Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Попова Александра Валерьевна

Рабчая программа по истории для 10 класса, профильный уровень, к учебникам Павленко, Загладина(всеобщая история)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Солидарность

Рабочая программа учебного курса

по истории

для 10 класса

(профильный уровень)

на 2011-2012 учебный год

                                                                                Рассмотрено на заседании

 педагогического совета школы

протокол № _______

 от _______________ 2011 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Изучение курса истории в 10-11 классе на профильном уровне направлено да достижение следующих целей, обозначенных в государственном стандарте:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
  4. овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Для достижения поставленных целей планируется решение следующих дидактических  и методических задач:

  1.    обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;
  2.  помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;
  3. удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.

Рабочая программа по истории составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории, авторской программы, методических рекомендаций к учебнику Павленко Н. И., Андреева И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII  в.  Ч. I. Павленко Н. И., Ляшенко Л. М., История России XVIII-XIX вв. Ч II.,программы по всеобщей истории Загладина Н.В. Всемирная история. XX век. Программа курса. 10—11 классы( Русское слово, 2010 ) к учебнику «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.

     Программа по истории предназначена для преподавания в X классе с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин. На изучение углубленного курса истории в учебном плане отводится 102 часа, 3 часа  в неделю.

      Особенностью курса истории, изучаемого в X классе с углубленным изучением предмета, является его  непосредственная связь с задачей организации довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно решаются те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

      Основные содержательные линии рабочей программы по истории для X класса с углубленным изучением предмета реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы, правоведения, социологии.

Примерная программа по истории на профильном уровне предусматривает 140 часов на изучение курса: история России (с древнейших времён до середины XIX века)- не менее 72 часов) и   Всеобщая история (с древнейших времён до середины XIX века)- не менее 48 часов, резерв учебного времени – 20 часов. В соответствии с учебным планом школы в 10 классе (социально-гуманитарный профиль) на курс истории отводится 102 часа: 3 часа в неделю 67 часов - история России, 32 часа – всеобщая история, 3 часа – резерв учебного времени.  

В основы программы заложены следующие положения:

  1. использования современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды истории России;
  2. теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов российской истории и зарубежного мира, что предполагает установление преемственности с курсом всеобщей истории, обществознанием, литературой и др. предметами;
  3. включение в содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов историографического и методологического характера, позволяющих знакомить школьников с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории; показывать историческую науку как сложный процесс постижения истины;
  4. прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить учащихся с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное сотрудничество учителя и учащихся, развитие творческой познавательной самостоятельности школьников.

Историческое образование в 10 - 11 классах, на завершающей ступени среднего общего образования,  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль в курсе истории  на данной ступени играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования в 10 -11 классах  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков самостоятельного поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования  связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

       Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы программы и обзорно представить другие. Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса:

  1. уроки лекционно-семинарского типа;
  2. изучение исторических источников;
  3. обсуждение ученических сообщений;
  4. уроки-дискуссии и др.

 

      Подобная организация обучения будет способствовать решению основных задач – дать ученикам прочную основу исторического образования, углубить интерес к истории, способствовать ее научному пониманию, содействовать в выборе будущей профессии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Древнейшая история человечества (1 часа)

   Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

   Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству.       Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.

ИСТОРИЯ РОССИИ

 История России – часть всемирной истории  (1 час)

Предмет изучения исторической науки, его осо бенности. Российские историки и исторические школы. Концепции изучения исторического прошлого человечества

Тема I. Древняя Русь (5 часов)

   Расселение, занятия, быт, верования восточных славян. Славяне и их соседи. Формирование Древнерусского государства. Версии происхож дения государства на Руси. Норманнская те ория. Новгород и Киев.

   Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли. Первые Рюриковичи. Князь и дружи на. Крещение Руси. Обычное право и правовые акты в истории Древней Руси. Русская Правда

Древнерусское государство как раннефеодаль ная монархия.

Обзор письменных источников по истории Древней Руси. Исторические источники и принципы их анализа. Необходимость комп лексного анализа различных источников.

Основные задачи и направления внешней поли тики (захват добычи, дани; установление выгод ных торговых отношений; расширение границ; оборона территории). Походы древнерусских князей. Борьба со Степью. Оборона славянских земель от степных кочевников. Русь и Византия. Борьба Руси с экспансией крестоносцев на бе регах Балтики. Место Древнерусского государ ства в Европе (хозяйственные и культурные свя зи, династические браки).

Влияние особенностей природы края на жизнь древних славян. Дохристианский быт, ценност ные представления и их связь с языческими ве рованиями славян. Быт, уклад жизни русского общества после при нятия христианства. Особенности восприятия мира средневековым человеком. Влияние хрис тианских моральных норм, традиций, духовного опыта на формирование древнерусской народ ности и ее самобытной культуры.

Основные понятия:

Племя. Вече. Варяги. Князь. Дружина. Вотчина. Удел. Смерд, рядович, закуп,

холоп, челядь, изгой. Оброк. Полюдье. Десятина. Вира. Путь «из варяг в греки».

Язычество. Христианство, православие, крещение, митропо лит. Мозаика, фреска.

Славянская письменность, глаголица, ки риллица (Кирилл и Мефодий). Летопись. Норманнская теория.

Тема II. Удельная Русь (5 часов)

Политическая раздробленность Руси. Законо мерность периода государственной раздроблен ности Руси. Положительное и отрицательное влияние этого явления на экономическое, по литическое, культурное развитие страны. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Ве ликий; Галицко-Волынское княжество: полити ческий строй, развитие хозяйства, культура.

Держава Чингисхана. Нашествие Батыя. Обо собление Юго-Западной Руси. Борьба Севе ро-Западной Руси против экспансии с Запада. Русь и Орда.

«Вызов» Востока и угроза «латинского завоева ния» с Запада. Нравственный выбор: борьба с ордынскими владыками или примирение и со существование? Влияние монголо-татарского ига на последующее развитие страны.

Основные понятия:

Политическая раздробленность (феодальная раздроблен ность). Золотая Орда.

Баскак. Ярлык на великое княжение.

Тема III. Московская Русь (5 часов)

Предпосылки, особенности и этапы формирова ния единого централизованного Русского госу дарства. Центры объединения Руси: проблема ли дерства. Начало возвышения Москвы. Москов ские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Куликовская битва. Борьба за централи зацию в ходе феодальной войны в Московском княжестве во 2-й четверти XV в. Завершение объ единения русских земель и формирования Рос сийского государства при Иване III и Василии III. Прекращение зависимости Руси от Орды. Цент рализация власти. Начало закрепощения кресть ян. Судебник 1497 г. Вотчинно-поместное зем левладение и формы зависимости крестьян.

Летописание. Появление летописных сводов общерусского характера. Особенности житийного жанра (агиографиче ских источников), «хождений». «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побо ище»: подъем национального самосознания русского народа.

Основные понятия:

Пожилое, Юрьев день.

Крепостное пра во. Посад, слобода, белая слобода. Судебник.

Приказ, дьяк. Местничество, кормление.

Боярская дума.

Нестяжатели, иосифляне. Ересь. Религиозный центр,

Национальное самосознание, феодальная война, уния, автокефалия.

Тема IV. Эпоха Ивана Грозного (5 часов)

Россия при Иване IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Сословно-представительная монархия. Оприч нина. Становление самодержавия. Внешняя по литика Ивана IV. Ливонская война. Итоги прав ления Ивана IV.

Обстоятельства появления посланий Курбского к Ивану IV. Особенности стиля писем Курбско го и посланий Ивана Грозного. Памфлет А. Курбского «История о великом князе Мос ковском» о деспотизме и тиранстве царя. Переписка Ивана IV и Андрея Курбского — вы дающийся памятник русской политической мысли  XVI  в.

Международные отношения Российского госу дарства. Записки современников-иностранцев о Руси и России — ценные исторические свиде тельства. Особенности данного вида историче ских источников (путевых заметок, дипломати ческих отчетов).

Ценности, идеалы традиционной христианской культуры Московского государства. Защита «московской старины» в решениях «Стоглава». «Домострой» о мире патриархальной русской семьи XVI в. Религиозная литература. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Фольк лорная культура народа, ее особенности. Взаим ное влияние русской и зарубежной культуры как «диалог» культур.

Русская Церковь и Золотая Орда. Истоки рели гиозной терпимости завоевателей. Поиск церковными деятелями новых форм взаимоотно шений со светскими правителями (середина XIII—XIV в.). Упрочение положения Церкви как политической силы (XV—XVI вв.).

Основные понятия:

Заповедные лета, урочные лета. Царь. Избран ная рада. Земский собор. Стрельцы. Опричнина, земщина. «Угличское дело».

Тема V. Смутное время (3 часа)

Кризис конца XVI — начала XVII в. Смута (при чины, сущность, последствия). Освободитель ная борьба против интервентов. Начало динас тии Романовых.

Причины, сущность Смутного времени. Масш табы и характер кризиса российского общества на рубеже столетий. Силы, претендовавшие на власть в период Смуты. Проблема самозванства. Альтернативы политического развития России в начале XVII в.

Основные понятия:

Смута, «крестоцеловальная запись», Семибоярщина, Совет всей земли интервенция, ополчение.

Тема VI. Вступление России в новый период (4 часа)

Экономическое развитие: аграрное производст во; крепостное хозяйство. Развитие мануфак турного и мелкотоварного производства. Рост товарно-денежных отношений. Начало освое ния Сибири и Дальнего Востока. Народы Рос сии в XVII в.

Рост территории, населения России в XVII в. Города. Товарное производство. Мануфактура. Начало складывания всероссийского рынка. Торговля.

Общественно-политическое устройство (само державие; сословная структура общества). Со циальные движения в XVII в. (причины, фор мы, особенности)

Основные вехи закрепощения крестьянства (XI—XVII вв.). Окончательное закрепощение крестьян. Крепостничество как правовое и со циально-психологическое явление. Движение С. Разина. Различные точки зрения в исторической науке на характер движения под предводительством С. Разина.

Церковный раскол. Патриарх Никон и прото поп Аввакум.

Тема VII. На путях к абсолютной монархии (5  часов)

Отмирание сословно-представительной монар хии. Переход к абсолютизму. Угасание Земских соборов. Боярская дума и приказная система. Отмена местничества.

Война с Речью Посполитой. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. От ношения с Крымским ханством, Османской империей.

Обмирщение культуры. Особенности быта: кон серватизм, патриархальность, замкнутость. Пе реход от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре нового времени. Новые черты духовной жизни русского общест ва второй половины XVII столетия.

Эволюция общества и государства в XVI— XVII вв. и основные тенденции в развитии прозы. Просветительские идеи Максима Грека. Развитие русской общественно-политической мысли: отношение к государственной власти. Интерес литературы XVII в. к внутреннему миру человека. Русская стихотворная культура. Но вые жанры (сатира, драма, лирика).

Города (посады и слободы), села, деревни XVII в. Образ домашней жизни (дворы и дома, одежда, питание). Семейные нравы, обычаи. Досуг и развлечения (путешествия, прием гос тей, игры и забавы, увлечения, праздники). Обыденные представления, чувства и мироощу щения, повседневное мировоззрение широких слоев населения (ментальность). Устное народное творчество (сказки, приметы, обряды). Особенности жизни и быта населения различных регионов, вероисповеданий, соци ального положения.

Основные понятия:

 «Белая слобода», тягло, мануфактура, общероссийский рынок, ярмарка.

 «Бунташный век». Раскол, старообрядцы (староверы).  Хо ванщина.

Землепроходцы, острог, колонизация. Ясак.

Шатровый стиль. Московское (Нарышкинское) барокко. Парсуна.

Тема VIII. Преобразования Петра Великого и рождение империи (5 часов)

Противоречия и тенденции в развитии страны. Предпосылки преобразований эпохи Петра Ве ликого.

Проекты Ф. Салтыкова, А. Курбатова, И. Посошкова и др.

Внешняя политика петровской России. Север ная война.

Основание Санкт-Петербурга. Причины, моти вы перенесения столицы из Москвы в Петербург. Петербург как политический, военно-мор ской, культурный центр России XVIII в. Сущность и целесообразность «спора» о значи мости столичных городов России.

Преобразования Петра I (социально-экономи ческие, государственно-административные, во енные), их предпосылки и последствия. Образо вание Российской империи. Формирование новой государственной элиты. Утверждение абсолютизма.

Необходимость реформирования системы уп равления в стране. Содержание, сущность, зна чение реформ органов власти Петром I.

Петр I и эпоха реформ. Методы проведения преобразований. Изменения в культуре, образе жизни, «европеизация». Развитие образования. Дискуссия о роли петровской эпохи в развитии русской национальной культуры.

Основные понятия:

Рекрутский набор, единонаследие.

Меркан тилизм, протекционизм. Крепостное право. Приписные кре стьяне, посессионные крестьяне.

Сенат, коллегии. Синод, обер-прокурор, губерния, империя, Табель о рангах.

Кунсткамера. Ассамблеи.

Тема IX. Российская империя в 1725— 1762 гг. (3 часа)

Вопрос о престолонаследии: претенденты, спо ры о кандидатурах. «Кондиции» Верховного тайного совета. Альтернативные проекты огра ничения самодержавия в России. Провал по пытки ограничения монархии: причины, по следствия.

Сущность, историческое значение событий зи мы 1730 г. в Москве.

Понятие «дворцовые перевороты», их причины и сущность. Современные дискуссии. Хроноло гия, участники событий «эпохи дворцовых пере воротов» в России XVIII в. Характерные черты послепетровского периода истории страны. Ос новные итоги внутренней и внешней политики.

Внутренняя политика Екатерины II. «Просве щенный абсолютизм». Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» дворянст ва. Экономическое развитие (рост мануфактур и промыслов, развитие торговли). Ужесточение крепостничества.

Причины, основные события, значение кресть янской войны. Е. Пугачев.

Русская общественная мысль в XVIII в. Просветительство XVIII в.: М. Ломоносов, Я. Козельский. Взгляды Н. Новикова. М. Щербатов как идеолог консервативного дво рянства, сторонник ограниченной монархии. Социальный идеал А. Н. Радищева.

Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны, их итоги. Русское во енное искусство. Участие России в разделах Ре чи Посполитой.

Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Развитие образования и науки; художественная культура; быт.

Основные понятия:

Дворцовый переворот. Гвардия. Верховный тайный совет. Фаворитизм. Бироновщина.

         

Тема X. Россия при Екатерине II и Павле I (7 часов)

Внутренняя политика Екатерины II. «Просве щенный абсолютизм». Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» дворянст ва. Экономическое развитие (рост мануфактур и промыслов, развитие торговли). Ужесточение крепостничества

Причины, основные события, значение кресть янской войны. Е. Пугачев

Русская общественная мысль в XVIII в. Просветительство XVIII в.: М. Ломоносов,

Я. Козельский. Взгляды Н. Новикова. М. Щербатов как идеолог консервативного дво рянства, сторонник ограниченной монархии. Социальный идеал А. Н. Радищева

Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны, их итоги. Русское во енное искусство. Участие России в разделах Ре чи Посполитой

Внутренняя и внешняя политика Павла I

Развитие образования и науки; художественная культура; быт

Основные понятия:

Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия. Генерал-губернатор.  Монополия. Жалованная грамота, мещанство. Крестьянская война.

Сен тиментализм. Классицизм.

Тема XI. Общественно-политическое развитие России в правление Александра I (3 часа)

Внутренняя политика Александра I: реформы и реформаторы. Россия в европейской системе международных отношений в период революци онных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (основные события и итоги, их воздействие на развитие национального и общественного само сознания). Герои войны. Россия и Священный союз.

Зарождение организованного политического движения в империи. Понятие «декабризм», сущность, истоки идеологии декабристского движения. Декабристские организации, их про граммные проекты.

Историческое значение, проблема актуальности нравственного опыта движения декабристов.

Основные понятия:

Российская империя. Самодержавие. Министерство. Госу дарственный совет.

Сословия (дворяне, духовенство, мещане, крестьяне, казаки). Крепостное право. Крепостные, удельные, государственные крестьяне. Барщина, оброк, месячина. Рекрутская повинность. Военные поселения.

Декабристы.

Ислам. Имамат. Газават. Мюридизм.

Антинаполеоновские коалиции. Отечественная война. Священный союз.

Тема ХII. Общественно-политическое развитие России в правление Николая I (3 часа )

Внутренняя политика Николая I. Кавказская война. Крымская война. Общественное движение в 30—50-е гг. XIX в. Охранители, славянофилы и западники, сто ронники общинного социализма/

Сатирическая графика о проблемах российской действительности середины XIX в. Свобода творчества и цензурный гнет. Особен ности карикатуры как исторического источника.

Николай I как человек и государственный де ятель.

Основные понятия:

Теория официальной народности. Цензура. Корпус жандармов.

Славянофилы, западники.

Восточный вопрос.

           

Темы ХIII. Социально-экономическое развитие, культура России в первой половине XIX в. (4 часа).

Рост территорий империи. Население и реги оны. Достижения и противоречия в социаль но-экономическом развитии России к середине XIX в.

Русская православная церковь. Быт, нравы го рода и деревни. Развитие культуры в первой по ловине XIX в.: наука и образование; журналис тика; основные стили в художественной куль туре.

Основные понятия:

Отходник, «капиталистый» кре стьянин. Промышленная революция (промышленный переворот).

Сентиментализм, классицизм, ампир, романтизм, русско-византийский стиль. Реализм.

Тема XIV. Культура России в первой половине XIX в.(2 часа)

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Глава XV. Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ (5 часов)

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860–1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Глава XVI. Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60—70-х гг.(3 часа)

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-е гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.

 Глава XVII. Культура России во второй половине XIX в.(2 часа)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (32 часа)

Древнейшая история человечества (первая тема курса истории)

   Цивилизации Древнего мира (10 часов)

   Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

   Архаичные цивилизации - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

   Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

   Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

   Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

   «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).

Средневековье (9 часов)

   Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.

   «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

   Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Отражение мировосприятия человека в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

   Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

   Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

   Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: универсальные черты социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в ХIV-ХV вв. Столетняя война и крестьянские восстания. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации (12 часов)

   Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

   Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

   Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

   Новации и образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

   От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей.

   Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции ХVII-ХIХ вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

   Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографического развития.

   Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в ХVII-ХIХ вв. Культурное и философское наследие Нового времени.

   Предпосылки формирования «эшелонов» модернизации - различных модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации», «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

   Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

       В результате изучения истории в X классе с углубленным изучением предмета ученик должен

знать/понимать

  1. факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
  2. принципы и способы периодизации всемирной истории;
  3. важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
  4. особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
  5. историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
  6. взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

  1. проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
  3. классифицировать исторические источники по типу информации;
  4. использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  5. различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
  6. использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  7. систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  8. формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  9. участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  10. представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  2. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  3. формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  4. учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  5. осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся

Павленко Н. И. История России. XVIII-XIX  века. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2007.

Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2008.

Для учителя

1.И. Л. Андреев Г. М. Плоткин. Рабочая тетрадь к учебнику Н И Павленко И Л Андреева История России с древнейших времен до конца XVII века 10 класс. – М.: Дрофа 2010

2. И. Л. Андреев Л. М. Лященко Г. М. Плоткин Рабочая тетрадь к учебнику Н И Павленко Л М Ляшенко В А Твардовской `История России XVIII-XIX века. 10 класс. – М.:  Дрофа 2010

3. Серов Б. Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2007

4. История: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы / Авт. П.А. Баранов, С.В, Шевченко; под ред. П.А, Баранова. – М.: СПб: «Просвещение», 2011.

5.         ЕГЭ 2010. История: сборник экзаменационных заданий/ Авт.-сост.: Е.А. Гевур-кова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова и др. – М.: Эксмо, 2009.

6.        Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История. Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова. Я.В. Соловьев. – М.: Экзамен, 2010.

7. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Авторы-составители :А.С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохона. Учебное пособие.- М., 1999.

Календарно-тематическое планирование по истории

10 класс (социально-гуманитарный профиль), 102 часа, 3 часа в неделю

Учитель Попова А.В.

Дата

По плану/ дано

Тема раздела учебного курса

№ урока

Тема и краткое содержание урока

Введение

1

Древнейшая история человечества

2

История России – часть всемирной истории  

Древняя Русь (6 часов)

3

Происхождение славян

4

 Восточные славяне в древности

5

Образование Древнерусского государства

6

 Первые киевские князья

7

Русь во времена Владимира Святославича

Расцвет Древнерусского государства

8

Общество и государство Древней Руси. Самостоятельная работа по теме «Древняя Русь».

Удельная Русь (3 часа)

9

Феодальная раздробленность на Руси .Господин Великий Новгород

10

Культура Древней Руси

11

Нашествие. Ордынское владычество на Руси. Самостоятельная работа по разделу.

Московская Русь (5 часов)

12

Возвышение Москвы

 Княжение Дмитрия Донского

13

Русские земли в конце XIV — первой половине XV в.

14

Образование единого Русского государства

15

Русское государство и общество во второй половине XV — начале XVI в.

16

Русская культура второй половины XIII—XV в. Контрольная работа «Русь в IX-XV вв.»

Эпоха Ивана Грозного (5 часов)

17

Начало правления Ивана IV

18

Реформы Ивана Грозного и их результаты

19

Россия в годы Ливонской войны и опричнины

20

Россия в конце XVI в.

21

Русская культура XVI в. Тестирование по материалам ЕГЭ.

Смутное время (3 часа)

22

Начало Смуты

23

Правление Василия Шуйского

24

Освобождение Москвы.  Правление первого Романова. Самостоятельная работа. «Смутное время»

Вступление России в новый период (4 часа)

25

Хозяйственное развитие

26

Соляной бунт и Соборное уложение 1649 г.

 Социально-экономическая политика после принятия Соборного уложения

27

Движение Степана Разина

28

Раскол. Тестирование.

На путях к абсолютной монархии (5 часов)

29

Царская власть и эволюция государственного аппарата Дело патриарха Никона

30

Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношения

31

Освоение Сибири

32

Россия при Федоре Алексеевиче

33

Обмирщение русской культуры. Быт. Самостоятельная работа.

Преобразования Петра Великого и рождение империи (5 часов)

34

Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I

 От первой Нарвы до Полтавы

35

Административная реформа Петра I

36

Победы на театре войны и Ништадтский мир

37

Социальная и экономическая политика.  Противники и сторонники реформ

38

Новшества в быту. Контрольная работа. «Эпоха великих преобразований»

Российская империя в 1725—1762 гг (2 часа)

39

Дворцовые перевороты Социально-экономическая политика

40

Внешняя политика. Тестирование

Россия при Екатерине II и Павле I (7 часов)

41

Первые годы правления Екатерины П. Просвещенная императрица.  Уложенная комиссия 1767—1768 гг.

42

 Русско-турецкая война 1768—1774 гг. Первый раздел Речи Посполитой

43

Состояние экономики во второй половине XVIII в.

44

 Крестьянская война 1773—1775 гг. Внутренняя политика после крестьянской войны

45

Войны России с Османской империей и Швецией. Разделы Речи Посполитой. Борьба с Французской революцией

46

Россия при Павле I

47

Культура и быт. Презентации уч-ся.

Общественно-политическое развитие России в правление Александра I

 (2 часа)

48

Внутренняя политика правительства Александра I Внешняя политика России при Александре I

49

Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов. Тестирование.

Общественно-политическое развитие России в правление Николая I (3 часа)

50

Внутренняя политика Николая I

51

Внешняя политика Николая I. Крымская война

52

Общественное движение в годы правления Николая I. Тестирование.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (4 часа)

53

Экономическое развитие в 1801 —1855 гг.

54

Социальный строй в первой половине XIX в.

55

Русская православная церковь в первой половине XIX в.

56

Быт основных слоев населения. Самостоятельбная работа.

Культура России в первой половине XIX в. (2 часа)

57

Просвещение и наука

Феномен российской журналистики: от собеседника до учителя жизни

58

Архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр первой половины XIX в.

Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ (5 часов)

59

Вступление на престол Александра II. Подготовка и проведение крестьянской реформы.

60

Реформы в системе управления в 60—70-е гг. XIX в. Военная реформа. Реформы в области печати и образования

61

Сельское хозяйство и промышленность в 60—70-е гг. Общественное движение 60-х гг. XIX в.

62

Внешняя политика России в 60—70-е гг. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

63

Народничество 1870-х гг.: идеология и практика

 Общественный подъем на рубеже 70—80-х гг. XIX в. Кризис самодержавия. Самостоятельная работа.

Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60—70-х гг (3 часа)

64

 Вступление на престол Александра III. Первые шаги новой власти. План контрреформ как основа внутренней политики Александра III. Внешняя политика

65

Российская промышленность: успехи и издержки развития. Сельское хозяйство

66

Общественная жизнь 80—90-х гг. XIX в.

 Население России во второй половине XIX в. Социальный состав. Сельский и городской быт. Православная церковь

Культура России во второй половине XIX в. (2 часа)

67,68

 Наука во второй половине XIX в. Искусство

Цивилизации Древнего мира (10 часов)

69

Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов  

70

Проблемы периодизации всемирной истории. Первобытная эпоха. Неолитическая революция  

71

Первые государства Древнего мира

72

Деспотии Востока  

73

Расширение ареала цивилизации  

74

Города-государства Греции и Италии  

75

Борьба за господство над Средиземноморьем

76

Возвышение Рима  5  

77

Изменение условий развития народов Евразии

78

Закат Римской Империи  

Средневековье (9 часов)

79

Мир эпохи Средневековья  

80

Экспансия ислама  

81

Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе  

82

Византия и Восточная Европа в V-X вв

83

Западная Европа в XII-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы  

84

Общественно-политическое развитие государств Европы

85

Государства Азии в период европейского Средневековья

86

Международные отношения и войны Средневековья  

87

 Духовная жизнь европейского Средневековья.

Новое время: эпоха модернизации (12 часов)

88

Новое время: эпоха перемен  

89

Великие географические открытия. Завоевание Америки

90

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации  

91

Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе  

92

Время революционных потрясений и перемен. Первые буржуазные революции.  Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм  

93

Война за независимость в Северной Америке

94

Великая французская революция и ее последствия для Европы  

95

Промышленный переворот в Англии и его последствия.  Европа: противоречия промышленной эпохи  

96

Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

97

Страны континентальной Европы в период промышленного переворота  

98

Страны Западного полушария в XIX в.  

99

Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис "традиционного общества" в странах Востока  

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...