портрет Д.В.Давыдова и других руководителей партизанских отрядов».
Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». На подмосковной земле сражались отряды под командованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.
(При наличии времени можно использовать учителем)
Муза:
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
Ответ на проблемное задание, поставленное в начале урока:
Учитель:
“Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага?
Какая была война, подберите слова – характеристики.
Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали войну
После ответа учеников слайд: народная, отечественная, справедливая, освободительная.
При наличии времени можно продемонстрировать памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года (слайды)
С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.
В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва».
В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.
Закрепление.
Закончить урок мне хочется заветом потомкам вам, современному поколению:
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.
А.Кедрин.
Домашнее задание
Продолжите « Приехал Кутузов бить французов…» (мини-сочинение)
сообщения «Памятники, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.»,
«Военные награды Отечественной войны 1812 г.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гроза двенадцатого года настала..."
Разработка урока истории в 8 классе...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
«И вечной памятью двенадцатого года»
Генералам 1812 года посвящается...Презентация по литературе при изучении соответствующих тем ( М. Цветаева "Генералам 1812 года" и др.), также можно использовать на уроках истории, во внеклассной рабо...
"Гроза двенадцатого года..." Разработка внеклассного мероприятия с мультимедийной игрой
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Представляет собой литературно-историческую композицию с презентацией и музыкальным клипом. Композиция позвол...
Презентация "Гроза двенадцатого года..."
Презентация для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Может использоваться для проведения урока по данной теме. Текстовый материал к слайдам можно посмотреть в ...
Викторина "Гроза двенадцатого года"
Викторина, посвящена событиям Отечественной войны 1812 года. Некоторые вопросы заставляют участников "заглянуть" за страницы школьных учебников....
Интегрированный урок литературы в 10 классе "Гроза двенадцатого года"
проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе (на примере романа «Война и мир»);выявить идейно – художественные особенности изображения войны 1812 года...