Использование компьютерных технологий на уроках истории.
статья по истории
В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий на уроках истории.
Учитель истории и обществознания,
учитель высшей квалификационной категории
Герасимова С.А.
- Медиаурок, его преимущества.
Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных школьных предметов, в том числе истории и обществознания, становится всё более актуальным. В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни.
Медиаурок – урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. Такой урок повышает эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала. Появляется возможность моделировать различные исторические объекты и события, обрабатывать на компьютере учебную информацию (например, составление таблиц, диаграмм, графиков). Учащиеся занимаются самостоятельной работой с компьютерной техникой для решения поставленных задач, что развивает их познавательную творческую активность как на уроках, так и во внеурочное время.
Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и т.д.). В медиауроке участвуют два новых компонента образовательного процесса:
- компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития;
- программные средства, которые дополняют традиционную технологию обучения истории (чётко структурированная учебная информация, множество наглядных изображений в виде схем, таблиц, видеофрагментов).
Эти компоненты должны быть органично взаимосвязаны с целями, содержанием, методами обучения.
Формы использования компьютера могут быть разными, например:
- подача текстовой информации с экрана;
- гиперссылки, позволяющие найти нужную историческую информацию;
- наглядность исторических объектов, моделей, макетов, таблиц;
- мультимедийный показ исторических событий;
- методы контроля: контрольная работа, опрос, самоконтроль.
Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедийных программ на уроках истории? В первую очередь, расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход.
- Цели и задачи, стоящие перед учителем. Формы работы.
В настоящее время очень важным элементом учебной деятельности с применением компьютера становится принцип интегративности. Учитель устанавливает интегративные связи, которые позволяют ярче представить характеристику такого предмета как история, показать взаимосвязь между содержанием отдельных разделов. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.
Приоритетной целью медиауроков истории является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационной среде. Учитывая это, учитель при разработке такого урока наряду с образовательными, воспитательными, развивающими задачами дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации. Например, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий.
При использовании учителем истории компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации работа учащихся в классе может быть организована следующим образом:
- Фронтально – просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, развитие архитектуры на протяжении веков) и т.д.
- Индивидуально – выполнение работ, связанных с систематизацией исторической информации, решение исторических задач, проведение тестирования учащихся.
- Малыми группами – выполнение общего учебного проекта по истории (например, «Реформы Петра Первого» и др.).
В структуре медиаурока могут быть отражены все компоненты процесса обучения, а также обязательное чередование форм работы:
- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение);
- формирование знаний, умений, навыков (осознание и закрепление учебного материала);
- применение полученных знаний на практике, проверка уровня усвоения материала.
Учитель истории сам в каждом конкретном случае выбирает оптимальные организационные формы и методы работы с компьютером.
Программные и технические средства, используемые на уроке, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На таком уроке он чаще всего выступает в роли консультанта. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности учащихся. У учителя появляется также больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися. Такие уроки дают возможность дополнять обычные методы обучения, позволяют обогатить память учащихся необходимыми историческими знаниями в более сжатые сроки.
3. Создание и использование презентаций.
Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так и для работы с отстающими учащимися. Яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение и понимание новой темы.
На уроках истории могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт учителю возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.
Подготовка презентаций – серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися.
Презентации составляются в программе Power Point. Они позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при внеклассной работе, при подготовке домашних заданий. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ с помощью проектора. Например, при изучении темы «Общественно-политическое устройство России в XVII веке» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» - анимационную карту продвижения французских войск, изучая тему «Внешняя политика России при Екатерине Второй» - анимационную карту расширения территории России.
Учитель истории использует и такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление в школе Интернета, наличие в нём огромного количества информации позволяет учащимся пользоваться этим материалом для выступлений на уроках с докладами и сообщениями.
Для подготовки презентации ученик должен провести большую научно-исследовательскую работу, используя массу источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, выступления ребят становятся яркими и запоминающимися. При этом они приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодиться в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, а это позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры.
***
На уроках истории при использовании компьютерных технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в их сознании легче и чётче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса к учёбе, лучшему запоминанию материала, даёт возможность для углублённого изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.
У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Главным фактором эффективности использования компьютерной техники является наличие педагогических программных средств для изучения исторических дисциплин. Однако, их пока недостаточно, и качество их зачастую не самое лучшее, поэтому необходимо постоянно трудиться над собственными разработками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».
В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...
Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.
Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....
Использование компьютерных технологий на уроках истории
Использование компьютерных технологий на уроках истории...
выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"
выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»
laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...