Маршрутами Нижегородского ополчения (Игра -путешествие)
презентация к уроку истории (7 класс) по теме

Беляев Алексей Вячеславович

Данная игра посвящена событиям Смутного времени. Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов (11-13 лет) . Игру можно использовать на уроках по истории и краеведению в 7 классе, во внеурочных мероприятиях и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrutami_nizhegorodskogo_opolcheniya.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

МАРШРУТАМИ НИЖЕГОРОДСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ.

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

по краеведению

Автор: Беляев Алексей Вячеславович,

МОУ Макарьевская СОШ, Ветлужский район, учитель.

Домашний адрес: 606860, Нижегородская область,  г. Ветлуга, территория СХТ, д.1, кв. 2.

Объяснительная записка.

Данная разработка посвящена одному из важнейших событий Отечественной истории – Смутному времени. В настоящее время наблюдается подъем интереса к данному историческому периоду в связи появлением нового праздника (День народного единства 4 ноября). К тому же события Смутного времени тесно связаны с краеведением и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Область применения  методического материала.

Игру – путешествие «Маршрутами нижегородского ополчения» можно применять в различных направлениях. Среди них, можно выделить:

  1. Уроки истории в 7 классе (Используется как повторительно –обобщающий материал).
  2. Уроки краеведения в 7 классе (Также повторительно-обобщающие и как материал, дополняющий основной учебный курс).
  3. Внеурочные мероприятия, посвященные  Дню народного единства, уроки мужества и т. д.
  4. В различных других областях (Например, как элемент обучения работы с компьютером и мышью, и программой Power Point).

Возраст обучающихся, на который рассчитана игра.

Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов (11-13лет). Выбор такой возрастной аудитории обусловлен наличием у них определенных представлений о событиях Смутного времени. Данную игру можно использовать в старших классах, изменив при этом количество и содержание вопросов.

Цели и задачи игры.

        Образовательные: Формирование конкретных представлений у учащихся по теме Нижегородского ополчения и его места в событиях Смутного времени, определение великой роли личностей Кузьмы Минина и князя Пожарского. Проверка знаний по истории Смуты.

        Развивающие: развитие навыков работы в программе Power Point, различных видов памяти(зрительной, долговременной, кратковременной), навыков работы с картой, текстами и изображениями.

        Воспитательные: Патриотическое воспитание школьников на примере Нижегородского ополчения и его руководителей. Воспитание уважительного отношения к прошлому нашей Родины. Формирование положительной мотивации к изучению истории России и родного края.

Формы и методы реализации.

        Реализация обозначенных целей и задач осуществляется в игровой форме. Программа ориентирована в основном на небольшое количество учащихся, однако возможно и применение на большой аудитории.

        Игра основана на технических возможностях программы Power Point. Структурно весь материал представлен в виде презентации с разветвленной системой гиперссылок. К программе прилагается краткая инструкция к применению. В процессе работы с программой учащиеся знакомятся со справочными материалами и комментариями, а так же отвечает на вопросы с вариантами ответов, применяя при этом различные навыки: зрительная память (изображения исторических деятелей, снаряжение воинов),  навыки работы с источниками (содержание речи Кузьмы Минина ), работа с картой (определение маршрута ополчения), долговременная и кратковременная память (проявляется в степени использования уже полученной из игры и других источников информации), развитие навыков работы с программой Power Point. В конце презентации представлен список литературы. Интернет ресурсы не представляются, дабы мотивировать учащихся к чтению книг.

Источники и литература.

Список для детей:

▪ Герои русской истории. – М.: Белый город, 2006. – 432с.: ил.

▪ Дегтярев А.Я. Трудный век Российского царства / А.Я.Дегтярев. – Л.: Дет. лит., 1988. – 239с.: ил.

▪ Истомин С. Минин и Пожарский / С.Истомин. – М.: Белый город, 2008. – 48с.: ил.

▪ Полководцы России. – Н.Новгород: «Нижний Новгород», 1995. – 222с.: ил.

▪ Сахаров А.Н. История России XVII – XVIII века: книга для чтения / А.Н.Сахаров. – М.: ООО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 175с.

Список для учителей:

▪ Великие граждане великой России. – Н.Новгород: НГОДБ, 2006. – 43с.

▪ Игнатов А. Смутное время: урок в 7 классе / А.Игнатов// История. – 2002. - №3-4. – С.25-27.

▪ Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, 1611-1612 / В.Ф.Карпенко. – Н.Новгород.: Университетская кн., 2004. – 70с. – (Жизнь знаменитых нижегородцев).

▪ Колюгин А.И. Междинастие. Смутное время /А.И.Колюгин // Правители России. – М.: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2004. – С. 242-273.

▪ Костомаров Н.И.Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. 1604-1613 / Н.И.Костомаров. – М.: Чарли, 1994. – 799с.

▪ Ларин А. Неизвестные страницы нижегородского ополчения / А.Ларин// Нижегор. Правда. – 2005. – 24 сент. – С.7.

▪ Михальнюк С.Б. Смутное время: уроки в системе развивающего обучения /  С.Б.Михальнюк // Преподавание истории в школе. – 2002. - №1. – С.58-62.

▪ Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы / Л.Е.Морозова. – М.: Астрель: Люкс, 2004. – 542с.

▪ Попов Г. Уроки смутного времени / Г.Попов// Наука и жизнь. – 2003. - №8. – С.30-39.

▪ Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута» / Р.Г.Скрынников. – М.: Мысль, 1988. – 283с.

▪ Хроника Нижегородского ополчения// Аргументы и факты (Н.Новгород). – 2005. - №35. – С.27.

▪ Широкорад А.Б. Тайны великой смуты / А.Б.Широкорад.  – М.: Вече, 2005. – 320с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нижегородское ополчение 1612 года.

Урок с применением АМО (активных методов обучения). Так же используется технологий ЧПКМ - чтение и письмо для развития критического мышления, игровые технологии и компьютерные презентации....

Нижегородское ополчение 1612 года.

Урок с применением АМО (активных методов обучения). Так же используется технологий ЧПКМ - чтение и письмо для развития критического мышления, игровые технологии и компьютерные презентации....

Статья "История формирования и боевой путь Нижегородского ополчения 1812 года"

Цели статьи: на примере истории формирования Нижегородского ополчения помочь школьникам понять, что важнейшим источником победы в Отечественной войне 1812 года стал патриотический подъём народа; попул...

Классный час. Тема: «400 лет Нижегородскому ополчению»

Методическая разработка классного часа  «400 лет Нижегородскому ополчению» содержит исторические факты, викторину и документальный фильм....

К 400-летию Нижегородского ополчения

Презентация для классного часа, посвященного 400-летию Нижегородского ополчения ...

тест по краеведению, тема "Смута.Нижегородское ополчение"

Тест для 7 класса, тема "Смута.Нижегородское ополчение"...

Нижегородское ополчение

Викторина "Нижегородское ополчение"...