Изменения в политической системе Российской империи
методическая разработка (история, 9 класс) по теме
Урок способствует формированию представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905-1907 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Зареченская СОШ
Открытый урок истории в 9 классе
Учитель истории и обществознания
Светлана Владимировна Какоткина
I квалификационная категория
2009
Цели урока:
- Формирование представления об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905-1907 годов, определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление политических групп на которые они опирались и чьи интересы выражали;
- Развивать умение слушать, выбирать значимое из полученной информации, развивать умение публичных выступлений;
- Способствовать развитию личного мнения, определять позицию ученика по отношению к происходящим событиям.
Оборудование: портреты лидеров политических партий, таблица «Политические партии России 1905-1907 гг.»
Проверка домашнего задания
- Индивидуальные задания:
- приведите в соответствие данные таблицы:
слова | кому принадлежат | Во время каких событий сказаны |
Нет у нас больше Бога, нет у нас больше царя | Д.В.Трепову, петербургскому генерал-губернатору | 19 января 1905 года во время встречи императора с рабочей депутацией |
Холостых залпов не давать, патронов не жалеть | Николаю II | 9 января 1905 года |
Знаю, что нелегка жизнь рабочих… Но мятежною толпою заявлять мне о своих нуждах преступно | Г.Гапону | Во время октябрьской стачки в Петербурге |
- заполните пропуски в тексте: В 1904 году народные массы еще сохраняли спокойствие, революционные требования к правительству предъявляла только радикальная _______________. Основная масса населения _______________, а также _______________ наблюдали политические столкновения со стороны. Но _____ ___________ ___________
Года положение драматически переменилось. С этого дня, вошедшего в историю под названием «________________________ __________________»
, революционное пламя разнеслось по всем слоям населения, превратив революцию в явление массовое.
- Письменные ответы на вопросы:
- Каковы причины первой русской революции?
- Какие социальные силы приняли в ней участие?
- Каковы итоги революции 1905-1907 гг.?
2. Работа с классом: фронтальная работа
9 января 1905 года в России началась первая революция…
Каковы причины революции 1905-1907 гг.?
Какое событие считается началом революции? Расскажите о событии.
Какие требования выдвигали в своей петиции рабочие Петербурга
Николаю II?
Какие задачи революция должна была решить?
Были ли они решены?
Каковы были итоги революции?
Вывод: Главный итог революции – изменение политической системы страны. И реальная возможность заняться решением аграрного (земельного) вопроса.
Постановка проблемы: Какие же изменения претерпела политическая система государства.
- Работа с документом «Манифест 17 октября 1905 года»
Вопрос: Какие изменения внес в жизнь россиян «Манифест 17 октября 1905 года»? Какой политической строй должен был установиться в стране согласно данному манифесту?
- Общественно – политическая жизнь страны в начале XX века всё более политизировалась. Даже самые «отсталые», «темные» люди начали задумываться и судить о коренных вопросах экономики и политики, участвовать в ней. Усилились крайние настроения: революционные настроения с одной стороны, и охрана старого порядка любыми средствами с другой стороны.
В период кризиса, когда общество ищет новых путей, люди стремятся объединиться с теми, с кем их мнения звучат в унисон. Так было и в начале
XX века. Как грибы росли различные партии.
Что такое партия?
Партия – от лат. «часть чего – то». На ранних этапах – это наиболее активная часть в политическом отношении того или иного класса или часть граждан общества, объединившихся на основе единых политических интересов.
Какие признаки отличают партии от других объединений?
- Наличие программы.
- Определенная идеология.
- Устойчивость объединения.
- Организованность.
Какие партии современной России вам известны?
- Лабораторно-практическая работа учащихся в группах
Задание: Изучить одну из политических партий по плану:
* когда основана;
* политический лагерь;
* лидеры партии;
* численность;
* чьи интересы выражали;
* методы борьбы;
* цели и задачи.
Материалы для изучения: учебник стр. 38 – 42, документ стр. 42.
Составить досье партии на доске используя портреты, тезисы и.т.д.
- Выступление групп. Заполнение таблицы «Политические партии России в революции 1905 – 1907 годов»
Название партии | Конституционно-демократическая партия (кадеты) | «Союз 17 октября» (октябристы) | Партия социалистов – революцио-неров (эсеры) | РСДРП(б) (социал-демократы) | Союз русского народа (черно-сотенцы) |
Когда основана | |||||
Политический лагерь | |||||
Лидеры | |||||
Численность В тыс. | |||||
Чьи интересы выражали | |||||
Методы борьбы | |||||
Цели и задачи |
Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы ы 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где – то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это - митинг.
Воссоздание митинга.
Выступления учащихся.
МОНАРХИСТ
(черносотенцы – крайне правая организация)
Мы за монархию! Монархия любой ценой! Мы поддерживаем политику правительства. Мы националисты. Великая держава стояла и стоять будет! Мы не пожалеем сил, средств для укрепления самодержавия и поддержания порядка в стране. Если понадобится, мы предпримем террор и погромы. Мы будем непримиримы в борьбе с противниками монархии.
ОКТЯБРИСТ
(праволиберальная партия чиновников, помещиков, крупной торговой промышленной буржуазии, образованная 17 октября 1905 г. в честь манифеста)
Великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм, грозит не только процветанию, но и существованию нашего Отечества. И только путь мирных реформ может вывести страну из кризиса.
С этой целью мы и образовали свой Союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии.
При сохранении единства и нераздельности Российского государства необходимо вступить на путь конституционной монархии с народным представительством. Только в союзе монарха и народа власть сумеет вернуть нам мир и спокойствие.
По – прежнему насущным остается крестьянский вопрос. Нужны срочные меры к подъему крестьянского благосостояния: регулирования мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, и, наконец, при недостаточности этих мер допустимо в случае государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, установленных законодательной властью.
Мы призываем всех сограждан дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября и оказать содействие правительству, идущему по пути спасательных реформ.
КАДЕТ
(конституционно-демократическая партия)
Россияне! Я представитель партии, которая видит путь развития России не в революционных изменениях, а в мирных, постепенных преобразованиях. Мы за конституционно-демократическую монархию! При такой форме правления основными правами граждан будут:
- всеобщее избирательное право;
- обеспечение ряда свобод: совести, вероисповедания, высказываний.
Мы хотим отменить цензуру, паспорта. Финляндии нужно обеспечить особое государственное положение на основе Конституции.
Мы за реформы! Особенно необходимы, по нашему мнению реформы в аграрной сфере. Но мы считаем, что у частника нельзя отнимать земли, однако возможно отчуждение за вознаграждение нынешних владельцев по справедливой (рыночной) оценке. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Затем следует организовать широкую государственную помощь для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян.
Россияне! Верьте нам. Мы не призываем страну к вооруженному восстанию, но мы хотим перемен. Выбирайте конституционно-демократическую партию! Выбирайте мирные реформы!
ЭСЕРЫ
(партия социалистов – революционеров)
Соотечественники! Партия социалистов – революционеров будет отстаивать, нет, вырывать, пусть даже с помощью террора, реформы.
Мы требуем свержения самодержавия, установления демократической республики, экспроприации капиталистической собственности земли! В аграрном вопросе наша политика такая: отнять землю у отдельных лиц и отдать ее территориальным союзам для уравнительного пользования.
Эсеры начинают революционную борьбу с самодержавием. Мы агитируем за созыв Земского Собора для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков! Мы за террор!
БОЛЬШЕВИК
(партия социал-демократов)
Товарищи! Не верьте в сказки про реформы. Это всё вредные иллюзии. Революция, революция и еще раз революция! Свергнуть самодержавие!
Создать диктатуру пролетариата! Вся власть Советам! Земля крестьянам! За нами, товарищи!
Голосование: учащиеся делают выбор, записывают название партии на листочках. Подсчитываются голоса.
Подведение итогов:
Какие главные проблемы оставались на начало века в российском государстве?
На какие группы условно можно разделить политические партии в России?
У какой из партий было больше шансов взять власть в свои руки?
Домашнее задание: §5 вопросы 5-6 стр. 45
Подготовить сообщение о политическом деятеле П.А.Столыпине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменения в политической системе в 1953-64гг.
Разработка урока по истории в 9 классе содержит учебные материалы (тексты с различными оценками политических изменений,табличные данные по изменениям в партийном и государственном аппарате после смерт...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Разработка урока Изменение в политической системе Российской империи
Данная разработка позволит :Прививать ценности парламентаризма и основ правового государстваФормировать знания об изменениях политической системы на основе уже имеющихся представлений о начале р...
Интегрированный урок (английский язык - право) в 10 классе по теме "Политическая система российского общества"
В школе мы всегда уделяем большое внимание воспитанию у ребят активной гражданской позиции. И радует, что не только на воспитательных мероприятиях можно обратить на этот вопрос внимани...
Политическая система Российской Федерации (Методическая разработка)
Данная разработка предназначена для учащихся старших классо общеобразовательных школ и студентов колледжей....
Презентация - Значение деятельности С. Ю. Витте - видного политического деятеля Российской Империи. История России - 9 класс.
В этой презентации содержится информация о жизни и деятельности Витте С. Ю. - видного политика России конца 19 - начала 20 в.в....
Презентация "Изменения в политической системе"
Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Изменения в политической системе". Материал будет также полезен учащимся для са...