Стратегии преподавания истории на профильном уровне
статья по истории по теме
Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стратегии преподавания истории на профильном уровне».
Позвольте представить вам опыт своей работы по теме «Стратегии преподавания истории на профильном уровне».
Профильное историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества)
Если раньше, в конце прошлого века и в самом начале текущего, главными вопросами в школьном историко - обществоведческом образовании были: «что преподавать» и «для чего преподавать», то в новом подходе важный смысл приобретает вопрос о том, как преподавать обществоведческие дисциплины, чтобы добиться основных целей — создания условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, гражданина своей страны.
Это нацеливает меня на совершенствование форм, приёмов, методов обучения, внедрение в учебную практику новых педагогических технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении истории.
Для меня важно, чтобы была
- системность
- воспроизводимость, устойчивость результатов, гарантированное достижение целей
- эффективность
- управляемость
- обратная связь
В своей педагогической деятельности я использую стратегии Иоффе Андрея Наумовича.
При таком подходе даже образовательная технология выступает только частью стратегии преподавания, так как последняя включает в себя весь комплекс педагогических проблем.
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых принимаются взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
Работу с документом можно организовать
пассивно (предложить прочитать, выписать важное, выучить, ответить),
активно (задать вопросы учителю по документу) или
интерактивно (обсудить содержание документа в группе, выделить главное, придумать символ).
Таким образом, стратегия связана с достижением определенного результата и эффективным использованием средств продвижения к поставленной цели. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала могут использоваться пассивная, активная и интерактивная стратегии.
На мой взгляд, активная и интерактивная стратегия преподавания могут и должны приводить к высокой эффективности и результативности урока, в том числе и с точки зрения знаний, которые получат ученики.
Для пассивной стратегии характерно то, что преподаватель занимает центральное место на занятии, передаёт имеющуюся у него информацию учащимся, а они её воспринимают. Содержание изучаемого материала заранее отобрано и приготовлено учителем. Преобладает монолог, когда учитель говорит, а ученики внимательно слушают. Чаще всего такое взаимодействие делает акцент на репродуктивность, т.е. последующее точное воспроизведение материала. Помимо моей речи в качестве источника информации может выступать текст учебника, документальный фильм, музыкальное произведение, иллюстрация, подтверждающая тот или иной аргумент. В данной стратегии «слушатель» не может повлиять на предлагаемую ему информацию.
Например урок истории в 10 классе по теме «Иван III. Образование централизованного государства». Тема достаточно большая, но всего 2 часа.
Преимущества перед другими:
- если у учащихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.)
- слишком большое количество учащихся
- строго нормативный характер информации, например, необходимо провести инструктаж или познакомить учащихся с определёнными правилами и процедурами, которых следует придерживаться (при написании исторического эссе или реферата);
- большой объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения, что лучше всего могу сделать я, тщательно отобрав главное;
- индивидуальные особенности учащихся данного конкретного класса, которым необходимо «проговаривать» несколько раз те или иные факты
- сложность изучаемого материала
В активной стратегии преподавания главным является получение информации от учителя через систему вопросов со стороны обучающихся. В отличие от пассивной стратегии, совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно всё ещё по линии «учитель—ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс в основном строится в диалоговом режиме. Возрастает степень индивидуальности в преподавании. У обучающихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы.
Но всегда есть группа детей, которые не включаются в урок. Сохраняется и центральная роль преподавателя, который является главным источником информации, без него невозможно проведение занятия.
Использование активной стратегии требует от меня не только постоянной коммуникации с учениками, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам, значительного времени для подготовки, искусства «вести» занятие в нужном направлении.
Поощряется любая инициатива и творчество. Но я всегда оставляю за собой право определять основные направления движения в процессе обучения. Преподавание приобретает индивидуальный характер, а ученики воспринимаются как самостоятельные личности, их мнение становится значимым. Наибольший положительный эффект применение активной стратегии в преподавании обществоведческих дисциплин может быть достигнуто в следующих образовательных условиях:
- однородность учащихся по уровню своей подготовки (причём достаточно высокому);
- рассматриваемые вопросы должны вызывать повышенный интерес учеников или основаны на имеющемся социальном опыте (например, проблемы современной российской молодёжи);
- развитое умение учащихся задавать вопросы
- тема не должна является новой, абсолютно неизвестной для обучающихся, тогда это даст возможность подвести итоги или обсудить материал;
- не слишком большое количество участников занятия;
- не очень объёмный материал, позволяющий развивать обсуждение;
- достаточное количество времени для пояснений и уточнений;
- высокий уровень компетентности преподавателя по методике проведения подобных занятий и рассматриваемой теме.
Интерактивная стратегия включает в преподавание элемент конструктивного взаимодействия учеников между собой в процессе обучения. Данная стратегия построена на использовании методов кругового взаимоотношения. Суть её заключается в организации учебного взаимодействия внутри групп и между ними.
Учитель теряет центральную роль на занятии. Он становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой. Для этого преподавателю требуется подготовить и структурировать задания и проверить их понимание в процессе работы в группе, а также иметь чёткую структурную последовательность проведения занятия и представление о распределении времени. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учеников между собой.
Преподаватель также изначально не определяет, насколько ответы учащихся соответствуют его ожиданиям. Ничто не должно сдерживать творчество и инициативу учеников. При этом у учащихся должны быть дополнительные источники информации (книги, философские словари, исторические энциклопедии, сборники законов). Желательно, чтобы ученики обращались к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.
Для успешного использования интерактивной стратегии необходимо учитывать несколько факторов:
- возможность доступа ко многим различным источникам, которые могут использовать учащиеся в процессе рассмотрения темы
- наличие у учащихся знаний и социального опыта по рассматриваемой проблеме;
- налаженное взаимодействие внутри группы, отсутствие серьёзных внутригрупповых конфликтов;
- наличие достаточного количества времени для обсуждения в малых группах;
- небольшое количество учащихся в классе, но достаточное для создания малых групп (не более 5—7 человек в каждой);
Таким образом, следует отметить, что активная и интерактивная стратегии в большей степени вовлекают учащихся в работу на уроке, но если в первом случае активность построена на взаимодействии с учителем, то во втором учащиеся в большей степени общаются друг с другом.
В любой из трёх стратегий можно достичь положительного результата в преподавании истории и обществознания, каждая из них может в определённой ситуации быть, поэтому не следует абсолютизировать ни одну из них.
Не только содержание определяет стратегию в преподавании, но и цели, задачи, ожидаемые результаты, которые ставит учитель истории в зависимости от сложившихся условий, особенностей обучающихся, собственных интересов и ресурсного обеспечения.
Использование стратегий позволяет добиваться стабильных результатов обучения. Успеваемость по предметам «История», «Обществознание» оставляет 100%.
Значительно возросла положительная мотивация лицеистов к изучению истории России, обществознания.
Четко прослеживается позитивная динамика качества знаний лицеистов. Процент качественной успеваемости по истории в классах вырос с 52% до 67%, что свидетельствует о глубине, прочности и осознанности полученных знаний. Увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в Лицейских чтениях.
С обучающимися, имеющими повышенные учебные возможности и интерес к истории, стараюсь работать индивидуально во время уроков (технология уровневой дифференциации), предлагаю работы творческого характера.
На фоне этого происходит повышение учебной мотивации, самостоятельности и развития познавательных интересов лицеистов к профильным предметам.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/25/picture-80748.jpg)
Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне
Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и...
активная и интерактивная стратегия преподавания новейшей истории России
О новых стратегических подходах преподавания новейшей истории России....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-106760-1486992924.jpg)
Статья "Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне".
Из опыта работы учителя биологии. Особенности преподавания биологии на профильном уровне....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/04/picture-82817.jpg)
Опыт преподавания обществознания на профильном уровне
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и л...
«Создание ДМК как способ организации познавательной деятельности старшеклассников, изучающих историю на профильном уровне»
Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: г...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-897356-1567015852.jpg)
«Стратегия и тактика сдачи ЕГЭ по математике профильного уровня»
Как правильно организовать себя во время ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-269034-1589734387.jpg)
Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания г.Иркутск
Выступление на конференции Стратегии преподавания истории и обществознания...