Рабочая программа по истории, 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа курса разработана на основе Федеральногокомпонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, инструктивного письма №4978/8 от 08.08.2008г., Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx | 99.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель УВЦ Заместитель Директор МОУ
_______/ Галеева Л.В. / директора по УВР СОШ №4 г. Агрыз
Протокол № _____ от МОУ СОШ №4 г. Агрыз ______/ Фарвазова Д. Р. /
«___» _________ 2010 г. _______/ Тимирашева Н.В. / Приказ № ____ от
«___» _________2010г. «___» _________2010 г.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Агрыз РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
8 КЛАСС
Учитель: Камалова Ирина Ирековна
высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______ от
«___» __________2010г.
2010-2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, инструктивного письма №4978/8 от 08.08.2008г., Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс».
Данное тематическое планирование курса «История» предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Из них на изучение всеобщей истории («История Нового времени») отведено 26 часов, истории России – 34 часа, истории татарского народа и Татарстана (ХIХв.) - 10 часов. История России и история татарского народа и Татарстана изучаются интегрированно. 6 часов учебного времени отводится на повторение и контроль. Формами промежуточной аттестации являются контрольные работы, тестирование, семинарские занятия, обобщающие уроки.
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстаивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных сторон, часто противоположных точек зрения.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события всеобщей истории, истории России иТатарстана в ХIХв., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематическое планирование по истории
Класс 8 А
Учитель Камалова Ирина Ирековна
Количество часов:
Всего 70 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 1.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс».
Используемые УМК
1.Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1913. 8 класс – М.: Просвещение, 2009, с.270.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009, с.287 .
3.Данилов, А. А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Рабочая тетрадь.1,2 часть.- М.: Просвещение,2010.
4.Симонова Е.В. Тесты по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс». - М.:Экзамен, 2010, с.111.
5. Пискарев В.И. История Татарстана. XIX век. 8 класс. –Казань: «Хэтер», 2005, с.111.
Дополнительная литература
1. Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР. XIX в.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991, с.276. 2.Колганова Е.В., 2.Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. М.: ВАКО, 2009, с.288.
3.Свердлова Л.М. Методические рекомендации к курсу «История Татарстана. XIX век»: Книга для учителя. – Казань: Магариф, 2004. – 191 с.
4.Хрестоматия по истории Татарстана: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-х кн. – Кн.1/Под ред. В.И.Пискарева. – Казань: ТАРИХ, 2003, с.479.
5.Фокеева И.М.. Национально-региональный компонент исторического образования: Методическое пособие для учителя. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2003, с.175.
Электронные образовательные ресурсы:
- CD: Всеобщая история. 8 класс.
- CD: Золотое кольцо России. Фильм-экскурсия.
- CD: Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- CD: Энциклопедия Истории России. 862-1917
- http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- http://teacher.fio.ru, www.openclass.ru, 1september. ru.
- http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Распределение часов по разделам:
Новая история. XIX век - 26 часа
Раздел 1. Строительство индустриального общества -5 часов
Раздел 2. Строительство новой Европы -7 часов
Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества - 4 часа
Раздел 4. Америка в XIX – начале XX века - 2 часа
Раздел 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма -5 часов
Раздел 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Повторение и обобщение - 3 часа
Россия в XIX веке (34 часа) + История татарского народа и Татарстана (10 часов)
Раздел 1. Россия и наш край в пер вой поло вине XIX в. - 20 часов (16+4)
Раздел 2. Россия и наш край в пер вой поло вине XIX в. - 24 часа (18+6)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Основные понятия | Планируемые результаты освоения | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
План | Факт | |||||||||||||
Новая история. XIX век -26 часов | ||||||||||||||
Раздел 1. Строительство индустриального общества (5 часов) | ||||||||||||||
1 | Индустриальная революция: особенности промышленногопереворота начала XIX века. | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие техники. Новые технологии. Капитализм свободной конкуренции | Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм. | Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. Уметь доказывать свою точку зрения. Решать проблемы. | Проблемный вопрос: нежен ли обществу НТП, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы. Тесты (задание – вставь пропущенное слово) | §1-2, вопросы, в.6 с.21, таблица | ||||||
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изме- нившемся мире. | 1 | Комбини- рованный урок | Социальная структура общества. Новые условия быта | Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». | Излагать сужде- ния о причинах изменения соци- альной структуры общества, миграционных процессов. Называть измене- ния в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необ- ходимую информацию из сообщений одноклассников | Понятийный диктант, таблица. | §3-4, вопросы, эссе «День европейца». | ||||||
3 | Наука: создание научной картины мира. | 1 | Комбини- рованный урок | Создание научной картины мира. Развитие образования. | Атом, радиоактивность, микрочастица, пастеризация | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки. | Сообщения. Защита групповых творческих работ. Тесты (задание – вставь пропущенное слово) | §5, вопросы, таблица | ||||||
4 | Художественная культура XIX века | 1 | Комбини- рованный урок | Литература и исскуство Нового времени | Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, карикатура. | Называть основные направления художественной культуры, прдставителей культуры. | Творческие задания по группам, таблица. | §6-8, вопросы, завершить таблицу. | ||||||
5 | Общественные движения в Европе в XIX веке. | 1 | Комбини- рованный урок | Консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм. | Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. | Называть осбенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникноения. Решать познавательные задачи. | Круглый стол, беседа, составление таблицы, работа с источником. | §9-10, вопросы, задания- А,Б,В | ||||||
Раздел 2. Строительство новой Европы (7 часов) | ||||||||||||||
6 | Консульство и образование наполеоновской империи | 1 | Комбини- рованный | Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор | Называть основные черты режима На- полеона. Называть причины завоева- тельных войн (по- казывать на карте). Высказывать оце- ночные суждения исторической лич- ности. Уметь рабо- тать с историче- ским документом. | Работа с ис- торической картой, срав- нительный анализ | §11,вопросы,задания А,Б,В | ||||||
7 | Разгором империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | Комбини- рованный | Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс и его итоги. | Венский конгресс, Священный союз. | Знать причины ос- лабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показы- вать на карте) ос- новные военные сражения. Знать основные решения и послед- ствия Венского конгресса, составлять таблицу. | Опрос по до- машнему за- данию, личностно- значимая проблема | §12,вопросы,задания, таблица. | ||||||
8. | Экономическое и политическое развитие Великобритании в первой половине XIX в. | 1 | Комбини- рованный | Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тредюнионы. | Хартия, чартизм, тредюнион, «мастерская мира» | Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и пока- зывать на карте основные направ- ления внешней политики; уметь работать с исто- рическим доку- ментом. | Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию? | §13,вопросы,док. стр.104 | ||||||
9. | Франция Бурбонов | 1 | Комбини- рованный | Буржуазная монархия. Июльская революция. | Финансовая ари- стократия, луидор, дублон | Определять характер политического устройства; объяснять причи- ны политического кризиса; решать познавательные задания. | Познаватель- ное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет? | §14,вопросы, задания А,Б,В. | ||||||
10 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 | Комбини- рованный | Революция 1848г. Вторая республика. Режим Второй империи. Внешняя политика. | Антиклерикал, сантим, авторитарный Режим. | Объяснять причи- ны европейских революций; называть причины изменений в поли- тическом строе; умение устанав- ливать причинно- следственные связи. | Проверка домашнего задания по вопросам учебника, док стр. 113. | §15,вопросы, подгото- виться к словарному диктанту. | ||||||
11 | Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой пол. XIX в. | 1 | Комбини- рованный | Образование Северогерманского союза. Национальное объединение Италии. | Канцлер, Северо- германский союз, карбонарий. | Выделять общие черты и различия национального объединения Гер- мании и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи. | Соварный диктант. Проблемная беседа: как следует оце- нивать чувство верноподдан- ничества? | §16-17, вопросы, характеристика полит. деятеля. | ||||||
12 | Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна. | 1 | Комбини- рованный | Франко-прусская война. Парижская коммуна. | Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений. | Алгоритм военных действий, док стр. 145. | §18, вопросы, хроника событий. | ||||||
Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества (4 часа) | ||||||||||||||
13. | Германская импе- рия в конце XIX - начале XX вв. | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности индуст- риального развития. Либеральные реформы | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм. | Знать государст- венное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Покаывать на карте колонии. | Тест, беседа с элементами дискуссии. | §19, индивид. задания. Составление кластера по параграфу. | ||||||
14 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | Комбини- рованный | Особенности экономи- ческого развития. Колониальные захваты. | Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта. | Называть особен- ности развития ка- питализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. | Беседа; сравнитель- ная таблица. | §20, вопросы, харктеристика полит. деятеля. | ||||||
15 | Франция: третья республика | 1 | Комбини- рованный | Франция - светское государство. Реваншизм | Радикал, коррупция, атташе. | Называть особен- ности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Уметь давать характеристику деятельности прави телей и государст венных деятелей. | Экспресс- Опрос. Таблица «Экономическое развитие Франции и любой др. индустр. страны» | §20, вопросы, задания А,Б,В. | ||||||
16 | Италия и Австро-Венгрия в конце XIX - начале XX вв. | 1 | Комбини- рованный | Конституцион ная монархия. «Лоскутная империя». | Арбитр, националь ное возрождение, двуединая монар хия, империя. | Называть особен ности развития и характер внешней политики Италии, особенности раз вития Австро-Венгрии. Уметь составлять табли цы, показывать на карте колонии. Уметь давать характеристику деятельности прави телей и государст венных деятелей. | Взаимопро верка таблиц | §22,23, вопросы, сообщ. | ||||||
Раздел 4. Америка в XIX – начале XX века (2 часа) | ||||||||||||||
17 | США в XIX веке | 1 | Урок изуче ния нового мате риала | Гражданская война. Отмена рабства. | Акр, гомстед, расизм, реконст рукция, аболицио низм. | Называть особен ности промышлен ного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и го сударственных деятелей, основные этапы и итоги гра жданской войны, показывать на карте места военных сражений. | Сообщение, беседа. | §24, вопросы, задания А,Б,В. | ||||||
18 | США в конце XIX века | 1 | Комбини- рованный | Особенности экономи ческого развития. Внешняя политика | Олигархия, резер вация, прогрессив ная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия дол лара». | Объяснять причи ны успешного раз вития США; выяв лять причины и по следствия социаль ных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления внешней политики. | Работа в ма лых группах | §25, вопросы, задания, сообщ. | ||||||
Раздел 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (5 часов) | ||||||||||||||
19 | Латинская Америка | 1 | Комбини- рованный | Образование независимых государств. | Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котел». | Объяснять причины освободительного движения в колониях, особенности развития экономики региона, показывать на карте. | Сообщения | §26, вопросы, задания. | ||||||
20 | Япония | 1 | Комбини- рованный | Реформы Мэйдзи. | Экстерриториаль ность, сёгун, | Называть причины реформ и их по следствия. Объяснять осо бенности экономи ческого развития. Описывать изме нения в образе жизни общества. Определять при чины и характер внешней политики. | Тест | §27, вопросы, задания. | ||||||
21 | Китай, сопротивле ние реформам | 1 | Комбини- рованный | «Открытие» Китая | Тайпины, ихэтуани, политика самоуси ления. | Объяснять осо бенности развития Китая, причины превращения Ки тая в полуколо нию, составлять сравнительную таблицу. | Опрос по до машнему за данию. | §28, вопросы, задания. | ||||||
22 | Индия | 1 | Комбини- рованный | Особенности колониаль ного режима в Индии. | Индийский нацио нальный конгресс. | Называть особен ности развития, решать познава тельные задания. | Проблема: почему ин дийская об щина сильнее городского населения сопротивля лась колони зации? | §29, вопросы, задания. | ||||||
23 | Африка – континент в эроху перемен. | 1 | Комбини- рованный | Колониальные захва ты в Африке. | Гереро, готтентоты. | Уметь системати зировать материал, обобщать, делать выводы. | Составить план «Соци ально-экономи ческие и поли тические по следствия колониально го раздела Африки». | §30, вопросы. | ||||||
Раздел 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Повторениеи обобщение. (3 часа) | ||||||||||||||
24 | Международные отношения в конце XIX - начале XXв. | 1 | Урок изуче ния нового мате риала. | Империалисти ческие войны. | Канонерка, Тройст венный союз, Тройственное согласие, концентрацион ный лагерь. | Называть основ ные международ ные противоречия. | «Круглый стол». | §31, вопросы, задания. | ||||||
25-26 | Мир в XIX веке. | 2 | Урок закрепления и повторения Урок контроля знаний. | Главное содержание эпохи – модернизация. Модерн. Процессы во всех сферах жизнедеятельности об-ва. Войны за передел мира. | Знать основные понятия, положения. | Выполнение творческих и проблемных заданий. Контрольная работа № 1 | Сообщ. | |||||||
Россия в XIX веке (34 часа) + История татарского народа и Татарстана (10 часов) | ||||||||||||||
Раздел 1. Россия и наш край в пер вой поло вине XIX в. (20 ч) | ||||||||||||||
1 | Внутренняя политика Александ ра I в 1801-1806 гг. | 1 | Урок изуче ния нового мате риала | Территория и население России в первой поло вине XIX в. Экономическое и политическое развитие. Император Александр I. Негласный комитет. Начало преоб разований. Указ «О вольных хлебопаш цах». | Либерализм, манифест, реформа, амнистия, ми нистерство. | Иметь представле ние о развитии Рос сии в первой полови не ХГХ в. Уметь давать харак теристику деятельно сти Александра I и Негласного комитета. Знать положения Указа «О вольных хлебопашцах» | Эвристическая беседа, работа с докумен тами, с. 10-11 | § 1, вопро сы и зада ния, с. 10. | ||||||
2 | Реформа торская деятель ность М. М. Спе ранского | 1 | Лекция с элемента ми беседы | Начало деятельности М. М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учрежде ние министерств. Соз дание Государственного совета. Отставка Спе ранского, ее причины и последствия. | Консерватизм, инстан ция, идеолог, разделение властей, политические и избирательные права. | Иметь представление о деятельности М. М. Сперанского, его замыслах, ре формах, их причинах и последствиях. | Схема «Реформы высших органов власти». Работа с документами с.23. | § 3, вопро сы и зада ния, с. 22. | ||||||
3 | Социально-экономическое развитие губернии в 1801-1860 гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Население. Изменения в сельском хозяйстве. Развитие промышленности и торговли. | Расслоение крестьянства, товарность. | Характеризовать новые явления в социально-экономической жизни края | Задания на стр. 15 | § 1,вопросы, стр.15 | ||||||
4 | Внешняя политика Александ ра I в 1801-1812 гг. | 1 | Урок изуче ния нового мате риала | Участие России в анти французских коалициях. Тильзитский мир и рус ско-французский союз. Континентальная бло када. Война со Швецией 1808-1809 гг. Русско-ту рецкая война 1806-12 гг. Бухарестский мир с Тур цией. Война с Ираном 1804-13 гг. Разрыв рус ско-французского союза. | Коалиция, конвенция, сейм. | Знать особенности внешней политики Александра I в 1801-1812 гг., причины временного сближе ния с Францией, Знать ход и послед ствия русско-шведской, русско-турецкой и русско-иранской войн | Работа с контурной картой.
| § 2, вопро сы и зада ния, с. 17; работа с докумен тами, с. 17-18 | ||||||
5 | Отечест венная война 1812г. | 1 | Комбини рованный урок | Причины, характер, планы сторон. Ход во енных действий 1812 г. Смоленское сражение. М. И. Кутузов - главно командующий русской армией. Бородинская битва. Тарутинский ма невр. Партизанское движение. Изгнание Наполеона из России. Народный характер войны 1812 г. Историче ское значение Отечест венной войны 1812 г. | Отечественная война, генеральное сражение, редут, флеши, фураж, ополчение, партизаны. | Знать причины, ха рактер Отечествен ной войны 1812 г., ход военных дейст вий. Уметь давать оценку деятельности М. И. Кутузова и На полеона. Уметь анализиро вать причины победы и историческое зна чение Отечественной войны 1812 г. | План-схема «Боро динская битва». Работа с контурной картой, с докумен тами, с. 31-32, | § 4, вопросы с. 31, творче ское зада ние: пись менный ответ на вопрос «Значение Отечествен ной войны 1812 г.». | ||||||
6 | Загранич ные походы русской армии. Внешняя политика 1813-1825 г. | 1 | Комбини рованный урок | Начало заграничного похода. Смерть Кутузо ва. Разгром наполеонов ской армии. Венский конгресс. Священный союз. Восточный во прос. | «Битва народов», конгресс, Священный союз. | Иметь представление о развитии военных действий в Европе в 1813 г., о полном крахе наполеонов ской армии. Уметь анализиро вать итоги войны и положения Венско го конгресса. | Работа с контурной картой. Тест. | § 5,вопро сы, работа с докумен тами, с. 38-39 (А,Б,В) | ||||||
7 | Внутренняя политика Александ ра I в 1815-1825 гг. | 1 | Комбини рованный урок | Усиление консерватив ных тенденций во внут ренней политике. «Поль ский эксперимент». Пер вый опыт конституции в России. Реформатор ский проект Н. Н. Ново сильцева. Отказ от про ведения реформ в начале 20-х гг. Итоги внутрен ней политики Александ ра. | Конституция, неприкос новенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автоно мия. | Иметь представление о внутренней поли тике Александра I в 1815-1825 гг., о возможных рефор мах и отказе от них. Уметь анализиро вать итоги внутрен ней политики Алек сандра I. | Р.т. стр. 20-23, работа с докумен тами, с. 45 | § 6,вопро сы и зада ния, с. 45. | ||||||
8 | Социаль но-эконо мическое развитие после Отечест венной войны 1812г. | 1 | Урок изуче ния нового мате риала | Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Раз витие промышленности и торговли. Военные поселения. Цензурные ограничения. | Экономический кризис, тарифный устав, воен ные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровая машина. | Знать причины на растания экономиче ского кризиса 1812-1815 гг. Уметь анализиро вать возможные пути его преодоления, ха рактеризовать дея тельность Аракчеева. | Работа с докумен тами, с. 50-51 | § 7, вопросы. Р.т. , стр. с 24-25. | ||||||
9 | Общест венное движение при Алек сандре I. Династический кризис 1825 года. | 1 | Лекция с элемен тами бесе ды (презентация) | Правительственный ли берализм в России пер вой четверти Х1Х в. Идея народного представительства. Первые тайные об щества. Причины воз никновения движения декабристов. Южное и Северное об щества. Программные документы декабристов. Власть и тайные общества. Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 гг. Восстание Чер ниговского полка. Следствие и суд над де кабристами. Историче ское значение и послед ствия выступления де кабристов. | Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, принцип разделения властей, династический кризис, присяга, временное пра вительство, картечь | Иметь представление о зарождении орга низованного общест венного движения в России. Знать причины воз никновения движе ния декабристов, династического кризиса, ход выступ ления декабристов на Сенатской площади. Знать и уметь ана лизировать про граммные документы декабристов, значение и по следствия выступле ния декабристов. | Тест «Россия в первой четверти Х1Х в.» | § 8-9,вопро сы, работа с докумен тами, с. 57-58 (А,Б,В). | ||||||
10 | Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы. | 1 | Комбинированный урок | Казанское ополчение. Участие населения Казанского края в борьбе с иноземным нашествием. Декабристы. | Казанское ополчение, декабристы. | Знать вклад народов края в российские события начала века, характеризовать их борьбу против французских завоевателей. | Тест, воспоминания Н.А. Дуровой. | § 2, вопросы, таблица стр.21 | ||||||
11 | Внутрен няя поли тика Ни колая I. | 1 | Урок изучения нового. | Личность Николая I. Централизация государ ственного управления. Укрепление социальной базы самодержавной власти. Усиление борьбы с революционными на строениями. Русская Православная Церковь и государство. | Канцелярия, кабинет министров, свод зако нов, бюрократический аппарат, социальная ба за, корпус жандар мов. | Иметь представление о внутренней поли тике Николая I, по пытках решения кре стьянского вопроса и усилении реакци онного режима после восстания декабри стов. | Рабо та с доку ментами, с. 69-70. | § 10, во просы и задания, с. 68. | ||||||
12 | Социаль но-эконо мическое развитие в 1820-1850-х гг. | 1 | Комбини рованный урок | Противоречия хозяйст венного развития. Кризис феодально-крепостнической системы.Нача ло и особенности про мышленного переворота в России. Первые железные дороги. Новые явления в промышленнсоти, с/х и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Развитие городов. | Фабрика, промышлен ный переворот, расслое ние крестьянства, ма шинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуа зия, товарно-денежные отношения, ассигнации, государственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обязанные кре стьяне. | Знать основные по ложения и итоги со циально-экономиче ского развития Рос сии в данный период, иметь представление о деятельности Е. Ф. Канкрина, П.Д. Киселева. | Работа с контурной картой, с доку ментами, с. 76-78 | §11, во просы. Р.т., стр.36-37. | ||||||
13 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | 1 | Интегри рованный урок | Россия и революции в Европе. Русско-иран ская война 1826-28 г. Русско-турецкая война 1828-29 гг. Обострение русско-английских про тиворечий. Кавказская война. Вхождение Кав каза в состав России. Россия и Центральная Азия. | Автономия, парламент, «международный жан дарм», уния, горцы, мю ридизм, имам, имамат, газават. | Иметь представление о международной ситуации во второй четверти XIX в. Знать причины, ход и итоги русско-иранской и русско-турецкой войн. Знать значение вхо ждения Кавказа в состав России. | Работа с контурной картой. Р.т., стр. 40-41. | § 12, во просы и задания, с. 84 | ||||||
14 | Общест венное движение в годы правления Николая I | 1 | Школьная лекция | Общественная мысль и особенности общест венного движения 30-50-х гг. Теория «офици альной народности». Консервативное движе ние. Либеральное дви жение. Западники и славянофилы. Кружки 20-30-х гг. Революци онное движение. Рус ский утопический со циализм. | Общественное движение, разночинцы, консерватизм, либерализм, социализм, западники, славянофилы, общинный социализм. | Иметь представление о развитии общест венной мысли и осо бенностях общест венного движения в России 30-50-х гг. XIX в. Знать положения теории «официаль ной народности». Уметь анализиро вать взгляды запад ников и славянофи лов. | Рабо та с доку ментами, с.92-94. | § 13, во просы. Р.т., стр.41-42. | ||||||
15 | Крымская война 1853-56 го дов. Оборона Севасто поля | 1 | Интегри рованный урок | Обострение Восточного вопроса. Крымская вой на 1853-1856 гг. На чальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Героическая оборона Севастополя. Ход воен ных действий на Кавка зе. Парижский мир 1856 г. Итоги Крымской войны. | Кремневые ружья, стратегия, тактика. | Знать причины и ход Крымской войны 1853-56 гг. Знать о героической обороне Севастополя. Уметь анализиро вать последствия Крымской войны | Работа с контурной картой. Таблица «Ход во енных действий Крымской войны». Р.т., стр.45-46. | 14, вопросы, ра бота с до кументами, с. 100-101. | ||||||
16 | Развитие науки и образо вания в первой половине Х1Х века. | 1 | Школьная лекция с элемен тами бесе ды. | Исторические условия развития культуры в первой половине ХГХ в. Разви тие образования, его сословный характер. Созда ние системы общеобра зовательных учреждений. Успехи русской науки. Нау ка и производство. Русские первооткрыва тели и путеше- ственники. | Лицей, военно-полевая хирургия, не евклидова геометрия, экспедиция, Русское географическое общество. | Знать исторические условия развития культуры, примеры дос тижений русской науки и техники. Иметь представление о раз витии образования, о выдающихся рус ских первооткрыва телях и путешест венниках. Уметь анализиро вать значение их экс педиций для России. | Работа с доку ментами. | § 15,16 вопросы. Р.т.,стр. 48-49, 54-55. | ||||||
17 | Художественная культура. | 1 | Урок-семинар | «Золотой век» русской поэзии. Основ ные художественные стили: классицизм, ро мантизм, реализм. Ар хитектура, литература, живопись, театр. | Знать исторические условия развития культуры в первой половине Х1Х в. Знать примеры и значение деятельно сти представителей «Золотого века» рус ской культуры, иметь представление об основных художест венных стилях того времени. | Работа с докумен тами, с. 107-108, 122-123. | § 17,18 вопросы. Р.т.,стр. 57-59. | |||||||
18-19 | Культура края в I половине XIX века. | 2 | Комбинированный урок | Наука и образование. Общественная мысль. Издательское дело и печать. Художественная литература. Архитектура. Живопись. | Модернизация, татарское просветительство, либеральные идеи | Характеризовать новые явления в развитии культуры, знать достижения народов в развитии художественной культуры | Задания на стр. 37, таблица. | § 3-4, вопросы, сообщ., таблица №2 стр. 38. | ||||||
20 | Повтори- тельно- обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Материал раздела «Россия в первой половине XIX в.» | Знать материал раздела «Россия в первой половине XIX в.» | Тест по теме «Россия во второй четверти XIX в.» | Р.т. стр. 59-60. | |||||||
Раздел 2. Россия и наш край в второй поло вине XIX в. (24 ч) | ||||||||||||||
21 | Отмена крепостного права. | 1 | Школьная Лекция с элементами беседы. | Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформаторские замыслы Александра II, рост крестьянских вы- ступлений, настроение общества. Манифест 19 февраля 1861 г. об освобожде нии крестьян. Резкое неприятие крестьянством рефор мы. Значение отмены крепостного права. | Временнообязанные крестьяне, отрезки, устав ные грамоты. | Знать предпосылки и причины отмены крепостного права. Уметь анализиро- вать реформаторские замыслы Александ- ра II и возможности их реализации. Знать положения Манифеста 19 февра ля 1861 г. Уметь анализиро вать условия осво бождения крестьян. Знать значение от мены крепостного права для развития России. | Работа с доку ментами и заданиями в рабочей тетради. | § 19,20, вопросы. | ||||||
22 | Либераль ные ре формы 60-70-х гг. XIX в. | 1 | Школьная лекция | Либеральные реформы Александра II: школь ная, военная, судебная, земская, городская. Непоследовательность и незавершенность ре форм. Сущность и по следствия внутриполи тического курса Лорис-Меликова. Активизация рабочего движения в России. | Апелляция, гражданское общество, нигилизм, правовое государство, террор, земство, имущественный и возрастной ценз, суд присяжных, всеобщая воинская по винность, университет ская автономия. | Знать причины про ведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в., их содержание и значение, иметь представление о дея тельности М. Т. Лорис-Меликова. | Таблица «Либе ральные реформы 60-70-х гг. XIX в.». Р.т. | § 21-22, вопросы. | ||||||
23 | Крестьянские реформы 1860-х гг. в крае. | 1 | Комбинированный урок | Общественные настроения накануне падения крепостного права. Позиция казанского дворянства. Результаты реформы 1861 г. Преобразования в удельной и государственной деревне. «Бездненское побоище». Куртинская панихида. | Панихида, душевой надел | Знать особенности проведения крестьянских реформ в Казанской губернии и последствия реформ | Тест, таблица стр. 47. | § 5, вопросы, А,Б – задание на стр. 46. | ||||||
24 | Социаль но-эконо мическое развитие после от мены кре постного права. | 1 | Комбини рованный урок | Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «железнодорожная горячка». Завершение промышленного развития,его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Особенности развития капитализма в России. | Отработочная система, товарное производство, концессия, промышлен ный переворот, стачка. | Иметь представление о социально-эконо мическом развитии России после 1861 г. Знать факты завер шения промышлен ного переворота и особенности разви тия капитализма в России. | Р.т., стр.13-15. | §23, вопросы, ра бота с до кументами, с. 164-166. | ||||||
25 | Социально-экономическое развитие Казанской губернии в пореформенный период. | 1 | Комбинированный урок | Сельское хозяйство. Помещики и крестьяне: социально-экономическое положение и взаимоотношения. Развитие промышленности. Города и торговля. | Недоимки, отходники, крестьянские промыслы, урбанизация | Сравнивать положение различных социальных групп, знать изменения в социально-экономической жизни края | Задания на стр. 60. | § 6, вопросы, сообщ. | ||||||
26 | Общест венное движение: либералы и консер ваторы. | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Особенности россий ского либерализма се редины 50-х - начала 60-х гг. Революционные кружки 50-60 гг. XIX в. Влияние Западноевро пейских событий на развитие общественного движения в России. Разногласия в либе ральном движении. Представители консер вативного крыла общественной мысли. | Либералы, консервато ры, земский конститу ционализм, народное представительство. | Иметь представление о подъеме общест венного движения в России в 50-60-х гг. XIX в. Уметь анализиро вать деятельность либерального и кон сервативного крыла общественной мысли. | Таблица «Либера лы и кон сервато ры», ра бота с до кументами, с. 174. | §24, во просы, Р.т., стр. 18-19. | ||||||
27 | Зарожде ние рево люцион ного на родниче ства и его идеология | 1 | Школьная лекция с элемента ми беседы | Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Идеология рево люционного народниче ства. Народнические организации второй половины 1860-х начала 1870-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. | Социализм, общинный социализм, анархизм, нечаевщина, хождение в народ, агитация, пропаганда, революционный террор. | Иметь представление об идеологии рево люционного народ ничества. Уметь анализиро вать положения трех течений народниче ства. | Таблица «Три те чения в народ ничестве», ра бота с до кументами, с. 180-181. | § 25,26, во просы. | ||||||
28 | Общественное движение 1870-90-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Народничество революционное и либеральное. Студенческие волнения. Марксистское направление. | Либерализм, революционное и либеральное народничество. | Иметь представление об основных направлениях и участниках общественного движения в крае, знать особенности этого движения. | Проблемные задания, таблица стр. 69. | § 7, вопросы, сообщ. | ||||||
29 | Татарское национальное движение. | 1 | Комбинированный урок | Причны возникновения татарского национального движения. Ваисовское движение. Просветительство. Джадидизм. | Крещеные татары, миссионер, джадидизм, Кадимизм. | Знать причины возникновения национального движения татар, характеризовать направления и основные выступления национального движения в крае, давать характеристику деятельности Ш.Марджани. | Тест | § 8, вопросы, А,Б – задание № 3 на стр. 77. | ||||||
30 | Внешняя политика Александ- ра II | 1 | Интегри- рованный урок | Основные направления внешней политики Рос- сии 60-70-х гг. ХГХ в. Союзники и противники России в Европе. Завершение Кавказской войны. По литика России в Сред ней Азии. Дальнево сточная политика Рос сии. Продажа Аляски. | «Союз трех императо ров», «священная война». | Иметь представление о международной ситуации. Знать основные направления внеш ней политики России 60-70-х гг. ХГХ в. | Работа с контур- ной кар- той, Р.т. | §27, вопросы, работа с докумен тами, с. 196-197. | ||||||
31 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Интегри рованный урок | Балканский кризис. Причины начала русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Пере лом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный до говор. Берлинский кон гресс. Причины и значе ние победы России в войне. | Знать причины, ход и развитие русско-турецкой войны 1877-78 гг. Знать положения Сан-Стефанского мирного договора. Уметь анализиро вать причины и зна чение победы России в войне. | Работа с контурной картой. Р.т. | §28, во просы, ра бота с до кументами, с. 203-204. | |||||||
32 | Внутрен няя поли тика Алек сандра III. | 1 | Школьная лекция | Личность Алек сандра III. Начало нового царствования. Манифест о незыблемости самодер жавия. Победоносцев -идеолог контрреформ. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательстваУсиление репрессивной политики.Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление местное самоуправление. Национальная и религиозная политика . | Крамола, переселенческая политика, реакция, сектанты, циркуляр, черта оседлости. | Знать о причинах и последствиях по кушения на Алексан дра II. Знать основные по ложения внутренней политики Александ ра III, содержание контрреформ. Уметь анализиро вать их причины. | Тест, ра бота с до кументами. Р.т. | § 29-30, вопросы. | ||||||
33 | Экономи ческое развитие в годы правления Александ ра III. | 1 | Комбини рованный урок | Общая характеристика экономической полити ки Александра III. Дея тельность Н. X. Бунге. Экономическая полити ка Е. А. Вышнеградско-го. «Золотое десятиле тие» русской промыш ленности. С. Ю. Витте. Развитие сельского хо зяйства в 80-90-е гг. XIX в. | Протекционизм, госу дарственная монополия, биржевая торговля, та моженный тариф, ак цизные сборы. | Знать особенности экономического раз вития в годы правле ния Александра Ш. Уметь анализиро вать деятельность Н. X. Бунге, Е. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, иметь представление о раз витии сельского хо зяйства в 80-90-е гг. XIX в. | Ра бота с до кументами, с. 222-223. | §31, во просы, Р.т., стр. 40-42. | ||||||
34 | Положе ние ос новных слоев на селения. Народы России во второй половине XIX в. | 1 | Школьная лекция | Сословия и классы в пореформенном обще стве. Дворянство и кре стьянство. Буржуазия и пролетариат. Духо венство и интеллиген ция. Казачество. При чины социальных кон фликтов в России вто рой половины XIX в. и способы их решения. Национальная и рели гиозная политика Алек сандра III. | Сословие, класс, имуще ственное расслоение, земельные переделы, отходничество, подо ходный налог. | Иметь представление о сословно-классовой структуре российско го общества во вто рой половине XIX в. Уметь анализиро вать причины соци альных конфликтов и спо собы их решения, давать оценку на циональной и рели гиозной политике. | Ра бота с до кументами. Р.т. | § 32-33, вопросы. | ||||||
35 | Общест венное дви жение в 80-90-х гг. XIX в. | 1 | Школьная лекция | Кризис революционного народничества. Либе ральное движение после убийства Александра II. Усиление позиций консерваторов. Распростра нение идей марксизма. | Марксизм. | Иметь представление об особенностях об щественного движе ния в 80-90-х гг. XIX в. Знать причины бы строго распростране ния идей марксизма, иметь представление одеятельности группы «Освобождение труда». | Р.т.48-50, ра бота с до кументами, с. 244-246. | §34, во просы, кроссворд стр. 51. | ||||||
36 | Внешняя политика Александ- ра III | 1 | Интегри- рованный урок | Общая характеристика внешней политики Александра III. Поиск союзников в Европе. Азиатская политика. Сближе- ние России и Франции в 1890-х гг. | Военная конвенция, мо- билизация, сепаратный мир. | Иметь представление о международной ситуации в последней четверти XIX в. Знать основные направления внешней политики Александ- ра III. | Работа с контурной картой, с документами, с. 252. | §35, вопросы, Р.т., стр.52-53. | ||||||
37 | Достижения рос- сийской науки и образования во второй половине XIX в. | 1 | Урок- исследо- вание | Реакционная политика в области просвещения, развитие образования в пореформенное время. Развитие естественных и гуманитарных наук. Развитие географиче- ских знаний. | Естественные науки, гу- манитарные науки. | Иметь представление о достижениях российской науки и образования во второй половине XIX в. Знать конкретные примеры успехов русских ученых.
| Работа с докумен- тами. | §36, вопросы, сообщ. | ||||||
38 | Достижения художественной культуры России во второй половине Х1Хв. | 1 | Урок- конферен- ция. | Развитие русской литературы и изобразительного искусства во вто- рой половине XIX в. Художники-передвижники. Скульптура. Но вые архитектурные ре шения. Эклектика. «Зо лотой период» русской музыки. Театр. Развитие народного творчества. Значение художествен ной культуры второй половины XIX в. в фор мировании гражданско го самосознания. | Критический реализм, передвижники, эклекти ка, «Могучая кучка». | Иметь представление об условиях развития русской литературы и изобразительного искусства. Знать конкретные примеры достижений художественной культуры России, иметь представление о развитии народного творчества. Уметь анализиро вать причины разви тия и значение худо жественной культу ры второй половины XIX в. | Выступ- ления на конференции. | § 37-38, вопросы. | ||||||
39 | Быт и об раз жизни в городе и деревне в XIX в. | 1 | Комбини рованный урок | Изменение демографи ческой ситуации. Рост населения. Развитие городов, изме нение их облика. Разви тие транспорта и связи. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Из менения в деревенской жизни. | Урбанизация, комму нальное хозяйство. | Иметь представление о социальном разви тии России во второй половине XIX в. Уметь анализиро вать изменения в бы ту и образе жизни города и деревни. | Защита учениче ских про ектов на тему «Быт и образ жизни в городе и деревне» | §39, во просы. | ||||||
40 | Развитие культуры в Казанской губернии во II половине XIX века. | 1 | Урок-семинар | Наука. Просвещение. Периодическая печать. Литература. Искусство. | Светское образование, восточный романтизм, реализм. | Характеризовать основные направления и достижения культуры, знать роль Казанского университета. | Задание № 2 на стр. 93. Тест. | § 9-10, таблица на стр. 93. | ||||||
41 | Казанская губерния в XIX в. | 1 | Урок закрепления и повторения | Знать основные понятия, положения. | Выполнение творческих и проблемных заданий. Тест. | Подготовиться к контрольной работе | ||||||||
42 | Рос сия во второй половине XIX в. | 1 | Урок закрепления и повторения | Знать основные понятия, положения раздела «Россия во второй половине XIX в.» | Выполнение творческих и проблемных заданий. | Подготовиться к контрольной работе | ||||||||
43 | Рос сия и наш край в XIX в. | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа №2 | ||||||||||
44 | Резерв -1 час. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...