Советское общество в 20-30гг.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Алещенко Тамара Михайловна

Урок в 9 классе.

План урока.

  1. Новый мир.
  2. Конституция СССР 1936г.
  3. Власть и общество.
  4. Массовые репрессии.
  5. Оппозиция тоталитаризму.
  6. Кто виноват?

  Презентации:»Урок», "Советсвкое общество", "Конституция 1936г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl..docx23.86 КБ
Файл r.l..docx15.49 КБ
Файл r.l.2.docx16.62 КБ
Файл konstituciya_1936g.pptx1.01 МБ
Файл sovetskoe_obshchestvo.pptx891.08 КБ
Файл urok.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Советское общество

в конце 30-х г.г. XX века (урок в 9 классе)

Цели:

  1. образовательные: 

 - познакомить учащихся со сложными и противоречивыми процессами имевшими место в общественно-политической жизни советского общества в 30-е г.г.;

- достичь усвоения учащимися  особенностей политической системе СССР в 30-е гг.;

  1. Развивающие: 

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

-овладение элементарными методами исторического познания;

  1. Воспитательные: 

- воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, уважения к правам и свободам человека;

- способствовать формированию активной жизненной позиции;

- создать  условия  для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

           Задачи:

             - определить основные признаки тоталитаризма;
            - сформировать знания о массовых  политических репрессиях и сопротивления политическому режиму в СССР;

-  продолжить развитие  умений работать с различными видами источников, формирование исследовательских, информационных, социальных компетенций;

Понятия:

- власть партийно-государственного аппарата;

- культ личности Сталина;

- массовые репрессии;

- тоталитарное государство

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы

             Оборудование: 

               - мультимедийная презентация, документы,   учебник, тетрадь, рабочие листы.

УМК: программа  А.Ф.Киселев, В.П.Попов « История России» 9 кл. М. «Дрофа»,2010, учебник  « История России XX-начале XXIвека» А.Ф.Киселев, В.П.Попов » 9 кл. М. «Дрофа», 2011г., мультимедийный учебник « История России XX в» Данилов А.А.

Средства обучения:

  1. мультимедиа проектор,
  2. презентация
  3. рабочие листы;

 (сл 3 Презент.»Урок»)

Эпиграф

«Мы живем, под собою не чуя страны…»

О. Мандельштам

«Каждый поступок противодействия власти

требовал мужества,

несоразмерного с величиной поступка»

А.И.Солженицын

План урока. (сл. 4 Презент.»Урок»)

  1. Новый мир.
  2. Конституция СССР 1936г.
  3. Власть и общество.
  4. Массовые репрессии.
  5. Оппозиция тоталитаризму.
  6. Кто виноват?

Ход урока.

Вступительное слово учителя. 

Тема этого урока очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы наша Родина была свободной, демократической, открытой. Сегодня мы выясним, как же сложилась тоталитарная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в нравственности, в образе жизни и сознании людей.

Говоря о государстве, сформировавшемся на рубеже 20-30-х г.г., историки называют его тоталитарным. Автором этого понятия является Б. Муссолини, который говорил: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». (сл.5 Презент.»Урок») (Сл. 12 През «Урок») (Знакомство с целями, задачами урока и планом урока)

  1. Новый мир. (Презентация  «Социальная структура»)

 Дайте оценку произошедшим изменениям в нашей стране за период существования советской власти.

  1. Конституция СССР 1936г. (Презентация  «Конституция»)
  1. Скажите, права и свободы гражданам СССР были провозглашены?
  2. Кого защищал советский закон?

Но для того, чтобы оценка исторической действительности была объективной, нам необходимо познакомиться с др. законами.

Работа с рабочим листом 1.

Задание к Рабочему листу: Проанализируйте экономическую, идеологическую и политическую направленность советского законодательства…..

  1. Так кого же защищало советское законодательство? (Сл.6,7,8 «Урок»)

  1. Власть и общество:
  1. Были ли однозначными отношения власти и интеллигенции? (эмигранты; оппозиционеры, сторонники власти)

  1. Массовые репрессии.

(Работа с учебником, стр.137 «Идеологическое обоснование репрессий», 3 абзаца)

  1. Назовите главную мысль «Истории ВКП (б). Краткий курс».
  2. Как должны были строить свою жизнь советские люди?
  3. Что будет с теми, кто не выполнит рекомендации партии?

(Презент «Урок» сл.9)

  1. Оппозиция тоталитаризму.

В разговоре о тоталитаризме всегда встает вопрос о нравственном выборе людей, живших в те годы. (Сл. 10  През. «Урок»)

  1. Так остановилась бы проклятая машина?

О том, были ли попытки противостоять режиму личной власти в партии нам расскажут ребята, подготовившие ответ на вопрос в качестве опережающего задания.

 ( Платформа Сырцова Сергея Ивановича),

 (платформа Рютина Мартемьяна Никитича)

Противостояли кровавому режиму и писатели, поэты, драматурги.

(Сл. 11 През «Урок»)

  1. Так кто же виноват?

Рабочий лист 2

Познакомьтесь с информацией, возможно, она поможет вам ответить на вопрос

(Сталин, его ближайшее окружение, молчание людей…)

 Подведение итогов урока.

Как вы думаете, мы достигли целей урока?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:& 21, документ на стр 139.

 



Предварительный просмотр:

«Рабочий лист №1»

1)        1929 г. Постановление ЦК: директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов. Рабочие теряют возможность социальной защиты, отстаивания своих прав на производстве.

2)        1932 г. Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности» предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять «в качестве меры судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространен на «обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.

3)        1932 г. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» применялось для учета населения городов, рабочих поселков и .новостроек, «разгрузки» их от лиц, не связанных с общественно полезным трудом и «очистки» их от «укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Паспорт ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивая тем самым наиболее эффективный контроль за ними со стороны государства. Колхозники, лишенные права на получение паспортов, не имели возможности покинуть село.

4)        1934 г., 8 июня. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине, ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, — от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал, — ссылка на 5 лет.

5)        1934 г., ноябрь. Создание Особых совещаний для упрощения системы судопроизводства при наказании «врагов народа» и членов их семей.

6)        1934 г., 1 декабря. Постановление ЦИК о рассмотрении дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти: следствие ограничивается десятидневным сроком, слушание дела идет без участия прокурора и адвоката, ходатайства о помиловании не допускаются, приговор о высшей мере наказания приводится в исполнение немедленно.

7)        1935 г. Установлена уголовная ответственность вплоть до смертной казни для детей, начиная с 12 лет.

8)        1937 г. Постановление от 1 декабря 1934 г. распространено на дела о вредительстве и диверсиях.

9)        1937 г. — разрешение ЦК ВКП(б) на применение в практике НКВД  методов физического воздействия против врагов народа.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист 2

  1. Перечень заслуг Сталина перед историей: Сталин — Вождь и Учитель трудящихся всего мира; Отец народов; Мудрый и прозорливый Вождь Советского народа; Величайший гений всех времен и народов; Величайший полководец всех времен и народов; Корифей науки; Верный соратник и продолжатель дела Ленина, Ленин сегодня, Лучший друг всех детей и т. д. - миллионы советских людей эти слова воспринимали как соответствующие действительности. В этом выражался культ личности — феномен массового сознания, для которого характерно наделение личности сверхъестественными способностями, преклонение перед личностью.

  1. Были лично преданы вождю и полностью разделял его взгляды (Молотов, Каганович, Ворошилов и др.). Именно они начали создавать мифологический образ Великого вождя и Учителя. Статья «Сталин и партия» Кагановича:

«Роль Сталина как одного из организаторов и строителей нашей партии определилась еще на заре развития партии, когда закладывались ее первые камни, когда строились еще ее первые кружки».

  1. Были те, кто, не рассуждая, беспрекословно подчинялся вождю (Калинин, Микоян и др.).

  1. Третья группа — это те, кто оказался в окружении Сталина в начале 30-х гг. Большинство этих деятелей можно назвать, в первую очередь, карьеристами. Они очень хорошо знали цену своего восхождения и готовы были выполнить любой приказ Сталина (Жданов, Ежов, Берия и др.)

  1.  «Обнаружено 383 списка за 1937—1938 годы, в которые были включены 44 тысячи видных работников партии, военных деятелей, хозяйственников. Из них 39 тысяч должны были осуждены к расстрел. , 5 тысяч —к тюремное заключение от 8 до 25 лет. На этих списках имеются собственноручные резолюции Сталина и других членов Политбюро, в частности, из383списков Сталиным подписано 362, Молотовым — 373, Ворошиловым — 195, Кагановичем — 191, Ждановым — 177. Есть также подписи Микояна, Ежова и Косиора». (Из записки комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями — «Об антиконституционной практике 30—40-х и начала 50-х годов», 1988.)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конституция 1936г.

Слайд 3

Конституция 1936 года ( принята YIII Всесоюзным съездом Советов ) ВКП(б) – руководящее ядро общества Марксизм – ленинизм – государственная идеология Наличие двух дружественных классов – рабочего класса и колхозного крестьянства и социалистической интеллигенции

Слайд 4

Конституция провозглашала: ст. 125 – свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций; ст. 126 – право объединяться в общественные организации; Ст. 127 – неприкосновенность личности; ст. 141 – выставлять кандидатов на выборах в Советы всех уровней; ст. 134 – всеобщее, равное, прямое, тайное голосование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советское общество Новый мир

Слайд 2

Герб СССР

Слайд 3

Флаг СССР

Слайд 4

ГИМН СССР Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы, народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы, к победе ведет! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил. Славься, Отечество наше свободное, Счастья народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! Мы армию нашу растили в сраженьях, Захватчиков подлых с дороги сметем! Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем! Славься, Отечество наше свободное, Славы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! 1944

Слайд 5

Интернационал Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, — Кто был ничем, тот станет всем. Припев: Это есть наш последний И решительный бой; С Интернационалом Воспрянет род людской!X2 Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой. Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой, Отвоевать своё добро, — Вздувайте горн и куйте смело, Пока железо горячо! Припев.X2 Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землёй имеем право, Но паразиты — никогда! И если гром великий грянет Над сворой псов и палачей, — Для нас всё так же солнце станет Сиять огнём своих лучей. Припев. в 1944 году «Интернационал» стал официальным гимном Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)

Слайд 6

Культ Ленина (Мавзолей) Новыми явлением социального общества стало поклонению культу вождя, так вождь Октябрьской революции был захоронен в Мавзолее на Красной площади.

Слайд 7

социальная структура советского общества 1913 год 1937 год Рабочие 14% 31,2% Служащие 2,4 13,6 Единоличные крестьяне 66,7 4,5 Эксплуататорские классы 16,3% - колхозники - 46,6 иждивенцы - 2 Нетрудящиеся элементы - 0,004%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советское общество на рубеже 20-30-х г.г .

Слайд 2

Цели: • образовательные: - познакомиться со сложными и противоречивыми процессами имевшими место в общественно-политической жизни советского общества в 30-е г.г .; - Усвоить особенности политической системе СССР в 30-е гг.; • Развивающие: - Продолжить развитие коммуникативных навыков; -овладение элементарными методами исторического познания; • Воспитательные: - воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, уважения к правам и свободам человека; - способствовать формированию активной жизненной позиции; - создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей. Задачи : - определить основные признаки тоталитаризма; - сформировать знания о массовых политических репрессиях и сопротивления политическому режиму в СССР; - продолжить развитие умений работать с различными видами источников, формирование исследовательских, информационных, социальных компетенций (умений)

Слайд 3

Мы живем под собою не чуя страны… О. Мандельштам Каждый поступок противодействия власти требовал мужества, несоразмерного с величиной поступка . А. И. Солженицын

Слайд 4

План урока Новый мир. Конституция 1936г. Власть и общество Репрессии. Кто виноват?

Слайд 5

«Все в государстве, ничего вне государства , ничего против государства ». Б. Муссолини

Слайд 6

Из доклада Л. М. Кагановича в Институте советского строительства и права в 1929г.: «У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент»

Слайд 7

Страх Чувство, ставшее общим для миллионов советских людей

Слайд 8

А. Афиногенов. Пьеса «Страх».1931г . «80%... Живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток…работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха…» ( герой пьесы, профессор Бородин)

Слайд 9

Осуждено по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940г.г. год Всего осуждено Приговорено к смертной казни 1921 35 829 9 701 1924 12 425 2 550 1927 26 036 2 363 1930 208 069 20 201 1931 180 696 10 651 1933 239 664 2 154 1935 267 076 1 229 1936 274 670 1 118 1937 790 665 353 074 1938 554 258 328 618 1939 63 889 2 552 1940 71 806 1 649

Слайд 10

Если бы во время массовых посадок, например в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди не сидели бы по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по нескольку человек с топорами, молотками, с кочергами, с чем придется? Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут, - так не ошибешься, хрустнув по душегубу. Или тот воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице, - угнать его, либо скаты проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников и подвижного состава, и несмотря на жажду Сталина – остановилась бы проклятая машина!» ( А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»)

Слайд 11

Анна Ахматова: «В страшные годы я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами… очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила на ухо ( там все говорили шепотом): «А это можете описать?» И я сказала: «Могу»… Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь

Слайд 12

Тоталитарный режим: Власть принадлежит единственной партии, стоящей над государственными органами Общеобязательная идеология репрессии как неотъемлемое средство политики Контроль над СМИ Централизованное руководство экономикой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

Советское общество конца 1950-нач.1960 гг. Реформы Хрущева Н.С.

—Познакомить с главными направлениями экономических и административных реформ—Причины кризиса сельского хозяйства—Выяснить, почему в итоге провалились и политические и экономические реформы Хрущ...

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Материалы к уроку истории России 11 класс по теме "Духовная жизнь советского общества в 1953-1964гг."

Данный материал содержит разработку урока по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.", рабочая тетрадь по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.) с заданиями для под...