Разработка урока по истории в 10 классе в Творческой технологии.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Тема урока: РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (10 класс).
Методическая разработка урока с описанием деятельности педагога и учащихся по этапам (в технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__v_tvorcheskoy_tehnologii.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК в Рамках Творческой мастерской
По теме: РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (10 класс).
Учитель ГОУ СОШ № 707 ВОУО ДО г. Москвы
ИЛЮХИНА Ольга Владимировна (высшая категория)
Алгоритм мастерской | Алгоритм урока | Деятельность учащихся | Прим. |
Индукция | 1. Мотивация учащихся. - Деление учащихся по группам. - Презентация. Слайд 3. | 1. - При входе в класс уч-ся выбирают изображение оружия (две группы- оружие крестоносцев, две группы- оружие золотоордынцев.) - Рассаживаются по группам. | |
2. Просмотр 3 –его слайда Презентации и изображений оружия (+ на партах). Поиск ответа на вопросы: - Оружие каких народов вы видите? – Как вы думаете, каким образом эти рисунки могут относиться к теме сегодняшнего урока (частично тема связана с предыдущим уроком); предложения- мнения уч-ся записываются группами на листках. | 2. Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Обсуждают в группах, записывают предложения на листках. | ||
3. Просмотр слайдов 4-8 Презентации: | 3. Учащиеся рассматривают слайды и высказывают свои предположения о смысле этих слайдов. | ||
Афиширование | 1.Результаты мнений вывешиваются на магнитной доске. 2. Просмотр слайда 9 Презентации. - «Меж двух враждебных станов Тебе приюта нет». (русский философ Владимир Соловьев). 3. Обсуждение мнений, формулирование Темы урока, запись Темы на доске. Презентация, 10 слайд. | 1. Учащиеся вывешивают (афишируют) свои результаты. 2. Обсуждение мнений, коллективный поиск Темы урока. 3. Фиксирование темы урока на листках работы групп. | |
Деконструкция | - Отрывки из Лаврентьевской и Тверской летописей. 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 1). | - Знакомство уч-ся с текстовым материалом, обсуждение текстов, нахождение и выделение главного (отбрасывание второстепенного), поиск ответов на поставленные учителем вопросы. | |
Социализация | Работа в команде | - Обсуждение, подготовка ответов в устной форме. | |
Реконструкция | - Отрывки из Лаврентьевской и Тверской летописей. 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 1). | - Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения). | |
Афиширование | 1. Представление результатов работы групп. | - Зачитывание представителями групп результатов работ и вывешивание листков на доске. - Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Монгольское нашествие»). | |
2. Просмотр 11-13 слайдов Презентации. | Закрепление уч-ся изученного материала. | ||
Деконструкция | - Работа с картами (учебник VI или дополнительно подготовленные карты). 1. Задание 1 (походы монгольских войск в 1223 году). 2. Задание 2 (походы монгольских войск в 1237-1238 гг.). 3. Задание 3 (походы монгольских войск в 1239 году). 4. Задание 4 (походы монгольских войск в 1240-1242 гг.). (Приложение 2). | - Рассмотреть карту, определить пути (земли) вторжения монгольских войск. | |
Социализация | Работа в группах. | - Обсуждение вариантов ответов, коллективно- групповая работа с картой. | |
Реконструкция | - Работа с картами (учебник VI или дополнительно подготовленные карты). 1. Задание 1 (походы монгольских войск в 1223 году)- зеленый флажок. 2. Задание 2 (походы монгольских войск в 1237-1238 гг.)- синий флажок. 3. Задание 3 (походы монгольских войск в 1239 году)- красный флажок. 4. Задание 4 (походы монгольских войск в 1240-1242 гг.)- серый флажок. (Приложение 2). (Или интерактивная карта в Википедии). | - Уметь показывать пути вторжения монголов и называть порабощенные русские территории. | |
Афиширование | На подготовленной большой карте «Борьба народов против иноземных захватчиков в ХIII веке» отметить и назвать территории, подвергшиеся вторжению монголов. | - Флажками определенного цвета отметить на большой карте пути вторжения монголов и указать устно название указываемых русских территорий (один представитель от группы). | |
Деконструкция | - На основе деформированного текста анализирование материала и формулирование предложений- выводов: «Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?» 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 3). | - Учащиеся читают деформированный текст, составляют варианты предложений по теме задания. | |
Социализация | Работа в группах (по предложенным заданиям). | - Обсуждение вариантов ответов, коллективно- групповая работа с деформированным текстом. | |
Реконструкция | - На основе деформированного текста анализирование материала и формулирование предложений- выводов: «Какие последствия имело монгольское нашествие для Руси?» 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 3). | - Представители от групп зачитывают получившиеся в ходе дискуссии предложения. Обсуждают услышанное. | |
Афиширование | - На доске текстовой материал- выводы: «Последствия монгольского нашествия на Русь». | - Представители от групп вывешивают на магнитной доске составленные предложения, обобщение материала. | |
Индукция | - Рассмотрите еще раз изображения оружия. У вас имеется только оружие монголов? - Предположите народы или страны, в которых могли использовать данное вооружение. - Предположите, почему в данном уроке мы рассматриваем оружие рыцарей? | - Учащиеся рассматривают картинки с оружием. - Высказывают предположения о народах и странах, в которых могли пользоваться воины данным вооружением. - Высказывают предположение, что русичи воевали не только с монголами, но и рыцарями. | |
- Беседа по слайду 14 Презентации «Александр Невский»: -Кто изображен? - Чем известен в истории Руси? - Как россияне- потомки чтят память А. Невского? | - На основании изученного материала в 6 классе, уч-ся отвечают на вопросы. | ||
Деконструкция | - Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище». 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 4). | - Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище». 1. Задание 1- . 2. Задание 2-. 3. Задание 3-. 4. Задание 4- . | |
Социализация | Работа в группах (по предложенным заданиям). | - Обсуждение вариантов ответов, коллективно- групповая работа с текстом. | |
Реконструкция | - Работа с текстовым материалом «Ледовое побоище». 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 4). | - Записывание уч-ся на листках главных мыслей из предложенных текстов (результатов обсуждения). | |
Афиширование | 1. Представление результатов работы групп. | - Зачитывание представителями групп результатов работ и вывешивание листков на доске. - Обсуждение итогов этого этапа работы (в результате повествования групп получается полноценный текст на тему: «Ледовое побоище»). | |
Деконструкция | - Работа с картами- схемами битвы на Чудском озере. 1. Карта- схема 1. 2. Карта- схема 2. 3. Карта- схема 3. 4. Карта- схема 4. (Приложение 5). | - Уметь показывать построение немецких рыцарей и русской дружины перед боем, передислокацию войск во время боя, рассказывать ход битвы. | |
Социализация | Работа в группах. | - Обсуждение вариантов ответов, коллективно- групповая работа с картами- схемами. | |
Реконструкция | - Работа с картами- схемами битвы на Чудском озере. 1. Карта- схема 1. 2. Карта- схема 2. 3. Карта- схема 3. 4. Карта- схема 4. (Приложение 5). | - Участники групп кратко записывают ход битвы, указывая построение и движение войск. | |
Афиширование | - Работа с картами- схемами битвы на Чудском озере – слайды Презентации. 1. Карта- схема 1. 2. Карта- схема 2. 3. Карта- схема 3. 4. Карта- схема 4. | - Представители от групп рассказывают ход битвы, показывая построение и движение войск на слайдах Презентации. | |
Деконструкция | - Работа над понятийным аппаратом темы. 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 6). | - Учащимся в группах представлены термины и понятия с определениями. - Старшеклассники должны соотнести определение и термин или понятие. | |
Социализация | Работа в группах. | - Обсуждение вариантов ответов, коллективно- групповая работа с карточками- терминами и понятиями. | |
Реконструкция | - Работа над понятийным аппаратом темы. 1. Задание 1. 2. Задание 2. 3. Задание 3. 4. Задание 4. (Приложение 6). | - Старшеклассники обобщают мнения и в группе составляют «правильные пары»: термин или понятие- определение. | |
Афиширование | - Представление результатов работ групп. - Обобщение знаний понятийного аппарата у учащихся. - Закрепление: просмотр слайдов 15-16 Презентации. | - Учащиеся каждой из групп поочередно вывешивают на доску выполненное задание с комментариями. - Старшеклассники из других групп заслушивают термины- определения, высказывают свои согласия- несогласия. | |
Разрыв | - Слайд 17 Презентации: ХIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее хлынули монголы, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остатки народонаселения. С северо- запада ей угрожало западное католичество. Задача политического деятеля того времени формулировалась так: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу и определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории _______________________. Его победы в _____________ и ___________ Сделали самым авторитетным и уважаемым среди русских князей. Наметились два пути отношения Руси с Западом и Востоков. Князь _______________ Сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза __________________ против ____________________, обосновывая свой выбор _________________, __________, ______________.____________, ___________. | - Учащиеся читают текст слайда. - Предлагают варианты недостающего текста. - Обсуждают, доказывают свои точки зрения. - Окончательно формулируют правильные предложения. | |
Разрыв | Устно учитель спрашивает, вопросы учащихся записывает на доске. - Какой материал вызвал у вас вопросы? - Что осталось непонятным? - Какие есть предложения- мнения по вопросам одноклассников? | - Учащиеся сначала мысленно обобщают изученный материал. - Выясняют для себя- все ли понятно, не осталось ли вопросов? - При возникновении вопросов по теме урока, уч-ся озвучивают их. - Высказываются по вопросам одноклассников. | |
Рефлексия | Место Ледового побоища в наше время находится в стороне от оживлённых проезжих дорог. Сюда можно добраться на перекладных, а далее пешком. Этот район у Чудского озера интересен в историческом, археологическом и иных планах. В этих местах имеются древние курганные захоронения, загадочные подземелья и т.п. Здесь также отмечаются периодические появления НЛО и загадочного "снежного человека" (к северу от реки Желча). Учеными проведён важный этап работы по определению местоположения братских могил (захоронений) воинов, погибших в Ледовом побоище, остатков Вороньего камня, района старого и нового городищ и ряда других объектов, связанных с битвой. Дело - за археологами и … - Значит, не все исторические тайны открыты… - Кто из присутствующих задумывался о том, хочет ли он (она) стать ученым- историком и открывать- писать новые неизведанные страницы истории? | - Учащиеся заслушивают информацию- вопрос учителя. - Составляют творческий ответ. | |
Разрыв | - Демонстрация фрагментов из кинофильма «Александр Невский» (1938 г.) режиссера Эйзенштейна. - Отрывки из кинофильма, в которых звучат известные цитаты:
| - Учащиеся просматривают кинофрагменты. - Анализируют цитаты (самостоятельно). - Поясняют друг- другу непонятные фразы. - Особое внимание при анализе обратить на последнюю цитату. | |
Рефлексия | - Вопросы учащимся (слайд 18 Презентации):
| - Любовь к Родине, Отчизне! - Свобода и Процветание Родины- забота и долг каждого гражданина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...
Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"
Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Разработка урока по истории 7 класс "Реформация в Германии"
Урок по курсу 7 класс Новая история...
Разработка урока по истории 8 класс "Парижская коммуна"
Урок по теме "Франко-Прусская война. Парижская коммуна" для учащихся 8 класса соответствует ФГОС второго поколения, программе под редакцией Юдовской, Баранова...
Разработка урока по истории 10 класс
Тема урока: "Правление Ярослава Мудрого"...
Разработка урока по истории 5 класса "Война с Ганнибалом"
Конспект урока, презентация к уроку, видеофайлы....