«Критическое мышление и Интернет»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

 

   Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

   В век глобализации и стремительного распространения глобальной сети Интернет  российский учитель должен идти в ногу со временем, применяя новые формы и методы обучения  в реалиях информационного общества.  Автор предлагает разработку урока по истории России для учащихся 10 класса по теме «Россия при первых Романовых (до 1689 г.)».  Урок разработан на основе базовой модели технологии критического мышления с использованием Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc48 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Критическое мышление и Интернет»

   Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

   В век глобализации и стремительного распространения глобальной сети Интернет  российский учитель должен идти в ногу со временем, применяя новые формы и методы обучения  в реалиях информационного общества.  Автор предлагает разработку урока по истории России для учащихся 10 класса по теме «Россия при первых Романовых (до 1689 г.)».  Урок разработан на основе базовой модели технологии критического мышления с использованием Интернет-ресурсов.

История России. 10 класс.

Тема урока: Россия при первых Романовых (до 1689 г.)

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с воцарением династии Романовых на Российском престоле, выяснение значения этих фактов для дальнейшего исторического развития страны.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, познавательной активности учащихся, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; обучение аргументировано защищать свою точку зрения.

Воспитательный аспект: создание условий для пробуждения у учащихся патриотических чувств, уважения к прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Четыров У.Б.  241-970-352

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 4-5 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

   Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

Учащиеся анализируют текст  блока «Первые Романовы»,  фиксируют ключевые слова и совместно с учителем составляют кластер – «Первые Романовы». Результаты используют для осуществления осознанного поиска в Интернете.

На аккаунте Google в документе

http://docs.google.com/Doc?docid=0AZOKum2H6U6gZGMyZzJ6aDlfMjJjN2Jia2Jocg&hl=ru  редактируется таблица №1 («таблица-синтез»). На стадии вызова учащиеся заполняют столбцы 1 и 2. В столбец Ключевые слова записываются по группам первоначально слова из кластера «Первые Романовы», затем последовательно словосочетания для поиска информации. В столбец Цель учащиеся кратко записывают, с какой целью они изменяют ключевые слова поиска.

   На стадии Осмысления содержания результаты поиска фиксируются в столбце Результат. Учащиеся копируют сюда полученные и интересные им ссылки. На этом этапе не следует спешить и уточнять ключ поиска информации, необходимо дать школьникам возможность просмотреть несколько страниц ссылок и обратить внимание на наиболее интересные.

   В ходе обсуждения полученных результатов и подготовки к построению кластеров можно заполнить табл. 2 (либо в тетради, либо в Word или Excel):

Тип источника информации (сайт)

Контекст

Частота упоминания

Затем, на основании второго столбца табл. 2, учащиеся строят первый уровень кластера. Эта гроздь будет основой для визуализации многогранности проблемы. Проанализировав столбец Контекст, учащиеся систематизируют полученную инфор

Четыров У.Б.  241-970-352

мацию, компонуя ее по категориям. В результате получаем спектр подтем изучаемой темы «Первые Романовы».

   Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на  вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

   На стадии Размышления происходит заполнение и расширение кластеров. Класс делится на группы по количеству полученных ответвлений первого уровня (в данном примере их 5). Каждая группа прорабатывает отдельную подтему следующим образом: учащиеся возвращаются к поисковой системе ЯНДЕКС и к табл. 1, в которой пока только одна запись. Уточняя ключевые слова запроса, ведя расширенный поиск, меняя поисковую систему, каждая группа заполняет свою часть общей таблицы. В ходе такой работы собирается информация по каждому разделу (подтеме), таким образом, члены одной группы становятся экспертами по заданной теме, работая по методу «зигзаг». В результате работы таблица ссылок может быть дополнена. В конце урока главные эксперты выступают перед классом, а затем, подводя итоги работы, учащиеся достраивают всю гроздь. (Делают презентацию)

   Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Сравнение абсолютизма. (Работа с текстом «Абсолютизм», приложение № 1)

Составление синквейна (Приложение № 2). Синквейн (происходит от французского слова «5») – это небольшое стихотворение, состоящее из пяти строк. Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

     Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

Домашнее задание: тренинг по теме «Первые Романовы»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

С.Д. Сказкин. Абсолютизм, абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. При А. достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору А. составляет дворянство. В то же время государство приобретает при А. известную независимость от господствующего дворянского класса, используя противоречия между ним и нарождавшейся буржуазией, ещё не претендующей на захват власти, но экономически достаточно сильной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов.

  На определённом историческом этапе А. играл в основном прогрессивную роль, борясь с сепаратизмом феодальной знати, подчиняя церковь государству, уничтожая остатки политической раздробленности и объективно содействуя т. о. экономическому единству страны, успешному развитию новых, капиталистических отношений и процессу формирования наций и национальных государств. Абсолютная монархия, проводившая политику меркантилизма, ведшая торговые войны, прямо или косвенно содействовавшая процессу т. н. первоначального накопления, поддерживалась в этот период нарождавшейся буржуазией. Однако А. действовал на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономического развития страны (которое на том этапе могло быть только капиталистическим) дополнительные доходы как в форме налоговых поступлений (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при А., так и непосредственно от оживления экономической жизни. Новые экономические ресурсы использовались А. также для укрепления военной мощи феодального государства — в целях подавления народных движений (которые приобрели в этот период большой размах) и осуществления военной экспансии. Все черты, характерные (с различными модификациями) для А. в большинстве европейских стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции, где первые элементы А. появились в конце 15 — начале 16 вв., а расцвет относится ко времени Ришелье  и особенно Людовика XIV [1643—1715]. По мере укрепления капиталистического уклада абсолютизм, основной задачей которого оставалось сохранение устоев феодального порядка, постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом дальнейшего развития капитализма. В Англии, Франции А. был уничтожен в ходе ранних буржуазных революций 17—18 вв.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Синквейн ("синквейн" - от фр. слова, означающего "пять") - это стихотворение из 5 строк по определенной теме. Для сочинения синквейна дается 5 минут, после чего написанные стихотворения можно озвучить и обсудить в парах, группах или на всю аудиторию.

     Правила написания синквейна:

1.        В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

2.        Вторая строчка - это описание этой темы двумя прилагательными.

3.        Третья строчка - это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.

4.        Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.

5.        Последняя строка - это синоним темы, подчеркивающий её суть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока по теме "Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера" (технология развития критического мышления)

Конспект урока по информатике для 9-го класса с ОВЗ по теме "Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера".В уроке применена педагогическая технология развития критического мышления.В ходе урок...