Нижегородское ополчение 1612 года.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Седова Ирина Анатольевна

Урок с применением АМО (активных методов обучения). Так же используется технологий ЧПКМ - чтение и письмо для развития критического мышления, игровые технологии и компьютерные презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorodskoe_opolchenie_1612goda.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Павловского муниципального района

Предмет  - история России

Класс  - 7 «А»

Тема - «Нижегородское ополчение 1612г»

Программа: История России 17-18 века А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

Москва. Просвещение 2005г.

Тип урока : изучение нового материала

Конспект урока

учителя    истории и обществознания                              

МБОУ СОШ № 1 г.Ворсма

Седовой Ирины Анатольевны.

Образование - высшее

Педагогический стаж -  24 года

г.Ворсма

2012г.

Тема урока:

«Нижегородское ополчение 1612г» .

             Главной задачей преподавания истории является воспитание у учащихся потребности знания прошлого, понимания важнейших исторических событий, ясного понимания роли личности в истории. Эту задачу можно осуществить путем развития у учащихся творческих способностей и критического мышления, которые вырабатываются на основе изучения исторических источников и исторической литературы. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят способы развития критического мышления через чтение и письмо, основой которого является учебная модель Вызов – осмысление – размышление (ВОР).

            Вызов – на этой стадии урока ученики суммируют свои знания по теме, выдвигают свои точки зрения, задают вопросы, объединяются в группы, составляют кластеры. Это мотивационный компонент урока.

           Осмысление – на этом этапе ученики читают текст, составляют доказательства своей точки зрения, выдвигают аргументы и контраргументы. Это операционный компонент урока.

            Размышление – на этом этапе учащиеся обосновывают и творчески воплощают свои идеи, задают новые вопросы (если они возникают), ищут ответы на них. Этот компонент называется рефлексия.

Тема « Нижегородское ополчение 1612г» занимает важное место в усвоении учащимися особенностей развития России в 17 веке. Материал данной темы должен быть изучен подробно и доказательно, т.к. условия и особенности  ополчения, его лидеры, в значительной степени определили направление и характер последующего политического и экономического развития России. После того, как учащиеся на предыдущих уроках познакомились с периодом Смутного времени, целесообразно провести урок  по методике ВОР.

        

Цели урока:

Образовательные:

- Изучение сведений по теме: "Нижегородское ополчение 1612г"

Развивающие:

- Развитие критического мышления, умений и навыков по работе с  историческим материалом, компьютерными презентациями.

Воспитательные: 

- Воспитание чувства патриотизм, чувства гордости за свою страну.

Задачи урока:

Образовательные

- Формировать у учащихся оценочные, критические суждения  на основе работы по методике "Выбери правильное решение"

- Формировать опыта (умений и  навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений.

- Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов.

- Сделать вывод о том, как развивалось бы русское государство, если бы не было Козьмы Минина.

Развивающие:

- Способствовать овладению технологией самостоятельного исторического исследования фактического материала.

- Учить работать в группе, задавать вопросы, доказывать  свое  мнение.

- Развивать критическое мышление.

- Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотизм -  гордость за деяния своих предков.

- Стимулировать развитие устойчивого интереса  к отечественной истории.

- Воспитывать бережное отношение к истории своей Родины.

- Формирование духовно – нравственных качеств личности

- Воспитывать дисциплину и самодисциплину.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы обучения:

  1. По характеру познавательной деятельности:

игровой

репродуктивный

частично-поисковый – эвристический

применение ИКТ

      2. По источнику знаний и характеру восприятия информации:

наглядные

практические

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование урока: доска, интерактивная доска, на ватмане нарисованное дерево - "Древо ожиданий", оценочный лист, компьютер, медиа – проектор, экран, интерактивная доска, презентации на тему " К.Минин" и "Д.Пожарский". заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры,  скотч.

Правила поведения на уроке

1.        Высказываться спокойно, кратко, с достоинством.

2.        Выслушивать мнение товарищей до конца.

3.        Давать оценку фактам, а не личности отвечающего

4.        Высказываться точно по существу вопроса.

Подготовка урока:

1. Деление класса на 4 группы

2. В каждой группе выбираются: руководитель, который проводит предварительную подготовку к уроку ( на "Древо ожиданий" магнитами прикрепляются яблоки - на каждом написано, что ребята ожидают от этого урока). Дано опережающее задание - подготовить презентации "К.Минин и Д.Пожарский"

План урока:

  1. Стадия вызова.  Игра 5х5. (20 мин)
  2. Стадия осмысления. Просмотр презентаций.  (10 мин)
  3. Стадия размышления. Методика "Выбери правильное решение" Подведение итогов. (15 мин)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

7 «А»  КЛАССА

Главное содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс  преобразования и определяет  основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно и специфику работы с ними.

Особенности физического развития и их психологические последствия.

Для подросткового возраста характерны бурные физические изменения организма:

- скачок роста,

- неравномерность развития

- период полового созревания.

Возникает интерес к самому себе, ориентация на сверстников «Я как все»

Потребность общения со сверстниками – одна из самых сильных  в подростковом возрасте.  В этот период появляется еще одна потребность – потребность в самостоятельности, независимости от взрослых.

Особенности самосознания подростков

- развивается личностная рефлексия – обращенность на себя, самоанализ

-  характерны не только колебания, но и снижение самооценки.

- подростка волнует вопрос: «Каков он среди других людей?»

Характеристика класса.

7 «А» класс – обычный общеобразовательный класс. В классе 24 человека: 14 мальчиков и 10 девочек. Все дети одинаковы по возрасту – 12 -  13 лет. Социальный уровень родителей разнообразен:  предприниматели, интеллигенция, рабочие, служащие. В основном у родителей образование  высшее, среднее или среде – специальное, у восьми человек – техникум. Четыре ученика имеют неполную семью (отец в семье не живет). Трое учеников из малообеспеченных семей.

По итогам первого полугодия  по предмету  история уровень обученности составил – 36 % ;  по результатам  полугодия :

«5» - имеют  четыре  ученика

«4» - имеют   двенадцать учеников

«3» - имеют  восемь учеников.

Уровень обученности

Количество учащихся

Высокий

Средний

Низкий

 24 человека

 16 % -

Ефремов К.

Клементьева А.

Коломарова М.

Никулина В.

  50 %

Александрова Н.

Гарнова Н.

Борисова И.

Бородина В.

Пантелеев С.

Пресняков С

Луньков Н.

Шишулин Р.

Церулев И.

Харитонова О.

Баранов В.

Калякин И.

    34 %

В  классе проведены социометрические исследования школьным психологом по методике А.Г. Лусканова.

Школьная мотивация

Для определения школьной мотивации  был проведен тест по выбору правильных ответов, из предложенных, на поставленные вопросы.

Результат тестирования:

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к  школе

      33%

      40  %

        26%

         0,8 %

Курепов Р.

Купоносов С.

Вывод: Уровень школьной мотивации средний. Ребята с удовольствием учатся и принимают участие во всех внеклассных мероприятиях.

Диагностика смысловой памяти

Психолог медленно зачитывает 10 пар слов. Затем через небольшой перерыв лишь первое слово из слов пары, ученик должен вспомнить второе слово.Результат тестирования:

Высокий уровень развития смысловой памяти

Средний уровень развития смысловой памяти

Низкий уровень развития  смысловой памяти

     16%

Ефремов К.

Клементьева А.

Коломарова М.

Никулина В.

          50%

Александрова Н.

Гарнова Н.

Борисова И.

Бородина В.

Пантелеев С.

Пресняков С

Луньков Н.

Шишулин Р.

Церулев И.

Харитонова О.

Баранов В.

Калякин И.

              34%

Вывод:  память развита на высоком уровне  у 4 человек из класса.

«Классификация» - выявление уровня общения

Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой, их можно объединить общим названием, а пятое не подходит.

Результат тестирования:

Высокий уровень обобщения при применении концептуальных понятий

Средний уровень обобщения при применении функционального уровня обобщения

Низкий уровень обобщения при применении конкретных обобщений

              16%

        48%

            36%

Вывод: уровень обобщения у учащихся развит на высоком и среднем уровне, что соответствует нормативным данным.

*Уровень воспитанности

сформированность нравственных отношений или воспитанность у учеников Результат тестирования:

Общий по классу

Высокий

Средний

Низкий

             52%

 8 человек

Ефремов К.

Клементьева А.

Коломарова М.

Никулина В.

Александрова Н.

Гарнова Н.

Борисова И.

Бородина В.

13 человек

 3 человека

Курепов Р.

Купоносов С.

Юдин Д.

Вывод: Средний уровень нравственных отношений

Особенности межличностных отношений

Результат тестирования:

Количество учащихся

Лидеры

Референты

Аутсайдеры

    24

   3 человека

Никулина В.

Пантелеев С

Харитонов С.

21 человек

              -

Данные результаты использовались при организации групповой работы, а так же важно учитывать их при работе у доски, чтобы не ущемлять чувства ребенка.

Диагностику уровня развития и обученности детей следует проводить каждому учителю. Данные, полученные при анализе, необходимы для того чтобы:

  1. конкретно про каждого учащегося знать о его самопознании;
  2. строить учебно-воспитательную работу
  3. для межличностных отношений внутри класса
  4. во избежание конфликтных ситуаций.

Психологические исследования на основе тестов показали, что класс  подразделяется  на три группы развития: высокий уровень развития, средний уровень развития, низкий уровень развития.

Первая группа-8 человек (что составляет 33 %)  - Ефремов К., Клементьева А., Коломарова М., Никулина В., Александрова Н., Гарнова Н., Борисова И., Бородина В.

 Это учащиеся с высоким уровнем развития. Для них преобладает учебно- познавательная мотивация: они четко знают что для их будущего необходимо владеть знаниями и уметь их добывать. Высокая работоспособность , умение сконцентрироваться на долгое время. Они обладают логической, смысловой, долговременной, оперативной памятью. Легко запоминают символы, даты, уравнения. Могут анализировать, систематизировать, делать выводы, умозаключения, обобщения. Данным ученикам присуще познавательная активность: выполнение проблемных заданий, творческих работ.

Вторая группа – 8 человек (что составило – 33 %) Пантелеев С.,Пресняков С., Луньков Н., Шишулин Р., Церулев И., Харитонова О., Баранов В., Калякин И.

 Это учащиеся обладают средним уровнем развития, характер для учебной мотивации  - эмоциональный. Для них характерно обучение по образцу. У них хорошо развита зрительная память, но им всегда необходима помощь учителя для активизации внимания, для стимулирования действия, т. е. Точность в выполнении инструкций. Эти дети могут достаточно долго концентрировать внимание, они работоспособны, но их мыслительные процессы не отличаются гибкостью и вариативностью. Для них затруднено восстановление логических связей между явлениями, им трудно делать выводы, обобщения. Эти дети владеют собственным поведением, в будущем это хорошие исполнители определенного вида работ, но широкий аспект творчества им не подвластен, т.е. средний уровень волевой саморегуляции.

Третья группа -  8 человек (что составляет 33  %).это учащиеся с низким уровнем развития. Для них преобладают социальные мотивы: все ходят в школу, только зачем не очень понятно этим ученикам. Как правило, дети обладают сниженной долговременной памятью. У них преобладает механические приемы при заучивании, выполняя задание им постоянно нужен перед глазами образец. Объем внимания снижен. Низкий темп переключения с одного вида работ на другой. Они редко спокойно досиживают на уроке. Мыслительные процессы затруднены. Им характерна повышенная утомляемость, снижена работоспособность, саморегуляция. Такие дети плохо контролируют свое поведение, не управляют своими действиями, волевая регуляция затруднена.

Ход урока:

1.Стадия вызова

Метод выяснения ожиданий и опасений  

Этап урока: формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

Время проведения:  3-5минут

Название метода: «Дерево ожиданий»

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по количеству участников, приготовить необходимые материалы.

Технология проведения: Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Примечание:  этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.  

Варианты проведения метода: яблоки можно заменить другим фруктом.

Вводное слово учителя:

В течение нескольких уроков мы с вами изучаем интереснейшую тему:"Смутное время на Руси". Чтобы перейти к дальнейшему изучению этой темы, нужно повторить основные сведения Смутном времени. В этом нам поможет любимая игра «5Х5.

На доске – игровое поле 5х5 и таблица результатов

Название  группы

Количество баллов.

5баллов          10 баллов            15 баллов          20 баллов                     25 баллов

       У                          

        Д

         А

         Ч

           А

5- ти бальные вопросы:

1.        Что это за дата? 1611г.

2.        1605-1606г

  1. 1603г
  2. 1606-1610г

10- ти бальные вопросы:

  1. Кто правил в России в 1598-1605? (Борис Годунов)
  2. Кто возглавил восстание в 1606году? (И.И Болотников)
  3. Кто правил в 1605-1606годах? (Лжедмитрий I)
  4. Кто признал Лжедмитрия I Москве? годах (мать - Мария Нагая)

15- ти бальные вопросы:

  1. Как звали Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев)
  2. В каком году объявился под Москвой Лжедмитрий II? (1608г)
  3. как прозвище Лжедмитрия II? (Тушинский вор)

4.        В каком году на Руси произошли неурожайные годы? (1600-1601)

20- ти бальные вопросы:

1.        Кто возглавил заговор против Лжедмитрия I? (Василий Шуйский)

2.        Какие горда были охвачены восстанием под руководством И.И.Болотникова? (Путивль, Кромы).

3.В каком году произошло восстание под руководством Хлопка Косолапа? (1603)

4.В каком году начинается открытая польская интервенция? (1609г)

25- ти бальные вопросы:

  1. Кто руководил отрядами, которые боролись против Швеции? (М.Скопин-Шуйский)
  2. В каком году началась открытая Шведская интервенция? (1610г)
  3. Кто из русских царей отправил учиться детей боярских за границу? (Борис Годунов)
  4. Как был избран на престол Борис Годунов? (на земском соборе)

Выбранный из учеников "счетовод" подсчитывает очки, которые набрала каждая команда. Победители получают отличные оценки.

2.        Стадия осмысления. Вы подготовили презентации

Просмотр презентаций. (См.Приложение)

3 . Стадия размышления.

Работа в группах. Методика "Выбери правильное решение"

Учащимся предлагается схема, по которой они неоднократно работали. В этой схеме (см.приложение) формулируется проблема: как происходило бы развитие России, если бы не было К.Минина? Учащиеся предлагают три варианта развития, затем рассматривают у них положительные и отрицательные последствия. А затем лучший вариант, который они представляют в виде стендового доклада. Выслушав все группы каждый для себя формулирует ответ на поставленную проблему. Можно сделать это в виде эссе.

 Домашнее задание. Если учащиеся не смогли быстро сформулировать ответ на поставленный вопрос, то дома можно закончить написание эссе.

Подведение итогов урока.

У вас у каждого есть оценочный лист. Поставьте честно все оценки по результатам работы команды и  каждому члену своей команды. Урок завершается просмотром Древа ожиданий. У кого из учеников совпали ожидания, эти яблоки с дерева убираем, остальные оставляем до следующего урока.

Номер

 группы

Фамилия

участника

Оценка

ученика

Оценка

учителя

Комментарии

Оценка группы№1

ФИ участника

ФИ участника

ФИ участника

ФИ участника

Моя оценка

Оценка группы№2

Оценка группы№3

Оценка группы№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутами Нижегородского ополчения (Игра -путешествие)

Данная игра посвящена событиям Смутного времени. Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов (11-13 лет) . Игру можно использовать на уроках по истории и краеведению в 7 классе, во внеурочных мероприятиях...

Нижегородское ополчение 1612 года.

Урок с применением АМО (активных методов обучения). Так же используется технологий ЧПКМ - чтение и письмо для развития критического мышления, игровые технологии и компьютерные презентации....

Статья "История формирования и боевой путь Нижегородского ополчения 1812 года"

Цели статьи: на примере истории формирования Нижегородского ополчения помочь школьникам понять, что важнейшим источником победы в Отечественной войне 1812 года стал патриотический подъём народа; попул...

Классный час. Тема: «400 лет Нижегородскому ополчению»

Методическая разработка классного часа  «400 лет Нижегородскому ополчению» содержит исторические факты, викторину и документальный фильм....

К 400-летию Нижегородского ополчения

Презентация для классного часа, посвященного 400-летию Нижегородского ополчения ...

тест по краеведению, тема "Смута.Нижегородское ополчение"

Тест для 7 класса, тема "Смута.Нижегородское ополчение"...

Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.

На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...