Активизация познавательных и творческих способностей обучающихся через интегрированные уроки
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Выступление на конференции "Проблемы образования в школе и вузе в контексте современности" Представление опыта работы по созданию и разработке интегрированных уроков история и ИЗО совместно с учителем ИЗО Неводовой О.А. Один из уроков "МИР РУССКОЙ ИКОНЫ" проводится в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozina_n.a._chgu_2011.docx | 20.58 КБ |
mir_rus_ikony.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Козина Наталья Алексеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 27» Г. Череповца
Проспект Победы, 131, кв. 25
т. 23-87-47; 8921-547-65-38
email: kozina-nataly@yandex.ru
Реализация воспитательного потенциала урока через интегрированные
уроки истории и ИЗО.
Череповец
2011 год
Современный урок истории должен способствовать воспитанию активно познающий мир, толерантной личности, способной применить полученные знания, умения, нравственные нормы и принципы в своей жизни. Через весь курс проходят главные воспитывающие цели: усвоение идеалов гуманизма, демократии, патриотизма, гражданственности, осознания преемственности развития, своеобразия и общего, уважительного, толерантного отношения к достижениям культуры Человечества, выработки эмоционального, личностного отношения к изучаемым событиям и явлениям. Познание нового сопровождается воспитанием культуры ведения диалога, подготовки проектов, групповой и парной работы, информационной культуры. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Формирование представлений об историческом прошлом человечества должно осуществляться не только за счет количественного накопления знаний, но и в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой межпредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития обучающихся. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит потенциал мирового искусства. В программах по истории темы науки образования, искусства занимают важное место. Однако возможности полной реализации изучения этих тем ограничены выделяемым временем. Один из вариантов решения проблемы - интеграция с другими предметами, в частности истории и ИЗО. Интеграция этих предметов позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал искусства. Поэтому мною совместно с учителем ИЗО создана система интегрированных уроков в 5-9 классах, которая успешно реализуется в течение 6 лет. Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что в интеллектуализированной и вербализированной современной школе изучение искусства играет совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, побуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изучение искусства направлено на развитие воображения и творческих способностей, позволяет формировать целостную картину мира, исторической эпохи, через познавательно-эстетическое осмысление художественных ценностей, культурных достижений общества, помогает формировать собственный эстетический опыт, осмыслять современную действительность и себя в ней. Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. Многообразие функций искусства, таких как повествовательная, познавательно-эвристическая, общественно-преобразующая, эстетическая, интеллектуально-нравственная, информационно-коммуникативная, гедонистическая, прогностическая и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования. В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности искусство удовлетворяет универсальной потребности человека творить. Результатом творчества является теоретический и эстетический продукты, отражающие личное отношение ребенка к миру. Произведения искусства, к которым я обращаюсь практически на каждом уроке истории, служат не только великолепной иллюстрацией, отражающей личностное отношение художника к изображаемому, помогает понять событие, но и побуждают обучаемого к оцениванию произведения и события, отбору значимого и ценного для себя лично и для всего Человечества в целом. Есть примеры и образы, носящие непреходящий характер, именно они являются нравственными идеалами, которые столь необходимы каждому человеку. Обучающийся раскрывает свои способности, проявляет одаренность, находит свой творческий путь. Индивидуальная результативность обучающихся высокая, степень удовлетворенности побуждает к дальнейшей деятельности. Художественная культура является ядром эстетической культуры, в основе которой лежат эстетические отношения и соответствующая им система эстетических и нравственных ценностей. С помощью искусства обучающие получают представления об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Постоянное обращение к произведениям искусства делает его неотъемлемой частью существования, обогащает личность возможностью пронести интерес к искусству через всю жизнь, дает возможность находить наслаждение в погружении в чудесный мир образов и настроений, вооружает нравственными ценностями, формирует потребность постоянного общения с искусством. Творческий опыт искусства развивает образно-творческие способности, вариативность, гибкость и гармоничность мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии. Ребенок становится то художником, то зрителем. Это и есть один из путей воспитания способности к творчеству.
В 5 классе на уроке «Театр в древней Греции» обучающиеся разыгрывают сценку из комедии Аристофана «Птицы». На уроке «Олимпийские игры» произносят речь от имени олимпионика, в 6 классе коллективные и индивидуальные творческие задания подразумевают самостоятельное написание текстов роли и выступление с ними. Например, на уроке «Средневековый замок» обучающие играли роли рыцарей, герольдов, менестрелей, благородных дам, знакомя с жизнью обитателей замка. Они готовили костюмы, представлял гербы и виды оружия, рисунки интерьеров замка. Часто обучающиеся выступают в роли экскурсоводов, пишут экскурсии, готовят презентации, проекты. На уроке «Титаны Возрождения» (7кл.) выступают в роли Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, современников и критиков, искусствоведов. Эти приемы развивают вариативность мышления, толерантность, способствуют погружению в изучаемую историческую эпоху. Обучающиеся осознают, что по мере развития общества духовная культура приобретает все большее воздействие на умы и сердца людей, обогащает внутренний мир человека, способствует его нравственному совершенствованию. Например, в уроке «Импрессионизм- новое видение мира!» обучающиеся решают следующую проблему: «Почему самим художникам-импрессионистам не нравилось название их живописи?», выдвигается предположение-гипотеза: Новое видение мира было отражением перемен в общественной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, направленные на решение проблемы: самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями, систематизируют материал, оформляя его в таблицу, выделяют, анализируя подготовленные сообщения, характерные особенности живописи художников, находят общие характерные отличия импрессионизма от предшествующих направлений в живописи, связывают появление импрессионизма с изменениями в общественной жизни. Каждый урок завершается выполнением практической работы по ИЗО, что способствует личностному восприятию и отношению к изученному материалу. Выполнение заданий по ИЗО носит гораздо более качественный характер, так как проходит под руководством учителя ИЗО. На уроке «Творчество мироискуссников» выдвигается для обсуждения следующая проблема: К какой категории художников можно отнести мироискуссников: новаторов или ниспровергателей? Выдвигается гипотеза: творчество мироискуссников попытка ухода от реальности или особая эстетика? И если первый урок был для обучающихся 8 классов, то второй с усложнением проблемы проводился в 9 классе. Выдвижение проблем практиковалось нами с самого начала, с 5 класса, постепенное усложнение заданий позволяло совершенствовать мыслительные способности, умения и навыки. И сейчас обучающиеся могут уже самостоятельно обозначить главную проблему, выдвинуть гипотезу и наметить пути решения, сделать обобщения и выводы. Часто работа над проблемой завершается выполнением индивидуальных заданий по выбору: написание синквейна, сочинения-размышления, ответа на вопрос, обучающиеся самостоятельно выбирают варианты заданий по ИЗО. Они могут быть групповыми и индивидуальными, как правило, в нескольких вариантах. Обучающиеся находятся в ситуации выбора, привыкают самостоятельно определять свои возможности, учатся демонстрировать свои лучшие способности и достижения. Помогают полнее использовать возможности искусства уроки – образы, они уместны при изучении искусства других стран, другой эпохи, прошлого. Примерами таких уроков могут быть уроки «Мир русской иконы», «Смутное время в произведениях изобразительного искусства», «Отечественная война 1812 года в произведениях искусства». На этих уроках обучающиеся через знакомство и восприятие произведений искусства углубляют свои знания по истории, создают образную картину эпохи, осознают роль личности в историческом процессе, а значит, учатся понимать степень личной ответственности за то, что происходит сегодня. Уроки – путешествия готовятся заранее и по форме напоминают игру. Для ведения выбирается группа детей. Это гиды, знатоки, историки, путешественники, художники. На первых подобных уроках (Путешествие в древний Египет, Путешествие на афинский акрополь, Путешествие в древний Рим) эти роли играет учитель, но по мере приобретения обучающимися умений и навыков они все активнее включаются в работу. Вовлечению обучающихся в работу на уроке способствуют методы диалогичности, сравнения и обобщения, коллективных и групповых работ.
Разумеется, подобные уроки требуют серьезной предварительной работы учителя и ребенка, учитель помогает отбирать материал, корректирует работу, проводит репетиции, но усилия оправдываются результатами научения.
Реализуя через интегрированные уроки История+ИЗО основные аспекты урока: :познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого материала, развитием ЗУНов, воспитательного – с формированием нравственных качеств личности, я, как учитель получаю возможность более успешно и эмоционально решать поставленные воспитательные задачи.
Предварительный просмотр:
Сопроводительная записка к уроку «Мир русской иконы».
Этот урок является очередным уроком интегрированного курса История+ИЗО, разработанного учителями истории и ИЗО с 5 по 9 класс. Обращаясь к идее совместного проведения таких уроков, мы ставили перед собой определенные задачи, которые сумели разрешить в процессе разработки и проведения этих уроков.
Задачи:
- углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства.
- создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия.
- через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний.
- воспитывать понимание сопричастности обучающихся к достижениям в области искусства, уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность, осознание преемственности.
- научить понимать и ценить прекрасное.
- развивать креативные способности обучающихся.
Эти задачи я решаю через интеграцию предметов история и ИЗО.
Во-первых, интеграция позволяет расширить учебное время и более детально изучать вопросы искусства. Не секрет, что при сдаче ЕГЭ учениками средней школы именно они вызывают наибольшую трудность. Искусство, являясь важнейшей областью жизнедеятельности общества, становится частью жизни обучающихся, они учатся понимать и оценивать его, приобретают потребность в погружении в мир прекрасного.
Во-вторых, интеграция способствует переносу знаний и созданию целостной картины развития искусства, истории Человечества. Воспитательный потенциал этих уроков позволяет развивать толерантность, уважительное отношение к другим народам и странам, учит пониманию общего и особенного в развитии современной цивилизации.
В-третьих, эти уроки позволяют развивать ключевые компетенции обучающихся, отрабатывать и закреплять на практике полученные теоретические знания, так как завершением каждого урока является выполнение творческих заданий по истории и практических заданий по ИЗО. Они создают уникальные возможности для развития креативности, творческого поиска, развития самодеятельной активности.
Наконец, эти уроки встречают только положительные отзывы со стороны обучающихся, они все вовлечены в учебную деятельность и довольны своими результатами. Задания носят проблемно-поисковый, исследовательский характер, выполняются индивидуально, в парах, группах. В ходе этих уроков каждый создает свой продукт и объективно оценивает свою работу.
На уроках присутствует атмосфера сотрудничества, обучающие высказывают свою точку зрения, аргументируют ее.
Большое внимание уделяю видеоряду, который способствует образному и красочному восприятию материала, «заряжает» обучающихся на творчество.
Предлагаем вашему вниманию урок «Мир русской иконы». Надеемся, что наш опыт будет вам интересен.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО + ИСТОРИЯ
ТЕМА: «МИР РУССКОЙ ИКОНЫ. ТРИ РУССКИХ ИКОНОПИСЦА»
ЦЕЛИ: - познакомить обучающихся с русской иконописью, ее национальными особенностями;
- воспитывать эстетический вкус обучающихся, нравственные начала, чувство гордости за достижения русского искусства, преемственности культурных традиций и ценностей, любви к миру.
- развивать монологическую речь обучающихся, умения работать с документами, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их.
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный: ИЗО + история.
Методы: рассказ учителя, постановка проблемных задач, выполнение заданий по работе с документами, тестами, выполнение практических заданий по ИЗО.
Оборудование:
- Репродукции икон 12-15 веков;
- Видеофильм «Мир русской иконы»;
- Презентация «Андрей Рублев».
- Репродукции «Владимирская Богоматерь», «Донская Богоматерь», «Христос Пантократор»;
- Музыкальный ряд: колокольный звон, кантата «Поле Куликово».
- Распечатанные словари урока и тестовые задания, правила заполнения синквейна для каждого обучающегося.
- Иконы иконостаса.
Литература:
1.Алпатов М. В. «Андрей Рублев», «Искусство», М., 1959 г.;
2.Алтапов М. В. «Обычай премудрый художника», «Семья и школа», №6, 1999 г.;
3.Данилов А. А., Косулина Л. Г., «История России с древних времен до конца 15 века»;
4.Денисова Ю. Ю., Климовцева Е. С.,»Древнерусская икона: мир образов и символов»;
5.Гусева Э. К. «Андрей Рублев: из собрания Государственной Третьяковской галереи», М., «Изобразительное искусство», 1990 г.;
6.Косова Г. Р. «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР», М., «Просвещение», 1981 г.;
7.Любимов Л., «Искусство Древней Руси», М., «Просвещение», 1981 г.;
8.Миронов Г. Е., «Три иконописца», журнал «Преподавание истории в школе», №4, 1994 г.;
9.Пчелов Е. В., «История России с древнейших времен до конца 16 века»;
10.Рябцев Ю. С., «Путешествие в Древнюю Русь», М., «Владос», 1995 г.
ЭПИГРАФ УРОКА:
«Бог стал человеком для того, чтобы человек приблизился к богу»
«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте… Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя великих идеалов Лихачев Д. С.
Ход урока.
1.Мотивационная беседа.
2.Определение задач и целей урока.
Вопросы и задания к уроку:
- Объясните смысл эпиграфа урока.
- Какое значение имела икона для русского человека?
- Назовите характерные черты манеры живописи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
- Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи? Назовите ее особенности?
- Как вы думаете, почему именно 14-15 века стали временем расцвета русской иконописи?
В распечатанные словарики вы должны вписать или определение, или понятие, заполнив все поля словаря урока.
Заполните таблицу и сделайте вывод.
Таблица: «Выдающиеся иконописцы Руси 14-15 веков»
Имя иконописца | Выдающиеся произведения | Особенности иконописи |
Учитель ИЗО: На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека: к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту от тягот жизни, врагов, в изобилии нападавших на Русь.
Икона – слово греческое, в переводе на русский язык означает «образ», «изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа».
Иконопись существовала во всех православных странах, но нигде она не достигала такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства нашего народа. В других странах иконы создавались для красоты, а на Руси для молитвы.
Учитель истории: Причина этого явления очевидна: не камень, а дерево служило на Руси основным строительным материалом, следовательно, и мозаика, и фреска не могли найти широкого применения. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок, иконы, написанные, на досках как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Иконы превращали даже самую убогую церквушку в сказочную сокровищницу звонких красочных сочетаний, создавали произведения, исполненные волнующей одухотворенностью. Икон в церквях было большое количество. К примеру, в одной из них насчитывалось 90 экземпляров.
Учитель ИЗО: Выражение «купить икону» считалось кощунством, говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожать иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Если икона погибала во время пожара, не говорили, что она сгорела, в этом случае говорили, что она «выбыла».
Икона считалась лучшим и очень ценным подарком. Иосиф Волоцкий, поссорившийся со своим удельным князем Борисом Федоровичем и желая умилостивить его, послал в знак примирения иконы Андрея Рублева и Дионисия. Иконы висели и в каждом доме на почетном месте, в красном углу. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Кремля до сих пор есть ниша, где когда-то висела икона Спасителя, давшая название башне. Совсем недавно надвратная икона Спаса, спасенная чудом, вновь явила свой лик людям.
Существовали также так называемые мерные иконы: при рождении царевича, с него снималась мерка, которую передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого покровителя. В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанн Лествичник», написанная в 1554 г. в честь рождения царевича Ивана Грозного.
Учитель истории: Обычно иконопись называют живописью на досках. Работа эта была очень сложной и трудоемкой. Первым приступал к ней плотник.
Из всех пород дерева для изготовления икон предпочитали липу – в ней меньше сучков, но могли использовать и сосну, и ель, и лиственницу. Доску несколько лет высушивали, затем плотник тщательно выглаживал поверхность топором. На лицевой стороне, немного отступив от краев, он вырезал ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. Получались средник и поля. Размеры некоторых икон превышали 3-х метров в высоту или 4-х метров в ширину.
Завершив свою часть работы, плотник передавал доску иконописцу, который наклеивал на ее лицевую сторону паволоку - холстину, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался грунт - левкас - из рыбьего клея смешанного с толченым мелом. Эту массу, похожую на сливки, несколькими слоями наносили на паволоку и полировали до блеска пемзой, медвежьим зубом, высушенным хвощом.
Учитель ИЗО: Отдельно готовились краски. Иконы писались темперой - краской, замешанной на яичном желтке. В качестве красочного пигмента использовали цветные глины и минералы, а иногда порошок из полудрагоценных камней. Их тщательно растирали в каменных ступках, смешивали с водой. Затем, после испарения воды с осадка снимали только верхний слой, эту операцию повторяли несколько раз. Когда краситель считался готовым, его смешивали с клейким яичным желтком. После этого наступал самый ответственный момент работы над иконой - ее роспись.
Учитель истории: Считалось, что рукой иконописца и его замыслом руководит сам Господь. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант и художника и знания богослова. Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, мастер возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Нравственный портрет иконописца нарисовал «Стоглав»: «Подобает живописцу быть смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, особенно же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте и молитве пребывати».
Учитель ИЗО: Часто художники трудились артелью, взяв заказ на роспись всего храма.
Мастер, старший в артели, «знаменил» икону, то есть набрасывал обугленной лучиной общую композицию. Затем подмастерье золотили фоны и нимбы, используя порой сусальное золото. После этого писали красками элементы пейзажа, одежды святых - «доличное письмо». И только в последнюю очередь опытный мастер с большим старанием писал самое ответственное - лики, руки, ноги святых - «личное письмо».
Когда работа была завершена, живопись покрывали олифой - конопляным маслом. Она придавала иконам живой блеск и защищала красочный слой от пыли и сырости. После этого икону на несколько месяцев выставляли на свет, чтобы пленка полностью высохла.
Учитель истории: Первые иконы пришли на Русь из Византии. Однако, не смотря на заимствование следование канонам, они практически сразу приобрели свои русские черты. Но в 14-15 веках древнерусские и византийские традиции иконописи наполнились новым содержанием. Это связано с именами выдающихся живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
Время расцвета русской иконы - 14 век. В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя - знаменитый Феофан Грек.
Во-первых, он был гениальным художником; во-вторых, «он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что имя его неотделимо от последнего». Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. В Византии, где господствовало безличное творчество, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером с такой яркой творческой индивидуальностью.
Учитель ИЗО: В Византии на родине Феофан не имел возможности творить за рамками канонов, утвержденных в живописи. На Руси же он увидел не утратившую свое величие Византию, а нацию развивающуюся в творческом порыве, и хотя еще не совсем свободную, но сознающую свои возможности и свою жизненную силу. Он видел город с прекрасными храмами, сияющими белизной своих стен и золотом куполов, фрески Нередицы, утонченность образов Михайловской церкви. Не догма, а дерзания, поиск были в этих произведениях. Всем сердцем Феофан полюбил свою новую Родину.
Просмотр видеофрагмента «Творчество Феофана Грека».
Учитель истории: Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Обратите свое внимание на репродукцию Владимирской Богоматери на 184 странице учебника. Какие чувства написаны на ее лице? (Печаль, скорбь).
У Феофана Богоматерь одухотворенная и земная. И чувства ее другие - нежность и любовь. Темно-вишневая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов.
В Новгороде Феофан создал образцы Христа Вседержителя. Необычен был его лик: истовый взгляд больших круглых глаз, с темными зрачками и белыми бликами вокруг, мясистый нос, огромная благословляющая длань. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости страшного суда.
Учитель ИЗО: Еще одна знаменитая икона - Успение Богоматери. В Москве Феофан расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия 1, создал фрески для Архангельского собора. Главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора.
Иконостас - стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части храма. До 15 века иконостасов на Руси не было. Подобных русским иконостасов не было и в других странах. В Благовещенском соборе иконостас состоял из трёх рядов. Нижний ряд называется местным, он составляется из тех икон, которые почитаются в данной местности. В середине чина устраивают царские врата, ведущие в алтарь, обе створки которых в верхней части украшают сценой Благовещения, а в нижней - изображения четырёх евангелистов (Лука, Иоанн, Фома, Матфей). Над местным рядом в Благовещенском соборе располагается главный чин иконостаса - деисусный. Там иконы с ликом Иисуса, главная из которых - «Спас в силах», по сторонам от нее обращенные к нему фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла.
Учитель истории: Над деисусным рядом находится праздничный чин, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа (12 праздников: Рождество, Введение Богоматери во храм, Благовещение, Успение, Сретение, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Покрова Пресвятой Богородицы).
Иконостас имеет глубокий смысл, его главная идея - посредническая молитва, заступничество святых перед Иисусом, вершащим суд над людьми. Здесь воплощена идея соборности - собрания всех святых, противостоящих злу. Создать такую сложную по смыслу и содержанию композицию могли только глубоко верующие, образованные и мудрые люди, каковыми были Феофан Грек и Андрей Рублев.
«Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец» - писал Епифаний Премудрый, один из образованнейших людей начала 15 века.
Учитель ИЗО: В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий русский художник - Андрей Рублев. Впервые летопись упоминает имя этого мастера в 1405 году, когда «Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Русь переживала время подъема, надежд на избавление от монголо-татарского ига.
Учитель истории: Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он говорил о преодолении междоусобиц, участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, примирял враждовавших князей, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского является его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед судьбоносным сражением. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для его современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей, воплотил их в своем творчестве.
Работа обучающихся с документом.
Русские историки начала 20 века о творчестве Андрея Рублева.
«Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если 11, 12 и 13 века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то 14 век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода…
В отличие от византийского немого письма, рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.
Это особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»…
Какая-то неземная просветленность и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублева».
(И.Н. Заволоко)
«Эта икона («Святая Троица») изображает трех ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше – ясно, что это только символ трапезы, только намек на нее. Художник намеренно так упрощенно изобразил угощение Авраама: все внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молится, - столько в них умилительного , возвышенного и духовного.
В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок».
(Е. Шмурло)
Вопросы к документам.
- Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?
- В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?
Учитель ИЗО: Рублев создал новое искусство одухотворенное, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее. Отказываясь от аскетизма и суровости византийских образов, их отвлеченности, Андрей Рублев ощущал их античную основу и претворял ее в своем искусстве. Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. Живопись «подобно могущественной волшебнице увлекает нас на своих крыльях, благодаря самой музыке живописи, рождаемой расположением цветов и гармонией линии», - слова знаменитого французского художника Делакруа.
Учитель истории: Краски – это душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы, совершенно изменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью, так что русскую икону эпохи расцвета никогда не примешь за византийскую. Русский иконописец пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи. Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые. Самое ценное в изображении святых на иконах - их лики, а на ликах - глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые - они подлинное зеркало души святого.
«Ангел Златые Власа» - икона 12 века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молится.
Учитель ИЗО: Цвета имели определенный смысл. Это азбука живописи: красный – цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый – выражение юности, жизни; белый – причастность к высшему знанию; желтый – тепло и спокойствие; черный – печаль, сдержанность. Цвет передает мысль художника, его отношение к происходящему. Нежная яркость красок отличает русскую иконопись.
Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.
Именно такой предстаёт перед нами знаменитая «Троица», которая написана в 1420-х годах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (стр. 187 учебника).
Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.
Демонстрация презентации о творчестве Андрея Рублева.
Учитель истории: Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейший представитель московской школы живописи 15 – начала 16 века - знатный князь, ставший монахом - Дионисий, написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Для его работ характерен утонченный рисунок, изысканный и нежный цвет. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.
Сообщение обучающихся о творчестве иконописца Дионисия.
Беседа по вопросам урока:
- Объясните смысл эпиграфа урока.
- Какое значение имела икона для русского человека?
- Назовите характерные черты манеры живописи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
- Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи? Назовите ее особенности?
- Как вы думаете, почему именно 14-15 века стали временем расцвета русской иконописи?
Учитель ИЗО: Ребята, о чем мы говорили сегодня? Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством трёх великих иконописцев Руси, чьи творения до сих пор волнуют души людей. Манера письма у каждого мастера, цветовая гамма своеобразны. Вы также узнали о значении цвета, используемого в иконописи.
Практическое задание сегодняшнего урока заключается в том, что вам в парах необходимо создать композицию из различных оттенков цветной бумаги, присущих одному из художников-иконописцев, расположив их на формате определенным образом.
На выполнение практической работы отводится 20 минут. По окончании работы композиции сдаются и оцениваются учителем.
Завершив практическую работу, обучающиеся выполняют тест по теме урока.
Тестовые задания.
1 вариант
- Соедините стрелками имена современников:
Феофан Грек Иван 3
Андрей Рублев Дмитрий Донской
Дионисий Василий 1
Епифаний Премудрый
Василий 2
- Закончите предложения:
Перегородка с рядом икон и царскими вратами ………………………..
Часть храма, для совершения священнодействий, отделенная от верующих иконостасом ………………………………
За столом на иконе «Святая Троица» изображены три ……………..
Икона Богоматери, где дева Мария указывает свободной рукой на младенца Христа ……………
Век расцвета русской иконописи ……………..
3. Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
2 вариант
- Соедините стрелками имя автора и произведение
Феофан Грек «Святая Троица»
Андрей Рублев фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Дионисий «Спас Пантократор»
Иконостас Благовещенского собора
«Распятие Христа»
«Митрополит Алексий» (житийная икона)
- Закончите предложения:
Главные художественно оформленные двери в Иконостасе …………………..
Автор «Святой Троицы» ……………………………..
Изображение Богоматери в полный рост с поднятыми руками ………………..
На греческом изображение – это …………………
Великий иконописец знатного происхождения, автор иконы «Митрополит Алексий» и фресок Ферапонтова монастыря ………………
- Ответьте на один из вопросов:
Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
Учитель истории:
Сегодня вы узнали о таком элементе оформления православных храмов, как иконостас. Еще одно практическое задание сегодняшнего урока: составить иконостас из предложенных репродукций икон, расположив их в определенном порядке, который предусмотрен правилами.
На выполнение данного задания выделяется 5 минут.
Учитель ИЗО:
В подведении итогов сегодняшнего урока вам, ребята, предлагается составить синквейн на тему «Русская икона».
Ученики получают памятку с правилами написания синквейна. На выполнение задания отводится 5 минут.
Последние задания ( составление иконостаса и написание синквейна обучающиеся выполняют по выбору)
По окончании урока проводится итоговая рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики". Опыт обобщен на районном метод...
Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.
Калиева А. Т. в статье "Активизация познавательных и творческих способностей на уроках биологии" знакомит с одним из эффективных методов развития ребенка, позволяющего получить результат, - это ...
Практическая направленность через развитие познавательных и творческих способностей обучающихся
Методы и приемы, способствующие творческому развитию обучающихся...
семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"
quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...
Мастер-класс «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся через технологию проблемного диалога»
Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить учени...
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...