Использование компьютерных технологий на уроках истории.
статья по истории

Светлана Анатольевна Герасимова

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий на уроках истории.

Учитель истории и обществознания,

учитель высшей квалификационной категории

Герасимова С.А.

  1. Медиаурок, его преимущества.

      Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных школьных предметов, в том числе истории и обществознания, становится всё более актуальным. В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни.

       Медиаурок – урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. Такой урок повышает эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала. Появляется возможность моделировать различные исторические объекты и события, обрабатывать на компьютере учебную информацию (например, составление таблиц, диаграмм, графиков). Учащиеся занимаются самостоятельной работой с компьютерной техникой для решения поставленных задач, что развивает их познавательную творческую активность как на уроках, так и во внеурочное время.

       Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и т.д.). В медиауроке участвуют два новых компонента образовательного процесса:

  1. компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития;
  2. программные средства, которые дополняют традиционную технологию обучения истории (чётко структурированная учебная информация, множество наглядных изображений в виде схем, таблиц, видеофрагментов).

 Эти компоненты должны быть органично взаимосвязаны с целями, содержанием, методами обучения.

       Формы использования компьютера могут быть разными, например:

- подача текстовой информации с экрана;

- гиперссылки, позволяющие найти нужную историческую информацию;

- наглядность исторических объектов, моделей, макетов, таблиц;

- мультимедийный показ исторических событий;

- методы контроля: контрольная работа, опрос, самоконтроль.

       Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедийных программ на уроках истории? В первую очередь, расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход.

  1. Цели и задачи, стоящие перед учителем. Формы работы.

       В настоящее время очень важным элементом учебной деятельности с применением компьютера становится принцип интегративности. Учитель устанавливает интегративные связи, которые позволяют ярче представить характеристику такого предмета как история, показать взаимосвязь между содержанием отдельных разделов. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

       Приоритетной целью медиауроков истории является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационной среде. Учитывая это, учитель при разработке такого урока наряду с образовательными, воспитательными, развивающими задачами дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации. Например, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий.

       При использовании учителем истории компьютерной техники для наглядной демонстрации учебной информации работа учащихся в классе может быть организована следующим образом:

  1. Фронтально – просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов (например, развитие архитектуры на протяжении веков) и т.д.
  2. Индивидуально – выполнение работ, связанных с систематизацией исторической информации, решение исторических задач, проведение тестирования учащихся.
  3. Малыми группами – выполнение общего учебного проекта по истории (например, «Реформы Петра Первого» и др.).

      В структуре медиаурока могут быть отражены все компоненты процесса обучения, а также обязательное чередование форм работы:

- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение);

- формирование знаний, умений, навыков (осознание и закрепление учебного материала);

- применение полученных знаний на практике, проверка уровня усвоения материала.

Учитель истории сам в каждом конкретном случае выбирает оптимальные организационные формы и методы работы с компьютером.

       Программные и технические средства, используемые на уроке, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На таком уроке он чаще всего выступает в роли консультанта. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности учащихся. У учителя появляется также больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися. Такие уроки дают возможность дополнять обычные методы обучения, позволяют обогатить память учащихся необходимыми историческими знаниями в более сжатые сроки.

3.  Создание и использование презентаций.

         Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так и для работы с отстающими учащимися. Яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение и понимание новой темы.

На уроках истории могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт учителю возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.

          Подготовка презентаций – серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учащимися.

Презентации составляются в программе Power Point. Они позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при внеклассной работе, при подготовке домашних заданий. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ с помощью проектора. Например, при изучении темы «Общественно-политическое устройство России в XVII веке» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» - анимационную карту продвижения французских войск, изучая тему «Внешняя политика России при Екатерине Второй» - анимационную карту расширения территории России.

        Учитель истории использует и такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление в школе Интернета, наличие в нём огромного количества информации позволяет учащимся пользоваться этим материалом для выступлений на уроках с докладами и сообщениями.

Для подготовки презентации ученик должен провести большую научно-исследовательскую работу, используя массу источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, выступления ребят становятся яркими и запоминающимися. При этом они приобретают опыт публичных выступлений, что, безусловно, пригодиться в их дальнейшей жизни. Включается и элемент соревнования, а это позволяет повысить самооценку учащихся, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры.

***

         На уроках истории при использовании компьютерных технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в их сознании легче и чётче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса к учёбе, лучшему запоминанию материала, даёт возможность для углублённого изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.

          У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Главным фактором эффективности использования компьютерной техники является наличие педагогических программных средств для изучения исторических дисциплин. Однако, их пока недостаточно, и качество их зачастую не самое лучшее, поэтому необходимо постоянно трудиться над собственными разработками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».

    В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....

Использование компьютерных технологий на уроках истории

Использование компьютерных технологий на уроках истории...

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...