Рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, содержание программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_-_5.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО __________Кладиёва В.В. Протокол № ___ от «____»___________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по МОУ «Глинновская СОШ» _____________Королёва Е.Е. «____»____________2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Глинновская СОШ» ___________Ерёмина Н.С. Приказ №___от «__»___2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории в 5 классе
2011 г.
Пояснительная записка.
к рабочей программе учебного курса
среднего (полного) общего образования
на базовом уровне по истории 5 класса
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст венного стандарта общего образования, программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне и авторских программ А.А.Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» и рассчитана на 70 часов.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентиро ван на использование:
- учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2006.
- Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком пьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и осо бенном при характеристике древних обществ, а также представле ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В программу внесены изменения на основании Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В программу внесены 10 часов изучения пропедевтического модуля «Что изучает история» по УМК издательства «Вентана-Граф»: учебник «История. Введение в историю» автор Майков А.Н. и программа . 5-11 классы/под общ. Ред. П.А.Баранова, О.Н.Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
В цели курса входит:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор мы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж дый из народов древности оставил позитивный след в истории че ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
умения в связной монологической форме пересказать текст" -учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде ния;
умения спорить и отстаивать свои взгляды;
умения анализировать исторический источник;
умения оперировать историческими датами, в том числе отно сящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхрон ность и диахронность событий и явлений;
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самосто ятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и ил люстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяс нять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людь ми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования че ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Количество часов учебного времени по всеобщей истории изменено за включения в рабочую программу повторительно - обобщающих уроков, которые не предусматриваются в примерной программе. Оставшийся резерв учебного времени предусматривается для организации итогового повторения.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Учебный материал | Примечание | |
Раздел I. Что изучает история? | 10 | |||||
1 | Что изучает история? | 1 | ||||
2 | Периодизация мировой истории | 1 | ||||
3 | Что такое исторические источники | 1 | ||||
4 | Письменные и вещественные исторические источники. | 1 | ||||
5 | История на карте | 1 | ||||
6 | Происхождение имен и фамилий | 1 | ||||
7 | История в символах и знаках. | 1 | ||||
8 | История вещей. | 1 | ||||
9 | История в архитектурных памятниках. | 1 | ||||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Что изучает история?». Конт. тест. | 1 | ||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ | 6 | |||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | |||||
11 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди | 1 | 1 | |||
12 | Постепенное расселение людей в Евразии. Родовые общины охотников и собирате лей. | 1 | 2 | |||
13 | Возникновение искусства и религии. | 1 | 3 | |||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | |||||
14 | Представление о зарождении произ водящего хозяйства: | 1 | 4 | |||
15 | Начало обработки металлов. Появление неравенства | 1 | 5 | |||
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей». Контрольное тестирование | 1 | ||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 16 | |||||
Тема 1. Древний Египет | 5 | |||||
17 | Местоположение и природные условия. Возникновение единого государства в Египте. | 1 | 6 | |||
18 | Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. | 1 | 7-8 | |||
19 | Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. | 1 | 9 | |||
20 | Религия древних египтян. | 1 | 10 | |||
21 | Искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания | 1 | 11-12 | |||
Тема 2. Западная Азия в древности | 6 | |||||
22 | Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья | 1 | 13 | |||
23 | Древневавилонское царство. | 1 | 14 | |||
24 | Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. | 1 | 15 | |||
25 | Древнееврейское царство и его правители. Библейские мифы и сказания | 1 | 16-17 | |||
26 | Ассирийская держава. | 1 | 18 | |||
27 | Образование Персидской державы | 1 | 19 | |||
Тема 3. Индия и Китай в древности | 4 | |||||
28 | Местоположение и природа Древней Индии. | 1 | 20 | |||
29 | Представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. | 1 | 21 | |||
30 | Местоположение и природа Древнего Китая. | 1 | 22 | |||
31 | Учение Конфуция | 1 | 23 | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». Контрольное тестирование | 1 | ||||
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 20 | |||||
Тема 1. Древнейшая Греция | 4 | |||||
33 | Местоположение и природные условия. Критское царство. Гибель Критского царства. | 1 | 24 | |||
34 | Микенское царство. Мифы о начале Троянской войны. | 1 | 25 | |||
35 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | 26-27 | |||
36 | Религиозные верования греков. | 1 | 28 | |||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | |||||
37 | Местоположение и природные условия Аттики. | 1 | 29 | |||
38 | Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. | 1 | 30 | |||
39 | Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. | 1 | 31 | |||
40 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 32 | |||
41 | Олимпийские игры — общегреческие празднества. | 1 | 33 | |||
42 | Победа афинян в Марафонской битве. | 1 | 34 | |||
43 | Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. | 1 | 35 | |||
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии | 5 | |||||
44 | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Гавани Пирея. | 1 | 36 | |||
45 | Город Афины. | 1 | 37 | |||
46 | Образование афинян. Палестра. Афинские гимнасии. | 38 | ||||
47 | Возникновение театра. | 1 | 39 | |||
48 | Афинская демократия в V в. до н. э. Перикл во главе Афин. | 1 | 40 | |||
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. | 3 | |||||
49 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Элладой независимости. | 1 | 41 | |||
50 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | 42 | |||
51 | Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. | 1 | 43 | |||
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция». Контрольное тестирование. | 1 | ||||
РАЗДЕЛ V. ДРЕВНИЙ РИМ | 17 | |||||
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | |||||
53 | Местоположение и природные особенности Италии. Легенда об основании Рима. | 1 | 44 | |||
54 | Установление господства Рима над Италией. Возникновение республики | 1 | 45 | |||
55 | Устройство Римской республики. | 1 | 46 | |||
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | |||||
56 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | 47 | |||
57 | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 1 | 48 | |||
58 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 49 | |||
Тема 3. Гражданские войны в Риме | 4 | |||||
59 | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. | 1 | 50 | |||
60 | Крупнейшее в древности восстание рабов. | 1 | 51 | |||
61 | Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти | 1 | 52 | |||
62 | Поражение сторонников республики. | 1 | 53 | |||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры | 4 | |||||
63 | Соседи Римской империи. | 1 | 54 | |||
64 | Обожествление императоров. Нерон | 1 | 55 | |||
65 | Возникновение христианства. | 1 | 56 | |||
66 | Расцвет Римской империи. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. | 1 | 57-58 | |||
Тема 5. Падение Западной Римской империи | 2 | |||||
67 | Правление Константина. Призна ние христианства. | 1 | 59 | |||
68 | Взятие Рима готами. Опустошение Вечного города варварами. | 1 | 60 | |||
69 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». Контрольный тест | 1 | ||||
70 | Итоговое повторение | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что изучает история? Периодизация мировой истории. Что такое исторические источники. Письменные исторические источники. Вещественные исторические источники. История на карте. Происхождение имен и фамилий. Гербы, флаги, гимны государств.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред ставление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ ление городов, государств, письменности).
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель еф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа ния о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен ных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел ковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
ДРЕВНИЙ РИМ
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про винция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. За воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня тие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се нека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новыйзахват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Формы и средства контроля
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Тестестирование | 5 | ||||
Что изучает история? | 1 | ||||
Жизнь древних людей | 1 | ||||
Древний Восток | 1 | ||||
Древняя Греция | 1 | ||||
Древний Рим | 1 | ||||
Учебно-методические средства обучения
- А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», 5 класс: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006;
- А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая программа «История Древнего мира», 5 класс: – М.: Просвещение, 2007;
- Н.Н. Бузюмова, Н.А.Солодская, О.А.Божескова «Развернутое тематическое планирование 5-11 классы», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.
- Л.Л.Кочергина «История Древнего мира. Поурочные планы по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенциицкой, 5 класс», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009.
- О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс», М., ВАКО, 2005.
Настенные исторические карты
1. Древние государства мира. 2. Рост территории государств в древности. 3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия. 4. Древ ний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э.— III в. н. э.). 5. Древ няя Греция (до середины V в. до н. э.). 6. Древняя Греция (V в. до н. э.). 7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. 8. Древняя Италия. 9. Рост Римского государства в период респуб лики и империи. 10. Рост Римского государства в III в. до н. э.— II в. н. э. 11. Римская республика III — I вв. до н. э. 12. Римская империя I — III вв. н. э. 13. Римская империя IV—V вв. Падение Западной Римской империи.
Картины, аппликации, альбомы
Картины по истории Древнего мира/Под ред. Л. В. Антоновой. Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.
Годер Г. И. Аппликации по истории Древнего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...