Конспект урока по дисциплине "История"
план-конспект по истории на тему

Потапова Галина Николаевна

Конспект  урока для студентов 1 курса  СПО (90 минут)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_discipline_istoriya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по дисциплине «История» (90 минут). Тема занятия: « Внешняя политика Александра 1. Отечественная  война 1812 г.»

Цели урока: познакомить студентов с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом;  закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой;  развивать умения студентов соотносить иллюстрированный  материал с происходящими событиями;  способствовать расширению кругозора студентов.

Тип урока: комбинированный, с элементами проектной деятельности.

Оборудование: карта “ Российская империя в к. XVIII – н. XIX вв.”, цитаты,  дополнительный материал, карточки- даты, учебник « История Отечества», Артемов; листы с опорным конспектом-схемой; листы- задание на дом; жетоны, карточки-схемы, рабочие тетради студентов, подборка тематической литературы (выставка).  ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), Используемый медиа-ресурс:  Microsoft Word , PowerPoint.

Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование 3-ей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование 4-ой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией; 1812 г.- Отечественная война;

Ход урока: I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Блиц-опрос. Работа с карточками. Ответ по кластеру. III. Изучение нового материала. 1.  Внешняя политика при Александре 1.

1.1. Основные направления внешней политики (рассказ преподавателя с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов). 1.2.Восточное направление (рассказ  с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов). 1.3.Западное направление (рассказ  с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов). 1.4.Работа с картой.   1.5.Работа с тетрадями. Запись: личности в истории. Иван Иванович Михельсон. Дмитрий Николаевич Сенявин. Михаил Федотович Каменский. Михаил Илларионович Кутузов. Селим III, Махмуд II .Фёдор Федотович Буксгевден .Пётр Иванович Багратион. Михаил Богданович Барклай де Толли. Яков Петрович Кульнев.   Вывод.  1.6.Закрепление. Работа с листом-схемой. (Опорный конспект).

2. Отечественная война 1812 г. 2.1.«Презентация-коментарий.  2.2.Рассказ преподавателя. Вводное слово к событиям. Слайд1-4. Комментарий преподавателя  2.3.Слайд 5. Сообщение студента Киселева Максима 2.4. Слайд 6. Комментарий преподавателя.  2.5. Слайд 7. Сообщение студента Кузнецова Никиты.  2.6.Слайд 8. Комментарий  Чешейко Олеси.  2.7.Слайд 10-11. Комментарий  Тюлиной Татьяны. (Работа с картой)  2.8.Слайд 12-13. Комментарий Милашиной Натальи.  2.9.Слайд 14-17. Комментарий преподавателя.  2.10.Слайд 18. Комментарий Носовой Ольги.  2.11.Слайд 19-20. Комментарий Михальченко Анны  2. 12. Обобщение информации преподавателем.

IV. Закрепление материала. V. Домашнее задание.  VI. Итог занятия. Выставление оценок.

 Слайд 1-3.  Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра I. В рамках этого вопроса раскрываются 3 основных направления: восточное, западное, северное. Слайд 4-9.  Основные события Восточного направления.

1801 год        Вхождение Восточной Грузии в состав России

1803 – 1804 гг.        Вхождение в состав России Западной Грузии

1804 – 1813 гг.        Русско – иранская война

1813 год        Гюлистанский мир

1806 – 1812 гг.        Русско – турецкая война

1812 год. Бухарестский мир. В 1814 г. было завершено строительство Военно-Грузинской дороги, которая связала Закавказье с Европейской Россией  и  имела важное стратегическое и экономическое значение. Присоединение Грузии имело огромное политическое, экономическое и культурное значение — как для самой Грузии, так и для России.

Личность в истории (запись в тетрадь). Иван Иванович Михельсон.  Дмитрий Николаевич Сенявин. Михаил Федотович Каменский. Михаил Илларионович Кутузов. Селим III, Махмуд II.

Слайд 11-14  Основные события Западного направления.

1804        3-я коалиция против Франции

1805        Разгром коалиции в битве при Аустерлице

1806        4-я коалиция против Франции

1807        Поражение коалиции. Тильзитский мир России с Францией

1808-1809        Русско – шведская война

1812        Отечественная война

Слайд 15-16. Северное направление политики.

Герои войны (запись в тетрадь). Фёдор Федотович Буксгевден .Пётр Иванович Багратион .Михаил Богданович Барклай де Толли. Яков Петрович Кульнев.

4. Работа с картой: Показать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в начале XIX века: Финляндию, Бессарабию, Грузию, Царство Польское.

5. Запись в тетради.  Результаты внешней политики Александра I к началу войны 1812 года были крайне противоречивы. В Восточном и Северном направлении удалось достигнуть значительных успехов. В войнах с Францией Россия не смогла противостоять наполеоновской армии, но и не потерпела сокрушительных поражений.

6.  Закрепление первого вопроса. С какой страной Россия вела войну в 1804 – 1813 гг.  С какой страной Россия вела войну в 1806 – 1812 гг. С какой страной Россия вела войну в 1808 – 1809 гг.?

2. Отечественная война 1812 г. Рассказ-погружение. В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку», одно за другим, составляют историю. История для нас не только документ, не одна лишь архивная единица хранения. Она нашла свое отражение в музыке и в слове, под резцом графика и кисти художника..  12 июня 2012 года исполнится 200 лет со дня выдающегося события в истории, которое А. С. Пушкин назвал « великим днем Бородина». Оно и до сего времени заставляет восторгаться нас и преклоняться перед мужеством и подвигом наших предков.

Слайд 1-4. Комментарий преподавателя. В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия, но я раздавлю её». В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Целью своего похода для уничтожения русской государственности, порабощения народа император избрал захват Москвы. «Если я займу Киев,- говорил Наполеон,- я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце».

Казалось бы, всё захватчиками было предусмотрено. На их стороне был ощутимый перевес в живой силе, победоносный опыт войны в Европе. На первых порах успех сопутствовал французам. Русские армии продолжали оттягиваться на восток.  « Мы должны стараться избегнуть генеральных сражений: армии в резерве у нас нет, надо выиграть время, дабы внутреннее ополчение и войска, формирующиеся внутри России, могли быть приведены в устройство и порядок» -  Так писал генерал М.Б. Барклай-де-Толли. И такое время было выиграно. Это показало и первое крупное сражение за Смоленск.В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов.

Слайд 5. Сообщение студента Киселева Максима. Русская армия встретила известие о назначении Кутузова главнокомандующим с ликованием. «Приехал Кутузов бить французов»- говорили солдаты.

Слайд 6. Комментарий преподавателя.  Отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызвали всеобщее недовольство. Между тем войска Наполеона подходили к Москве.  М.И. Кутузов решил дать французам большое сражение. Местом решающей битвы стало большое поле под Москвой у деревни Бородино. На нём русские войска построили укрепления и дали клятву верности – стоять насмерть. 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою. С шести часов утра загремели пушки, и начался знаменитый Бородинский бой!

 Слайд 7. Сообщение студента Кузнецова Никиты. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона. Ему достался самый трудный участок. План Наполеона предусматривал прорыв обороны русских в районе Багратионовых флешей и окружение армии Кутузова, а когда она окажется прижатой к реке Колочь – её полный разгром. Около 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. 7 раз французская пехота и конница атаковала Багратионовы флеши. Наполеон посылал против Багратиона своих лучших маршалов. Вот снова под барабанный рокот двинулись на русские укрепления закалённые в десятках сражений полки. Восхищенный отвагой врага Багратион крикнул: «Браво, браво!»- и бросил на них в штыковую атаку русских егерей и гренадеров. И французы не выдержали, отхлынули снова. Получив подкрепление, французы ринулись на флеши. Багратион пришпорил рыжую лошадь и поднял шпагу - и тут его ударил осколок картечи. Багратион был смертельно ранен. Раненого полководца увезли во Владимирскую губернию, в село Симы. 24 сентября его не стало.

Слайд 8. Комментарий  Чешейко Олеси. Но «чудо-богатыри» еще держались. Только когда защитников осталось совсем немного, французы захватили флеши. Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под командованием генерала Н.Н.Раевского. Ценой больших потерь неприятель также взял Курганную высоту, но этот успех не дал ему особого преимущества, потому что русские успели откатить пушки на новое место и открыли оттуда сокрушительный огонь. Батарея Раевского продолжала действовать!

Слайд 10-11. Комментарий  Тюлиной Татьяны.Только поздно вечером прекратилась кровопролитная битва. Обе стороны понесли в ней большие потери: французы – более 50 тыс. человек, русские – свыше 40 тыс. человек. Ожесточённость, острота и напряжённость этой битвы переданы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но бородинскую битву он своей победой не считал. «Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми».  Наступила ночь. Русские заняли новые позиции на опушке леса недалеко от Бородино. Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос: предпринимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя?

 13 сентября в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступать к Нижнему Новгороду, к Калуге или идти на Тверь. Последнее слово было за главнокомандующим. Кутузов решил оставить Москву без боя.   «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия»- сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.

Слайд 12-13. Комментарий Милашиной Натальи. Что думал император Франции, когда с Поклонной горы перед ним открылась, как сказочный мираж, панорама древнего города? «Я раздавлю её»- говорил он о России. Но и перед стенами Москвы он не был до конца уверен в гибели Русского государства. 2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва была охвачена огнём. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.

Слайд 14-17. Комментарий преподавателя. Русская армия, отступив из Москвы по Рязанской расположилась у села Тарутино. Наполеон пробыл в Москве 35 дней. Он считал, что с захватом Москвы война с Россией будет окончена, и русские обратятся с предложением о мире. 4 октября Наполеон сделал последнюю попытку, направил к Кутузову в Тарутино бывшего посла в России генерала Лористона. Но эта попытка окончилась ничем. Кутузов ответил решительно: «Мне запрещено даже произносить слова: перемирие и мир» Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, без единого выстрела. В горящей Москве оставаться было опасно, и ночью он приказал оставить Москву. Однако после оставления Наполеоном Москвы он предпринял попытку прорваться на Калугу с тем, чтобы двинуться на Украину. В связи с этим над территорией Орловской губернии нависла угроза вражеского вторжения. Великий русский полководец М.И.Кутузов предвидел такую опасность.  Он направил наперерез французским войскам 6-й пехотный корпус генерала Д.С.Дохтурова. 24 октября завязалось жестокое и упорное сражение под Малоярославцем.

 Показ репродукции картины Гесса «Бой под Малоярославцем».

Так 24 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела серьёзное поражение. Русская армия отрезала Наполеону путь в южные губернии и тем обрекла французскую армию на отступление по уже разорённой Смоленской дороге. Однако незадолго до сражения при Малоярославце французы появились на границах Орловской губернии. Значительный вклад в разгром армии Наполеона внесли жители Орловского края. Хотя в отличие от сопредельных Смоленской и Калужской губерний на территории Орловщины боевых действий не происходило. (Показ на карте).

 Орловская губерния была во второй половине сентября 1812 г. объявлена на военном положении и превращена в тыловую базу действующей армии. По приказу Кутузова Орёл был избран местом для формирования и переформирования воинских частей. В сентябре курьером от Кутузова к орловскому губернатору с приказом о развёртывании временных госпиталей прибыл поручик московского ополчения (поэт) Василий А. Жуковский. Вскоре были созданы госпитали в Орле, Мценске, Болхове. Многие жители Орла бескорыстно проявляли заботу не только о раненых русских воинах, но и помогали пленным француза, поступившим в большом количестве в Орёл осенью 1812 г. Многие орловцы – рядовые и офицеры – сражались против Наполеона в составе действующей армии. В Бородинской битве участвовал и отец И.С. Тургенева – Сергей Николаевич Тургенев. После Бородина С.Н. Тургенев был представлен к офицерскому чину

 Одним из героев войны 1812 г. был генерал Алексей Петрович Ермолов, жизнь которого тесно связана с Орловщиной. Начало Отечественной войны застало его в должности начальника штаба 1-й Западной армии. В ходе Бородинской битвы он находился непосредственно при Кутузове. По его поручению он восстановил обороноспособность Курганной батареи Раевского – центр русской позиции. В самый драматический момент сражения при Бородино Ермолов лично возглавил контратаку батальона Уфимского полка и бригады егерей, отбил занятые французами позиции и удерживал их до подхода дивизии генерала Лихачёва.

Отечественную войну Ермолов завершил прославленным героем и в 1814 г. во главе русского гренадёрского корпуса вошёл в поверженный Париж.. А.П.Ермолов был одним из первых русских военачальников, кто оценил значение партизанской войны и поддержал инициативу Дениса Васильевича Давыдова о необходимости развёртывания военных действий в тылу французских войск. Денис Давыдов - это огонь, вихрь и пыль конной атаки, это высочайший накал всех жизненных сил, неудержимо влекущих человека к победам. Денис Давыдов - имя героя, лихого воина и мудрого тактика. Но это также и имя большого русского поэта (показ сборника стихов Д.Давыдова), соратника Жуковского и Пушкина.

Д. Давыдов уроженец села Денисовка Ливенского уезда (ныне Краснозоренский р-н Орловской области.).  Будучи командиром Ахтырского гусарского полка, Давыдов представил Багратиону, а затем Кутузову, разработанный им план партизанской войны. Во время отступления русской армии ему выделили всего 50 гусар и 80 казаков. С этим отрядом храбрецов он остался в тылу неприятеля. Неожиданными и смелыми атаками Давыдов расстраивал связь и снабжение французских войск, отбивал пленных русских солдат и офицеров, захватывал транспорты с оружием, продовольствием и фуражом.

Слайд 18. Комментарий Носовой Ольги. Тысячи крестьян, ободрённые успехом партизан Давыдова, поднимались на всенародную войну. В один из дней партизаны появились близ города Вязьмы и открыто напали на большой транспорт, разбив наголову два батальона пехоты. Партизаны Давыдова были неуловимы. В конце октября Д.Давыдову привели пленного француза. Придя в себя, он рассказал, что в село Лосьмино направляется большая часть отряда полковника Жерара. Д.Давыдов принял решение напасть на Жерара. Однако когда в мутном рассвете партизаны подходили к селу, неприятельский конный разъезд заметил их и предупредил своих. Полковник Жерар быстро построил войска в боевой порядок. Закипел бой.  Французы не выдержали атаки партизан. Полковник Жерар тщетно пытался остановить свои войска, охваченные паникой, они бежали.    Русские поэты поколение за поколением открывали для себя давыдовский поэтический мир: сначала Жуковский, потом Вяземский, Батюшков, Ф. Глинка и др. Все они писали стихотворные послания к Давыдову. «Храбрый партизан Денис Давыдов» заслужил всенародную славу; она вышла и за пределы России, - европейские газеты рассказывали о его подвигах и называли Чёрным Капитаном. В кабинете Вальтера Скотта, английского писателя, висел портрет Чёрного Капитана. Позже у них завязалась переписка. В научном архиве областного краеведческого музея г. Орла хранится фотокопия письма Вальтера Скотта герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову (показ фотокопии письма). Д. Давыдов часто навещал д. Денисовку, своё родовое поместье (ныне это село Давыдово). Много славных подвигов совершили партизаны Д.Давыдова. После войны Давыдов написал книгу о партизанах 1812 г. В своей книге он упомянул о Герасиме Курине - известном партизане.

Слайд 19-20. Комментарий Михальченко Анны  Ещё об одном участнике военной компании хочется вспомнить – кавалерист – девице. Фильм «Гусарская баллада», который снят на реальных исторических событиях.  «Происшествие» начинается 17 сентября 1806 г., когда дочь сарапулского городничего Надежда Дурова тайно покидает родительский дом и под именем Александра Соколова присоединяется к казачьему полку, идущему на Дон.  Весной следующего года её принимают в Коннопольский уланский полк, и уже в мае она участвует в боевых действиях против наполеоновских войск, проявляя незаурядную храбрость и воинское умение. Во время кампании Надежда Дурова была ординарцем у Кутузова. В 1836 г. вышла книга Н. Дуровой «Кавалерист – девица. Происшествие в России». На заключительном этапе войны тактика русской армии заключалось в параллельном преследовании. Русские войска, не вступая в сражение с Наполеоном, уничтожали его армию по частям. Серьёзно страдали французы и от морозов русской зимы, к которой оказались полностью не готовы, т. к. Наполеон рассчитывал закончить кампанию до холодов и стать на зимние квартиры в уже покорённой России.

Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии. Именно на Березине и была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Армия практически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война. Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

Обобщение информации преподавателем. С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования. Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, Г.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, А.П.Ермолов, Д.В. Давыдов и другие.  В Москве построена Триумфальная арка, в честь победы русских войск в войне 1812г.; открыт музей-панорама «Бородинская битва». В Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны 1812 года. Отечественная война 1812 г., Бородино не забыты. Народная память избирательна, и такие события, такие героические времена она хранит вечно.

Закрепление. Работа с учебником. Оформление кластера по разделу параграфа.  Домашнее задание. Выдача листов-заданий. Прочитать опорный конспект-схему. Дополнить ее информацией из учебника.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...