Компьютерная презентация на уроках истории.
статья (история, 5 класс) по теме

В работе описываются способы создания и приемы использования компьютерной презентации на уроках истории в 5 классе, показываются преимущества ее использования. Компьютерная презентация изменяет роль информации в образовательным процессе, служит прекрасным наглядным пособием на уроке, дает возможность соединения различных типов информации и  обновления содержательной стороны предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_prezentaciya_na_urokah_istorii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                    Компьютерная презентация

«Семь чудес света»                       

         Введение

Важнейшей задачей в области образования  на современном этапе является широкое применение  ИКТ в различных предметных областях. Освоение новых информационно-коммуникационных технологий становится главным условием совершенствования процесса обучения. Современное компьютерное техническое обеспечение позволяет легко оперировать информацией, компактно хранить большие объемы информации, соединять в себе разные типы информации ( текст, звук, фото, видео), эмоционально воздействовать на человека, быть доступным для применения. В современном мире большой интерес к компьютеру как универсальному техническому средству обучения является мотивационной основой учебной деятельности.

ИКТ в сочетании с современными педагогическими технологиями позволяют стимулировать познавательный  интерес к истории, придавать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.

Приоритетным  направлением в историческом образовании является создание учебных пособий, которые ориентируются на развивающее обучение. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью, мультимедийностью и содержащие систему гиперссылок, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Современный образовательный процесс предполагает также развитие у обучаемых творческих способностей или креативности. Это предусматривает работу учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими, в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, предназначенные для создания информационных продуктов различного рода и обладающие огромным творческим потенциалом, играют большую положительную роль.

Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации, приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение  в процессе обучения новых информационных технологий, которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Поэтому целью данной работы является описание способов создания и приемов использования на уроках истории мультимедийной презентации.

   

Создание презентации

Для решения конкретных задач на отдельных уроках могут быть использованы небольшие компьютерные презентации.  К ним не предъявляются жесткие требования по обеспечению их методической документацией. Изготовителями таких  презентаций  могут быть как учителя - предметники, так и школьники, заинтересованные предметом, которые составляют презентации по своей инициативе или по заданию учителя. Эти материалы используются в качестве дидактического средства обучения. По своему функциональному назначению они классифицируются как прикладные программы общего назначения, обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ. Такие программы могут с успехом использоваться в процессе обучения.

Поэтому целью данной работы является описание способов создания и приемов использования на уроках истории мультимедийной презентации.

Для создания и демонстрации презентации необходимо следующее оборудование:

- компьютер с установленной на нем программой  PowerPoint

- сканер

- мультимедийный проектор

 - экран

 Электронный набор цветных слайдов (картинок) на определенную тему и называется презентацией или слайд - фильмом.  Решив создать собственную презентацию, учитель проявляет себя как сценарист, как режиссер, как художник.

В работе с презентацией выделяются две основные группы операций:    

   - создание и редактирование слайда

   - монтаж из слайдов презентации

Презентации широко используются в различных сферах общественной жизни для распространения идей, предложений и достижений, для более выразительного общения с аудиторией.

Учитель с помощью презентации может сгруппировать учебный материал по своему усмотрению в таком порядке, какой для него является наиболее целесообразным, и использовать любую форму его представления: текст, таблица, диаграммы, слайды. Учитель получил еще одну возможность чередовать различные формы уроков  и приемы обучения.

Использование презентации на уроке

Презентация «Семь чудес света» предназначена для использования на уроках истории в 5 классе, при изучении курса «История Древнего мира».

Презентация представляет собой набор слайдов–картинок, отражающих предварительно отсканированные изображения семи чудес света древнего мира, которые поочередно появляются на экране. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемые сооружения. Кроме того слайды снабжены заголовками, текстом,

сопровождающимися анимационными эффектами: появляются «снизу», «сверху», «вылетают», «выползают». Рисунки также могут передвигаться по слайду. Имеющиеся гиперссылки позволяют передвигаться по презентации вперед и назад, переходить к любому слайду. Внимание зрителя непроизвольно концентрируется на анимационных вставках, что позволяет усилить эффект информационного воздействия.

 Поэтапно разворачиваясь на экране, иллюстрации обеспечивают процесс восприятия учащимися новой информации и создают зрительный образ любого из семи чудес света. Это делает урок менее скучным, однообразным, но более динамичным и интересным.

При необходимости использования большого количества наглядного материала на уроке такая компьютерная презентация очень удобна, легка в управлении,  во многом облегчает учителю процесс представления информации. С созданной презентацией во время урока работает учитель, для которого компьютер становится, по сути дела, универсальным техническим средством обучения.      

Формы работы с презентацией

Работа с презентацией «Семь чудес света» предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы деятельности на уроке:

  1.  устные выступления учеников о истории создания чудес света древности, что способствует развитию монологической речи учащихся;
  2.  работа с понятиями, которые отражены на слайдах, их значением ;
  3.  работа с историческими картами («Древний Египет», «Древняя Греция», «Передняя Азия в древности»), на которых ребята отмечают местонахождение чудес света древности;
  4.  реализация творческого потенциала детей осуществляется через самостоятельную творческую работу по созданию собственных «чудес света» - поделок из пластилина, глины, теста и бумаги, которые они демонстрируют в ходе устных выступлений;
  5.  кроме того, ученики в ходе знакомства с чудесами света заполняют таблицу, где отражают название, местонахождение, особенности и судьбу каждого из чудес света;
  6.  обратная связь на уроке прослеживается в ходе рефлексии, когда каждый ученик помещает на карту маленький рисунок того чуда света, который больше всего ему понравился.

Все это вместе взятое обеспечивает «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к росту интереса к предмету, расширению кругозора детей. Работа с презентацией способствует повышению мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала и элементов игровой деятельности.

Варианты использования презентации

1. При наличии свободных резервных часов в конце изучения курса истории древнего мира можно использовать всю презентацию на обобщающем уроке.

2. При отсутствии резервного времени можно использовать отдельные слайды во время изучения различных тем курса:

*  «Пирамиды»- при изучении Древнего Египта

*  «Сады Семирамиды» - при изучении Вавилонского царства

*  «Александрийский маяк»- на уроке «В Александрии Египетской»

*  «Статуя Зевса», «Храм Артемиды»- при изучении Древней Греции. 

3. Дополнением и продолжением презентации «Семь чудес света» может служить показ слайдов о новых чудесах света: Великая Китайская стена, Статуя Свободы, Статуя Христа, Эйфелева башня, Пизанская башня, Московский кремль и другие. Это усиливает эмоциональное воздействие на учеников.

Преимущества использования презентации

  1. Материал компактно и долго хранится.
  2.  Презентация удобна и проста в использовании.
  3.  Слайды презентации могут быть распечатаны на отдельные иллюстрации   и использоваться как наглядный материал в разных темах курса древней  истории.
  4.  Презентация может использоваться как наглядное учебное пособие по теме «Чудеса света древности».
  5. Презентация может использоваться как дидактическое средство обучения.

Выводы

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии изменяют роль информации в образовательном процессе, позволяют стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе творческий характер, способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории.

Использование современных компьютерных средств обучения повышает качество и эффективность обучения.

Знания, которые приобретаются различными способами восприятия, лучше запоминаются. Довольно эффектный наглядный материал привлекает внимание детей, эмоционально воздействует на учеников, и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить его.

Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание, способствуют формированию информационной компетентности.

Литература

1. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 3, с. 67–69.

2. Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя  системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003,  №5, с.26-32.

3. Методические рекомендации по использованию ИКТ в цикле социально-  экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, 2004.

4. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории  (из опыта работы) // Преподавание истории в школе, 2000, №3.

5. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе, 2001, №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии на уроке истории

Компьютерные технологии на уроке истории...

Компьютерные технологии на уроке истории

Преподавание истории и возможности интернета....

Использование компьютерных технологий на уроках истории.

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни....

Особенности оформления и восприятия компьютерной презентации на уроках истории и обществознания

При подготовке проектных работ по истории и обществознанию часто готовятся презентации, к сожалению иногда презентация  бывает оформлена не совсем правильно, что затрудняет её восприятие.  С...

Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».

    В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...