Экспедиция Ермака и присоединение Сибири
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Дурова Лилия Ивановна

Методическая разработка урока посвещенного покорению Сибири атаманом Ермаком.

В данной методической разработке основным элементом является подготовленная учителем презентация. Она дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта- схемы.В ходе урока учащиеся работают с источниками, учебником, картой. Итогом урока может стать тест, с автоматическим подсчетом баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ermak.ppt217.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchenika.doc54.5 КБ
Office spreadsheet icon test.xls65.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСПЕДИЦИЯ ЕРМАКА И ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ. ... Мы голову Кучуму отсечем! - Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю! Он вынул меч. И боевым мечом Ударил в землю и разрыхлил землю... Леонид Мартынов

Слайд 2

Рабочий лист ученика. Задание I .

Слайд 3

ЕРМАК, кто ты? Рабочий лист ученика. Задание II . 1.Прочтите выдержку из биографии Ермака. 2. Ответьте на следующие вопросы: А) Откуда родом был Ермак? Б) Каково мнение историков о имени покорителя Сибири? В) Чем занимался атаман Ермак и его казацкая шайка до 1579г?

Слайд 4

ЕРМАК, кто ты? А. Н. Радищев в своем очерке “Слово о Ермаке” писал: “ Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов” . Рабочий лист ученика. Задание III

Слайд 5

Экспедиция ЕРМАКА. На крутом на красном бережочке Собрались люди, вольные казаки, Становились они во единый круг, Крепко думу думали единую. Говорил Ермак Тимофеевич: “ Не пора ли убраться нам отсюдова: На Волге жить - ворами слыть, На Яик идти - переход велик, В Казань идти - грозен царь стоит, Грозен царь-государь Иван Васильевич. Не лучше ли нам во Сибирь идти, На Кучума, царя татарского?..” (Песня записана в селе Вознесенском Новосибирской обл. в 1955г.) Рабочий лист ученика. Задание IV .

Слайд 6

Экспедиция ЕРМАКА. Кунгуровская летопись Строгановская летопись Есиповская летопись Государство Купцы Строгановы СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ Инициатор похода Инициатор похода Инициатор похода Ермак, казаки Рабочий лист ученика. Задание V .

Слайд 7

Покорение СИБИРИ. Рабочий лист ученика Задание VI .

Слайд 8

Покорение СИБИРИ. Рабочий лист ученика Задание VII . “ После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз” . В. Г. Распутин

Слайд 9

Тестовые задания

Слайд 10

Домашнее задание Прочитать стр. 170 – 174. Учебник История донского края 5-6 класс. Выполнить творческое задание стр. 175. 3. Поразмыслить над словами М.В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...»

Слайд 11

Автор работы Л.И. Дурова, учитель истории гимназии №3 г. Аксая



Предварительный просмотр:

Задание I

Работа с картой и литературным текстом.

  1. Покажите на карте границы Сибири.
  2.  Прочтите текст

«А что вообще означает название “Сибирь” ? На этот счет существует много различных суждений. Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются две гипотезы. Некоторые исследователи считают, что слово “Сибирь” произошло от монгольского “Шибир” , что дословно можно перевести как “лесная чаща” ; другие ученые утверждают, что слово “Сибирь” произошло от самоназвания одной из этнических групп, так называемых “сабиров” . Оба эти варианта имеют право на существование, но который из них действительно имеет место в истории, мне кажется, остается только догадываться.»

Озвучьте имеющиеся гипотезы историков.

Задание II.

1.Прочтите выдержку из биографии Ермака.

Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского , есть изменение имени "Ермолай"; другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василий. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо , Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка , пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых . Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал).

2. Ответьте на следующие вопросы:

А) Откуда родом был Ермак?

Б) Каково мнение историков о имени покорителя Сибири?

В) Чем занимался атаман Ермак и его казацкая шайка до 1579г?

Задание  III.

1. Прочтите отрывок из очерка А. Н. Радищев “Слово о Ермаке”.

“Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов”.

  1. Сделайте вывод о характере Ермака Тимофеевича вы можете сделать на основании данного отрывка.

Задание IV.

  1. Прочтите отрывок из песни.

На крутом на красном бережочке

Собрались люди, вольные казаки,

Становились они во единый круг,

Крепко думу думали единую.

Говорил Ермак Тимофеевич:

“Не пора ли убраться нам отсюдова:

На Волге жить - ворами слыть,

На Яик идти - переход велик,

В Казань идти - грозен царь стоит,

Грозен царь-государь Иван Васильевич.

Не лучше ли нам во Сибирь идти,

На Кучума, царя татарского?..”

Песня записана в селе Вознесенском Новосибирской обл. в 1955г.

2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Почему в песни казаков называют вольными людьми?

б) Как казаки принимали решения?

в) Что означают подчеркнутое в тексте  предложение?

г) О каком царе идет речь?

д) Куда решили отправиться казаки.

Задание V.

Групповая работа по рядам.  

1. Прочтите летопись.

Летопись 1 (Кунгуровская летопись)

“Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жестокое гонение и преследование на Волге и на дону: хватал, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и Дону; Ермак Тимофеев с соратниками – 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними 540 человек – и пришли в Сибирь в 1581 году”.

Летопись 2 (Строгановская летопись)

“В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей своих разных служилых вольных людей: Литву, и татар, и русских – отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных. И удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их, вооружением пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с бусурманского языка им дали и отпустили в Сибирскую землю с миром...”

Летопись З. (Есиповская летопись)

“А Ермак каждый струг для дружины своей у Максима снаряжал по принуждению, а вовсе не по доброй воле или взаймы, но убить хотел, имущество его разграбить, хозяйство его и при нем живущих разорить вконец. И напал на Максима с угрозами. Максим же убеждал Богом и государем, чтобы по счету им запасов давать. И для того просил у них кабалу: “Когда возвратитесь, то с кого за те запасы плату взять и как вернете – точно или с прибылью?”. Тогда из войска громче всех Иван Кольцов и есаулы кричали: “Эй, мужик, что ты уже мертв, возьмем и разнесем тебя в клочья! Дай нам под расписку на каждый струг поартельно, всякому человеку из 5000 поименно З фунта пороха, свинца и оружие, три пушки полковые, по З пуда муки ржаной, несколько пудов масла и знамена полковые с иконами – каждой сотне по знамени.” Тогда напуганный до смерти Максим с помощниками своими отворил амбары хлебные и по распискам полковых писарей, соблюдая вес, выдавал денно и нощно каждому по требованию “общим счетом на струги”

2. Заполните схему.

Кунгуровская

 летопись

Строгановская

летопись

Есиповская

 летопись

СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ

Инициатор похода

Инициатор похода

Инициатор похода

Задание VI.

Слушая рассказ учителя, проследите по карте маршрут похода Ермака.

Подготовьте ответы на вопросы:

А) В каком году Ермак начал свой поход на владения хана Кучума?

Б) Как называлась столица Сибирского ханства?

В) Что помогало казакам  в сражениях с татарами?

Г) Перечислите имена атаманов-соратников Ермака?

Д) Именем кого стал править Ермак?

Е) Как назывался налог, которым обложили местное население казаки?

Задание VII

Работа с учебником

  1. Прочитайте стр. 171 - 173 учебника.
  2. Ответьте на вопросы.

А) Какова судьба   Ермака Тимофеевича?

Б) Каково значение присоединения Сибири?

В) В чем величайшая заслуга Ермака перед Отчизной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс по учебнику Коровиной В. Я. "Покорение Сибири Ермаком". Предание

Урок изучения предания сопровождается презентацией с картиной и эскизами В. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", что даёт представление учащимся о Ермаке и исторической эпохи....

Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Урок истории " Присоединение Сибири"

История 8 классТема. Покорение Сибири.Цели: раскрыть значение вхождения Западной Сибири в состав России;дать краткую характеристику атаману Ермаку;закреплять умение работать с картой, устанавливать пр...

Покорение Сибири. Поход Ермака.

Покорение Сибири. Поход Ермака....

Квест-игра по теме «Покорение Сибири казаками Ермака»

Интеллектуальная игра по истории по теме «Покорение Сибири казаками Ермака»...