Моё Отечество 200 лет тому назад
классный час по истории (8 класс) по теме

 

Москвина Татьяна Владимировна

Учитель истории 

МКОУ « Саргатская основная общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие «Моё Отечество 200 лет тому назад»

Цели:

- привить интерес к предмету истории через приобщения учащихся к изучению героического прошлого России, истории Отечественной войны 1812 года;

    - расширить и углубить знания учащихся о выдающихся личностях  России;

    - создать условия для развития логического и нестандартного мышления.     

 

Задачи:

- сохранение  памяти  об историческом прошлом.

- воспитание у учащихся любви к Родине через изучение истории уважения к предкам и гордости за их воинские подвиги.

- развитие творческих способностей учащихся.

            -  укрепление чувства товарищества  в групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2012.docx959.69 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

Внеклассное мероприятие:

 «МОЁ ОТЕЧЕСТВО 200 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД….»

Разработала: Москвина Татьяна Владимировна

 учитель истории

МКОУ «Саргатская  ООШ»

ИГРА: «МОЁ ОТЕЧЕСТВО 200 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД….»

(Учебное сражение, посвященное победе русского народа в Отечественной войне 1812 года)

 

Цели:

- привить интерес к предмету истории через приобщения учащихся к изучению героического прошлого России, истории Отечественной войны 1812 года;

    - расширить и углубить знания учащихся о выдающихся личностях  России;

    - создать условия для развития логического и нестандартного мышления.              

Задачи:

- сохранение  памяти  об историческом прошлом.

- воспитание у учащихся любви к Родине через изучение истории уважения к предкам и гордости за их воинские подвиги.

- развитие творческих способностей учащихся.

            -  укрепление чувства товарищества  в групповой работе.

Тип: внеклассное мероприятие.

Форма: игра.

Оборудование: карточки с заданиями (приложение 1-3), стенд с перечнем конкурсов и критерием оценок.

Эпиграф на доске: 

«В ком нет любви к стране родной,

те сердцем нищие калеки».

                    Т.Шевченко

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. В учебном заведение заранее формируются команды из учащихся 8, 9 классов (от каждого класса по 6 человек; количество команд соответствует количеству классов в параллели).
  2. Объявляется состав жюри, которое представляет критерии оценок с перечнем конкурсов (запись на стенде, чтобы участники и зрители могли наблюдать за ходом и результатами игры).

Конкурсы

Очки

1-я команда

2-команда

3-я команда

4-я команда

1.Приветствие команд «Здравия желаю!»

5

2.Конкурс «Головоломка».

9

3. « Калейдоскоп событий».

21

4.«Герои легендарных времен».

20

После проведения каждого конкурса жюри вслух подводит итоги и записывает их в таблицу.

Ведущий в лице учителя или старшеклассника объявляет и объясняет правила каждого конкурса.

ХОД СРАЖЕНИЯ.

Учитель-ведущий: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни огромной страны. Вторжение неприятеля в пределы России, бородинское сражение, пожар Москвы, напряженная борьба с Великой армией Наполеона вызвали могучий народный подъем. Все народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, и, прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование.

          Народная мудрость гласит, что земля мо жет накормить человека своим хлебом, но защитить себя не может: это святое дело воинов - людей мужественных и смелых, отважных и выносливых.

Эта игра посвящается великой победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

     Вспомните, что вы читали, знаете о ней, и приготовьтесь к мирному сражению.

  1. Конкурс-приветствие «Здравия желаю!».

  Дело воина-защитника всегда было в почете на Руси. Многие войны в России были увенчаны успехом благодаря высочайшему дарованию воина-полководца, прославившего русское военное ис кусство на весь мир, Александра Васильевича Суворова. Всем известно, что его учеником был Михаил Илларионович Кутузов.

            Команды должны себя представить и поприветствовать друг дру га. Высший балл - 5 очков. Представление и приветствие должны со держать сведения из биографии М. И. Кутузова, его военных походов, деятельности.

  1. Конкурс «Головоломка».

   Командам  выдаются  листы с головоломкой (Приложение №1), которую нужно разгадать за определённое время ( за 3 минуты должны разгадать ее). За этот конкурс – 9 баллов.

  1. Конкурс « Калейдоскоп событий».

Участникам  предлагаются  к рассмотрению карточки с выдержками из описания крупнейших сражений Отечественной войны 1812 года и  их репродукциями

( Приложение №2).

Требуется  определить о каких сражениях идет речь, назвать дату начала, восстановить хронологическую последовательность, подобрать соответствующую репродукцию. Соотнести. Результаты зафиксировать в таблице, вместе  с номерами    выбранных  карточек лото. За этот конкурс  участники получают - 21 балл.

  1. Конкурс «Герои легендарных времен».

  Команды знакомятся с открытками «Герои отечественной войны 1812 года», художника Ю. Иванова и выдержками из биографии жизни каждого из них (Приложение №3). Определяют,  о ком идет речь. За этот конкурс  участники получают – 20 баллов.

Жюри подводит итоги. Объявляет победителей. Играет военный марш.

Учитель-ведущий:

«Чтобы стать умным и мужественным защитником Родины, нужно не только знать современную технику, иметь хорошую фи зическую подготовку, уметь переносить тяготы и лишения армей ской жизни, нужно стремиться быть похожим, подражать во всем тем, кто не позволил поработить нашу Родину. Значит надо больше читать и интересо ваться сведениями о великих русских людях, о событиях военных лет».

Играет военный марш.

Приложение №1

ГОЛОВОЛОМКА

1М

2

И

3К

4

У

5

Т

6

У

7

З

8

О

9В

ВПИШИТЕ  СЛОВА.

1.)Город по названию, которого названо одно из крупнейших сражений Отечественной войны 1812 года.

2.) 1) Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) Род войск с таким вооружением.

3.)Конное войско.

4.) Сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное  для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

5.) Артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.

6.) Система комплектования российской армии в начале XIX   века.

7.) Член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

8.) Пешее войско. В XIX веке.

9.) Город, который должен был первоначально стать местом соединения русских  армий.

Ответы:

«Калейдоскоп событий»                                                                                 Приложение №2

Дата.

Название

Сражения.

Описание

события(№).

Репродукция(№).

                     РЕПРОДУКЦИИ

Репродукция № 1.

Репродукция № 2.                  

Репродукция № 3.

Репродукция № 4  

Репродукция № 5.

Репродукция № 6.

Репродукция № 7

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ.

Описание события № 8

В ночь на …июня  началась переправа. Четыре ночи и четыре дня армия Наполеона «текла за ратью рать».

Сам Наполеон с удовольствием наблюдал за переправой. Сомкнутые ряды, равномерная поступь, парадные мундиры и развернутые знамена, трепещущие под ярким солнцем, – все крепило его веру в скорую и легкую победу. На лицах его солдат было выражение радости от начавшегося долгожданного похода. Они верили в свою звезду и звезду своего императора.

Описание события № 9

В начале августа под ….. про изошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того как русские войска и население покинули его, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продо вольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захва тить здесь так и не удалось. Русская армия была не только сохра нена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника впол не можно успешно бить.

Описание события №10

   Совещание русских военачальников, созванное М.И. Кутузовым в подмосковной деревне для решения участи Москвы. После Бородинского сражения русская армия из-за больших потерь отошла к Москве, и на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для битвы с войсками Наполеона I Бонапарта. Формально на совете обсуждался вопрос — дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя. Совет проходил в обстановке секретности без ведения протокола.

Описание события №11

   Из воспоминаний французского офицера.

Река эта, которую некоторые воображают гигантских размеров, на самом деле не шире улицы Рояль в Париже перед морским министерством. Что касается её глубины, то достаточно сказать, что за 72 часа перед тем 3 кавалерийских полка бригады перешли её вброд без всяких приключений и переправились через неё вновь в тот день, о котором идёт речь. Их лошади шли всё время по дну…

Описание события №12

Крупнейшее сражение войны началось ……..  в по ловине шестого утра. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

Описание события №13

Пока Наполеон ждал письма от Александра I с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный ма невр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно раз вернулась на юг и стала лагерем у села ……... Кутузов пере крыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продоволь ствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из вида. Это совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьез со мневаться в успехе своего похода в Россию.

Описание события №14

Сражение под …… явилось крупной стратегической победой русской армии, которая завладела инициативой, не допустила выхода противника в южные губернии и без большой битвы вынудила его к отступлению по разорённой Смоленской дороге, что имело для французской армии фатальные последствия из-за острых проблем со снабжением.

                               

«ГЕРОИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ВРЕМЁН»                    Приложение №3

№ 1

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участво вал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. В 1790-х годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805—1807 годах  отли чился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау. Во время рус ско-шведской войны 1808—1809 годов командовал корпусом в Финляндии, а затем был главнокомандующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810 года - военный министр. С войны 1812 года — главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Он избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически-настроенной армией. Не пользовавшийся популярностью полководец с иностранной фамилией,  передал командование М. И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине,  проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокоманду ющим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар-Сюр-Об, Фершампенуазе показал себя талантливым полководцем. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

№ 2

 Его военная деятельность  началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. В1776 году служил в Крыму под командованием А. В. Суворова. Очаков, Аккерман, Каушаны, Бендеры и, наконец, штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «...он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».

В 1793 году—   посол в Константинополе, затем командующий войс ками и флотом в Финляндии, литовский генерал-губернатор, генерал-губернатор Петербурга. В 1805 году командовал русскими войсками в войне против Напо леона в союзе с австрийскими войсками. В 1811 — главнокомандующий в Бессара бии. Имя великого русского полководца неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот заверша ющий период своей жизни он полностью проявил себя как стратег, государствен ный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

... Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине

« Иди, спасай». Ты встал и     спас...

№3

«Лучший генерал русской армии», — говорил Наполеон.

Участник штурма Очакова, Варшавы, он проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и ему, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе.

Войну 1812 года начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, он соединился с армией Барклая.

26 августа на Бородинском поле  совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земля ные укрепления:….. флеши. На них обрушился главный удар наполео новской армии. Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего….. отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу.

Через три недели  скончался.

№ 4

Военная деятельность  началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В. 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал дивизией. В 1810 году принимал участие в боях против турок на Дунае. В начале Отечественной войны — командир 7-го пехотного, корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 ав густа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На Бородинском поле стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея……… вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сра жении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом.

В день взятия Парижа корпус …… овладел господствовавшими над горо дом Бельвильскими высотами.

Последние годы жизни  были печальны. С. Г. Волконский — видный декабрист, был осужден к 20-летней каторге. Мария Николаевна Волконская — младшая дочь генерала — последовала в Сибирь за мужем.

«Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», — писал о нём Пушкин.


№ 5

Военную службу начал с 14 лет в армейской артиллерии. Участвовал в Закубанском походе Суворова, более 10 лет прослужил на Кавказе, командуя егерским полком. В 1809 году  был назначен шефом Томского пехотного полка, а в 1811 году назначен командовать 24-й пехотной дивизией, входившей в пехотный корпус Дохтурова. 5 августа 1812 года, с 4-х часов утра до 9-ти вечера 24-я дивизия под Смоленском отражала атаки французов под командованием маршала Нея. В Бородинском сражении батальон из его дивизии  участвовал в контратаке Ермолова на батарею Раевского, временно захваченную противником. Позже 24-я дивизия заняла оборону на возвышенности, где располагалась батарея. Во время штурма, когда французы ворвались на валы батареи, он принял участие в бою, был тяжело ранен и взят в плен.

По приказу Наполеона, который с уважением отнесся к раненому герою,  был отправлен во Францию. Но, несмотря на тщательное лечение,  умер от полученной раны.

№ 6

Свою военную службу начал под командованием Суворова. Он принадлежал к числу молодых сподвижников великого полководца наряду с Багратионом и Горчаковым. Участник сражения под Аустерлицем, боевых дей ствий на Дунае в 1806—1807 годах. 15 августа 1812 года  прибыл в действующую армию во главе 15 тысяч подкрепления. При Бородине командовал правым флангом, а в дальнейшем — центром русской армии. Командуя авангар дом русской армии во время отхода к Москве, а затем оставления Москвы, обеспе чил полный порядок в войсках. Предложил Мюрату перемирие на несколько часов, чтобы дать возможность русским войскам спокойно выйти из Москвы. В противном случае обещал драться до последнего солдата. Предложение было при нято. Во время наступления русской армии преследовал французов, командуя авангардом. С 1818 года был губернатором Петербурга. Во время восстания на Сенатской площади в 1825 году был смертельно ранен декабристом Каховским.

№ 7

Принадлежал к числу героев, ставших при жизни легендой. Начав Оте чественную войну командиром артиллерийской роты в 1-й Западной армии, он участвовал в обороне Смоленска, а позднее — в Бородинском сражении. Подвиг партизана…… начался после оставления Москвы русской армией. Во главе сформированного им партизанского отряда он начинает наносить неожиданные удары французам. «Фанатик в храбрости и патриотизме» — такую характери стику дал ему Кутузов. Переодевшись во вражескую форму, владевший несколькими языками, он проникал в тыл противника, доставая важные сведения. Человек беззаветно храбрый,  погиб в бою уже после изгнания французов из России. 26-летний герой навсегда вписал свое имя в летопись войны 1812 года.

№8

«Я был рожден для рокового 1812 года», — писал в автобиографии прославлен ный поэт-партизан. Сын командира Полтавского кон ного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кава лергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году он  ротмистр снова в гвардии. В кампанию 1807 года — адъютант Багра тиона. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Куту зова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.

«Звездный час»  настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка, предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы,  во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия его  отряда  послужили примером для создания других партизанских отрядов. Во время отступления фран цузов действия партизан приобрели еще более широкий размах. Возле села Ляхова его отряды,Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. После изгнания французов из пределов России он  в чине полковника сра жался под Калишем, Бауценом и Лейпцигом. В начале 1814 года командовал Ахтырским гусарским полком и, произведенный в генерал-майоры за битву при Ларотьере, во главе гусарской бригады выступил в Париж. Служил до 1831 года. Скончался скоропостижно 23 апреля 1839 года.

№9

Нашествие Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Во всенародную борьбу с захватчиками входили представители всех слоев населения. Сохранилась память и о героинях той поры.

Участница войны 1812 года вызывала у современников удив ление и восхищение. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. «Кавалерист-деви ца» она оставила «Записки», в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь. «Записки» ……получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, «что нежные пальчики, некогда сжимавшие окро вавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живым и пламен ным».

№ 10

Война 1812 года вызвала высочайший патриотический подъем не только в армии, но и во всем народе и стала Отечественной. Наряду с отрядами, выделен ными из армейских частей Кутузовым для ведения партизанской «малой» войны, в действиях против французов принимали участие многие крестьяне. Руководите лем одного из самых крупных крестьянских отрядов был крепостной крестьянин села Павлово - Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области) Герасим……. Во главе пяти тысяч пеших и пятисот конных партизан он вел бои с французами, захватывал обозы с оружием и продовольствием. За совершенные подвиги в войне 1812 года  был награжден солдатским Георгиев ским крестом и медалью «За участие в Отечественной войне 1812 года».

ОТВЕТЫ КОНКУРС «ГОЛОВОЛОМКА»

  1. Малоярославец
  1. Артиллерия
  1. Кавалерия
  1. Редут
  1. Батарея
  1. Рекрутская
  1. Партизан  
  1. Пехота
  1. Витебск

ОТВЕТЫ КОНКУРС «Калейдоскоп событий»

Дата

Название

Описание

Репродукция

12 июня 1812 года

Переправа через Неман. Вторжение Наполеона в Россию.

8

2

4-6 август 1812 года

Смоленское сражение

9

3

26 августа 1812 года

Бородинское сражение

12

7

1 сентября 1812 года

Военный совет в подмосковной деревне Фили

10

1

 6 сентября 1812 года

Тарутинский манёвр

13

5

12 октября 1812 года

Поражение французов под Малоярославцем

14

6

12-17 ноября 1812 года

Переправа через реку Березину

11

4

ОТВЕТЫ КОНКУРС «ГЕРОИ ЛЕГЕНДАРНЫХ ВРЕМЁН»

1.

Михаил Богданович Барклай де Толли

2.

Михаил Илларионович Кутузов

3.

Петр Иванович Багратион

4.

Николай Николаевич Раевский

5.

Петр Гаврилович Лихачев

6.

Михаил Андреевич Милорадович

7.

Александр Самойлович Фигнер

8.

Денис Васильевич Давыдов

9.

Надежда Андреевна Дурова

10.

Герасим Курин

Пояснительная записка.

Автор материала

Москвина Татьяна Владимировна

Должность

Учитель истории  

Образовательное учреждение

МКОУ « Саргатская Основная Общеобразовательная школа»

Название материала

«Мое Отечество 200 лет тому назад»

Вид ресурса

Текстовый документ, репродукции.

Цели, задачи материала.

Цели:

- привить интерес к предмету истории через приобщения учащихся к изучению героического прошлого России, истории Отечественной войны 1812 года;

    - расширить и углубить знания учащихся о выдающихся личностях  России;

    - создать условия для развития логического и нестандартного мышления.              

Задачи:

- сохранение  памяти  об историческом прошлом.

- воспитание у учащихся любви к Родине через изучение истории уважения к предкам и гордости за их воинские подвиги.

- развитие творческих способностей учащихся.

            -  укрепление чувства товарищества  в групповой работе.

Список использованной литературы.

Ссылка на интернет ресурсы.

1. Н.А. Троицкий «1812.Великий год России». Москва. Изд. «Мысль». 1988 г.

2. Е.В. Тарле «Михаил Илларионович Кутузов – полководец и дипломат». Москва. Изд. «Пресса». 1994 г.

3. В. Бабкин «Народное ополчение в отечественной войне 1812 года». Москва. Изд. «Социально-экономической литературы». 1962 г.

4. Открытки «Герои отечественной войны 1812 года». Художник Ю. Иванов. Москва. Изд. «Изобразительное искусство». 1990 г.

5.http://www.museum.ru/1812/Painting/gess/index.html.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Назад в будущее"

Цель: пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни; формирование у обучающихся отрицательного отношения к табакокурению, алкогольной и наркотической зависимости; развитие творческого мышлени...

Обучение кувырку вперёд и назад без травм.

Данный материал, содержит подготовительные и подводящие упражнения при обучении кувырку вперёд и назад. Особое место в обучении уделено технике безопасности....

Московские бульвары двести лет назад

Образовательная  экскурсия по истории...

Назад в прошлое

Общешкольный вечер"Назад в прошлое"....