Урок "Политический режим 30-х годов в СССР"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Бегунова Елена Анатольевна

Данный урок- исследовательское моделирование проводится мной с 2004 года, в классах разного уровня. Потрясающая атмосфера на уроке  Это погружение в эпоху 30-х годов позволяет на основе личностного восприятия формировать информационный запрос учащихся, здесь же используется групповая работа, информационные технологии, развитие творческих способностей, получает оценку каждый ученик 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – методическая разработка

Тема: Политический режим 30-х гг. в СССР (урок – исследовательское моделирование)

Цели:

формирование информационного запроса учащимися, на основе личностного восприятия,

 развитие мотивирующей деятельности,  развитие интереса, внимания, проблемного восприятия событий.

Задачи:                

               - определить черты политического режима в СССР 30-х гг., проанализировать и сделать выводы.

Атрибутика:  

1) Зрительный ряд (соц. – реалистичные картины и иллюстрации советских художников, фото - монтажи)

                         2) Тексты песен 30-х годов

                         3) на столах разложены материалы,  документы, иллюстрации

                         4) аудиозаписи с голосом Сталина (из речи перед избирателями 1937г. и домохозяйки Сидякиной, январь 1937г.)

                         5) Слайды с картинами современных художников.

На доске:   тема, карта  и 2 высказывания:

  1. «Когда страна прикажет быть героем у нас героем становится любой» Лебедев – Кумач.
  2. «Жить стало лучше, жить стало веселее» И.В. Сталин
  1. Организация урока:

деление на группы

       II.           Вступительное слово учителя:

                      Сегодня мы с вами совершаем путешествие в прошлое страны Советов, в 30-е годы, Картины прошлого помогут нам сопереживая героям строителям социализма, понять настроения, жизнь, мышление человека того времени, определить черты того времени, политического режима в СССР.

       III.  Работа учащихся:

I этап  (воображение).

Ваша задача внимательно слушать и смотреть, представлять и участвовать.

Усаживайтесь поудобнее, стартуем!

Звучит (издалека, негромко) «Марш энтузиастов», а вот и картины  жизни страны Советов:

Юрий Пименов – Новая Москва (1937)

Аркадий Пластов «Родник»,  строители-монтажники (комментарий учителя-«Для нас нет преград», « Всё выше , выше и выше»)

Слайды:              

                             1) Сергей Герасимов «Колхозный праздник» (1937г.)

                             2) духовная атмосфера 30-х годов хорошо передается Константином Истоминым «Вузовки» (1933г.)

- комсомольцы,  пионеры, проекты советских архитекторов –

Прослушиваются аудиозаписи

Учитель: Вот она страна, где мы живем (из детской книжки Сергея  Баруздина с.39).

Вопросы к учащимся:  

  1. Как настроение?  Каково ваше впечатление? (2-3 эпитета,  ассоциации)
  2. Что вы увидели? (страна-стройка, много красного цвета, мужчины и женщины создают труд, коллективизм, все счастливы!)

II этап (социализация)

Учащиеся должны создать продукт, коллективная работа по группам

Задание: надо каждой группе выбрать одну из песен для коллективного исполнения (можно с  элементами постановки) и определить победителей ( за 1-2 места-Сталинская премия, за 3-4 места - премия ЦК ВКП (б)

III этап

Теперь каждая группа на основе увиденного, услышанного и своих впечатлений, охарактеризует страну, в которую «попали».

Надо представить: экономику, политику, идеологию.

Итог групповой работы – черты системы политического режима на отдельных листах.

IV этап

Рассказ анекдотов и премирование (заранее готовили).

Выбираем  самый острый анекдот (ребята очень стараются, т.к. их уже песни  и премии эмоционально настроили).   Объявляется премия- 10 лет строгого режима!

Это обратная сторона советской действительности – цена – жизнь!

Подведение итогов: выставление  оценок (выставляются за устную работу и за письменное задание к III этапу)

Домашнее задание: учебный материал, воспоминания о том времени бабушек,  дедушек, неоднозначно оценивающих тот период. Сделать выводы о сущности политического режима в СССР в 30-е годы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Последние годы существования СССР. Перестройка.

Последние годы существования СССР (1985-1991). Перестройка. 11  класс. История Россиипрезентация...

История праздника Нового года в СССР / России с 1910 по 2000 год

Презентацию можно использовать как на уроке. так и на классном часе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина

Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...

"60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)

Старшеклассники знакомятся с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах....

ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА В ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА 2017/2019 ГОДЫ МБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА019 ГОДЫ МБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА В ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА 2017/2019 ГОДЫМБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА...