Компьютерная презентация на уроках истории.
статья (история, 5 класс) по теме
В работе описываются способы создания и приемы использования компьютерной презентации на уроках истории в 5 классе, показываются преимущества ее использования. Компьютерная презентация изменяет роль информации в образовательным процессе, служит прекрасным наглядным пособием на уроке, дает возможность соединения различных типов информации и обновления содержательной стороны предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_prezentaciya_na_urokah_istorii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерная презентация
«Семь чудес света»
Введение
Важнейшей задачей в области образования на современном этапе является широкое применение ИКТ в различных предметных областях. Освоение новых информационно-коммуникационных технологий становится главным условием совершенствования процесса обучения. Современное компьютерное техническое обеспечение позволяет легко оперировать информацией, компактно хранить большие объемы информации, соединять в себе разные типы информации ( текст, звук, фото, видео), эмоционально воздействовать на человека, быть доступным для применения. В современном мире большой интерес к компьютеру как универсальному техническому средству обучения является мотивационной основой учебной деятельности.
ИКТ в сочетании с современными педагогическими технологиями позволяют стимулировать познавательный интерес к истории, придавать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.
Приоритетным направлением в историческом образовании является создание учебных пособий, которые ориентируются на развивающее обучение. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью, мультимедийностью и содержащие систему гиперссылок, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Современный образовательный процесс предполагает также развитие у обучаемых творческих способностей или креативности. Это предусматривает работу учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими, в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, предназначенные для создания информационных продуктов различного рода и обладающие огромным творческим потенциалом, играют большую положительную роль.
Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации, приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационных технологий, которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Поэтому целью данной работы является описание способов создания и приемов использования на уроках истории мультимедийной презентации.
Создание презентации
Для решения конкретных задач на отдельных уроках могут быть использованы небольшие компьютерные презентации. К ним не предъявляются жесткие требования по обеспечению их методической документацией. Изготовителями таких презентаций могут быть как учителя - предметники, так и школьники, заинтересованные предметом, которые составляют презентации по своей инициативе или по заданию учителя. Эти материалы используются в качестве дидактического средства обучения. По своему функциональному назначению они классифицируются как прикладные программы общего назначения, обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ. Такие программы могут с успехом использоваться в процессе обучения.
Поэтому целью данной работы является описание способов создания и приемов использования на уроках истории мультимедийной презентации.
Для создания и демонстрации презентации необходимо следующее оборудование:
- компьютер с установленной на нем программой PowerPoint
- сканер
- мультимедийный проектор
- экран
Электронный набор цветных слайдов (картинок) на определенную тему и называется презентацией или слайд - фильмом. Решив создать собственную презентацию, учитель проявляет себя как сценарист, как режиссер, как художник.
В работе с презентацией выделяются две основные группы операций:
- создание и редактирование слайда
- монтаж из слайдов презентации
Презентации широко используются в различных сферах общественной жизни для распространения идей, предложений и достижений, для более выразительного общения с аудиторией.
Учитель с помощью презентации может сгруппировать учебный материал по своему усмотрению в таком порядке, какой для него является наиболее целесообразным, и использовать любую форму его представления: текст, таблица, диаграммы, слайды. Учитель получил еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.
Использование презентации на уроке
Презентация «Семь чудес света» предназначена для использования на уроках истории в 5 классе, при изучении курса «История Древнего мира».
Презентация представляет собой набор слайдов–картинок, отражающих предварительно отсканированные изображения семи чудес света древнего мира, которые поочередно появляются на экране. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемые сооружения. Кроме того слайды снабжены заголовками, текстом,
сопровождающимися анимационными эффектами: появляются «снизу», «сверху», «вылетают», «выползают». Рисунки также могут передвигаться по слайду. Имеющиеся гиперссылки позволяют передвигаться по презентации вперед и назад, переходить к любому слайду. Внимание зрителя непроизвольно концентрируется на анимационных вставках, что позволяет усилить эффект информационного воздействия.
Поэтапно разворачиваясь на экране, иллюстрации обеспечивают процесс восприятия учащимися новой информации и создают зрительный образ любого из семи чудес света. Это делает урок менее скучным, однообразным, но более динамичным и интересным.
При необходимости использования большого количества наглядного материала на уроке такая компьютерная презентация очень удобна, легка в управлении, во многом облегчает учителю процесс представления информации. С созданной презентацией во время урока работает учитель, для которого компьютер становится, по сути дела, универсальным техническим средством обучения.
Формы работы с презентацией
Работа с презентацией «Семь чудес света» предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы деятельности на уроке:
- устные выступления учеников о истории создания чудес света древности, что способствует развитию монологической речи учащихся;
- работа с понятиями, которые отражены на слайдах, их значением ;
- работа с историческими картами («Древний Египет», «Древняя Греция», «Передняя Азия в древности»), на которых ребята отмечают местонахождение чудес света древности;
- реализация творческого потенциала детей осуществляется через самостоятельную творческую работу по созданию собственных «чудес света» - поделок из пластилина, глины, теста и бумаги, которые они демонстрируют в ходе устных выступлений;
- кроме того, ученики в ходе знакомства с чудесами света заполняют таблицу, где отражают название, местонахождение, особенности и судьбу каждого из чудес света;
- обратная связь на уроке прослеживается в ходе рефлексии, когда каждый ученик помещает на карту маленький рисунок того чуда света, который больше всего ему понравился.
Все это вместе взятое обеспечивает «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к росту интереса к предмету, расширению кругозора детей. Работа с презентацией способствует повышению мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала и элементов игровой деятельности.
Варианты использования презентации
1. При наличии свободных резервных часов в конце изучения курса истории древнего мира можно использовать всю презентацию на обобщающем уроке.
2. При отсутствии резервного времени можно использовать отдельные слайды во время изучения различных тем курса:
* «Пирамиды»- при изучении Древнего Египта
* «Сады Семирамиды» - при изучении Вавилонского царства
* «Александрийский маяк»- на уроке «В Александрии Египетской»
* «Статуя Зевса», «Храм Артемиды»- при изучении Древней Греции.
3. Дополнением и продолжением презентации «Семь чудес света» может служить показ слайдов о новых чудесах света: Великая Китайская стена, Статуя Свободы, Статуя Христа, Эйфелева башня, Пизанская башня, Московский кремль и другие. Это усиливает эмоциональное воздействие на учеников.
Преимущества использования презентации
- Материал компактно и долго хранится.
- Презентация удобна и проста в использовании.
- Слайды презентации могут быть распечатаны на отдельные иллюстрации и использоваться как наглядный материал в разных темах курса древней истории.
- Презентация может использоваться как наглядное учебное пособие по теме «Чудеса света древности».
- Презентация может использоваться как дидактическое средство обучения.
Выводы
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии изменяют роль информации в образовательном процессе, позволяют стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе творческий характер, способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории.
Использование современных компьютерных средств обучения повышает качество и эффективность обучения.
Знания, которые приобретаются различными способами восприятия, лучше запоминаются. Довольно эффектный наглядный материал привлекает внимание детей, эмоционально воздействует на учеников, и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить его.
Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание, способствуют формированию информационной компетентности.
Литература
1. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 3, с. 67–69.
2. Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, №5, с.26-32.
3. Методические рекомендации по использованию ИКТ в цикле социально- экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, 2004.
4. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы) // Преподавание истории в школе, 2000, №3.
5. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе, 2001, №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные технологии на уроке истории
Компьютерные технологии на уроке истории...
Компьютерные технологии на уроке истории
Преподавание истории и возможности интернета....
Использование компьютерных технологий на уроках истории.
В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни....
Особенности оформления и восприятия компьютерной презентации на уроках истории и обществознания
При подготовке проектных работ по истории и обществознанию часто готовятся презентации, к сожалению иногда презентация бывает оформлена не совсем правильно, что затрудняет её восприятие. С...
Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».
В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...