Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_nauka_i_filosofiya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Образование, наука и философия в эпоху расцвета Cредневековья»

Маслакова А. Б.

учитель истории МБОУ «СОШ№24»,

г. Братск, Иркутской обл.


Тема: Образование, наука и философия в эпоху расцвета Cредневековья.

Цель: познакомить с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о наиболее ярких философах изучаемого периода.

Основные понятия: культура, университет, теология, ректор, декан, ваганты, схоластика, логика.

Формирование УУД.

Регулятивные – через работу с источником, соотнесение написанного учеником с ответом на доске.

Познавательные – через самостоятельную работу с текстом учебника, выделение главной мысли текста, заполнение таблицы, обоснование своего ответа.

Коммуникабельные – через умение слушать других, соотносить свое мнение с чужим.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Вы уже знаете, что в Средневековой Европе идет бурное развитие городов, развивается ремесло, торговля. Все больше людей стремилось овладеть знаниями. Эти изменения коснулись и были непрерывно связаны с культурой. Сегодня мы начнем изучение нового раздела «Культура Западной Европы XI - XIII вв.».

Мини-беседа: Что такое культура? (слайд).

  1. Целеполагание.

Культура – понятие обширное. На уроке мы затронем только некоторые его стороны: образование, науку и философию. На других уроках истории вы продолжите знакомство с другими сторонами культуры.

  1. Изучение нового материала.
  1. Образование.

Рассказ учителя.

а) В Раннее Средневековье образование в основном, можно было получить в монастырях. Потребность в грамотных людях привела к тому, что школы стали открываться в городах, например, при ремесленном цехе (слайд).

Средневековые школы

Церковные

Высшие школы-университеты

Не церковные

б) Самостоятельное изучение материала с составлением опорного конспекта (стр. 173-175).

Первые университеты

Название

Страна

Болонский (1088 г.)

Парижский (1150 г.)

Тулузский (1229 г.)

Оксфордский (1167 г.)

Кембриджский (1229 г.)

 

Структура университета

Возглавляет ________________________

Факультеты (возглавляет _____________)

Начальный: артистический

Студент            ______________            магистр

(После заполнения проверка по слайду)

в) Подведение итогов этапа урока. (Знакомство с гимном всех студентов Gaudeamus; физкультминутка под «Прощание со Швабией»)

Некогда средневековые студенты создали гимн, прославляющий молодость, университеты, свои города. Прошли сотни лет, но до сих пор этот гимн является гимном всех студентов. Под гимн прошу всех встать (звучит гимн). Прошу садиться.

А еще каждый из вас знаком с творчеством бродячих студентов – вагантов.

(Физ. минутка).

  1. Философия.

а) Рассказ учителя. Ученики во время рассказа вносят имена в таблицу:

Имя

Годы жизни

Основное содержание учения

1079—1142

Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и полагаться не на авторитеты, а на свой разум

1090—1153

Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость Божья может открыть людям тайны мироздания

ок.1214— после 1292

Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания, предвидел многие изобретения и открытия будущего

1225/1226— 1274

Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений

Философия – слово греческого происхождения, буквально означает любовь к мудрости. Наиболее яркими философами того времени были Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Роджер Бэкон и Фома Аквинский.

В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр, на его лекции собирались ученики со всей Европы. Абеляр считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать, таким образом, новое знание. Не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам церкви. Нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем стал Бернар – аббат монастыря Клерво (Бернар Клервосский).

Бернар Клервосский имел славу святого еще при жизни, отличался редким красноречием, пользовался огромным влиянием. Он отрицал способность человека познать мир. Удел смертных – молиться и верить, только вера по милости Божьей может открыть человеку тайну мироздания.

Спор Бернара и Абеляра – столкновение двух разных взглядов на мир и человека, Веры и Разума. В XII веке разум уступил вере. Пьер Абеляр долгое время подвергался гонениям, его учение было осуждено церковью.

Роджер Бэкон считал, что только опыт позволяет проверить истинность знаний. Он предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти: телескоп, летательный аппарат, автомобиль. За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провел в монастырской тюрьме.

Схоластика. Одним из самых величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика – «школьная философия», бесплодное умствование, оторванное от реальной жизни.

Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум не должен ставить под сомнение веру. Они полагали, что все рассуждения должны быть строго логичными, иначе можно прийти к опасным заблуждениям. Именно схоласты усердно разрабатывали логику – способность правильно мыслить, выстраивать правильные цепочки рассуждений.

Схоластика родилась в XI в., её расцвет пришелся на творчество Фомы Аквинского, который создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений. Книга «Сумма теологий» - его главный труд.

Вскоре после смерти Фомы Аквинского церковь приняла его учение, позже Аквинский был причислен к лику святых. Со временем схоластика теряет свое значение, хотя на ее почве были воспитаны многие мыслители.

Традиции, созданные средневековыми университетами, наукой, философией сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.

  1. Подведение итогов урока.

Вопрос для обсуждения: Какое развитие  получило образование в Западной Европе в XI – XIII вв.?

Домашнее задание:

Прочитать п. 18, ответить устно на вопросы 1,3 с 179. Выписать из учебника п.18 определения: университет, ваганты, теология, схоластика, логика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест Эпоха классического средневековья и раннее новое время

Тест предназначен для повторения и обобщения материала по всеобщей истории 10 класса...

17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве

Конспект урока по литературе в 9 классе. Презентация прилагается...

Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.Целью урока являет...

проверочная работа "Расцвет средневековья "

проверочная работа "Расцвет средневековья "  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Образование и философия в эпоху Средневековья

Презентация "Образование и философия в эпоху Средневековья"Представления о мире, первые университеты, схоластика,...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....