Политика развития российских городов. Методическое пособие
план-конспект урока истории (10 класс) по теме
Методическое пособие предназначено для проведения дополнительных занятий по теме "Историческое прошлое и будущее малых городов России" и содержит разработки трех уроков "Политика развития российских городов", "Иннвационные города XIX века - военные поселения", "Мэры российских городов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Политика развития Российских городов
Методическое пособие, для проведения дополнительных занятий по истории по теме «Историческое прошлое и будущее малых городов России»
Ромодина Т.В.
учитель истории
гимназия №441
Занятие №1
Политика развития российских городов
Проблема
- 85 % российских городов являются малыми городами с населением менее 100.000 жителей
- половина из них -моногорода, т.е экономика направлена на один сегмент
- население этих городов неготово к переезду (отсутствует мобильность рабочей силы), отсутствуют импульсы к экономическому развитию
- численность населения моногородов снижается, социальные институты в минимальном количестве и в дегрессивном состоянии
=> малые российские города могут стать источником „социальной катастрофы“
Министерство экономического развития
- количество малых и средних городов в России в ближайшие 20 лет сократится.
- миграция населения в большие города неизбежна (15-20 миллионов человек в последующие 20 лет переедут в большие города)
- в малых городах России проживают сегодня 2/3 населения страны. Большинство этих городов бесперспективно и их поддержка обходится России 2-3% горового экономического развития. Эта поддержка неэффективна и бессмыслена.
- намного эффективнее направлять эти финансовые средства на развитие городов с миллионным населением => модернизация городской инфраструктуры в 12 городах-миллиониках, которые в будущем примут переселенцев из малых городов.
- создание 20 агломераций.
- моногорода с одним градообразующим предприятием в будущем не будут получать федеральной и региональной финансовой помощи.
- эксперты считают, правительство хочет отказаться от ответственности за поддержание стандартов качества жизни в алых городах на соответствующем уровне.
Эльвира Набиуллина (Министерство экономического развития | Евгений Марков (Союз малых городов России) |
Нам не удастся поддержать все малые и средние города | Необходимо разработать эффективные механизмы поддержки малых городов: органы самоуправления должны участвовать в процессах экономического развития, у них должна быть заинтересованность в этом участии, например посредством увеличения дотаций в зависимости от активности городского управления в развитии |
- стабильная ситуация наблюдается только в 10% малых и средних городов России der kleineren und mittleren Städten (ЗАТО, города рядом с атомными электростанциями,оекоторые города в Южном и Центральном Федеральном Округе).
- особенно под угрозой вымирания находятся сельские поселени.
▪ 156.000 сельских поселений,
▫ в 10% из них никто не живет
▫ ¼ находятся на грани исчезновения, т.к. там живут менее 10 человек
- малые города являются неотъемлимыми локальными центрами для сельских поселений. Их функция состоит в минимальном обеспечении соц.услугами сельских поселений.
- малые города являются неотъемлимыми локальными центрами для сельских поселений. Их функция состоит в минимальном обеспечении соц.услугами сельских поселений.
Перспективы малых городов:
1. стать частью агломерации
2. использовать сельскохозяйственный потенциал
3. использовать туристический потенциал
Пример:Кондопога ( Республика Карелия)
- 33,5 тысячи жителей
- моногород => OAO Кондопога,
- Сотрудничество с городским управлением и введение социальных пособий и льгот
- с 2007 позиционирование Кондопоги в качестве туристического центра
- Лучший ледовый дворец в Северо-Западном регионе
- Новый дом культуры
- Новая федеральная дорога до Петрозаводска (54 км)
- Важные предпосылки экономического развития:
- -децентрализация финансовых потоков
- - изменение предпринимательской политики тех предприятий, которые активны в этом городе
- - государственная поддержка малых городов
- - ответственность горожан за город, в котором они живут
Занятие №2
Инновационные города XIX века – военные поселения
- начало XIX столетия – российская армия срочно нуждается
в модернизации
- реформа Александра I
- Прусская модель военных поселений в качестве примера
=> поселенцы занимаются сельским хозяйством,
производством оружия и военным делом
- Реализация данной модели была порученна графу Аракчееву
=> организация военных поселений невзирая
на огромные человеческие потери
- Опыт Аракчеева в организации инновативных городов
=> Грузино (прусская модель)
=> Гатчина (принципы Марка Витрувия)
- „идеальный город“ по Витрувию – это модель лагеря римских
легионеров
=> квадратная планировка,параллельные улицы, строгие и равномерные формы
- Организация поселений по этому принципу по всей стране
=> одинаковый план застройки: прямые улицы с одноэтажными домами
=> один дом на четыре семьи
=> в центре города – площадь с церквью, комендатурой, оружейным складом, гауптвахтой и рынком (его сортимент определялся министерством)
- одинаковые города => одинаковый стиль жизни: спали, сеяли, пололи,готовили еду и маршировали – все дедля этого время
- жениться можно было только с разрешения коменданта
- жители поселений: государственные крепостные, солдаты, бездомные, мещане
- все дети поселенцев считались государственной собственностью
- принудительное переселение, высокая смертность 2/3 переселенцев умерли по дороге
- тяжелые условия проживания, высокая смертность среди поселенцев
- любые проявления самоуправления и иннициатива наказывались
- непослушание жестоко каралось
- Николай I увеличил финансирование и количество военных поселений, а также ужесточил контроль за ними
=> после этого жизнь поселенцев стала невыносимой
=> восстания (1831 „холерный бунт“ - 3.000 повстанцев понесли наказание и были казнены. Каждый десятый скончался от болевого шока)
Итог:
- надежд на самофинансирование военные поселения не оправдали
- огромные проблемы для государственного бюджета
- огромная смертность среди поселян
- отсутствие успехов в сельском хозяйстве и в военном деле
- недовольство во всех социальных слоях
=> неподвижная, бессмысленная, постоянно реформируемая машина, через которую прошли десятки миллионов жизней
Вывод:
- военные поселения как символ неудавшихся попыток изменить жизнь страны с помощью авторитарных предписаний сверху и бюджетных влияний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Политика развития российских городов"
Презентация к первому занятию методического пособия "Политика развития российских городов"...
методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Российского флага"
Анализ ФКЗ №1.История Российского флага. Викторина по истории флага....
"Показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии стратегии развития молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года "Активная жизнь"
показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии "Активная жизнь"- основные напрвления проектной линии;- наименование показателя- единица измерения- формула расчета...
Методическое пособие для учителя. Опорные конспекты по теме "Политика" для 9 класса
Раздел "Политика", изучаемый в 9 классе содержит большой объем материала, который, как правило, вызывает трудности у учащихся. Для более легкого его усвоения имеет смысл представить его в фо...
Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...
Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...
Методическое пособие по проведению викторины «Мой город родной»
Викторина по истории Города воинской славы Коврова....