Тема: «Крестьянская война 1773-1775 гг.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Емельян Пугачев герой или антигерой Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyan_pugachev..doc | 707.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Крестьянская война 1773-1775 гг.
Емельян Пугачев – герой или антигерой Отечества»
Цели урока:
- рассмотреть причины, цели, состав восставших, ход крестьянской войны на территории России и Марийского края;
- развивать навыки проектной деятельности учащихся (создание и презентация проектов);
- развивать навыки сопоставления и анализа исторической действительности и исторических личностей.
Ход урока:
- Организационный момент
Мы рассматриваем с вами XVIII век, период правления Екатерины II. Мы изучили внутреннюю обстановку прихода к власти Екатерины II; социально-экономическое развитие России, в котором наблюдался кризис, что и привело к Крестьянской войне, которую сегодня мы подробно рассмотрим на уроке. Рассмотрение этой темы будет с использованием проектной деятельности учащихся. А почему проектной деятельности? Мы уже рассматривали эту тему в 8 классе и решили более подробно рассмотреть ее, используя ученические проекты.
Учащимся за неделю до урока было дано опережающее задание по группам:
- Крестьянская война в России
- Крестьянская война в марийском крае
- Крестьянская война в искусстве и литературе.
И проблемное задание: Е. Пугачев – герой или антигерой Отечества?
2) Новая тема.
Итак, в 1773-1775 годах состоялась Крестьянская война в России под руководством Емельяна Пугачева. Кто же он – Емельян Пугачев – герой или антигерой Отечества? Прежде чем ответить на этот вопрос рассмотрим значение слов герой и антигерой.
Герой – это выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги;
- лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи среды;
- лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь, являющееся предметом восхищения и подражания (С. Ожегов).
Анти – приставка в значении «противо».
Пассионарий – человек, стремящийся выйти за рамки устоявшихся нормативных правил поведения, принципов и ценностей ради поиска новых, усиливающих возможности самореализации личностей и коллективов (Л. Гумилев).
Защита I проекта. Крестьянская война в России.
- Причины Крестьянской войны 1773-1775 годов, состав и цели восставших.
- Ход войны.
- Манифесты Емельяна Пугачева, их двойственность.
- Итоги и значение Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Вывод: такова была Крестьянская война 1773-1775 годов и Емельян Пугачев. В исторической литературе существуют различные точки зрения по поводу этого события. Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии?
А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник (Екатерина II приказала указом 17 марта 1775 года предать забвению и глубокому молчанию все, что связано с Крестьянской войной 1773-1775 года. Яик был переименован в Урал, Пугачев – разбойник. Единственный человек по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин)
Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой. В это время в исторической литературе большую роль играла теория классовой борьбы – Пугачева и Крестьянскую войну 1773-1775 годов превозносили и показывали только положительные стороны.
В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших.
Г) В настоящее время более лояльная точка зрения:
- Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение;
- Емельян Пугачев и герой и антигерой, но больше к нему подходит термин «пассионарий». Это человек, в натуре которого была несомненно авантюристическая жилка, не дававшая ему примириться с незавидной долей бесправного казака. Он чувствовал в себе тягу и способности к иному более высокому поприщу, хотел по его словам «произвесть себя отличным от других».
Вывод: Емельян Пугачев – герой, антигерой, пассионарий – человек, который хотел изменить историю.
Защита II проекта. Крестьянская война в Марийском крае.
Причины участия марийского народа в Крестьянской войне.
- Ход восстания и Марийский край.
- Поражение.
- Итоги и значение Крестьянской войны1773-17775 годов для марийского народа.
Задания. Подтвердите документам причины участия Марийского народа в Крестьянской войне. (См. Приложения)
Вывод: история событий 1773-1775 годов убеждает нас в том, что любые действия , основанные только на насилии, хотя и преследовали вполне благородные цели, не могут обеспечить достижения справедливости для всех, снять напряженность в обществе, установить долгий социальный мир.
Вопрос: кем был Е. Пугачев для марийского народа?
Вывод: Емельян Пугачев – герой, антигерой, пассионарий – человек, который хотел изменить историю.
Защита III проекта. Пугачев искусстве и литературе. Емельян Пугачев в искусстве;
- Емельян Пугачев в литературе (А. Пушкин, С. Есенин).
Вопрос: Каким был показан Емельян Пугачев в искусстве и литературе?
Вывод: Емельян Пугачев – герой, антигерой, пассионарий – человек, который хотел изменить историю.
Таким образом, мы рассмотрели с вами Крестьянскую войну, попытались в своих проектах оценить личность Емельяна Пугачева и пришли к выводу: Емельян Пугачев – герой, антигерой, пассионарий – человек, который хотел изменить историю.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА
1773 – 1775 гг.
Причины | • Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян • Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах • Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья • Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике |
Цели | • Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов • Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского • Объявление всех участников восстания свободными казаками • Равенство народов и вер • Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III» |
Состав участников восстания | • Казаки • Крестьяне • Работные люди • Башкиры, татары, калмыки |
Основные Этапы | I этап: сентябрь 1773 – март 1774 г. • Неудачная 6-месячная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью II этап: апрель – июль 1774 г. • Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани • 12 – 17 июля 1774 г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И. И. Михельсона III этап: июль 1774 – январь 1775 г. • 31 июля 1774 г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов • Движение Пугачева от Казани на юг • Неудачная осада Пугачевым Царицына • 25 августа 1774 г. – решающее поражение восставших у Сальникова завода • 18 сентября 1774 г. – Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям • 10 января 1775 г. – казнь Емельяна Пугачева в Москве |
Итоги и значение | • Самое крупное народное выступление в России • Соединение антикрепостнического и национального движений • Восстание не улучшило положение крестьянства в стране • Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям |
Приложения
Наказ государственных крестьян новокрещен марийцев Кокшайского уезда
1767 года апреля 1 дня Кокшайского уезду Луговой стороны деревни Закокшайской ис черемис новокреще ны'2... дали сие известие выбранному оной же нашей Чемуршинской волости деревни Липши депутату Осипу Епифанову, а по-черемиски Ивану в силу состоявшагося присланного манифеста е. и. в. декабря 14 дня 1766 года между протчим в 20-м пункте напечатано, каким случаем отягощение и нужды произошли:
- За недородом на песчаных местах в тех годех временами волею божию хлеба, кроме семян, и покупки имели, за неимением того хлеба за деньги Кокшайского уезда ведомства государственной коллегии Экономии в селе Сундыре на торгу.
- С построенной в давних годех в наших же дачах Закокшайской волости деревни Кузнечихи между реки Верхней Кокшаги и озера, называемого Пуржьера, и из онаго текущей реке ж состоящая колещетая оброчная пустовал мельница, котораго разные умершие владельцы оной мельницею владели. И после тех владельцев в бывшие времена за неимением наследников за оную пустовую мельницу вышеозначенными волостями мирскими людьми платежом имелись лет с 30.
- Да из давних лет деды наши платили оброчные ж денги с сеннаго покосу, а после их предки наши и мы, именованные, по занесении по воле божий песком и того покосу вовсе не значится, почему и ныне платим спуста.
- С бывшей второй генеральной, тако ж с живущих с писанных наряду с нами за невладением после той написанной ревизии от власти божией очнаго зрения, також и за дряхлостию чрез много прошедшия времена и нынешней третей ревизиях за те души платеж имеем в казну бездоимочно.
- Проезжающими Царевококшайской столбовой разного звания людьми, едущими зимним, тако ж и летними временами по называемой нашей большой дороге на Кузмодемьянск денно и ночно как с денежною казною, идущею мимо оных деревень Закокшайской и Липши, проезжающими без прогонов подводами с проповедниками в тех годех и съестными припасами, имелось вышеозначенными и протчими проезжающими ж неведомыми людьми брано было множественное число.
- От въезжих разных городов живущими разного звания людьми в тех же бывших годех Чебоксарского, Цывильского уездов неведомыми без ведома в наши дачи, хотя за неимением дубовых рощей, кроме имеющихся редкими местами казенным лесом: дуба и состоящим соснами, теми людьми за невывезением из того лесу коры и щеп для собственного интересу, име лись мы, именованные в смотрении, в своих дачах безотлучно. Почему произошли в силе показанных резонов во отягощение и нужды.
Наказ подписан по пунктам города Кокшайска свя щенником Алексеем Андреевым вместо всех черемис новокрещен.
1774 г., июля 19. – Объявление крестьян Г. Ефимова и А. Сидорова о переправе восставших и расправе над помещиком
В Царевококшайскую воеводскую канцелярию Кокшайского уезда деревни Демешкины помещика отставно го канцеляриста Андрея Дмитриева Протопопова от крестьян ево Герасима Ефимова и Андрона Сидорова объявление. Сего июля 16-го дня имел переправу чрез реку Волгу называемой Пугачев с немалою партиею в Нагорную сторону вплавь на лошадях. И потом, взяв с Нагорной стороны лотки, имел переправу в тех лотках. И по переправе следовал по Нагорной стороне. И будучи ево партии казаков человек до десяти, в показанной де ревне Демешкине, взяв с собою насильством, неведомо куды увезли реченного помещика Протопопова, да кре стьянина Андреяна Филатова, да 6 лошадей, которые и по днесь в показанную деревню не возвратились. И на другой день оной же Пугачев с партиею, едучи трактом, село Сундырь выжег без остатку. И куды оная партия следует, про то я неизвестен. Июля 19 дня 1774-го году.
1774 г., июля 31. – Манифест Е. И. Пугачева для объявления по всенародное известие
Божиею милостию мы, Петр Третий, император и са модержец Всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отече ским нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награжда ем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии.
А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, — оных противников нашей власти и возмути телей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить, и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет. Дан июля 31 дня 1774 году. Петр.
1774 г., не позднее 31 июля. – Показания повстанцев в Секретной комиссии о крестьянском выступлении в марийских селениях Алатской дороги Казанского уезда
Имяна колодников: Казанского уезда Алацкой доро ги ис черемис новокрещены: волости Большой Атни Федор Яковлев, деревни Лужьял Степан Семенов, дерев ни Кучукенер Петр Андреев, деревни Кугенер Федор Федоров, деревни Нолидур Петр Егоров, волости Боль шой Черенур деревни Шоротер Тимофей Якимов, деревни Макаркли Василей Афонасьев, деревни Тохтар Солы Ми хаила Дмитриев, деревни Шукшиер Иван Семенов, во лости Малой Серенур Федор Дмитриев.
Их показания: Послан был в волости их из губерн ской канцелярии сержант Пятов с салдатом для наряду с волостей их вооруженных людей, которые по согла сию обывателей, нарядя с копьями, луками и стрелами, собраны были в волость Ноли Кукморы. А помянутой сержант с салдатом для такого ж наряду поехал в дру гие деревни, приказав им себя дожидатся. И в небыт ие сть их поехали они в деревню Лужмарь, в которую, приехав волости Большой Атни деревни Тореш Кубар черемисенин Аим Аитов, и объявил, что город Казань взят злодеями и в Казань ехать им не надобно, почему они, согласясь, все поехали обратно в волость Среднюю Атню. И в деревню Еладур, наехав, предписанного сержан та Пятова с салдатом связав, повезли в Казань. И будучи в деревне Атне, черемисенин Антропка Ядыков велел их, сержанта и салдата, развязать, почему они и развя зали. И с ним вместе ехали к Казане ж. А потом, будучи в татарской деревне Серде, тот сержант, чтоб они от него не бежали, связав, под караулом привез... в комиссию.
Конфирм.: Из оных черемис велено двум отрезать по уху, а протчих высечь плетьми и отпустить на прежние жилища.
Начало формы Конец формы |
|
|
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ / Протокол №____ от «___» _________ 200__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /______________ / «___» _________ 200__г. | «Утверждаю» Директор _____ /____________/ Приказ № ______ от «___»________200__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1- 4 класс
Разработала: Казанцева Н.Н.
2 категория
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом факультативных занятий, предназначена для 1- 4 класса. Автор Удалова Э.Я., Метиева Л.А., рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Продолжительность занятия 15-25 минут. Программа курса «развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию, имеющихся у младших школьников недостатков развития.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков дать ребенку правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи: - обогащение чувственного познавательного опыта;
- коррекция недостатков познавательной деятельности;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие умения различать основные цвета, вкусы, запахи, звуки, ритмы;
- обогащение словарного запаса;
- исправление недостатков моторики.
В качестве формы контроля предусмотрены диагностические методики Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)».
Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Классы: 1
Учитель: Казанцева Н.Н.
Количество часов: 68
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе программы курса коррекционных занятий автора Удаловой Э.Я., Митиева
Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Дополнительная литература: ж-р «Коррекционная педагогика» № 3/9, 2005, стр.37.
№ | Тема занятия, название раздела | Тип занятия | Кол-во часов | Дата |
Обследование детей (8ч) | ||||
1 | Обследование детей | Диагностика | 8 | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (10ч) | ||||
1 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) | игра | 1 | |
2 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения) | игра | 1 | |
3 | Формирование чувства равновесия | игра | 1 | |
4 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | игра | 1 | |
5 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. | игра | 1 | |
6 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями | игра | 1 | |
7 | Обводка по трафарету | игра | 1 | |
8 | Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) | путешествие | 1 | |
9 | Работа в технике рваной аппликации | Практическая работа | 1 | |
10 | Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос | Практическая работа | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие (4ч) | ||||
1 | Определение на ощупь величины предмета | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | |
2 | Определение на ощупь плоских фигур и предметов | Урок-игра | 1 | |
3 | Упражнения в раскатывании пластилина | Практическая работа | 1 | |
4 | Игры с крупной мозаикой | Практическая работа | 1 | |
Кинестерическое и кинетическое развитие (4ч) | ||||
1 | Формирование ощущений от различных поз тела | Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | |
2 | Движение и позы нижних конечностей | игра | 1 | |
3 | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | игра | 1 | |
4 | Выразительность движений. Имитация движений | игра | 1 | |
Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (17ч) | ||||
1 | Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. | Игра | 2 | |
2 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом | игра | 1 | |
3 | Группировка предметов и их обозначения по форме | Дидактическая игра | 1 | |
4 | Группировка предметов по форме | Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» | 1 | |
5 | Работа с геометрическим конструктором | Практическая работа | 1 | |
6 | Формы предмета | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 1 | |
7 | Различие предметов по величине | игра | 1 | |
8 | Сравнение предметов по высоте и длине | игра | 1 | |
9 | Сравнение предметов по ширине и толщине | игра | 1 | |
10 | Моделирование геометрических фигур из составных частей | Практическая работа | 1 | |
11 | Знакомство с основными цветами | игра | 1 | |
12 | Цвета предметов | Дидактическая игра | 1 | |
13 | Различие и обозначение основных цветов | игра | 1 | |
14 | Конструирование объема предмета из составных частей. | Игра | 1 | |
15 | Составление целого из частей | игра | 1 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч) | ||||
1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза | игра | 1 | |
2 | Сравнение предметов | игра | 1 | |
3 | Сравнение предметов | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 | |
4 | Сравнение предметов | Дид. Игра «Что изменилось» | 1 | |
5 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | путешествие | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов (4ч) | ||||
1 | Развитие осязания | Практическое определение контрастных температурных ощущений | 1 | |
2 | Вкусовые ощущения | игра | 1 | |
3 | Развитие обоняния | игра | 1 | |
4 | Барические ощущения | игра | 1 | |
Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (4ч) | ||||
1 | Выделение и различие звуков окружающей среды | игра | 1 | |
2 | Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды | игра | 1 | |
3 | Различие речевых и музыкальных звуков | игра | 1 | |
4 | Имитация криков животных | игра | 1 | |
Восприятие пространства (7ч) | ||||
1 | Ориентировка на собственном теле | игра | 2 | |
2 | Движения в заданном направлении в пространстве | игра | 1 | |
3 | Ориентировка в помещении | игра | 1 | |
4 | Ориентировка на листе бумаги | игра | 1 | |
5 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур | игра | 1 | |
6 | Ориентация на листе бумаги | Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | |
Восприятие времени (5ч) | ||||
1 | Сутки. Части суток | игра | 1 | |
2 | Последовательность событий | игра | 1 | |
3 | Понятия «Вчера, сегодня, завтра» | игра | 1 | |
4 | Неделя, порядок дней недели | игра | 1 | |
5 | Итоговое занятие | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | |
Всего часов | 68 |
Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Классы: 2
Учитель: Казанцева Н.Н.
Количество часов: 68
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе программы курса коррекционных занятий автора Удаловой Э.Я., Митиева
Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Дополнительная литература: ж-р «Коррекционная педагогика» № 3/9, 2005, стр.37.
№ | Тема занятия, название раздела | Тип занятия | Кол-во часов | Дата | |
Обследование детей (8) | |||||
1 | Обследование детей | Диагностика | 8 | ||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоториных навыков (9ч) | |||||
1 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) | игра | 1 | ||
2 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. | игра | 1 | ||
3 | Формирование чувства равновесия | Дидактическая игра «дорожка следов» | 1 | ||
4 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук) | игра | |||
5 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. | игра | 1 | ||
6 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями | игра | 1 | ||
7 | Обводка по трафарету, штриховка | игра | 1 | ||
8 | Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) | путешествие | 1 | ||
9 | Работа в технике рваной аппликации | Практическая работа | 1 | ||
10 | Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос | Практическая работа в технике оргами | 1 | ||
1 | Определение на ощупь величины предмета (большой- маленький- самый маленький) | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | ||
2 | Определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений. | игра | 1 | ||
3 | Упражнения в раскатывании пластилина | Практическая работа | 1 | ||
4 | Игры с крупной мозаикой | Практическая работа | 1 | ||
1 | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. | Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | ||
2 | Движение и позы нижних конечностей | игра | 1 | ||
3 | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | игра | 1 | ||
4 | Выразительность движений. Имитация движений | игра | 1 | ||
Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (16ч) | |||||
1 | Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. | игра | 2 | ||
2 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом | игра | 1 | ||
3 | Группировка предметов и их обозначения по форме | Дидактическая игра | 1 | ||
4 | Группировка предметов по форме | Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» | 1 | ||
5 | Работа с геометрическим конструктором | Практическая работа | 1 | ||
6 | Формы предмета | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 1 | ||
7 | Различие предметов по величине | игра | 1 | ||
8 | Сравнение предметов по высоте и длине | игра | 1 | ||
9 | Сравнение предметов по ширине и толщине | игра | 1 | ||
10 | Моделирование геометрических фигур из составных частей | Практическая работа | 1 | ||
11 | Знакомство с основными цветами | игра | 1 | ||
12 | Цвета предметов | Дидактическая игра | 1 | ||
13 | Различие и обозначение основных цветов | игра | 1 | ||
14 | Конструирование объема предмета из составных частей. | игра | 1 | ||
15 | Составление целого из частей | игра | 1 | ||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч) | |||||
1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза | игра | 1 | ||
2 | Сравнение предметов | игра | 1 | ||
3 | Сравнение предметов | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 | ||
4 | Сравнение предметов | Дид. Игра «Что изменилось» | 1 | ||
5 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | путешествие | 1 | ||
Восприятие особых свойств предметов (4ч) | |||||
1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения | Практическое определение контрастных температурных ощущений | 1 | ||
2 | Вкусовые ощущения | игра | 1 | ||
3 | Развитие обоняния | игра | 1 | ||
4 | Барические ощущения | игра | 1 | ||
Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (4ч) | |||||
1 | Выделение и различие звуков окружающей среды | игра | 1 | ||
2 | Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды | игра | 1 | ||
3 | Различие речевых и музыкальных звуков | игра | 1 | ||
4 | Имитация криков животных | игра | 1 | ||
Восприятие пространства (7ч) | |||||
1 | Ориентировка на собственном теле | игра | 2 | ||
2 | Движения в заданном направлении в пространстве | игра | 1 | ||
3 | Ориентировка в помещении | игра | 1 | ||
4 | Ориентировка на листе бумаги | игра | 1 | ||
5 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур | игра | 1 | ||
6 | Ориентация на листе бумаги | Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | ||
Восприятие времени (5ч) | |||||
1 | Сутки. Части суток | игра | 1 | ||
2 | Последовательность событий | игра | 1 | ||
3 | Понятия «Вчера, сегодня, завтра» | игра | 1 | ||
4 | Неделя, порядок дней недели | игра | 1 | ||
5 | Итоговый урок | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | ||
Обследование детей (10ч) | |||||
1 | Контрольное диагностирование | диагностирование | 10 | ||
Всего уроков | 68 |
Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Классы: 3
Учитель: Казанцева Н.Н.
Количество часов: 68
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе программы курса коррекционных занятий автора Удаловой Э.Я., Митиева
Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Дополнительная литература: ж-р «Коррекционная педагогика» № 3/9, 2005, стр.37.
№ | Тема занятия, название раздела | Тип занятия | Кол-во часов | Дата |
Обследование детей (8) | ||||
1 | Обследование детей | Диагностика | 8 | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоториных навыков (10ч) | ||||
1 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) | игра | 1 | |
2 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. | игра | 1 | |
3 | Формирование чувства равновесия | Дидактическая игра «дорожка следов» | 1 | |
4 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук) | игра | 1 | |
5 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. | игра | 1 | |
6 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями, предметами укружающей среды | игра | 1 | |
7 | Обводка по трафарету, штриховка | игра | 1 | |
8 | Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) | путешествие | 1 | |
9 | Работа в технике рваной аппликации | Практическая работа | 1 | |
10 | Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос | Практическая работа в технике оригами | 1 | |
1 | Определение на ощупь величины предмета (большой- маленький- самый маленький) | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | |
2 | Определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений. | игра | 1 | |
3 | Упражнения в раскатывании пластилина | Практическая работа | 1 | |
4 | Игры с крупной мозаикой | Практическая работа | 1 | |
Кинестерическое и кинетическое развитие (4ч) | ||||
1 | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. | Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | |
2 | Движение и позы нижних конечностей | игра | 1 | |
3 | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | игра | 1 | |
4 | Выразительность движений. Имитация движений | игра | 1 | |
Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (16ч) | ||||
1 | Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. | игра | 2 | |
2 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом | игра | 1 | |
3 | Группировка 1-3 предметов по высоте | Дидактическая игра | 1 | |
4 | Группировка предметов по форме | Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» | 1 | |
5 | Работа с геометрическим конструктором | Практическая работа | 1 | |
6 | Формы предмета | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 1 | |
7 | Различие предметов по величине | игра | 1 | |
8 | Сравнение предметов по высоте и длине | игра | 1 | |
9 | Сравнение предметов по ширине и толщине | игра | 1 | |
10 | Моделирование геометрических фигур из составных частей | Практическая работа | 1 | |
11 | Знакомство с основными цветами | игра | 1 | |
12 | Цвета предметов | Дидактическая игра | 1 | |
13 | Различие и обозначение основных цветов | игра | 1 | |
14 | Конструирование объема предмета из составных частей. | игра | 1 | |
15 | Составление целого из частей | игра | 1 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч) | ||||
1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 2-3 деталей) | игра | 1 | |
2 | Сравнение предметов (3-4 предмета) | игра | 1 | |
3 | Сравнение предметов (3-4 предмета) | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 | |
4 | Сравнение предметов (4-5 предмета) | Дид. Игра «Что изменилось» | 1 | |
5 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | путешествие | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов (4ч) | ||||
1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения | Практическое определение контрастных температурных ощущений | 1 | |
2 | Вкусовые ощущения | игра | 1 | |
3 | Развитие обоняния, контрастные ароматы | игра | 1 | |
4 | Барические ощущения | игра | 1 | |
Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (4ч) | ||||
1 | Выделение и различие звуков окружающей среды | игра | 1 | |
2 | Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды | игра | 1 | |
3 | Различие речевых и музыкальных звуков | игра | 1 | |
4 | Имитация криков животных | игра | 1 | |
Восприятие пространства (7ч) | ||||
1 | Ориентировка на собственном теле | игра | 2 | |
2 | Движения в заданном направлении в пространстве | игра | 1 | |
3 | Ориентировка в помещении | игра | 1 | |
4 | Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. | игра | 1 | |
5 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур | игра | 1 | |
6 | Вербализация пространственных ощущений | Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | |
Восприятие времени (5ч) | ||||
1 | Порядок месяцев в году | игра | 1 | |
2 | Времена года | игра | 1 | |
3 | Работа с часами | игра | 1 | |
4 | Меры времени | игра | 1 | |
5 | Определение времени по часам и без них | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | |
Обследование детей (5ч) | ||||
1 | Контрольное диагностирование | Диагностирование групповое и индивидуальное | 5 | |
Всего часов | 68 |
Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Классы: 4
Учитель: Казанцева Н.Н.
Количество часов: 68
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе программы курса коррекционных занятий автора Удаловой Э.Я., Митиева
Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Дополнительная литература: ж-р «Коррекционная педагогика» № 3/9, 2005, стр.37.
№ | Тема занятия, название раздела | Тип занятия | Кол-во часов | Дата |
Обследование детей (8) | ||||
1 | Обследование детей | Диагностика | 8 | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоториных навыков (10ч) | ||||
1 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) | игра | 1 | |
2 | Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. | игра | 1 | |
3 | Формирование чувства равновесия | Дидактическая игра «дорожка следов» | 1 | |
4 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук) | игра | 1 | |
5 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. | игра | 1 | |
6 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями, предметами укружающей среды | игра | 1 | |
7 | Обводка по трафарету, штриховка | игра | 1 | |
8 | Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) | путешествие | 1 | |
9 | Работа в технике рваной аппликации | Практическая работа | 1 | |
10 | Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос | Практическая работа в технике оригами | 1 | |
1 | Определение на ощупь величины предмета (большой- маленький- самый маленький) | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | |
2 | Определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений. | игра | 1 | |
3 | Упражнения в раскатывании пластилина | Практическая работа | 1 | |
4 | Игры с крупной мозаикой | Практическая работа | 1 | |
Кинестерическое и кинетическое развитие (4ч) | ||||
1 | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. | Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | |
2 | Движение и позы нижних конечностей | игра | 1 | |
3 | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | игра | 1 | |
4 | Выразительность движений. Имитация движений | игра | 1 | |
Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (16ч) | ||||
1 | Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. | игра | 2 | |
2 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом | игра | 1 | |
3 | Группировка 2-3 предметов по высоте | Дидактическая игра | 1 | |
4 | Группировка предметов по форме | Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» | 1 | |
5 | Работа с геометрическим конструктором | Практическая работа | 1 | |
6 | Формы предмета | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 1 | |
7 | Различие предметов по величине | игра | 1 | |
8 | Сравнение предметов по высоте и длине | игра | 1 | |
9 | Сравнение предметов по ширине и толщине | игра | 1 | |
10 | Моделирование геометрических фигур из составных частей | Практическая работа | 1 | |
11 | Знакомство с основными цветами | игра | 1 | |
12 | Цвета предметов | Дидактическая игра | 1 | |
13 | Различие и обозначение основных цветов | игра | 1 | |
14 | Конструирование объема предмета из составных частей. | игра | 1 | |
15 | Составление целого из частей | игра | 1 | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч) | ||||
1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 3\4 деталей) | игра | 1 | |
2 | Сравнение предметов (4-5 предмета) | игра | 1 | |
3 | Сравнение предметов (4-5 предмета) | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 | |
4 | Сравнение предметов (4-5 предмета) | Дид. Игра «Что изменилось» | 1 | |
5 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | путешествие | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов (4ч) | ||||
1 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения | Практическое определение контрастных температурных ощущений | 1 | |
2 | Вкусовые ощущения | игра | 1 | |
3 | Развитие обоняния, контрастные ароматы | игра | 1 | |
4 | Барические ощущения | игра | 1 | |
Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (4ч) | ||||
1 | Выделение и различие звуков окружающей среды | игра | 1 | |
2 | Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды | игра | 1 | |
3 | Различие речевых и музыкальных звуков | игра | 1 | |
4 | Имитация криков животных | игра | 1 | |
Восприятие пространства (7ч) | ||||
1 | Ориентировка на собственном теле | игра | 2 | |
2 | Движения в заданном направлении в пространстве | игра | 1 | |
3 | Ориентировка в помещении | игра | 1 | |
4 | Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. | игра | 1 | |
5 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур | игра | 1 | |
6 | Вербализация пространственных ощущений | Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | |
Восприятие времени (5ч) | ||||
1 | Порядок месяцев в году | игра | 1 | |
2 | Времена года | игра | 1 | |
3 | Работа с часами | игра | 1 | |
4 | Меры времени | игра | 1 | |
5 | Определение времени по часам и без них | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | |
Обследование детей (5ч) | ||||
1 | Контрольное диагностирование | Диагностирование групповое и индивидуальное | 5 | |
Всего часов | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- Сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
- практически определять признаки и свойства предметов и явлений;
- давать краткое писание объектов и явлений;
-Определять последовательность событий;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь ориентироваться по слуху;
-Использовать соответствующую терминологию при группировке и классификации предметов
- уметь ориентироваться во времени по часами без них;
- уметь сравнивать по различным признакам несколько предметов;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- видеть рамки своей деятельности;
- давать полное описание объектов и явлений;
-Опосредовать свои действия полными словами.
Контроль уровня обученности
В качестве формы контроля предусмотрены диагностические методики Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)». Диагностика учащихся призводится как в группах, так и индивидуально. Контрольное диагностирование проводится в сентябре и мае месяце. Результаты заносятся в специальный бланк. Диагностирование должно проводиться в несколько этапов. Время диагностирования: после отдыха детей во второй половине дня, продолжительность диагностирования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
- Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью;
- Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
- Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г
- Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.
- Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
- Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
Список литературы
- «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» №4 2004г
- «Коррекционная педагогика» №3\9, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской...
Презентация по теме: "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева"
Дополнение к уроку....
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773-1775)
Данная презентация содержит материалы, посвящённые Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва....
конспект урока по истории на тему:Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Конспект урока по истории России в 7 классе на тему :Крестьянская война под предводительством Степана Разина...
8 класс презентация по теме Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
Перезентация поможет организовать урок самостоятельноего изучения материала учащимися по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева", показывая план работы по теме и результаты, которые...
Игра по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва".
Урок – игра, с элементами исторической реконструкции.Тема: «Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва». Педагогическая технология: метод проектов.Целевая аудитория: ...
Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»
Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем п...