В Греции мы побывали, много нового узнали!
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Урок обобщения по истории Древней Греции. Игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_5_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе.

Тема урока: «В Греции  мы побывали,  много нового узнали…»(повторительно-обобщающий урок в форме игры).

Цель урока: 

1.Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.

2.Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

3.На примере истории Древней Греции, её культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование:

*Карта «Древняя Греция (до сер. 5в. до н. э.)», атласы, карточки-задания, изображения богов.

*Урок может сопровождаться слайдами PowerPoint (презентацией), если у учителя установлен АРМ.

Предварительная подготовка:

1.Класс заранее разделён на две команды, которые готовят название.

2.Ознакомить класс  с правилами урока:

-Каждому учащемуся выдаются конкурсные листы, на которых они самостоятельно будут вести учёт правильных ответов при помощи специальных значков ( «+» - правильный ответ, «*»- Верный, но не полный,  «-« - неправильный ответ). Оценка «5» ставится за10 верных ответов, «4»- за 8 верных ответов.

-Претендовать на победу может та команда, которая даст большее количество правильных ответов. Их учёт будет вести - ареопаг.

-Подготовить сообщения тем учащимся, кто носит имя греческого происхождения.

я подготовка: изображения богов.ры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры- чувство товари

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей (заставка урока – слайд 1 видеосюжет)

В течение 17 уроков мы с вами знакомились с историей Древней Греции. Много воды утекло со времени заката этой цивилизации. На Балканах расселились другие народы, исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Безжалостный Кронос поглощает всё, не оставляя следов, но муза истории Клио, вместе с музой памяти Мнемозиной, уберегли для нас многое. Благодаря им, нам и удалось совершить увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, узнать, что происходило? Где? Когда? Поэтому наш сегодняшний урок и называется не случайно: «В Греции мы побывали, много нового узнали…» И чтобы доказать, что вы не зря путешествовали по Греции, сегодня вам пригодятся ваши знания, эрудиция и умения, а может быть, вы обнаружите и скрытые таланты.

 3.Проведение игры.

1 раунд: «Это - же элементарно!» (слайд 2)

Учитель задаёт вопросы, на них отвечает та команда, игроки которой первыми поднимут руку. За правильный ответ команда получает 1 балл, а ответивший ученик делает отметку в конкурсном листе.

*Полуостров, на котором расположена Древняя Греция?

*Какое море омывает западное побережье Греции?

*Назовите части, на которые делится Греция?

*Море, названное в честь несчастного отца, бросившегося в его воды?

*Сколько подвигов совершил Геракл?

*Автор «Одиссеи» и «Илиады»?

*Священная гора Греции?

*Любимый алкогольный напиток греков?

*Самый большой остров Греции?

*Главный порт Афин?

*Ходили ли женщины в театр?

*Главный город Аттики?

*Когда в Греции дороги были безопасны и никто не воевал?

*Богатый город, разрушенный греками около 1200г. до н. э.?

*Военный корабль греков?

Ареопаг подводит итоги, ответившие ребята, ставят значки в конкурсных листах.

2 раунд: «Или- или... »(слайд3)

Предложенное учителем словосочетание нужно заменить, одним словом. Это должно быть имя существительное, именительного падежа, единственного числа. Первой отвечает та команда, игроки которой первыми поднимут руку.

*Место для зрелищ или …(театр)

*Рисунок по сырой штукатурке или …(фреска)

*Рыночная площадь в Афинах или ...(Агора)

*Поселение греков за пределами Родины или …(колония)

*По-гречески власть народа или …(демократия)

*Сооружение для конных скачек и бегов или …(ипподром)

*По-гречески военачальник или …(стратег)

*По-гречески «город» или …(полис)

*Совет знати или …(ареопаг)

*Порядок построения греков тесными сомкнутыми рядами или …(фаланга)

Ареопаг подводит итоги, учащиеся ведут учёт правильных ответов на листах.

3 раунд: «Книга - книгой, а своим умом двигай!» (слайды 4, 5)

Команды получают по конверту с заданиями. 20секунд им даётся на размышления и рассуждения.

Задания для первой команды:

*Что объединяет слова, словосочетания и даты в перечнях

Демос, Знать, Солон, 594 г .до  н. э.

Гончарная мастерская, Керамик, Краснофигурная, Чёрнофигурная.

*Найди исторические ошибки в тексте:

«Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы любовались её великолепными храмами, большим театром и прекрасными статуями».

Задания для второй команды:

*Что объединяет слова, словосочетания и даты в перечнях

Дионис, Праздненство, Любимое зрелище, театр.

Мессения, Илоты, Военная доблесть, Лаконичная речь.

*Найди исторические ошибки в тексте:

«Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран».

Вам удалось справиться с этим заданием. Количество и качество ответов оценит ареопаг, а нас ждёт следующий раунд.

4 раунд: «Заморочки  из бочки» (слайд 6) 

Команды по очереди тянут из бочонка вопросы. В этом раунде вам предстоит вспомнить древнегреческие мифы. Кто из героев мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу? О чём в них идёт речь?

*До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!

*Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается оттого, что я не могу жить одновременно с ними обоими!

*Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог побороть людям зимнюю стужу. За что – же царь богов и людей так жестоко карает меня?

*Не осуждайте несчастного отца…Некого винить в гибели сына! Знаю, человек не птица…Но как прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!

*Увы, память моя ослабела. теперь, по прошествии стольких лет, ясам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!

*Приятно, что и говорить, когда именем твоим названо беспредельное море! но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!

Вы неплохо знакомы с древнегреческими мифами. А теперь вам придётся подняться на Олимп, туда, где обитают греческие боги!

5 раунд: «Поднимись на Олимп» (слайд 7)

Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы? Каким занятиям каждый из них покровительствовал? (рисунки)

*Виноград и сосуд для вина (Дионис)

*Молния и сокол (Зевс)

*Трезубец (Посейдон)

*Трёхголовый пёс с тремя головами и змеиным хвостом (Аид)

*Позолоченные шлем и щит (Афина)

*Молоток и наковальня (Гефест)

Вам удалось покорить Олимп. Мы всё ближе к финалу, но путешествуя по Греции мы не могли не встретить Одиссея (слайд 8 видеосюжет) и не выслушать рассказы о его приключениях. Поэтому наш следующий раунд называется

6 раунд: «Из рассказа Одиссея» (слайд 9)

Я начну отрывок из многочисленных приключений Одиссея, а ваша задача - продолжить.

*Однажды Одиссей проплывал мимо острова ,на котором жили злые чародейки, полуженщины - полуптицы. Это были…..

*Вскоре Одиссей и спутники вновь пережили смертельную опасность. в страхе великом тогда проходили мы тесным проливом…Из скалистой пещеры по одну сторону этого пролива….

Да, немало приключений опасных и не очень пришлось преодолеть Одиссею.

7 раунд: «Где это было, когда это было?» (слайды 10, 11)

Каждая из команд получает по 1 иллюстрации. Ваша задача как можно точнее описать события, которые ассоциируются с ней.

480г.до н.э.- Саламинская битва

776г.до н.э.- Олимпийские игры

Вот и подошла к концу наша игра. Пока ареопаг подводит итоги, у вас есть шанс пополнить количество ответов на ваших листах. Мы ежедневно пользуемся многими достижениями древних греков и среди нас есть те, кто носит греческие по происхождению имена. Сейчас мы проведём конкурс «Что в имени тебе моём…». Кто носит имя греческого происхождения и что оно обозначает?

4. Подведение итогов.

А сейчас ареопаг огласит итоги игры.

Мы поздравляем команду победительницу, а проигравшим не стоит огорчаться. Вы можете пополнить свои знания, прочитав книги по истории Древней Греции, которые представлены на нашей выставке. Это книги для внеклассного чтения, но на уроках у вас будет возможность познакомить ребят с самыми интересными сюжетами из них.

Прошу всех сдать конкурсные листы. Всем спасибо за работу.

Ребятам могут быть предложены дополнительные задания, если позволяет время:

1.Головоломка из Древней Греции

«Сколько букв в Греческом алфавите?»- спросил Сфинкс. Аяксу было известно, что Сфинкс славится вопросами с подвохом, поэтому он хорошо подумал, прежде чем дать правильный ответ. Что ответил Аякс? (В словах «греческий алфавит» 16 букв)

2.Пронеси ведро на голове

Древние греки были гордые, очень красивые люди. А красота, это, прежде всего, хорошая осанка.

3.Ипподром

Представьте, что вы находитесь на ипподроме, там сейчас будут проходить конные соревнования по преодолению препятствий:

*Кони выходят на старт - хлопки руками по коленям

*Кони бегут по земле - удары кулаками в грудь

*Кони бегут по траве – трут ладони друг о друга

*Кони бегут по воде – удары ладошками по щекам

*Кони берут препятствие – привстать, ладошки лодочкой, кричать «Ура!» Команда «По коням!». Игра началась.

4.Конкурс «Мудрецов» (кроссворд по теме «Греко – персидские войны»)

По горизонтали:

1.Порядок построения греческого войска

2.Спартанский царь

3.Место первого сражения греков и персов

4.Стратег ( имя)

5.Остров, где произошло решающее сражение

6.Военный корабль греков

7.Объединение греческих городов для борьбы с персами

8.Персидский царь

9.Город, приславший Афинам 1тыс. воинов

 

а

л

а

н

г

а

  е

о

н

и

д

а

р

а

ф

о

н

  и

л

ь

т

и

а

д

а

л

а

м

и

н

р

и

е

р

а

  о

ю

з

с

е

р

к

с

9п

  л

а

т

е

и

Литература:

Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.,2001.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира.- М., 1996.

Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира.- М., 2003.

Урок разработан:

Якимова Ольга Николаевна, учитель истории МОУ «Травниковская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Нового года и многое другое

Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. В подборке Вы найдете ответы на многие вопросы связанные с Новым Годом...

Презентация на тему "Много лет назад" (разработка к УМК "Английский язык нового тысячелетия 5" Н.Н.Деревянко и др.)

Презентация на тему "Много лет назад" (разработка к УМК "Английский язык нового тысячелетия 5" Н.Н.Деревянко и др., раздел 6 урок 1)...

Хотите узнать новые факты о сохранении своего здоровья?

Есть страшный паразит, который может напасть на любого в любой точке планеты. Это глобальный убийца. Вирус гриппа. Большинство из нас несколько раз болели гриппом и благополучно поправились....

Конспект физкультурного занятия в старшей группе "Мы на море побывали, много нового узнали"

Физкультурное занятие в старшей гуппе. Путешествие по берегу моря, ОРУ без предметов. ОВД распутываем следы, погружаемся в море. Игра "Сорери водоросли". Реласксация "Рыбки отдыхают на дне моря"...

С помощью этих загадок можно выучить много новых слов!

С помощью этих загадок можно выучить много новых слов...

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»к учебнику “Enjoy English”-3, М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой....